|
Развитие зрительного восприятия речи (чтение с губ)Неполноценное слуховое восприятие слабослышащего ребенка может быть с большим успехом дополнено так называемым чтением с губ, т. е. зрительным восприятием речи. Как толыко у ребенка обнаружен дефект слуха, необходимо воспитывать в нем стремление и навык смотреть в лицо говорящего. Для этого с ребенком следует говорить так, чтобы он одновременно и слушал и смотрел на движения губ. Каж-рый раз, обращаясь к ребенку, следует осторожно повернуть его лицо к себе и, показывая на свои губы, начать говорить. Ошибкой было бы думать, что, научившись зри- тельно воспринимать речь слабослышащий ребенок перестает прислушиваться к обращенной к нему речи. Подобная опасность была бы вероятной, если бы зрительное восприятие речи могло бы полностью заменить слух. Однако это не так. Чтение с губ используется при пониженном слухе только как дополнительное средство. При восприятии речи с помощью чтения с губ имеют место пробелы, которые так же, как и при неполноценном слуховом восприятии, приходится восполнять по смыслу путем догадки. Отнюдь не все элементы речи могут быть восприняты зрительно. Наиболее доступными зрительному восприятию оказываются гласные звуки и лишь некоторые в той или иной мере видимые согласные. Лучше других звуков видны, например, губные звуки п, б, м. Однако зрительно различить их между собой невозможно, так как внешне их артикуляция однородна. Видны звуки ф, в, но и их различать между собой чисто зрительно невозможно. Можно увидеть звуки: ш, ж, ч, щ; с, з, ц; т, д, н и к, г, х. Звуки, входящие в эти группы, также очень сходны по своему внешнему выражению, и различение звуков внутри этих групп почти невозможно. Таким образом, условия зрительного восприятия речи не настолько заманчивы, чтобы ребенок мог отказаться от своего хотя бы неполноценного слуха. Зато одновременное пользование обоим-и способами восприятия речи оказывается очень выгодным, так как различимые неполноценным слухом звуки группируются по-иному. Например, при пониженном слухе с трудом различаются между собой звуки п, т, к. Зато при зрительном различении эти звуки входят в разные группы, по-разному доступные такому различению: п относится к группе п, б, м; т относится к группе т, л, н; к относится к группе к, г, х. Вместе с тем, например, зрительно трудно различимые звуки т, д, н в подавляющем большинстве случаев различаются неполноценным слухом. Таким образом, слуховое и зрительное восприятие взаимно компенсируют свои пробелы. Как показывают наблюдения, по мере развития навыка чтения с губ ребенок приобретает возможность значительно лучше пользоваться своим слухом. Одновременное пользование слухом и зрением при хорошем понимании речи позволяет ребенку с большим успехом улавливать обращенные к нему слова. А чем больше слов он воспринимает, тем больший запас слов успевает накопить. Как уже упоминалось, при недостаточном слухе ребенок тем лучше пользуется своим слухом, чем большим запасом слов он располагает. То же самое относится и к чтению с губ. Чем лучше развита речь, тем больше возможностей пользоваться ею для речевого общения. Необходимы все же специальные тренировочные упражнения по овладению навыком чтения с губ. Очень важ-. но подвести ребенка к сознательному использованию сходЯ ных по артикуляции звуков. Подбирая слова, в состав, которых входят сходные звуки, можно обратить внимание на это сходство; так, слова папа, мама, баба невозможно отличить по их внешнему выражению, если они предъявлены вне контекста. Однако, если предъявить их в сочетании с другими словами, то их различение становится доступным. Фразы Папа ушел, Мама ушла будут правильно прочитаны с губ, если ребенок имеет представление о грамматических формах мужского и женского рода. Предложение Мама молодая, а баба старая ребенок также сможет правильно прочесть с губ, если ему уже известны прилагательные молодая и старая. Подбирая таким образом контекст, можно показать ребенку, какие существуют группы сходных звуков, и обратить его внимание на то, что по контексту можно различать их. Ребенку необходимо специально упражняться в узнавании слов при помощи контекста. Это необходимо как для совершенствования навыков чтения с губ, так и для развития слухового восприятия. Для развития догадки по смыслу высказывания при слуховом и зрительном восприятии речи необходимо разговаривать с ребенком в условиях подсказывающей ситуации. Простой пример такой ситуации: перед ребенком на столе разложены 3—4 картинки с изображением знакомых ему предметов. Названия этих предметов ребенок знает. Если называть эти картинки на расстоянии, превышающем слуховые возможности ребенка, он будет слышать знакомые слова, дополняя недослышанное по догадке. Если ребенок не догадался сам, то можно ему сначала назвать картинку на близком расстоянии, а затем, постепенно удаляясь от него, называть ее снова. В этих условиях ребенок будет улавливать сказанные ему слова. Глядя на разложенные перед ним картинки, он постарается по звуковому контуру узнать недослышанное слово. После нескольких повторений он сможет показать все названные ему картинки. Пользуясь этим приемом, можно организо-90 вать игру в лото, в процессе которой ребенок будет учиться слышать слова на расстоянии, несколько большем, чем обычное расстояние, на котором он воспринимает речь. Можно создавать подсказывающую ситуацию и другими способами, например, предупредить ребенка, что ему будут названы предметы, стоящие в комнате (шкаф, стол, стул, диван, лампа и т. п.) на большом расстоянии, причем ребенок должен смотреть вам в лицо и вслед за вами произносить те же слова, постепенно отдаляясь и поворачиваясь к вам спиной. Можно начать называть числа, и ребенок, который первые 2—3 числа расслышит на расстоянии 0,5 м, последующие числа услышит уже на расстоянии 2—3 м. Точно так же можно называть фрукты или овощи, дни недели (если ребенок их знает), перечислять игрушки, предметы одежды и т. п. Подобные упражнения проводятся не только для развития слухового восприятия, но и для развития навыка чтения с губ. Чтобы обеспечить тренировку обеих форм восприятия речи, следует использовать их попеременно. Полезны для развития зрительного и слухового восприятия речи беседы при помощи картинок. Для этого сначала используются картинки с элементарным, а впоследствии и с более сложным сюжетом. Посадив рядом с собой ученика, учитель начинает рассказывать, что изображено на картинке, что делают изображенные на картинке персонажи, при помощи каких инструментов (орудий). Подробно описываются признаки изображенных на картинке лиц и предметов. Рассказываемый учителем сюжет ребенок должен повторить, а если он не смог прочитать с губ и не расслышал слов, следует показать ему соответствующие предметы, действия и признаки предметов на картинке. Это поможет ребенку лучше понять сказанное. Рассказав таким образом, что изображено на картинке или сюжетной серии картинок, следует вместе с ребенком повторить рассказ, по возможности больше уже не пользуясь картинками. Если какое-либо слово оказалось особенно трудным для зрительного или слухового восприятия ребенка, то следует специально заняться этим словом и повторить его несколько раз, пока оно не станет восприниматься лучше. Вообще усваиваемый материал, рекомендуется повторять многократно, чтобы дать возможность ребенку привыкнуть и к его видимым проявлениям, и к его звучанию. неправильное употребление слов по значению и по грамматическим формам. Но сейчас мы используем эти образцы речи только для того, чтобы показать характерные дефекты произношения. В речи мальчика Вали К. и девочки Тани Б. мы наблюдали в одних случаях сохранный контур слов с дефектным произношением отдельных звуков, а в других — дефектное произношение звуков в сочетании с более гру. бым искажением контура слова. Так, например, Валя К. произносит тёвацька вместо девочка. В этом слове сохранен контур, сохранено соответствующее количество слогов и даже звуков. Оно произнесено с правильным ударением при правильном употреблении всех гласных звуков. Однако согласные звуки произносятся мальчиком неправильно: звонкий д заменен глухим т, а шипящий ч заменен свистящим ц. В словах капор (топор), карелка (тарелка) при полной сохранности общего контура слова звук т заменен звуком к. Даже в столь резко искаженных словах, как грягадя (борода), грабань (барабан), сульти (чулки), можно было уловить контур, напоминающий правильно произносимое слово. Значительно большее искажение наблюдается в таких словах, как ноти (ножницы), шот (щетка), капка (шкаф), где недостает звуков и даже слогов. Наряду с этим можно встретить в речи слабослышащих детей слова, которые содержат лишние звуки и слоги. Например, в речи Вали К. мы встречаем: крамвайн (трамвай), ляслит (ящик). В речи Тани Б. имеется слово питатя (писать). Такие ошибки больше всего искажают общий рисунок слова. Они обычно встречаются у детей с глубоким поражением слуховой функции. Особенно трудны для произношения слабослышащих детей те слова, в которых имеется стечение согласных, как, например, в словах гвозди, птичка, звезда, спички, перчатки. Мы специально останавливаемся на этих сложных словах, чтобы показать принцип выбора слов для первых шагов обучения ребенка. На первых этапах обучения ребенка не следует обучать словам, в которых есть стечение согласных. Рассмотрим произношение отдельных звуков в речи слабослышащих детей. Наиболее частыми недостатками произношения являются замещения звонких звуков (б, д, г, в, з, ж) глухими (п, т, к, ф, с, ш, х): вместо д произносится т (тевацька — девочка), вместо б — п (панчки — бантик), вместо г — к 94 iKyc — гусь). Нередко мы наблюдаем смешение свистящих с шипящими: вместо ш произносится с, вместо ж — з, вместо ч — ц, и наоборот. Дети говорят: В лишу (в лесу), куць (ключ), зук (жук), сапка (шапка). Нередко также смешение твердых и мягких звуков. Так, Валя К. употребил мягкий р вместо твердого в словах варёнь (ворона) и рюка (рука). Он же в слове крушка (хрюшка) произвел обратную замену, произнеся вместо мягкого рю твердое ру. Это показывает, что он умеет произносить и мягкий и твердый звук р, но точно не знает, какой именно звук необходим в слове хрюшка. Мы встречаем в речи слабослышащих детей также смешение некоторых смычных звуков (т — к; д — г). При этом наиболее характерно смешение глухого т с глухим к: капор (топор), питушот (петушок), и звонкого д со звонким г: двожу (гвоздь), напади (сапоги), грава (дрова). Наряду с этим для слабослышащих характерна замена щелевых звуков сиз смычными т и д: кардина (корзина), тиди (сиди), табира (собирает), питатя (писать). Очень важен для исправления произношения тот обычно наблюдаемый факт, что для слабослышащих детей более характерно смешение звуков, чем значительно реже встречающиеся постоянные замены одних звуков другими. Один и тот же ребенок может употребить т вместо к и наоборот. Так, Валя К. произносит капор (топор), карелка (тарелка), крамвайн или кравдайн (трамвай), заменяя т звуком к, и в то же время допускает прямо противоположную замену в словах сульти (чулки), машит (мячик), питушот (петушок) и т. п. Как видно из примеров, мальчик умеет произносить оба звука, но неправильно пользуется этим умением. Ту же самую мысль подтверждает и ряд других примеров. В речи Вали К. мы наблюдаем правильно произносимый звонкий звук д в слове дым и наряду с этим неправильное его произношение в слове тёвацька (девочка), где д заменяется глухим т, а также в слове грава (дрова), где д заменяется г. Отсутствие моторных затруднений для произношения звука д подтверждается также тем фактом, что мальчик произносит д в слове дилез (железо) вместо ж, в слове кардинка (корзинка) вместо з, в слове напади (сапоги) вместо г. Аналогично этому в слове панчки (бантик) он произносит ч вместо т и в то же время в словах клюша (ключ), машит (мячик) заменяет необходимый звук ч звуком ш, а в слове тёвацька (девочка) — звуком ц. Из этого следует, что неправильное произношение звуков слабослышащими детьми в большинстве случаев происходит отнюдь не по причине невозможности артикуляций, необходимых для овладения произношением того или иного согласного звука. Очевидно, единственной причиной нарушения звукового состава слова у слабослышащего ребенка является неполное и искаженное его восприятие. Встречающиеся у слабослышащих детей отклонения от нормальной артикуляции при произношении некоторых звуков объясняются недостаточностью слухового контроля, который слышащим детям помогает своевременно корригировать ошибки артикуляции. Искаженное произношение звуков не ограничивается, как мы видели, неправильным употреблением одних только согласных звуков. Здесь можно отметить, хотя и значительно более редкое, неправильное употребление гласных, как, например, угрушку (игрушку), бульё (белье), димака (бумага). Обычно эти замещения касаются тех гласных звуков, на которые не падает ударение. Именно поэтому даже при замещении гласных слово, искаженно произносимое слабослышащим учеником, как правило, сохраняет свой основной контур. Выпадение отдельных звуков в большинстве случаев наблюдается при стечении двух или нескольких согласных звуков, как, например, в словах па (спать), ниська (книжка), тирай (стирает). При глубоких нарушениях речи у слабослышащих детей можно наблюдать лишь ничтожные обрывки слов. В большинстве случаев эти обрывки состоят из тех частей слов, на которые падает ударение, как, например, пит (пишет), пись (спички), ноги (ножницы). Таким образом, можно установить следующие характерные для слабослышащих детей искажения при произношении слов: 1) Неправильное произношение звуков, чаще соглас 2) Выпадение отдельных звуков и частей слова. При этом наиболее характерно выпадение тех частей слова, на которые не падает ударение, а также выпадение тех согласных звуков, которые включены в сложное сочетание согласных. 3) Включение в слова лишних звуков и слогов. Однако ряд явлений в речи слабослышащих нельзя прямо объяснить только неполнотой слухового восприятия речи. При анализе недостатков произношения слабослышащего ребенка можно наблюдать случаи, когда лучше слышимые звуки больше искажаются, чем хуже слышимые. Например, звук ш, доступный слуховому восприятию на большем, по сравнению с другими согласными, расстоянии и воспринимаемый слабослышащими детьми чаще прочих согласных звуков, в произношении этих детей искажается больше других. То же касается и звука р, который часто неправильно произносится, несмотря на его относительно большую звучность. Это происходит по той причине, что для произношения звука р требуется сложная согласованность 12 мышц речевого аппарата. Примерно так же сложна артикуляция и звука ш. Вот почему даже нормально слышащие дети начинают правильно произносить звуки р и ш значительно позже других звуков. Тем более сложно овладение звуком р без достаточного слухового контроля. Вообще неправильно было бы думать, что слабослышащий ребенок плохо произносит только те звуки, которые он не может ясно и отчетливо расслышать. В речи слабослышащего ребенка часто встречаются неточности в произношении всех звуков, и это объясняется очень малой речевой практикой, очень незначительным опытом пользования речью. Из всего сказанного прежде всего следует, что развитие и уточнение произношения слабослышащих детей требует максимального использования их слуха в условиях усиленной громкости и отчетливости звучания обращенной к ним речи. Это может быть достигнуто при помощи звукоусиливающей аппаратуры. Если аппаратура отсутствует или недоступна ребенку, то следует произносить слова ближе к тому уху, которое лучше слышит, что обычно дает большой эффект. Говорящие с ребенком должны постоянно стремиться к более ясному, членораздельному прогова-риванию слов. Отчетливое и членораздельное произношение более доступно не только слуховому, но и зрительному восприятию, а сочетания этих двух видов восприятия речи составляют важнейшее условие развития произношения ребенка. 4-229 97 Мы должны, однако, предостеречь от чрезмерно растя нутого и скандированного (послогового) произношения ц разговоре с ребенком. Необходимо соблюдать естественный быстрый темп речи. Не следует переходить на орфографий ческое произношение, т. е. произносить слово по слогам так, как оно пишется, например со-ба-ка, в то время кам в нормальном устном произношении в слове собака имеет- ся ударение на слоге ба и в слоге со звук о приближается к а. Точно так же в устном произношении слова дорога слог до приближается к da и слог ро стоит под ударением; именно так его и следует произносить, говоря со слабой слышащим ребенком. Слабослышащий ребенок учится произносить слов» вслед за обучающим путем неоднократного прослушивания этого слова при одновременном зрительном восприятии его. Как это делается, покажем на примере обучения слову кошка. Показываете ребенку живую кошку или ее изо бражение на картинке. Приблизившись к ребенку на расстояние 0,5 м и поставив его лицом к себе, вы произносите медленно слово кошка. Ребенок повторяет за вами — кота. Вы повторяете слово кошка еще и еще раз, обращая внимание ребенка на ваши губы. Ребенок делает другие попытки, он говорит коса, кока и т. п. Путем протяжной произношения звука ш вы стараетесь показать, что между о и /с есть еще один звук. Ребенку не сразу удается произнести правильно ш, и он говорит коска. Тогда приходится оставить слово в таком виде, как оно было произнесено, до тех пор пока вы специально не научите ребенка правильно произносить звук ш. (О том, как поставить звук ш, мы расскажем позже.) Как мы видели выше, подавляющее большинство звуков слабослышащий ребенок умеет произносить, и его невнятное и неверное произношение — результат главным образом недостаточного овладения звуковым составом слова. Поэтому необходимо прежде всего позаботиться о том, чтобы ребенок правильно пользовался доступными ему звуками. С этой целью следует заучивать с ним звуковой состав тех слов, которые он произносит неправильно. Ha ряду с этим необходимо специально работать над произ- ношением отдельных звуков. Независимо от того, как ребенок произносит тот ил иной звук, следует проводить тренировочные упражнени, с каждым из имеющихся в языке звуков. Это делается и только с целью уточнения произношения, но и для того чтобы помочь ребенку разобраться в звуковом состав 98 нашей речи. Как мы видели выше, ребенок с неполноценным слухом неточно представляет себе звуки, с трудом их дифференцирует. Сознательное проговаривание звуков перед зеркалом в более благоприятных условиях слухового восприятия поможет ему не только научиться правильно произносить звуки, но и более дифференцированно их воспринимать. Очень важны в этом отношении слоговые упражнения. Произношение звуков в слогах, а не в целых словах дает возможность ребенку сознательно сравнивать одни звуки с другими. Обычно в слоговых упражнениях чередуются слоги, в которых различаются 2—3 разных звука. Например, вы поставили перед собой задачу тренировать ребенка в различении в слогах звуков тин. Вы даете ему упражнения та-на, та-та-та на-на-на та-на-та, на-та-на. При этом внимание ребенка сосредотачивается на двух звуках. Дальше можно усложнить упражнения, включив еще один гласный звук: та-та, на-но, та-но, то-то, но-но и т. п. Затем можно давать те же звуки в закрытых слогах: ат, ан, от, он, ат, от, ан; ат; ан; от; он и т. п. Такие упражнения не только закрепляют артикуляцию звуков, но и приводят к более четкому их различению (зрительно и при помощи слуха). Тренировку звуков начинают с гласных, а затем переходят к согласным. Упражнения можно сочетать с разными движениями, чтобы занятия носили характер игры и меньше утомляли ребенка. В процессе слоговых упражнении выясняется, какие звуки требуют особой работы. Занятия по произношению рекомендуется проводить сидя вместе с ребенком у зеркала, так чтобы он мог видеть в зеркале движение своих губ и сравнивать их с движением губ учителя. Однако некоторые дети с рассеянным вниманием у зеркала отвлекаются. В этом случае можно пользоваться маленьким ручным зеркалом, показывая ребенку движения его губ лишь в случае особой необходимости. Если у ребенка есть индивидуальный слуховой аппарат, то его следует использовать на занятиях. При проведении упражнений в произношении не ограничиваются тренировкой звуков, в них всегда включаются слова, содержащие соответствующие звуки. Поэтому желательно всегда иметь запас картинок с изображением предметов, относящихся к теме занятий. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|