|
Проведение систематических занятий по овладению словарем и грамматическим строем речиКроме описанной работы по накоплению запаса слов в речевой практике ребенка, необходимо организовать систематические занятия по овладению словарем и грамматическим строем языка. Это значит, что необходимы также занятия, в процессе которых ребенок в определенной системе постепенно усваивает все разнообразие средств высказывания: названия предметов, их признаков и действий, а также обозначения, выражающие отношения меж-ду предметами (временные, пространственные и т. п.) и наше отношение к предметам и явлениям действительности (оценки качеств, действий и т. п.). Как было уже указано, названия действий ребенок усваивает сначала в повелительной форме, еще до того, как он ими пользуется в собственных высказываниях: на- день, сними (пальто, валенки, шапку), открой, закрой (дверь, шкаф, ящик, форточку, коробку), ешь (суп, котлету), пей (молоко, чай, воду), рисуй и т. п. Все это ребенок реализует в действии и научается таким образом понимать слова, обозначающие действия. Далее необходимо научить ребенка самому называть наблюдаемые им действия, для чего полезно использовать картинки или реальные действия окружающих. При объяснении слов, обозначающих действия, следует показать ребенку сразу два, три действия, которые производятся разными лицами или животными (см. приложения), например: мальчик бежит, девочка бежит, собака бежит, кошка бежит, мальчик идет, тетя идет, дядя идет, мальчик прыгает, девочка прыгает и т. п. Рассматривая картинки, изображающие подобные действия, ребенок учится их описывать, усваивая первые двусловные предложения. Накопив некоторый запас таких предложений, ребенок может научиться отвечать на вопросы: Кто? Что делает? Чтобы обеспечить четкое понимание вопроса: Что делает?, ребенку следует показать ряд картинок, на которых одно и то же лицо выполняет разные действия. Рассматривая эти картинки, ребенок приучается отвечать на вопрос: Что делает? — Прыгает, рисует, бежит и т. п. Затем следует дать ребенку картинки, на которых разные лица выполняют одно и то же действие: мальчик идет, девочка идет, бабушка идет и т. п. Рассматривая эти картинки, ребенок научается отвечать на вопрос: Кто идет? Дальше следует вразбивку задавать ребенку вопросы: Кто пишет? Кто читает? Что делает? и т. п. Этим способом можно научить ребенка понимать разницу значений слов, обозначающих действия и названия предметов. Обучая ре-1 бенка названиям действий, сначала желательно употреблять глаголы только в настоящем времени, в единственном числе с окончаниями -ит, -ет. На эти окончания важно обратить внимание, требовать от ребенка четкого их произношения, а в дальнейшем при письме следует подчеркивать окончания и привлечь внимание ребенка к тому, что названия предметов, как правило, таких окончаний не имеют. Примерно тем же способом можно научить ребенка пользоваться словами, обозначающими признаки предметов. Легче всего дать ребенку понятия большой — малень- кий. Сначала ребенку показывают аналогичные предметы разной величины, как, например: большой и маленький мяч, большой и маленький дом, большой и маленький шар, большой и маленький шкаф. Рассматривая пары больших и маленьких предметов, ребенок усваивает слова большой и маленький. Необходимо, однако, сразу же учить ребенка правильно пользоваться этими словами при обозначении предметов женского рода: маленькая и большая сумка, коробка, корзинка, бутылка, картинка, кружка. Сразу же следует учить ребенка правильно произносить окончание -ая в сочетании прилагательного со словами женского рода. Впоследствии, когда дети будут пользоваться письменной речью, необходимо будет подчеркивать окончания прилагательного и связанного с ним существительного, как, например, большая коробка и т. п. Далее ребенка можно обучить названиям цвета: красный, желтый, белый, черный, зеленый, коричневый и т. п. Признаки предметов не сразу усваиваются слабослышащими детьми. Признак предмета очень тесно связан с предметом, и ребенок, который имеет маленький речевой опыт, с трудом усваивает тот факт, что признаки предмета имеют свои названия, отличные от названий предметов. Нередко в речи слабослышащих детей мы встречаемся с явлением смешения этих понятий. Слабослышащие дети иногда говорят: флаг вместо красный, лимон вместо кислый, соль вместо соленый и т. п. Чтобы избежать подобных ошибок, следует сначала показать ряд аналогичных предметов разного цвета, как, например: разноцветные карандаши, разноцветные шарики, кубики и т. п., а затем дать разные предметы одного цвета: красный карандаш, красную палочку, красную коробку, красный кубик и т. п. Чтобы научить ребенка понимать названия цвета, можно говорить ему: Покажи красный карандаш. Дай красный карандаш. Положи красный карандаш. А затем: Покажи зеленый карандаш. Покажи желтый карандаш. Возьми черный карандаш и т. п. Неплохо также устроить игру в лото с картинками, на которых изображены предметы разного цвета. Можно предлагать ребенку рисовать разными карандашами, выполняя задания в ответ на требование обучающего: Рисуй красным карандашом. Рисуй зеленым карандашом и т. п. Неплохо предлагать ребенку раскладывать разные карандаши в разные места, например: Положи красный карандаш на окно. Положи зеленый карандаш на стол. По- ложи желтый карандаш в коробку. Положи черный карандаш в сумку и т. п. Таким способом ребенок научится понимать слова, обозначающие названия признаков предмета. Однако ребенка следует также учить произносить эти слова. Для этой цели можно предложить ребенку в игре обращаться к обучающему его лицу с теми требованиями, которые он только что сам выполнял. Он может обратиться к вам со словами: Возьми карандаш. Покажи желтый карандаш, и вы будете выполнять его поручения. Но этого недостаточно. Для того чтобы он еще более сознательно пользовался названиями цвета, необходимо включить в его речевой запас вопросы какой? и какая?. Разложив перед ребенком разноцветные предметы, следует обращаться к нему с вопросами: Какой это карандаш? Какая это бумага? Ребенок должен научиться отвечать одним словом: красный, белая и т. п. Здесь вновь следует отнестись особенно внимательно к окончаниям -ый и -ая. Впоследствии, когда ребенок научится писать, можно будет его научить пользоваться также и окончаниями -ий, -яя (синий, синяя). Работая с ребенком над названиями признаков предметов, необходимо будет обучать его и обозначениям длины (длинный —короткий), ширины (широкий — узкий), высоты (высокий — низкий), толщины (толстый — тонкий), глубины (глубокий — мелкий), веса (тяжелый — легкий). Все эти названия могут быть усвоены ребенком в условиях описанного выше наглядного сопоставления предметов. На более позднем этапе обучения ребенок сможет усвоить признаки предметов по их материалу: деревянный, стеклянный и т. п. Эти слова можно также (усвоить путем сопоставления предметов. Однако здесь необходимо будет показать связь между названием материала и соответствующим прилагательным: дерево — деревянный, стекло — стеклянный и т. п. Понятие о материалах ребенок усваивает в более старшем возрасте. Здесь важно заметить, что не все перечисленные выше признаки предметов должны быть сообщены ребенку сразу. Ребенок должен усвоить их постепенно, по мере накопления других слов. В дальнейшем с ним придется еще немало поработать над, такими признаками, которые не могут быть наглядно продемонстрированы, так как они носят более отвлеченный характер. Например, имена прилагательные злой, веселый, печальный, интересный и мн. др. усваиваются в процессе беседы или чтения рассказов. Однако и в этом случае необходимо создавать специальные условия, подбирая несколько разных словосочетаний для каждого из этих слов (интересная книга, картина, интересный фильм, рассказ и т. п.). На первоначальном этапе обучения ребенок уже узнал о том, что существуют слова, обозначающие качества и признаки предметов, что они отвечают на вопросы какой? какая? и оканчиваются на -ий, -ый, -ая, -яя и т. п. При пояснении отвлеченных прилагательных можно пользоваться этими вопросами, чтобы помочь ребенку отличать эти слова от слов с другим значением (от названий предметов, действий и т. п.). Таким способом удается помочь ребенку накопить запас слов в пределах трех основных языковых категорий. Проводя специальную работу по накоплению словаря, следует постоянно иметь в виду, что одновременно с этим, слабослышащий ребенок приобретает значительное количество слов. Эти слова, как правило, он не только неправильно произносит, но и неточно понимает. Одни слова понимаются в чрезмерно широком значении, а другие, наоборот, в слишком узком значении. Приведем примеры неправильного употребления слов слабослышащими детьми: Увидели вместо смотрели: Мальчики увидели на волка. Наливали вместо насыпали: Миша и Нина наливали ягоды в корзинки. Налили вместо насыпали: Они налили ягоды в корзинку. Пролила вместо просыпала: Девочка пролила ягоды. Поставили вместо повесили: Девочка снимала платье и поставила на весло наверху. Рука вместо показывает: Мальчик рука сказала упала ягоды в реки. Рука вместо лепит бабу: Петя, Саша рука снегом большой. Ловит вместо отнимает: Мальчик ловит куклу собака. Спасибо вместо поблагодарила: Ребята дали мама ягоды на тарелку. Мама спасибо и дети дали ягоды девочку. Девочка очень рада. Девочка спасибо дети. Напал вместо отнял: Вова напал кукла. Напал вместо схватил: Собака напал куклу. Ловит вместо хватает: Собака ловит на куклу. Спросила вместо сказали, говорили, рассказали: Дети спросили у маму. Мама спросила у девочку. Девочка спросил и девочка чуть упал и ягодка упал на реку. Найти вместо искать: Лисица пошла найти лису. Бревно вместо весло: Упало бревно в воде. Дружба вместо друзья: Дети хорошие дружба. Счастье вместо счастлив: Лисенка была счастье. Спасение вместо спасти (спасла): Орел прилетел и стал сидеть. Но спасение рысь пошла и увидел орел, но не успел орел схватить лису, но спасение рысь. Спор вместо дрались, спорили: Ворона и лисенок спор. Меня вместо ее: Мама не ругала меня. Галя не сказала маме, потому что мама не наказать. Мой вместо его: Лисенка искал, где мой семьи. Твой вместо свой: Лиса искать твой родной лисенка. Мой вместо свой: Потом лиса нашла мой родной лисенка. Приведенные примеры показывают, что слабослышащие дети замещают одно слово другим не бессмысленно. Смысловая близость слов, замещающих одно другое, не оставляет никаких сомнений. Даже в столь неожиданной замене, как рука вместо лепить бабу или вместо сыпать крошки, легко улавливается смысловая связь. В самом деле, ведь в реальной ситуации бабу лепят и сыплют крошки руками. Вместе с тем все приведенные выше замещения слов говорят о том, что слабослышащие дети часто используют слова не в том значении, в каком они употребляются в нашей обычной речи. Употребляемые ими слова еще не имеют для них точных обобщенных значений, характерных для слов, включенных в языковую систему. Эти дети чаще всего отражают лишь самые общие признаки обозначаемых явлений, примером чего могут служить замены словом ловит других слов (см. с. 73): один ребенок словом ловит заменяет слово отнимает, другой — тем же словом заменяет слово хватает (Собака ловит на куклу. Мальчик ловит куклу собака). Это происходит потому, что для них пока существует лишь внешний наглядный образ (схватывание предмета), содержащийся в слове ловит, и не существует еще точного значения этого слова (схваты- вания движущегося предмета), отличающегося от значения слова, которым обозначают ситуацию, когда мальчик отнимает куклу, схваченную собакой. При ограниченной речевой практике близкие по смыслу слова могут в речи детей неправомерно заменять др) друга. Приведенные выше примеры показывают, что слабослышащие дети при употреблении слова пользуются ег более общим и расплывчатым значением. Очень часто mi видим, что употребленное слово, соответствующее конкрет ному понятию, скрывает за собой что-то более общее пс сравнению с тем, что этим словом называют. Например употребляя конкретное название градусник, ребенок име ет в виду обозначить им гораздо более отвлеченное понятие холодно, мороз. Понятие липа заменяет более общее понятие дерево и т. п. Одновременно с этим другие случа* ошибочного употребления слов показывают, что словами,
обозначающими общие понятия, ребенок может называть менее общие, — например, отвлеченное понятие зима может заменять более конкретное понятие снег (дети говорят: На улице зима мало). При недоразвитии речи отсутствие в словарном запасе слов, служащих для описания различных моментов определенной группы явлений, приводит к невозможности четко выделить те понятия, какие соответствуют отсутствующим словам. В то же время и известные ребенку слова не могут обладать достаточно ясным и определенным значением. Если ребенок не располагает словами, с которыми можно было бы сравнить значение того или иного слова, то у него нет возможности полностью отграничить и понять значение даже известных слов. Очень часто мы наблюдаем случаи, когда ребенок, не располагающий необходимыми ему названиями предметов, указывает лишь на отдельный их признак. Так, например, не зная слова дедушка, он пользуется вместо этого слова названием характерного признака старика — грягадя (борода). Не имея в своем речевом запасе слова цепь, ребенок называет материал, из которого сделан этот предмет, — дилез (железо) и т. п. Наряду с этим в словаре слабослышащего ребенка название части предмета нередко замещается названием целого. Примером этого служит чрезвычайно распространенная у слабослышащих детей замена слова кран словом водопровод. Наиболее характерными и частыми замещениями являются случаи, когда вместо нужного предмета называется другой предмет, в жизни связанный с данным. Например, некоторые слабослышащие дети кисточку называют клей или краски, умывальник-— ведро или вода. В качестве другой характерной замены одного слова другим следует отметить случаи, когда вместо названия предмета обозначается целая ситуация, с которой может быть связан данный предмет. Такова, например, замена слова марка словом почта, вместо слова лекарство ребенок говорит голова болит и т. п. Очень часто, не имея в своем запасе необходимого слова, слабослышащий ребенок заменяет нужное ему слово названием других предметов, сходных по своему назначению. Крючок (дверной) называют словами замок, ключ, цепочка. Кисточку называют словом ручка и т. п. Иногда слабослышащие дети название одного предмета заменяют названием другого, внешне сходного с первым..аковы, например, замены слова кисточка словами метла, 75 ручка, щеточка, слова лифчик словами жилетка, майка, сарафан, передник. Очень характерный способ замещений слов в речи слабослышащих детей — употребление названия действия вместо слова, обозначающего предмет, и, наоборот, название предмета вместо слова, обозначающего действие. Так, слабослышащий ребенок, описывая картинку, где изображен мальчик, поливающий цветы, говорит: Мальчик воды титы (цветы.), т. е. вместо названия действия поливает ребенок употребляет название предмета воды. В другом случае ребенок вместо рисует говорит карандаш (Мальчик карандаш). У слабослышащих детей с более развитой речью можно наблюдать попытку заменить отсутствующие в их запасе слова перифразой. Таковы, например, замены слова крючок словами дверь запирата, закрыть на ключ, слова умывальник словами там вода и т. п. В реальной обстановке беседы описанные замены в большинстве случаев не кажутся неожиданными. Обычно лица, находящиеся в постоянном общении со слабослышащим ребенком, сравнительно легко понимают его, несмотря на необычное употребление слов. Эта возможность общения — результат того, что ребенок вполне осмысленно употребляет одни слова взамен других. Чем меньше запас слов, тем, естественно, менее удачны допускаемые слабослышащим ребенком замены. Чем больше запас слов, тем больше подходят по смыслу те слова, которыми он пользуется для замены. Так, дети с более развитой речью вместо термометр (употребляли слова температура, градусов и т. п., в то время как дети с менее развитой речью обозначали тот же предмет словами заболела или аптека болит. (Напоминаем, что как те, так и другие замещения были всегда совершенно осмысленными и оправданными в затруднительных условиях общения слабослышащего ребенка с окружающими.) В приведенных примерах не исчерпаны все замещения, наблюдаемые в речи слабослышащих детей. Здесь приведены наиболее типичные из них, и все они подчиняются единому принципу: всякий раз замещение происходит внутри определенной смысловой группы. Во всех наблюдаемых заменах с бесспорной отчетливостью выступает связь явлений, которая заставляет слабослышащего ребенка, обладающего ограниченным запасом слов, делать такие замены. Развитие понятий и уточнение значений слова проис- 76 ходит у ребенка по мере накопления словарного запаса. Например, ребенок, который вместо слова писать употребил слово карандаш, не станет так делать, как только он узнает, что для обозначения упомянутого действия существует слово писать. С этого времени не только увеличится число известных ребенку слов, но и уточнится его понимание значения слова карандаш. Для ребенка станет ясным, что карандаш представляет только название предмета, а не того действия, которое производят с его помощью. Как развивать понимание значений слов Приведенные данные об особенностях понимания значений слов слабослышащими детьми подсказывают нам способы исправления их ошибок. Мы видим, что слова, которые замещают друг друга, всегда относятся к определенной смысловой группе. Для того чтобы научить ребенка точнее пользоваться словом, необходимо группировать слова по смыслу так, чтобы можно было сопоставить одни с другими. Так, слабослышащие дети смешивают названия предметов с названиями действий. Чтобы исправить такую ошибку, очевидно, необходимо дать ребенку названия и предмета и соответствующего действия одновременно. Например, можно одновременно дать ребенку слова карандаш, ручка, пишет и тут же составить предложения: Вова пишет. У Вовы карандаш, у мамы ручка. То же самое можно сделать со словами пила — пилит, топор — рубит, лопата — копает, иголка — шьет, книга — читает, каша — ест, нож — режет, стул —сидит и т. п.: Это пила. Это топор. Дядя пилит дрова. Дядя рубит дрова. Дядя пилит доску и т. п. Это лопата. У дяди лопата. Дядя копает землю лопатой. Что это? Это лопата. Это топор. И т. п. Мама шьет. У мамы иголка и нитки. Иголка толстая. А это иголка тонкая. Вова, дай мне иголку. Саша шьет. Что делает Саша? Мальчик читает книгу. Мама читает книгу. Книга упала. Возьми книгу. Вова умеет читать. Вова читает. Что делает Вова? Саша ест кашу. Каша сладкая. Вова >вст суп и кашу. Вова ест хлеб. Вова ест яблоко. И т. п. Вова, -ешь кашу. Ешь суп. Возьми нож. Режь хлеб. Саша режет хлеб. Возьми ножницы. Режь бумагу ножницами. Режь бумагу ножом. И т. п. Это стул. Мальчик сидит на стуле. Девочка сидит на диване. Мама сидит на скамейке. Саша, сядь. Саша сидит. Саша, сиди на стуле. А мама сидит на скамейке. Кукла 77 сидит на скамейке. Кукла сидит на табуретке. Вова сидит, а Саша стоит. И т. п. Что это? Это стул. Это скамейка. Это табуретка. При объяснении слов необходимо постоянно пользоваться наглядными средствами. Чтобы пояснить слово, обозначающее действие, следует самому продемонстрировать его или показать картину, на которой изображено данное действие. Однако всегда надо помнить, что наглядный показ одного предмета или одного действия не делает ребенку достаточно понятными ваши объяснения. Так, если вы хотите объяснить ребенку слово яблоко, то следует яблоко показать ребенку. Но этого еще недостаточно. После подобного показа ребенок сможет называть словом яблоко и грушу, и арбуз, и другие фрукты, внешне сходные с яблоком. Это значит, что, объясняя слово яблоко, необходимо показать и другие фрукты и дать их названия (груша, арбуз, слива и т. д.). Это поможет ребенку не только узнать названия других фруктов, но и правильнее понять слово яблоко. Как мы уже упоминали, слабослышащие дети часто вместо названия предмета называют один его признак, например: вместо лимон — кислый, вместо флаг — красный, вместо гиря — тяжелый и т. п. Это вынуждает нас сообщать детям по возможности одновременно название предмета и его признак. Однако не следует давать эти слова в одном словосочетании. Если, например, дать ребенку словосочетание лимон кислый, то он может не понять, к чему относится каждое из этих слов. Значит, необходимо на этом же занятии привести еще примеры, в которых упоминаются признаки вкусовые: лимон кислый, сахар сладкий, уксус кислый, мед сладкий, яблоко сладкое, яблоко кислое, компот сладкий. У Вовы компот кис~ лый. Вова прибавил сахару. Теперь компот сладкий. Чай сладкий. Мама положила лимон в чай. Теперь чай кислый. Вова посыпал лимон сахаром. Теперь лимон сладкий. Вишня кислая. Малина сладкая и т. п. Таким образом на занятиях создаются условия для сопоставления одних слов с другими и тем самым (уточняются значения слов и вырабатывается правильное употребление названий их качеств. Как мы уже упоминали, для вычленения названия признака предмета следует обратиться к вопросам какой? какая? какое? и тем самым еще основательнее закрепить представление о названиях признаков в отличие от названий предметов. Вы спрашиваете у ребенка: Какой у тебя карандаш? Какой у меня карандаш? Какая ручка у папы? Какая ручка лежит на столе? Какой у тебя чай? Какой чай ты пьешь? Положи сахар в чай. Какой чай у тебя теперь? Мы видели выше, что слабослышащие дети смешивают слова, сходные по значению. Они, например, говорили вместо платье — юбка, сарафан, пальто, вместо ботинки — туфли, сапоги, кеды, галоши. Это значит, что при изучении названия какого-либо предмета одежды или обуви необходимо сразу давать название группы предметов, чтобы по возможности избежать смешений слов. Можно рекомендовать разнообразные группы слов, связанных между собой смысловым образом, как например: мебель, одежда, овощи, фрукты, учебные вещи, части тела, инструменты. Внутри каждой из этих групп можно изучать слова, обозначающие предметы, действия, качества предметов и т. п. Для такого изучения названий предметов хорошо использовать сюжетные картинки, которые можно описывать не только целиком (давать название картинке), но и находить на них отдельные предметы и действия, названия которых особенно необходимы ребенку в общении. Для выбора тем по развитию речи (сезонные явления, семья, город, улица, животные: дикие и домашние, птицы, сад, огород, овощи, лес, продукты питания и т. д.) можно пользоваться программой для школы слабослышащих. Изучение этих тем окажется продуктивным, если вам удастся подобрать для ребенка нужный материал и если вы будете предъявлять предметы и действия для их сопоставления и сравнения. Как научить обозначению качества действий Обучая слабослышащего ребенка речи, важно объяснить ему и помочь запомнить также слова, которые определяют качество действия, например: громко — тихо, быстро — медленно. Лучше всего, воспользовавшись подходящим случаем, на занятиях по произношению и слуховому восприятию объяснить ребенку слова громко, тихо: Саша говорит громко. Маша говорит тихо. А теперь Нина говорит громко (все это надо показывать в реальном действии). Вова ходит быстро, а Саша ходит медленно. Маша пишет быстро, а Саша пишет медленно. Петушок громко поет кукареку. Я слышу петушка. Я плохо слышу воробья. Он чирикает очень тихо. Кто еще поет громко? Соловей поет громко? Кошка мяукает громко «мяу-мяу». Я слышу кошку. Собака лает громко. Вдруг собака испугалась. Собака стала лаять 'тихо. Собака бежит ва белочкой и лает очень тихо. Как лает собака? Как поет петушок? Как мяукает кошка? Как мычит корова? И далее следует показать ребенку, что на вопрос можно отвечать и другими словами: Саша пишет хорошо, Вова пишет плохо (показать, сравнить тетради). Саша пишет чисто, красиво. Как Саша пишет? Саша пишет красиво, правильно, без ошибок. Саша хорошо рисует. Как Саша пишет и рисует? Маша хорошо рисует. Саша подметает чисто. Саша сметает пыль. Как Саша убирает класс? Саша хорошо убирает класс. Как теперь в классе? В классе чисто. В классе тепло, а на улице холодно. Как на улице? Как в классе? Саша надел пальто и теплую шапку. Как Саша оделся? Саша оделся тепло. Таким образом мы пришли к новому значению вопроса как?: Как сегодня на улице? Пасмурно. Холодно. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|