Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как начать обучение слабослышащего ребенка речи





Если ребенок сам еще не овладел речью, очень полезно прежде всего показать ему, как речь помогает в общении. Поэтому сначала следует начать обучение пониманию неко­торых поручений, например: встань, сядь, иди сюда, иди к маме, иди к бабушке, принеси, отнеси, дай, покажи и т. п.

Чтобы показать ребенку, как следует реагировать на эти слова, можно привлечь слышащего ребенка или взро­слого для участия в первом уроке. Сначала слабослыша­щему ребенку следует показать, как слышащий реагирует на слова сядь, иди ко мне и т. д. Затем с этими словами можно обратиться к ребенку, которого вы учите, и он пу­тем подражания должен будет выполнить ваши требо­вания.

Привлекая внимание ребенка к движениям губ и произ­нося слова достаточно громко, следует научить его вста­вать со стула или с парты при требовании встань или са­диться при требовании сядь, а также идти к вам при обращении иди ко мне. На второй или третий день занятий можно включить требования: иди к маме, иди к бабушке, иди к Саше (называя любое имя из числа окружающих ребенка лиц) и т. п.

Подобные упражнения в первые дни занятий следует повторять столько раз, сколько потребуется для их полно­го усвоения. Чтобы быть уверенным в том, что ребенок вас (понимает, следует обращаться к нему с упомянутыми вы­ражениями вразбивку.

Как только вы убедились, что ребенок усвоил смысл обращенных к нему слов, запишите их крупными буквами на листе бумаги и повесьте на видном месте. Такой же список родители вывешивают дома. По этому списку все окружающие будут знать, с какими словами можно


обратиться к ребенку. Далее следует перейти к таким по­ручениям, которые позволяют включить в предъявленные ребенку словосочетания названия разнообразных пред­метов.

Пользуясь словами дай, принеси, отнеси, покажи, мож­но научить ребенка понимать названия очень многих окру­жающих его предметов. Скажите ребенку: дай зайку, дай куклу, дай карандаш (предметы должны лежать в поле зрения ребенка), и он постепенно научится различать на­звания упомянутых предметов. Постепенно, по мере того как он научается понимать названия соответствующих предметов, включаются и другие предметы. Если необхо­димых предметов нет, то можно перейти к использованию картинок, изображающих какие-либо предметы (см. при­ложение № 2).

Обращаясь к ребенку со словами: Принеси шапку. Принеси карандаш. Дай молоток. Дай книгу. Дай зайку. Дай ручку. Дай стакан. Дай чашку. Дай шапку. Дай паль­то. Дай туфли. Дай шарф и т. п., можно научить его пони­мать большое число названий. Для этой цели, а также для закрепления усвоенных названий предметов следует использовать лото в картинках (см. приложения).

Для той же цели можно перейти к использованию сло­восочетаний: Покажи, где карандаш. Покажи, где шапка. Покажи, где сумка и т. п. Сразу же следует обратить вни­мание ребенка на разницу значений слов дай и покажи. Со словом покажи можно связать еще большее число на­званий предметов, чем со словом дай. Кроме мелких пред­метов, которые могут передаваться из рук в руки, со сло­вом покажи можно связывать и крупные предметы, как, например: Покажи шкаф. Покажи стол. Покажи потолок. Покажи пол. Покажи окно. Покажи дверь. Покажи небо. Покажи дерево и т. п.

Слова принеси и отнеси также дают возможность усваи­вать значительный запас названий предметов в условиях активной деятельности ребенка. Очень важно при этом неоднократно повторять упражнения в разных ситуациях так, чтобы ребенок мог достаточно точно понять значение слов и условия их употребления. Как только ребенок на­учится понимать те или иные слова, их следует использо­вать в быту. Так, слова покажи, где можно использовать фи рассматривании картинок в книжке, слова принеси, дай, отнеси — при подготовке к уроку, к приему пищи, при подготовке ко сну или уборке, в играх с игрушками и т. п.

65


Одновременно с накоплением запаса понимаемых слов следует учить ребенка произносить эти слова. Однако обу-чение ребенка активной речи идет более замедленным тем-пом, так как он еще не имеет прочных навыков тех дви-жений речевых органов, которые приводили бы к произ-зшению звуков речи. На этом этапе ребенок должен нучиться произносить свое имя в ответ на вопрос: Как тебя зовут? — и имена близких в ответ на вопросы: Как зовут папу? Как зовут маму? и т, п. Слова, произносимые ебенком в этот период, только напоминают правильное роизношение, но все же контур слова ребенок обычно мо-сет воспроизводить. На этом же этапе следует обязатель-о добиваться правильного произношения гласных и более ли менее точного употребления ударения в словах. Сох-ранение контура слова делает более понятными окружа-щим слова, произносимые ребенком. Это значит, что он может пользоваться этими словами в общении, и, следо-ательно, будет упражняться в устной речи.

Примерный список слов, который может быть доступеных детям на первых порах обучения речи, приведен в прило-жениях. Этот список слов отнюдь не является обязатель-ным для каждого из обучающихся детей. Не является обя-зательной также и та последовательность слов, которая представлена в указанном списке. По своему содержанию этот список слов может служить некоторым ориентиром для учителя, обучающего слабослышащего ребенка. Тема-тика словаря (семья; игрушки; игры на воздухе; животные, окружающие ребенка и изображенные на картинках книг? фукты; овощи; пища; одежда и т. п.) может послужить примером при подборе слов для обучения.

Ориентируясь на приведенный список слов только в основном, ребенку следует сообщать слова, актуальные для его обихода, необходимые ему в общении и связанные с его окружением. Это значит, что ребенок в первую очередь будет знакомиться со словами, обозначающими доступные его восприятию явления и предметы.

При этом необходимо постоянно уточнять и исправлять слова, самостоятельно усвоенные ребенком в процессе об­щения.

Для обогащения словаря ребенка окажутся очень по- лезными прогулки, экскурсии, посещения магазина, почты и других учреждений, во время которых ведется беседа и направляется его внимание на слова, обозначающие со­ответствующие предметы и явления.

Главным источником накопления словарного запаса


является непосредственное окружение ребенка1. Следует пользоваться любым поводом, когда ребенку можно со­общить названия предметов или действий, с которыми он столкнулся. Когда ребенок встает и начинает одеваться, можно сказать ему (называя его имя): Саша встал. Саша надевает чулки. Саша надевает рубашку. Саша надевает ботинки. На уроке ему говорят: Саша пишет. Саша рисует. Саша вытирает доску и т.д. Если ребенок не усваивает еще целых предложений, то можно называть ему каждый из данных предметов отдельно (рубашка, чулки и т. п.). Тут же можно научить ребенка обозначать предметы и дейст­вия, связанные с одеванием, умыванием и т. п.: вода, мыло, моет руки, моет лицо, чисто, чистые руки, грязные руки,{ полотенце, вытирает лицо, вытирает руки, вода холодная, теплая и т. п. Дальше за завтраком можно называть виды пищи (каша, чай, молоко, хлеб, масло, колбаса, яблоко и т. п.), посуду и приборы (чашка, блюдце, тарелка, ста­кан, ложка, нож и т. п.). Тут же можно говорить: Саша пьет чай. Саша ест кашу и т. п. То же можно говорить за обедом и за ужином. На прогулке можно называть любые из окружающих предметов, перед уходом из дома можно называть: зимой — зимнюю одежду, летом — летнюю (шу­ба, шапка, варежки, валенки, носки, майка и т. п). На ули­це надо называть транспорт, магазины или предметы, ко­торые в них продаются. В саду или в парке можно назы­вать деревья, цветы, предметы развлечения и спорта (коньки, лыжи, велосипед и т. п.). Во время игры ребенок учится называть игрушки и действия, которые производят­ся с соответствующими игрушками (ловит мяч, поймал мяч, везет санки, катается на санках, катается на коньках, едет на велосипеде, катает мяч и т. п.). В классе учитель учит ребенка пользоваться словами, характерными для классного обихода2.

Очень важно пользоваться любым маленьким собы­тием, чтобы научить ребенка называть различные явления: упал, поскользнулся, споткнулся, обрадовался, смеется, скучно, весело, выиграл, победил, узнал, знает, не знает,

1 На первоначальном этапе обучения речи слабослышащего школь-
ника родители и лица, помогающие педагогу, играют исключительно
важную роль.

2 Не следует давать ребенку сразу большое количество новых слов,
а самых ранних этапах обучения ребенок еще не умеет запоминать

лова, поэтому следует начинать с 4—5 новых слов, постепенно уве-чивая это количество. Все новые слова необходимо много раз повторять и приучать ребенка их запоминать. ч*


испугался, плачет, устал, дождь, снег, ветер, солнце, мороз, светит, жарко, скользко, имеет и т. п.

Искусственно создавать ситуацию для наглядного объ­яснения многих из необходимых в обиходе слов очень трудно, в то время как случайное стечение обстоятельств может оказаться очень благоприятным для усвоения но­вого слова. Слова, приобретенные в случайной ситуации, следует записать и постараться подобрать аналогичные случаи, чтобы повторить и закрепить их.

Другим источником накопления словарного запаса яв­ляются беседы по сюжетным картинкам и по серии карти­нок, составляющих рассказ. Разумеется, и эту работу на­чинает учитель и продолжают родители.

Рассматривая с ребенком сюжетную картинку, выяс­няют с ним названия предметов и действующих лиц, изо­браженных на рисунке. Выясняют, чем занимаются изображенные на картинке персонажи, во что они одеты, какими орудиями пользуются, например, с помощью картин­ки «Зимние забавы» можно познакомиться со словами: мальчик, девочка, катаются, катаются на коньках, катают­ся на санках, мальчик упал, мальчик Вова, у Вовы паль­то, шапка, шарф, валенки, варежки, коньки, палка и т. п.

Для бесед по картинке можно пользоваться художест­венными репродукциями и иллюстративным материалом, издаваемым для занятий в дошкольных и школьных уч­реждениях.

Очень полезно составление рассказов по сериям кар­тинок (см. приложение № 4).

Прежде чем приступить к беседе по серии картинок, ее следует совместно с ребенком разложить по порядку со­держания рассказа, а затем приступить к составлению рассказа по картинкам.

В зависимости от речевых возможностей ребенок может проявить различную степень активности. Если он распо­лагает возможностью хоть очень искаженно составить рассказ самостоятельно, то очень полезно поручить ему самостоятельный рассказ, попутно исправляя допущенные им ошибки. При повторении рассказа этих ошибок будет все меньше.

Если ребенку еще совсем недоступен самостоятельный рассказ, то занятия проводятся в следующем порядке. Учитель ведет рассказ по картинкам, пользуясь ими как иллюстрацией, а ребенок вслед за ним в меру своих воз­можностей повторяет рассказ. Ключевые слова рассказа;


следует повторить несколько раз, постепенно приближаясь ко все более точному их произношению.

Такие серии сюжетных картинок издаются в виде аль­бомов для занятий с дошкольниками и младшими школь­никами.

Следует использовать иллюстрированные книжки для малышей. В большинстве случаев на начальном этапе обучения сказочные сюжеты не понятны слабослышащим детям с бедным речевым запасом. Поэтому детские книж­ки вначале удается использовать только для обозначения действующих лиц, предметов и действий, изображаемых на картинке. Впоследствии, когда ребенок накопит уже неко­торый речевой запас, можно, пользуясь текстом книжки, придумать иной, облегченный реалистический текст, кото­рый оказался бы доступным ребенку. Когда ребенок на­учится читать, необходимо будет из таких детских книжек создавать для него библиотеку, под картинками книжек писать придуманные тексты, которые ребенок сам может читать и понимать.

Эффективным источником накопления речевого запаса являются так называемые сюжетно-ролевые игры. При ис­пользовании кукол, игрушечных животных и прочих игру­шек можно организовать с ребенком сюжетные игры: игру в «магазин», в «поликлинику», в «доктора», в «парик­махерскую», в «зоопарк», в «кухню», в «школу», в «кино» и т. п.

Организуя такую игру, учитель или мать распределяет роли между собой, ребенком, куклами. В процессе игры повторяют ранее усвоенные слова и обучают ребенка но­вым словам.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.