Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проведение систематических занятий по овладению словарем и грамматическим строем речи





Кроме описанной работы по накоплению запаса слов в речевой практике ребенка, необходимо организовать си­стематические занятия по овладению словарем и грамма­тическим строем языка. Это значит, что необходимы так­же занятия, в процессе которых ребенок в определенной системе постепенно усваивает все разнообразие средств высказывания: названия предметов, их признаков и дей­ствий, а также обозначения, выражающие отношения меж-ду предметами (временные, пространственные и т. п.) и наше отношение к предметам и явлениям действительности (оценки качеств, действий и т. п.).


Как было уже указано, названия действий ребенок усваивает сначала в повелительной форме, еще до того, как он ими пользуется в собственных высказываниях: на-день, сними (пальто, валенки, шапку), открой, закрой (дверь, шкаф, ящик, форточку, коробку), ешь (суп, котле­ту), пей (молоко, чай, воду), рисуй и т. п. Все это ребенок реализует в действии и научается таким образом понимать слова, обозначающие действия.

Далее необходимо научить ребенка самому называть наблюдаемые им действия, для чего полезно использовать картинки или реальные действия окружающих. При объ­яснении слов, обозначающих действия, следует показать ребенку сразу два, три действия, которые производятся разными лицами или животными (см. приложения), напри­мер: мальчик бежит, девочка бежит, собака бежит, кошка бежит, мальчик идет, тетя идет, дядя идет, мальчик пры­гает, девочка прыгает и т. п. Рассматривая картинки, изо­бражающие подобные действия, ребенок учится их описы­вать, усваивая первые двусловные предложения.

Накопив некоторый запас таких предложений, ребенок может научиться отвечать на вопросы: Кто? Что делает? Чтобы обеспечить четкое понимание вопроса: Что делает?, ребенку следует показать ряд картинок, на которых одно и то же лицо выполняет разные действия. Рассматривая эти картинки, ребенок приучается отвечать на вопрос: Что делает? Прыгает, рисует, бежит и т. п.



Затем следует дать ребенку картинки, на которых раз­ные лица выполняют одно и то же действие: мальчик идет, девочка идет, бабушка идет и т. п. Рассматривая эти кар­тинки, ребенок научается отвечать на вопрос: Кто идет? Дальше следует вразбивку задавать ребенку вопросы: Кто пишет? Кто читает? Что делает? и т. п. Этим способом мож­но научить ребенка понимать разницу значений слов, обо­значающих действия и названия предметов. Обучая ре-1 бенка названиям действий, сначала желательно упо­треблять глаголы только в настоящем времени, в единст­венном числе с окончаниями -ит, -ет. На эти окончания важно обратить внимание, требовать от ребенка четкого их произношения, а в дальнейшем при письме следует под­черкивать окончания и привлечь внимание ребенка к то­му, что названия предметов, как правило, таких оконча­ний не имеют.

Примерно тем же способом можно научить ребенка пользоваться словами, обозначающими признаки предме­тов. Легче всего дать ребенку понятия большой малень-


кий. Сначала ребенку показывают аналогичные предметы разной величины, как, например: большой и маленький мяч, большой и маленький дом, большой и маленький шар, большой и маленький шкаф.

Рассматривая пары больших и маленьких предметов, ребенок усваивает слова большой и маленький. Необходи­мо, однако, сразу же учить ребенка правильно пользо­ваться этими словами при обозначении предметов жен­ского рода: маленькая и большая сумка, коробка, корзин­ка, бутылка, картинка, кружка. Сразу же следует учить ребенка правильно произносить окончание -ая в сочетании прилагательного со словами женского рода. Впоследствии, когда дети будут пользоваться письменной речью, необхо­димо будет подчеркивать окончания прилагательного и связанного с ним существительного, как, например, боль­шая коробка и т. п. Далее ребенка можно обучить назва­ниям цвета: красный, желтый, белый, черный, зеленый, коричневый и т. п.

Признаки предметов не сразу усваиваются слабослы­шащими детьми. Признак предмета очень тесно связан с предметом, и ребенок, который имеет маленький речевой опыт, с трудом усваивает тот факт, что признаки предме­та имеют свои названия, отличные от названий предметов. Нередко в речи слабослышащих детей мы встречаемся с явлением смешения этих понятий. Слабослышащие дети иногда говорят: флаг вместо красный, лимон вместо кис­лый, соль вместо соленый и т. п. Чтобы избежать подобных ошибок, следует сначала показать ряд аналогичных пред­метов разного цвета, как, например: разноцветные каран­даши, разноцветные шарики, кубики и т. п., а затем дать разные предметы одного цвета: красный карандаш, крас­ную палочку, красную коробку, красный кубик и т. п.

Чтобы научить ребенка понимать названия цвета, мож­но говорить ему: Покажи красный карандаш. Дай красный карандаш. Положи красный карандаш. А затем: Покажи зеленый карандаш. Покажи желтый карандаш. Возьми черный карандаш и т. п.

Неплохо также устроить игру в лото с картинками, на которых изображены предметы разного цвета. Можно предлагать ребенку рисовать разными карандашами, вы­полняя задания в ответ на требование обучающего: Рисуй красным карандашом. Рисуй зеленым карандашом и т. п.

Неплохо предлагать ребенку раскладывать разные ка­рандаши в разные места, например: Положи красный ка­рандаш на окно. Положи зеленый карандаш на стол. По-


ложи желтый карандаш в коробку. Положи черный каран­даш в сумку и т. п. Таким способом ребенок научится понимать слова, обозначающие названия признаков пред­мета.

Однако ребенка следует также учить произносить эти слова. Для этой цели можно предложить ребенку в игре обращаться к обучающему его лицу с теми требованиями, которые он только что сам выполнял. Он может обратить­ся к вам со словами: Возьми карандаш. Покажи желтый карандаш, и вы будете выполнять его поручения. Но этого недостаточно. Для того чтобы он еще более сознательно пользовался названиями цвета, необходимо включить в его речевой запас вопросы какой? и какая?. Разложив перед ребенком разноцветные предметы, следует обращаться к нему с вопросами: Какой это карандаш? Какая это бума­га? Ребенок должен научиться отвечать одним словом: красный, белая и т. п. Здесь вновь следует отнестись осо­бенно внимательно к окончаниям -ый и -ая.

Впоследствии, когда ребенок научится писать, можно будет его научить пользоваться также и окончаниями -ий, -яя (синий, синяя).

Работая с ребенком над названиями признаков предме­тов, необходимо будет обучать его и обозначениям длины (длинный —короткий), ширины (широкий узкий), высо­ты (высокий низкий), толщины (толстый тонкий), глу­бины (глубокий мелкий), веса (тяжелый легкий). Все эти названия могут быть усвоены ребенком в условиях описанного выше наглядного сопоставления предметов.

На более позднем этапе обучения ребенок сможет ус­воить признаки предметов по их материалу: деревянный, стеклянный и т. п. Эти слова можно также (усвоить путем сопоставления предметов. Однако здесь необходимо будет показать связь между названием материала и соответ­ствующим прилагательным: дерево деревянный, стек­ло стеклянный и т. п. Понятие о материалах ребенок усваивает в более старшем возрасте. Здесь важно заме­тить, что не все перечисленные выше признаки предметов должны быть сообщены ребенку сразу. Ребенок должен усвоить их постепенно, по мере накопления других слов. В дальнейшем с ним придется еще немало поработать над, такими признаками, которые не могут быть наглядно продемонстрированы, так как они носят более отвлеченный характер. Например, имена прилагательные злой, веселый, печальный, интересный и мн. др. усваиваются в процессе беседы или чтения рассказов. Однако и в этом случае


необходимо создавать специальные условия, подбирая не­сколько разных словосочетаний для каждого из этих слов (интересная книга, картина, интересный фильм, рассказ и т. п.).

На первоначальном этапе обучения ребенок уже узнал о том, что существуют слова, обозначающие качества и признаки предметов, что они отвечают на вопросы какой? какая? и оканчиваются на -ий, -ый, -ая, -яя и т. п. При пояснении отвлеченных прилагательных можно пользо­ваться этими вопросами, чтобы помочь ребенку отличать эти слова от слов с другим значением (от названий пред­метов, действий и т. п.).

Таким способом удается помочь ребенку накопить за­пас слов в пределах трех основных языковых категорий.

Проводя специальную работу по накоплению словаря, следует постоянно иметь в виду, что одновременно с этим, слабослышащий ребенок приобретает значительное коли­чество слов. Эти слова, как правило, он не только непра­вильно произносит, но и неточно понимает. Одни слова понимаются в чрезмерно широком значении, а другие, наоборот, в слишком узком значении.

Приведем примеры неправильного употребления слов слабослышащими детьми:

Увидели вместо смотрели: Мальчики увидели на волка.

Наливали вместо насыпали: Миша и Нина наливали ягоды в корзинки.

Налили вместо насыпали: Они налили ягоды в корзинку.

Пролила вместо просыпала: Девочка пролила ягоды.

Поставили вместо повесили: Девочка снимала платье и поставила на

весло наверху.

Рука вместо показывает: Мальчик рука сказала упала ягоды в реки.

Рука вместо лепит бабу: Петя, Саша рука снегом большой.

Ловит вместо отнимает: Мальчик ловит куклу собака.

Спасибо вместо поблагодарила: Ребята дали мама ягоды на тарелку.

Мама спасибо и дети дали ягоды девочку. Девочка очень рада. Девочка спасибо дети.

Напал вместо отнял: Вова напал кукла.

Напал вместо схватил: Собака напал куклу.

Ловит вместо хватает: Собака ловит на куклу.

Спросила вместо сказали, говорили, рассказали: Дети спросили у маму.

Мама спросила у девочку. Девочка спросил и девочка чуть упал и

ягодка упал на реку.

Найти вместо искать: Лисица пошла найти лису.

Бревно вместо весло: Упало бревно в воде.

Дружба вместо друзья: Дети хорошие дружба.

Счастье вместо счастлив: Лисенка была счастье.

Спасение вместо спасти (спасла): Орел прилетел и стал сидеть. Но

спасение рысь пошла и увидел орел, но не успел орел схватить лису,

но спасение рысь.


Спор вместо дрались, спорили: Ворона и лисенок спор.

Меня вместо ее: Мама не ругала меня. Галя не сказала маме, потому

что мама не наказать.

Мой вместо его: Лисенка искал, где мой семьи.

Твой вместо свой: Лиса искать твой родной лисенка.

Мой вместо свой: Потом лиса нашла мой родной лисенка.

Приведенные примеры показывают, что слабослыша­щие дети замещают одно слово другим не бессмысленно. Смысловая близость слов, замещающих одно другое, не оставляет никаких сомнений. Даже в столь неожиданной замене, как рука вместо лепить бабу или вместо сыпать крошки, легко улавливается смысловая связь. В самом деле, ведь в реальной ситуации бабу лепят и сыплют крошки руками.

Вместе с тем все приведенные выше замещения слов говорят о том, что слабослышащие дети часто использу­ют слова не в том значении, в каком они употребляются в нашей обычной речи. Употребляемые ими слова еще не имеют для них точных обобщенных значений, характерных для слов, включенных в языковую систему. Эти дети ча­ще всего отражают лишь самые общие признаки обозна­чаемых явлений, примером чего могут служить замены словом ловит других слов (см. с. 73): один ребенок словом ловит заменяет слово отнимает, другой — тем же словом заменяет слово хватает (Собака ловит на куклу. Мальчик ловит куклу собака). Это происходит потому, что для них пока существует лишь внешний наглядный образ (схватывание предмета), содержащийся в слове ловит, и не существует еще точного значения этого слова (схваты-вания движущегося предмета), отличающегося от зна­чения слова, которым обозначают ситуацию, когда маль­чик отнимает куклу, схваченную собакой.

При ограниченной речевой практике близкие по смыс­лу слова могут в речи детей неправомерно заменять др) друга. Приведенные выше примеры показывают, что сла­бослышащие дети при употреблении слова пользуются ег более общим и расплывчатым значением. Очень часто mi видим, что употребленное слово, соответствующее конкрет ному понятию, скрывает за собой что-то более общее пс сравнению с тем, что этим словом называют. Например употребляя конкретное название градусник, ребенок име ет в виду обозначить им гораздо более отвлеченное поня­тие холодно, мороз. Понятие липа заменяет более общее понятие дерево и т. п. Одновременно с этим другие случа* ошибочного употребления слов показывают, что словами,


 

обозначающими общие понятия, ребенок может называть менее общие, — например, отвлеченное понятие зима может заменять более конкретное понятие снег (дети говорят: На улице зима мало).

При недоразвитии речи отсутствие в словарном запа­се слов, служащих для описания различных моментов оп­ределенной группы явлений, приводит к невозможности четко выделить те понятия, какие соответствуют отсутству­ющим словам. В то же время и известные ребенку слова не могут обладать достаточно ясным и определенным значением. Если ребенок не располагает словами, с кото­рыми можно было бы сравнить значение того или иного слова, то у него нет возможности полностью отграничить и понять значение даже известных слов. Очень часто мы наблюдаем случаи, когда ребенок, не располагающий не­обходимыми ему названиями предметов, указывает лишь на отдельный их признак. Так, например, не зная слова дедушка, он пользуется вместо этого слова названием ха­рактерного признака старика — грягадя (борода). Не имея в своем речевом запасе слова цепь, ребенок называет материал, из которого сделан этот предмет, — дилез (же­лезо) и т. п. Наряду с этим в словаре слабослышащего ребенка название части предмета нередко замещается названием целого. Примером этого служит чрезвычайно распространенная у слабослышащих детей замена слова кран словом водопровод.

Наиболее характерными и частыми замещениями яв­ляются случаи, когда вместо нужного предмета называ­ется другой предмет, в жизни связанный с данным. На­пример, некоторые слабослышащие дети кисточку называ­ют клей или краски, умывальник-—ведро или вода.

В качестве другой характерной замены одного слова другим следует отметить случаи, когда вместо названия предмета обозначается целая ситуация, с которой может быть связан данный предмет. Такова, например, замена сло­ва марка словом почта, вместо слова лекарство ребенок говорит голова болит и т. п.

Очень часто, не имея в своем запасе необходимого сло­ва, слабослышащий ребенок заменяет нужное ему слово названием других предметов, сходных по своему назначе­нию. Крючок (дверной) называют словами замок, ключ, цепочка. Кисточку называют словом ручка и т. п.

Иногда слабослышащие дети название одного предме­та заменяют названием другого, внешне сходного с первым. .аковы, например, замены слова кисточка словами метла,

75


ручка, щеточка, слова лифчик словами жилетка, майка, сарафан, передник.

Очень характерный способ замещений слов в речи сла­бослышащих детей — употребление названия действия вместо слова, обозначающего предмет, и, наоборот, на­звание предмета вместо слова, обозначающего действие. Так, слабослышащий ребенок, описывая картинку, где изо­бражен мальчик, поливающий цветы, говорит: Мальчик воды титы (цветы.), т. е. вместо названия действия поли­вает ребенок употребляет название предмета воды. В дру­гом случае ребенок вместо рисует говорит карандаш (Мальчик карандаш).

У слабослышащих детей с более развитой речью мо­жно наблюдать попытку заменить отсутствующие в их запасе слова перифразой. Таковы, например, замены сло­ва крючок словами дверь запирата, закрыть на ключ, слова умывальник словами там вода и т. п.

В реальной обстановке беседы описанные замены в большинстве случаев не кажутся неожиданными. Обычно лица, находящиеся в постоянном общении со слабослы­шащим ребенком, сравнительно легко понимают его, не­смотря на необычное употребление слов. Эта возможность общения — результат того, что ребенок вполне осмысленно употребляет одни слова взамен других.

Чем меньше запас слов, тем, естественно, менее удач­ны допускаемые слабослышащим ребенком замены. Чем больше запас слов, тем больше подходят по смыслу те слова, которыми он пользуется для замены. Так, дети с более развитой речью вместо термометр (употребляли сло­ва температура, градусов и т. п., в то время как дети с менее развитой речью обозначали тот же предмет слова­ми заболела или аптека болит. (Напоминаем, что как те, так и другие замещения были всегда совершенно осмыс­ленными и оправданными в затруднительных условиях общения слабослышащего ребенка с окружающими.)

В приведенных примерах не исчерпаны все замещения, наблюдаемые в речи слабослышащих детей. Здесь при­ведены наиболее типичные из них, и все они подчиняются единому принципу: всякий раз замещение происходит внутри определенной смысловой группы. Во всех наблю­даемых заменах с бесспорной отчетливостью выступает связь явлений, которая заставляет слабослышащего ре­бенка, обладающего ограниченным запасом слов, делать такие замены.

Развитие понятий и уточнение значений слова проис-76


ходит у ребенка по мере накопления словарного запаса. Например, ребенок, который вместо слова писать употре­бил слово карандаш, не станет так делать, как только он узнает, что для обозначения упомянутого действия суще­ствует слово писать. С этого времени не только увеличится число известных ребенку слов, но и уточнится его понима­ние значения слова карандаш. Для ребенка станет ясным, что карандаш представляет только название предмета, а не того действия, которое производят с его помощью.

Как развивать понимание значений слов

Приведенные данные об особенностях понимания зна­чений слов слабослышащими детьми подсказывают нам способы исправления их ошибок. Мы видим, что слова, которые замещают друг друга, всегда относятся к опре­деленной смысловой группе. Для того чтобы научить ре­бенка точнее пользоваться словом, необходимо группиро­вать слова по смыслу так, чтобы можно было сопоставить одни с другими. Так, слабослышащие дети смешивают на­звания предметов с названиями действий. Чтобы исправить такую ошибку, очевидно, необходимо дать ребенку назва­ния и предмета и соответствующего действия одновремен­но. Например, можно одновременно дать ребенку слова карандаш, ручка, пишет и тут же составить предложения: Вова пишет. У Вовы карандаш, у мамы ручка. То же са­мое можно сделать со словами пила пилит, топор рубит, лопата копает, иголка шьет, книга читает, каша ест, нож режет, стул —сидит и т. п.: Это пила. Это то­пор. Дядя пилит дрова. Дядя рубит дрова. Дядя пилит доску и т. п. Это лопата. У дяди лопата. Дядя копает зем­лю лопатой. Что это? Это лопата. Это топор. И т. п.

Мама шьет. У мамы иголка и нитки. Иголка толстая. А это иголка тонкая. Вова, дай мне иголку. Саша шьет. Что делает Саша? Мальчик читает книгу. Мама читает кни­гу. Книга упала. Возьми книгу. Вова умеет читать. Вова читает. Что делает Вова? Саша ест кашу. Каша сладкая. Вова >вст суп и кашу. Вова ест хлеб. Вова ест яблоко. И т. п.

Вова, -ешь кашу. Ешь суп. Возьми нож. Режь хлеб. Саша режет хлеб. Возьми ножницы. Режь бумагу нож­ницами. Режь бумагу ножом. И т. п.

Это стул. Мальчик сидит на стуле. Девочка сидит на диване. Мама сидит на скамейке. Саша, сядь. Саша сидит. Саша, сиди на стуле. А мама сидит на скамейке. Кукла

77


сидит на скамейке. Кукла сидит на табуретке. Вова сидит, а Саша стоит. И т. п. Что это? Это стул. Это скамейка. Это табуретка.

При объяснении слов необходимо постоянно пользо­ваться наглядными средствами. Чтобы пояснить слово, обозначающее действие, следует самому продемонстриро­вать его или показать картину, на которой изображено данное действие. Однако всегда надо помнить, что на­глядный показ одного предмета или одного действия не делает ребенку достаточно понятными ваши объяснения. Так, если вы хотите объяснить ребенку слово яблоко, то следует яблоко показать ребенку. Но этого еще недостаточ­но. После подобного показа ребенок сможет называть словом яблоко и грушу, и арбуз, и другие фрукты, внешне сходные с яблоком. Это значит, что, объясняя слово яб­локо, необходимо показать и другие фрукты и дать их названия (груша, арбуз, слива и т. д.). Это поможет ре­бенку не только узнать названия других фруктов, но и правильнее понять слово яблоко.

Как мы уже упоминали, слабослышащие дети часто вместо названия предмета называют один его признак, например: вместо лимон кислый, вместо флаг — крас­ный, вместо гиря — тяжелый и т. п. Это вынуждает нас сообщать детям по возможности одновременно название предмета и его признак. Однако не следует давать эти слова в одном словосочетании. Если, например, дать ре­бенку словосочетание лимон кислый, то он может не по­нять, к чему относится каждое из этих слов. Значит, не­обходимо на этом же занятии привести еще примеры, в которых упоминаются признаки вкусовые: лимон кислый, сахар сладкий, уксус кислый, мед сладкий, яблоко слад­кое, яблоко кислое, компот сладкий. У Вовы компот кис~ лый. Вова прибавил сахару. Теперь компот сладкий. Чай сладкий. Мама положила лимон в чай. Теперь чай кис­лый. Вова посыпал лимон сахаром. Теперь лимон сладкий. Вишня кислая. Малина сладкая и т. п. Таким образом на занятиях создаются условия для сопоставления одних слов с другими и тем самым (уточняются значения слов и вы­рабатывается правильное употребление названий их качеств.

Как мы уже упоминали, для вычленения названия признака предмета следует обратиться к вопросам какой? какая? какое? и тем самым еще основательнее закрепить представление о названиях признаков в отличие от назва­ний предметов.


Вы спрашиваете у ребенка: Какой у тебя карандаш? Какой у меня карандаш? Какая ручка у папы? Какая ручка лежит на столе? Какой у тебя чай? Какой чай ты пьешь? Положи сахар в чай. Какой чай у тебя теперь?

Мы видели выше, что слабослышащие дети смешивают слова, сходные по значению. Они, например, говорили вме­сто платье юбка, сарафан, пальто, вместо ботинки туфли, сапоги, кеды, галоши. Это значит, что при изуче­нии названия какого-либо предмета одежды или обуви необходимо сразу давать название группы предметов, что­бы по возможности избежать смешений слов.

Можно рекомендовать разнообразные группы слов, связанных между собой смысловым образом, как напри­мер: мебель, одежда, овощи, фрукты, учебные вещи, части тела, инструменты. Внутри каждой из этих групп можно изучать слова, обозначающие предметы, действия, каче­ства предметов и т. п.

Для такого изучения названий предметов хорошо ис­пользовать сюжетные картинки, которые можно описывать не только целиком (давать название картинке), но и на­ходить на них отдельные предметы и действия, названия которых особенно необходимы ребенку в общении. Для выбора тем по развитию речи (сезонные явления, семья, город, улица, животные: дикие и домашние, птицы, сад, огород, овощи, лес, продукты питания и т. д.) можно поль­зоваться программой для школы слабослышащих. Изуче­ние этих тем окажется продуктивным, если вам удастся подобрать для ребенка нужный материал и если вы будете предъявлять предметы и действия для их сопоставления и сравнения.

Как научить обозначению качества действий

Обучая слабослышащего ребенка речи, важно объяс­нить ему и помочь запомнить также слова, которые опре­деляют качество действия, например: громко тихо, быстромедленно. Лучше всего, воспользовавшись подхо­дящим случаем, на занятиях по произношению и слухо­вому восприятию объяснить ребенку слова громко, тихо: Саша говорит громко. Маша говорит тихо. А теперь Нина говорит громко (все это надо показывать в реальном дей­ствии). Вова ходит быстро, а Саша ходит медленно. Маша пишет быстро, а Саша пишет медленно. Петушок громко поет кукареку. Я слышу петушка. Я плохо слышу воробья. Он чирикает очень тихо. Кто еще поет громко? Соловей


поет громко? Кошка мяукает громко «мяу-мяу». Я слышу кошку. Собака лает громко. Вдруг собака испугалась. Собака стала лаять 'тихо. Собака бежит ва белочкой и лает очень тихо. Как лает собака? Как поет петушок? Как мяукает кошка? Как мычит корова?

И далее следует показать ребенку, что на вопрос мож­но отвечать и другими словами: Саша пишет хорошо, Во­ва пишет плохо (показать, сравнить тетради). Саша пи­шет чисто, красиво. Как Саша пишет? Саша пишет кра­сиво, правильно, без ошибок. Саша хорошо рисует. Как Саша пишет и рисует? Маша хорошо рисует. Саша подме­тает чисто. Саша сметает пыль. Как Саша убирает класс? Саша хорошо убирает класс. Как теперь в классе? В клас­се чисто. В классе тепло, а на улице холодно. Как на ули­це? Как в классе? Саша надел пальто и теплую шапку. Как Саша оделся? Саша оделся тепло.

Таким образом мы пришли к новому значению вопроса как?: Как сегодня на улице? Пасмурно. Холодно.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.