Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАК ИСПРАВИТЬ ПРОИЗНОШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ





Если нужно исправить произношение, учитель садится рядом с учеником перед зеркалом и кладет возле себя шпатель или чайную ложку, а если есть, то и набор зондов

Чтобы достичь правильной артикуляции ребенком зву|ка, покажите ему вашу артикуляцию перед зеркалом.

Чтобы получить нужную при данном звуке выдыха­тельную струю, приставьте одну руку ребенка к своему рту, а другую к его рту, так, чтобы он мог на тыльной по- верхности кисти ощущать при взрывных звуках (п, т, к, б, д, г) выдох в виде толчка, а при проторных звуках (ф, с ш, в, з) длительно и плавно выходящую струю воздуха.

Чтобы показать ученику вибрацию голоса, характерную для данного звука, учитель прикладывает одну его руку к своей шее, груди или подбородку, а другую соответствен-]но к тому же месту самого ученика :.

Звуки п, б, м. При произнесении звуков п п б ученик увидит в зеркале и попытается воспроизвести следующу артикуляцию.

Сжатые губы при произнесении этих звуков взрывают- ся от толчка выдыхаемой воздушной струи. Этот толчои ученик может ощутить на кисти руки. При произнесении звука п вибрация голосовых связок отсутствует, при про изнесении звука б участвуют голосовые связки. Подражая артикуляции, ученик легко произносит п, но вибрации го­лосовых связок при произнесении звука б, делающие этот звук звонким, иногда приходится специально тренировать. Чтобы помочь ребенку производить голосовую вибрацию, необходимо использовать не только его слух, но и вибра­ционную чувствительность. Прикладывая руку ребенка к щеке и груди учителя, удается продемонстрировать вибра­цию, сопровождающую звук б. Чаще всего ученик после этого произносит этот звук правильно. Но бывает и по-иному: некоторые дети пытаются произнести б с гнусавым оттенком — мба. В этом случае следует приложить к носу учителя палец ученика и показать, что он не вибрирует. Ребенок под контролем своего пальчика, который он дер­жит у своего носа, произносит звук б уже без гнусавого оттенка. В тех случаях, когда вибрация не удается, можно1 рекомендовать следующий прием: ребенку предлагают



1 Все упражнения по исправлению звуков рекомендуется прово­дить с использованием индивидуального слухового аппарата.


надуть губы, а затем, приложив его руку к груди учителя, показывают, что звуки произносятся с участием голоса. Ребенок произносит при этом звуки, напоминающие дву-губное в. Тогда прикладывают палец к нижней губе и делают несколько движений вверх и вниз, размыкая и смыкая этим способом губы. При этом получается бббб. Когда такое звучание достигается, можно перейти к само­стоятельному произношению звука и к его тренировке в сочетании с гласными ба-ба, бо-бо, бу-бу.

При произнесении звука м ребенок в зеркале также видит сомкнутые губы. Но при этом отсутствует выдыхае­мая через рот струя воздуха, которая вызвала бы взрыв губ. Напротив, сомкнутые губы легко размыкаются при переходе к соседнему гласному. Но зато при произнесении м вибрируют крылья носа, что придает этому звуку носо­вой оттенок.

Изучив основное произношение этих звуков, переходят к слоговым упражнениям (звуки в прямых и обратных слогах): па, ба, ма, an, ам. Очень быстро оказывается воз­можным и упражнение в произнесении звуков в соедине­нии с последующими согласными: апка, апта и т. п.

Чаще всего у слабослышащих детей эти упражнения легко заменяются произнесением слов, в которых имеется соответствующее стечение согласных. В этом случае нет необходимости проводить упражнения с бессмысленными звукосочетаниями. Звук б не требует большого количества специальных упражнений в слогах аб-об, так как этот звук в конце слова обычно оглушается и звучит как п. Мы го­ворим зуп (зуб), дуп (дуб) и т. п. Звук б звучит в обрат­ных слогах как звонкий только в середине слова перед звонкими согласными или в конце слова, если следующее слово начинается со звонкого звука. Поэтому тренировать его произношение приходится только в звукосочетаниях и в словах, где имеется соответствующее стечение согласных: абга, абда, абра, абва, абжа, абза и т. п.

Звук м слабослышащий ребенок чаще всего учится произносить по подражанию при помощи слуха, так как носовые звуки он, как правило, слышит. Изредка слабо­слышащие дети вместо м произносят б или п. Чтобы ис­править этот дефект, следует заставить ребенка длительно произносить м и постепенно переходить к последующему гласному: ми, ма и т. п. Сразу же следует перейти к упражнениям с закрытым слогом аммм. Здесь важно бы­вает позаботиться о четком различении мин. Как мы видели выше, на слух эти звуки различаются с трудом.

10!


Научившись произносить эти звуки самостоятельно, ребе­нок нередко путает их в словах. Он говорит Мима вместо Нина, нитка вместо нитка и т. п. Исправить этот дефект нетрудно путем совместного с ребенком разглядывания в зеркале разной артикуляции этих звуков при выполнении упражнений: ма-ма-ма, ма-мо-му, на-на-на-на-но-ну и ма-на-мо-но, ам-ан, ом-он, ум-ун и т. п.

Звуки сиз. Очень часто мы встречаемся с неправиль­ным произношением звука с. Чаще всего мы наблюдаем у слабослышащего ребенка смешение звуков ш и с. Для произношения звука с требуется следующая артикуляция: губы полураскрыты, нижняя челюсть слегка опущена, но зубы при этом неплотно сжаты, кончик языка касается нижних зубов. Спинка языка выгнута, образует щель с верхними резцами. Посередине образуется желобок. Боко­вые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Что­бы произнести звук с, ребенок должен представить себе положение языка, которое не видно при нормальной арти­куляции. Обращаясь к слуху ребенка и продемонстрировав на руке воздушную струю, чаще всего удается получить-звук с.

Если этим способом правильное произношение не до­стигается, то можно показать ребенку положение языка при несколько раскрытом рте. Важно пояснить ребенку, что кончик языка находится у нижних зубов и что на языке есть продольный желобок. Кончик языка можно поставить в нужное положение при помощи шпателя. Луч­ше всего использовать при этом зонды Ф. A. Pay.

У некоторых детей получается межзубное с, которое можно исправить, показав правильную артикуляцию в зеркале.

Остановимся поподробнее на недостатках произношения звука с1.

1. Вместо твердого получается мягкий звук сь (ся, сё,
сю
вместо са, со, су). Причина этого чрезмерный подъем
спинки языка. Если дефект выражен резко, то следует
исправить его, используя для этого межзубное с.

2. Характерный для с свист отсутствует. Слышится
слабый шум от выдыхаемого воздуха, который широкой
струей выходит через щель между верхними и нижними
зубами.

Причина этого недостатка состоит в том, что язык не поднят, а лежит на дне рта. В этом случае следует упраж-

1 Мы пользуемся здесь рекомендациями Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay.

 


нять ребенка в поднимании, выгибании спинки языка пе­ред зеркалом. Когда язык примет требуемое положение, следует предложить ребенку сблизить зубы и произнести протяжное с. Учитель должен при этом сам произнести звук с и дать возможность осязать тонкую холодную струю на руке ребенка, выходящую посередине рта.

Если описанные приемы долго не приводят к цели, сле­дует временно перевести ученика на межзубное с.

- Нередко у слабослышащего ребенка мы можем наблю­дать искажение звука, при котором не слышно свиста совсем. Это происходит в том случае, если язык закрывает щель между зубами и затрудняет выход воздушной струи. Иногда щель закрывается настолько, что вместо щелевого звука с получается смычный т или слитный ц. В этом случае необходимо показать перед зеркалом, что передние зубы нижней челюсти не следует ставить против верхних, они должны несколько отступать назад. И нужно обратить внимание ребенка на то, что кончик языка должен быть опущен за нижними зубами.

3. Часто слабослышащие дети произносят щь вместо с. Этот недостаток происходит от того, что кончик языка отходит назад от нижних зубов. Устранение этого недо­статка достигается временной межзубной артикуляцией. Полезно наглядно изобразить правильное и неправильное положение языка посредством кистей рук.

Одновременно с дефектным произношением с чаще всего обнаруживается и неправильное произношение звука з, который отличается от с участием в его произношении голоса. Звук з есть не что иное, как озвонченный звук с, поэтому звук з можно ставить только после того, как ребенок научится произносить с. Чтобы поставить звук з, следует произносить перед ребенком протяжный звук с и, прибавив голос, переходить на з. Ребенок должен видеть в зеркале артикуляцию, ощущать струю воздуха на кисти руки и голосовую вибрацию на подбородке.

Звук д. Иногда слабослышащему ребенку не сразу удается произношение звука д, хотя произношение глухого звука т, как правило, достигается без затруднений. Арти­куляция т очень хорошо видна в зеркале. Кончик языка, который прижимается к верхним зубам, толчком отрывает­ся от зубов при выходе воздушной струи. Короткий толчкообразный выдох ребенок может ощутить на кисти руки. И этого оказывается достаточно, чтобы произноше­ние т было правильным.

Звук д ставится от звука т путем присоединения голо-


совой вибрации. Вибрация, как обычно, ощущается на груди. Если таким образом ребенок не усваивает звука д, то можно обратиться к ранее поставленному б. Произнося вместе с ребенком ряд слогов ба-ба-ба, переходят к да-да-да. При этом ребенок все время смотрит на губы и осязает вибрацию голоса обучающего. Если после много­кратного повторения звук д не удается, то можно вос­пользоваться следующим способом: сначала ребенок по подражанию произносит ряд слогов: ба-ба-ба, просунув язык между зубами, причем получается межгубное д. Этот звук следует поупражнять в слогах, а затем переходить к межзубному и, наконец, к зазубному д. Если ребенок к звуку д присоединяет н и говорит нда-ндо, то следует по­казать ему, что нос не должен вибрировать при произно­шении д. Можно также слегка зажать нос ребенка при произнесении звука д. Использование слухового аппарата дает исключительный эффект в ликвидации носового от­тенка звука д.

Звук р. Значительную трудность составляет для сла­бослышащих детей звук р. Однако прежде чем приступить к его постановке, необходимо произнести этот звук у са­мого уха ребенка или с использованием звукоусиливаю­щей аппаратуры. Нередко этого оказывается достаточно для возникновения у ребенка звука р. В противном случае после нескольких безуспешных попыток ребенка произне­сти звук по подражанию на слух следует придать языку форму ложечки, его боковые края прижать к верхним коренным зубам. Под напором воздуха, поступающего из гортани, передний край языка вибрирует. Голосовые связки также вибрируют. Если рокочущего р не получает­ся, то следует перейти к упражнениям, механически при­водящим язык к колебаниям.

Взяв мизинец ребенка, подкладывают его под язык и предлагают усиленно и протяжно произносить звук з. В это время учитель быстрыми движениями в горизонталь­ном направлении приводит язык в состояние колебаний. При этом обычно после ряда упражнений появляется вибрация языка. Получив такую вибрацию, к полученному звуку присоединяют т или д. Ребенок произносит тррр или дррр, далее переходят к слогам трра, дрра и т. п. Чтобы продемонстрировать принцип вибрации, можно также ис­пользовать губную вибрацию в виде «кучерского» р. Когда ребенок сумеет произвести такую вибрацию губ, то, про­сунув язык между губами, он ощущает вибрацию в языке. 104


Тогда следует отодвинуть язык назад к верхним зубам. При этом обычно звучит р.

Звуки /сиг. Звуки к и г у многих слабослышащих детей самостоятельно, при помощи слуха, не возникают, но постановка их совсем несложна, если ребенок уже уме­ет произносить т и д. Чтобы получить к, следует предло­жить ребенку произнести т и в то же время просунуть между зубами шпатель или конец чайной ложки и, нажав слегка на кончик языка, отодвинуть язык назад. При этом спинка языка поднимается вверх и образуется смычка языка с нёбом. Струя воздуха, идущая из гортани, натал­киваясь на эту смычку, производит взрыв. Ребенок в это время произносит т, но изменившееся положение языка создает к. Когда получится к, надо ребенку об этом ска­зать и продолжать вместе с ним произношение к-к-к при участии шпателя (т. е. придерживая язык в отодвинутом состоянии). В этом же положении ребенок переходит к произношению та-та-та, а получается у него ка-ка-ка. Когда получится правильно звучащее ка, можно убрать шпатель.

Упражнения с применением шпателя иногда приходит­ся повторять. Ребенок и сам может тренироваться, ис­пользуя вместо шпателя свой палец. Если получится смягченный звук, то следует глубже нажать на язык.

Получив правильное произношение звука к, следует тренировать его не только в прямых слогах, но и в обрат­ных: ак, ок, ук, ик.

Добившись правильного произношения к, можно перей­ти к постановке звука г. Последний отличается от к голо­совым сопровождением. При к голосовые связки не ви­брируют. Но звонкий звук г без этих вибраций невозмо­жен. Используя слух ребенка, нередко удается добиться правильного произношения такого звука. Чаще всего удается поставить звук г, отправляясь от к. Ребенку пред­лагают произносить ка-ка-ка, затем, приложив его руку к шее обучающего у угла нижней челюсти, произносят га-га-га. Ребенок, подражая, также переходит к произно­шению га-га-га. Если этого не происходит, то следует по­казать ребенку озвончение г на примерах звуков б и д. Для этого ребенок вслед за учителем, держа руку у его шеи, повторяет па-па-па, ба-ба-ба, та-та-та, да-да-да и, наконец, ка-ка-ка, га-га-га. Если и этим способом звука г получить не удается, то следует его ставить от звука д аналогично тому, как к ставилось от звука т, т. е. путем отодвигания языка шпателем.


Ребенок произносит да-да-да, а в это время шпатель просовывается между зубов и отодвигается язык. Когда язык занимает положение смычки спинки языка с нёбом, вместо да-да-да звучит га-га-га. При этом следует все вре­мя держать руку ребенка у шеи учителя. Когда ребенок уловил звучание га, сразу же переходят к слоговым упражнениям с гласными а, о, у, э: га-га-га, го-го-го, гу-гу-гу, га-го-гу и т. д.

Звук х. Чаще всего звук х удается поставить, показав ребенку перед зеркалом положение языка и дав ему ощу­тить длительно выдыхаемую при этом струю воздуха на тыльной поверхности кисти руки. Если звук не получается, то следует продемонстрировать разницу звучания взрыв­ного к и длительного х в слогах ка и ха.

В редких случаях слабослышащий ребенок указанны­ми способами не усваивает этого звука. Тогда можно звук х ставить от звука с при помощи шпателя: для этого предлагают протяжно произносить са-са-са, а в это время шпателем отодвигают язык так, чтобы спинка соприкаса­лась с нёбом; когда зазвучит ха-ха-ха, ребенку сообщают, что это и есть правильное звучание. После этого следует провести ряд слоговых упражнений, не вынимая изо рта шпателя, до тех пор пока у ребенка не закрепится пред­ставление о звуке х. Когда это достигнуто, переходят к упражнениям с разными гласными в прямых слогах: ха-хо-ху — ив обратных: ах-ох-ух. В словах звук х в отличие от к; и г является проторным, аналогичным звукам сиз.

Звуки ш и ж. Артикуляция звука ш может быть по частям продемонстрирована перед зеркалом: губы выдви­нуты вперед несколько больше и шире, чем при о, зубы сжаты. Язык лежит во рту в форме чашечки, передний край языка поднят и прилегает к нёбу за верхними зуба­ми, оставляя посередине щель, боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам. Приблизив руку ко рту, можно ощутить сильную и теплую струю воздуха.

Положение языка во рту можно показать, приоткрыв рот. Слушая звук ш и ощущая на руке струю воздуха, ре­бенок чаще всего произносит звук ш сам. Если язык недо­статочно поднят кверху, то придерживают двумя пальца­ми боковые края языка. Если ребенок умеет произносить р, то можно предложить ему произносить его без голоса и задержать его вибрацию двумя пальцами. При этом получается шипящий звук.

Часто слабослышащие дети вместо шипящего ш про­износят с. Иногда этот недостаток удается преодолеть,


сдвигая углы рта и приподнимая язык. Звукоусиливающая аппаратура позволяет ребенку услышать разницу звуча­ния ш и с, и это помогает исправить произношение звука ш. Звук ж ставится на основе звука ш. Разница звучания этих звуков чаще всего доступна слуху слабослышащего ребенка. Учитель произносит эти звуки у самого уха ре­бенка или использует слуховой аппарат, и этим чаще всего достигается необходимый эффект. При затруднениях сле­дует обратить внимание ученика на особенности артику­ляции звука ж.

При произнесении звука ж язык поднят несколько больше, чем при ш, а выдыхаемая струя несколько слабее; ж является звонким звуком, и при его постановке необхо­димо добиться вибрации голосовых связок. Озвончение достигается прикладыванием одной руки ребенка к под­бородку учителя, а другой руки к подбородку ребенка при произнесении звука. Ребенок при этом произносит ш и постепенно переходит к ж, ощутив вибрацию. После это­го сразу же переходят к упражнениям со звуком ж в со­четании с гласными звуками.

Звуки ц, ч, щ (аффрикаты). Каждый из этих звуков является слитным, состоящим из двух звуков. Звук ч со­стоит из двух мягких звуков, произносимых на одном вы­дохе: ть-шь. Аналогично этому звук ц состоит из т и с, произносимых на одном выдохе. Звук щ имеет состав шь-шь. При постановке этих звуков прежде всего объясняют их состав. Учат на одном толчке выдыхаемого воздуха произносить два составляющих звука: тьшь (ч), тс (ц).

Характерные недостатки этих звуков — расщепление их на составные части: ребенок вместо ца говорит та или са (курита, куриса). Вместо ча дети произносят та или ша. Ребенок говорит вместо чай тай или шай, шулки вместо чулки, а вместо ша — ща или са. Характерно также сме­шение ц, ч, щ между собой.

Чтобы исправить возможные недостатки произношения этих звуков, необходимо показать ребенку не только со­став каждого звука, но и отличие каждого из них от остальных. Длительная тренировка в слитном и правиль­ном по составу произношении звуков при максимальном использовании слуха позволяет исправить их произноше­ние. Тренировки проводятся в сочетании с гласными зву­ками: ча-чо-чу; ца-цо-цу; ща-що-щу.

При произношении аффрикат иногда наблюдаются ис­кажения, аналогичные искажениям звука с (см. с. 102).


Звук и. Звук и произносится в нашем языке в двух группах звукосочетаний. Во-первых, с его помощью обра­зуются так называемые йотированные гласные йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е). Во-вторых, он участвует в звукосоче­таниях аи, ой, уй, ый, ий. Дети с пониженным слухом обычно сами усваивают эти последние звукосочета­ния. Сложнее обстоит дело с йотированными гласными. Обычно, прежде чем показать ребенку гласные я, е, ю, следует хорошо поупражняться в произношении аи, ой, уй и показать ребенку артикуляцию звука и перед зеркалом. После этого ребенок должен начать произносить короткое и в сочетании с гласными: йа-йо-йэ-йу.

Иногда слабослышащие дети говорят ля-лё-лю-ле. В этих случаях приходится ставить звук и при помощи шпателя или зонда от звука з. Ребенку предлагают произ­нести слог за, нажимают шпателем на переднюю часть спинки языка и продвигают язык назад. Ребенок произ­носит за-зо-зу и получается йа-йо (е)-йу (ю). Далее ре­бенок тренируется в поочередном произнесении аи, йа, ой, уй и т. д.

Смягченные звуки. Для русского языка характер­ны так называемые мягкие звуки: пь, ть, фь, дь, вь, сь и т. д. Слабослышащие дети довольно легко усваивают мягкие звуки, так как признак мягкости обычно доступен их слуху.

Часто, однако, наблюдается смешение твердых звуков с мягкими при произнесении слов. Поэтому следует спе­циально учить ребенка дифференцированно произносить твердые и мягкие звуки. Он должен тренироваться в про­тивопоставленном их произнесении (та тя, татата — тятятя, да дя, дадада дядядя, на ня, нанана ня-няня, ма мя, мамама мямямя и т. п.).

Оглушение звуков. Важно также обратить вни­мание на тот факт, что у слабослышащих детей наблю­дается общее оглушение звонких звуков и смешение их с глухими. Поэтому с ними необходимо специально прора­ботать противопоставление всех глухих звуков звонким: па ба, та да, ка га, фа ва, са за, ша жа.

Мы не остановились здесь на постановке тех звуков, которые очень редко оказываются у слабослышащего ре­бенка дефектными. Мы не привели также детального опи­сания исправления сложных дефектов.

В очень трудных случаях дефектного произношения следует обратиться за консультацией к логопеду или сурдо­педагогу.


Выше мы указывали на необходимость в целях разви­тия слухового восприятия обучения правильным ударе­ниям. Для большей внятности речи также очень важно научить ребенка правильно пользоваться ударением.

Ударный слог в нашей речи произносится несколько громче и протяжнее. Еще при слоговых упражнениях не­обходимо тренировать ребенка в произнесении ударного слога в отличие от безударного. Путем дирижирования удается показать ученику, что одни слоги произносятся более протяжно, а другие короче. Ребенок должен произ­носить 2—3—4 слога подряд, варьируя место ударения в них: папапа, татата, сасаса; папапа, татата, сасаса; татата, папапа, сасаса; тата, саса и т, п.

Произнося вместе с учеником подобные звукосочета­ния, необходимо показывать ему ударение движением ру­ки. Вслед за этими упражнениями ученик должен трени­роваться в произнесении слов, соблюдая ударения.

Л ИТЕРАТУРА

3 и к е е в А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.—• М.,

1976.

Комаров К. В. Обучение слабослышащих детей грамоте — М 1983.

Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специаль­ного обучения слабослышащих детей языку.— М., 1976.

Кузьм ичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих.— М.,

i Уоо.

Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю массовой шко­лы о детях с нарушениями речи.— М., 1985.

Ястребова А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся обще­образовательной школы.—М., 1984.


приложения









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.