|
КАК ИСПРАВИТЬ ПРОИЗНОШЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ДЕФЕКТНЫХ ЗВУКОВ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Если нужно исправить произношение, учитель садится рядом с учеником перед зеркалом и кладет возле себя шпатель или чайную ложку, а если есть, то и набор зондов Чтобы достичь правильной артикуляции ребенком зву|ка, покажите ему вашу артикуляцию перед зеркалом. Чтобы получить нужную при данном звуке выдыхательную струю, приставьте одну руку ребенка к своему рту, а другую к его рту, так, чтобы он мог на тыльной по- верхности кисти ощущать при взрывных звуках (п, т, к, б, д, г) выдох в виде толчка, а при проторных звуках (ф, с ш, в, з) длительно и плавно выходящую струю воздуха. Чтобы показать ученику вибрацию голоса, характерную для данного звука, учитель прикладывает одну его руку к своей шее, груди или подбородку, а другую соответствен-]но к тому же месту самого ученика :. Звуки п, б, м. При произнесении звуков п п б ученик увидит в зеркале и попытается воспроизвести следующу артикуляцию. Сжатые губы при произнесении этих звуков взрывают- ся от толчка выдыхаемой воздушной струи. Этот толчои ученик может ощутить на кисти руки. При произнесении звука п вибрация голосовых связок отсутствует, при про изнесении звука б участвуют голосовые связки. Подражая артикуляции, ученик легко произносит п, но вибрации голосовых связок при произнесении звука б, делающие этот звук звонким, иногда приходится специально тренировать. Чтобы помочь ребенку производить голосовую вибрацию, необходимо использовать не только его слух, но и вибрационную чувствительность. Прикладывая руку ребенка к щеке и груди учителя, удается продемонстрировать вибрацию, сопровождающую звук б. Чаще всего ученик после этого произносит этот звук правильно. Но бывает и по-иному: некоторые дети пытаются произнести б с гнусавым оттенком — мба. В этом случае следует приложить к носу учителя палец ученика и показать, что он не вибрирует. Ребенок под контролем своего пальчика, который он держит у своего носа, произносит звук б уже без гнусавого оттенка. В тех случаях, когда вибрация не удается, можно1 рекомендовать следующий прием: ребенку предлагают 1 Все упражнения по исправлению звуков рекомендуется проводить с использованием индивидуального слухового аппарата. надуть губы, а затем, приложив его руку к груди учителя, показывают, что звуки произносятся с участием голоса. Ребенок произносит при этом звуки, напоминающие дву-губное в. Тогда прикладывают палец к нижней губе и делают несколько движений вверх и вниз, размыкая и смыкая этим способом губы. При этом получается бббб. Когда такое звучание достигается, можно перейти к самостоятельному произношению звука и к его тренировке в сочетании с гласными ба-ба, бо-бо, бу-бу. При произнесении звука м ребенок в зеркале также видит сомкнутые губы. Но при этом отсутствует выдыхаемая через рот струя воздуха, которая вызвала бы взрыв губ. Напротив, сомкнутые губы легко размыкаются при переходе к соседнему гласному. Но зато при произнесении м вибрируют крылья носа, что придает этому звуку носовой оттенок. Изучив основное произношение этих звуков, переходят к слоговым упражнениям (звуки в прямых и обратных слогах): па, ба, ма, an, ам. Очень быстро оказывается возможным и упражнение в произнесении звуков в соединении с последующими согласными: апка, апта и т. п. Чаще всего у слабослышащих детей эти упражнения легко заменяются произнесением слов, в которых имеется соответствующее стечение согласных. В этом случае нет необходимости проводить упражнения с бессмысленными звукосочетаниями. Звук б не требует большого количества специальных упражнений в слогах аб-об, так как этот звук в конце слова обычно оглушается и звучит как п. Мы говорим зуп (зуб), дуп (дуб) и т. п. Звук б звучит в обратных слогах как звонкий только в середине слова перед звонкими согласными или в конце слова, если следующее слово начинается со звонкого звука. Поэтому тренировать его произношение приходится только в звукосочетаниях и в словах, где имеется соответствующее стечение согласных: абга, абда, абра, абва, абжа, абза и т. п. Звук м слабослышащий ребенок чаще всего учится произносить по подражанию при помощи слуха, так как носовые звуки он, как правило, слышит. Изредка слабослышащие дети вместо м произносят б или п. Чтобы исправить этот дефект, следует заставить ребенка длительно произносить м и постепенно переходить к последующему гласному: ми, ма и т. п. Сразу же следует перейти к упражнениям с закрытым слогом аммм. Здесь важно бывает позаботиться о четком различении мин. Как мы видели выше, на слух эти звуки различаются с трудом. 10! Научившись произносить эти звуки самостоятельно, ребенок нередко путает их в словах. Он говорит Мима вместо Нина, нитка вместо нитка и т. п. Исправить этот дефект нетрудно путем совместного с ребенком разглядывания в зеркале разной артикуляции этих звуков при выполнении упражнений: ма-ма-ма, ма-мо-му, на-на-на-на-но-ну и ма-на-мо-но, ам-ан, ом-он, ум-ун и т. п. Звуки сиз. Очень часто мы встречаемся с неправильным произношением звука с. Чаще всего мы наблюдаем у слабослышащего ребенка смешение звуков ш и с. Для произношения звука с требуется следующая артикуляция: губы полураскрыты, нижняя челюсть слегка опущена, но зубы при этом неплотно сжаты, кончик языка касается нижних зубов. Спинка языка выгнута, образует щель с верхними резцами. Посередине образуется желобок. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Чтобы произнести звук с, ребенок должен представить себе положение языка, которое не видно при нормальной артикуляции. Обращаясь к слуху ребенка и продемонстрировав на руке воздушную струю, чаще всего удается получить-звук с. Если этим способом правильное произношение не достигается, то можно показать ребенку положение языка при несколько раскрытом рте. Важно пояснить ребенку, что кончик языка находится у нижних зубов и что на языке есть продольный желобок. Кончик языка можно поставить в нужное положение при помощи шпателя. Лучше всего использовать при этом зонды Ф. A. Pay. У некоторых детей получается межзубное с, которое можно исправить, показав правильную артикуляцию в зеркале. Остановимся поподробнее на недостатках произношения звука с1. 1. Вместо твердого получается мягкий звук сь (ся, сё, 2. Характерный для с свист отсутствует. Слышится Причина этого недостатка состоит в том, что язык не поднят, а лежит на дне рта. В этом случае следует упраж- 1 Мы пользуемся здесь рекомендациями Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay.
нять ребенка в поднимании, выгибании спинки языка перед зеркалом. Когда язык примет требуемое положение, следует предложить ребенку сблизить зубы и произнести протяжное с. Учитель должен при этом сам произнести звук с и дать возможность осязать тонкую холодную струю на руке ребенка, выходящую посередине рта. Если описанные приемы долго не приводят к цели, следует временно перевести ученика на межзубное с. - Нередко у слабослышащего ребенка мы можем наблюдать искажение звука, при котором не слышно свиста совсем. Это происходит в том случае, если язык закрывает щель между зубами и затрудняет выход воздушной струи. Иногда щель закрывается настолько, что вместо щелевого звука с получается смычный т или слитный ц. В этом случае необходимо показать перед зеркалом, что передние зубы нижней челюсти не следует ставить против верхних, они должны несколько отступать назад. И нужно обратить внимание ребенка на то, что кончик языка должен быть опущен за нижними зубами. 3. Часто слабослышащие дети произносят щь вместо с. Этот недостаток происходит от того, что кончик языка отходит назад от нижних зубов. Устранение этого недостатка достигается временной межзубной артикуляцией. Полезно наглядно изобразить правильное и неправильное положение языка посредством кистей рук. Одновременно с дефектным произношением с чаще всего обнаруживается и неправильное произношение звука з, который отличается от с участием в его произношении голоса. Звук з есть не что иное, как озвонченный звук с, поэтому звук з можно ставить только после того, как ребенок научится произносить с. Чтобы поставить звук з, следует произносить перед ребенком протяжный звук с и, прибавив голос, переходить на з. Ребенок должен видеть в зеркале артикуляцию, ощущать струю воздуха на кисти руки и голосовую вибрацию на подбородке. Звук д. Иногда слабослышащему ребенку не сразу удается произношение звука д, хотя произношение глухого звука т, как правило, достигается без затруднений. Артикуляция т очень хорошо видна в зеркале. Кончик языка, который прижимается к верхним зубам, толчком отрывается от зубов при выходе воздушной струи. Короткий толчкообразный выдох ребенок может ощутить на кисти руки. И этого оказывается достаточно, чтобы произношение т было правильным. Звук д ставится от звука т путем присоединения голо- совой вибрации. Вибрация, как обычно, ощущается на груди. Если таким образом ребенок не усваивает звука д, то можно обратиться к ранее поставленному б. Произнося вместе с ребенком ряд слогов ба-ба-ба, переходят к да-да-да. При этом ребенок все время смотрит на губы и осязает вибрацию голоса обучающего. Если после многократного повторения звук д не удается, то можно воспользоваться следующим способом: сначала ребенок по подражанию произносит ряд слогов: ба-ба-ба, просунув язык между зубами, причем получается межгубное д. Этот звук следует поупражнять в слогах, а затем переходить к межзубному и, наконец, к зазубному д. Если ребенок к звуку д присоединяет н и говорит нда-ндо, то следует показать ему, что нос не должен вибрировать при произношении д. Можно также слегка зажать нос ребенка при произнесении звука д. Использование слухового аппарата дает исключительный эффект в ликвидации носового оттенка звука д. Звук р. Значительную трудность составляет для слабослышащих детей звук р. Однако прежде чем приступить к его постановке, необходимо произнести этот звук у самого уха ребенка или с использованием звукоусиливающей аппаратуры. Нередко этого оказывается достаточно для возникновения у ребенка звука р. В противном случае после нескольких безуспешных попыток ребенка произнести звук по подражанию на слух следует придать языку форму ложечки, его боковые края прижать к верхним коренным зубам. Под напором воздуха, поступающего из гортани, передний край языка вибрирует. Голосовые связки также вибрируют. Если рокочущего р не получается, то следует перейти к упражнениям, механически приводящим язык к колебаниям. Взяв мизинец ребенка, подкладывают его под язык и предлагают усиленно и протяжно произносить звук з. В это время учитель быстрыми движениями в горизонтальном направлении приводит язык в состояние колебаний. При этом обычно после ряда упражнений появляется вибрация языка. Получив такую вибрацию, к полученному звуку присоединяют т или д. Ребенок произносит тррр или дррр, далее переходят к слогам трра, дрра и т. п. Чтобы продемонстрировать принцип вибрации, можно также использовать губную вибрацию в виде «кучерского» р. Когда ребенок сумеет произвести такую вибрацию губ, то, просунув язык между губами, он ощущает вибрацию в языке. 104 Тогда следует отодвинуть язык назад к верхним зубам. При этом обычно звучит р. Звуки /сиг. Звуки к и г у многих слабослышащих детей самостоятельно, при помощи слуха, не возникают, но постановка их совсем несложна, если ребенок уже умеет произносить т и д. Чтобы получить к, следует предложить ребенку произнести т и в то же время просунуть между зубами шпатель или конец чайной ложки и, нажав слегка на кончик языка, отодвинуть язык назад. При этом спинка языка поднимается вверх и образуется смычка языка с нёбом. Струя воздуха, идущая из гортани, наталкиваясь на эту смычку, производит взрыв. Ребенок в это время произносит т, но изменившееся положение языка создает к. Когда получится к, надо ребенку об этом сказать и продолжать вместе с ним произношение к-к-к при участии шпателя (т. е. придерживая язык в отодвинутом состоянии). В этом же положении ребенок переходит к произношению та-та-та, а получается у него ка-ка-ка. Когда получится правильно звучащее ка, можно убрать шпатель. Упражнения с применением шпателя иногда приходится повторять. Ребенок и сам может тренироваться, используя вместо шпателя свой палец. Если получится смягченный звук, то следует глубже нажать на язык. Получив правильное произношение звука к, следует тренировать его не только в прямых слогах, но и в обратных: ак, ок, ук, ик. Добившись правильного произношения к, можно перейти к постановке звука г. Последний отличается от к голосовым сопровождением. При к голосовые связки не вибрируют. Но звонкий звук г без этих вибраций невозможен. Используя слух ребенка, нередко удается добиться правильного произношения такого звука. Чаще всего удается поставить звук г, отправляясь от к. Ребенку предлагают произносить ка-ка-ка, затем, приложив его руку к шее обучающего у угла нижней челюсти, произносят га-га-га. Ребенок, подражая, также переходит к произношению га-га-га. Если этого не происходит, то следует показать ребенку озвончение г на примерах звуков б и д. Для этого ребенок вслед за учителем, держа руку у его шеи, повторяет па-па-па, ба-ба-ба, та-та-та, да-да-да и, наконец, ка-ка-ка, га-га-га. Если и этим способом звука г получить не удается, то следует его ставить от звука д аналогично тому, как к ставилось от звука т, т. е. путем отодвигания языка шпателем. Ребенок произносит да-да-да, а в это время шпатель просовывается между зубов и отодвигается язык. Когда язык занимает положение смычки спинки языка с нёбом, вместо да-да-да звучит га-га-га. При этом следует все время держать руку ребенка у шеи учителя. Когда ребенок уловил звучание га, сразу же переходят к слоговым упражнениям с гласными а, о, у, э: га-га-га, го-го-го, гу-гу-гу, га-го-гу и т. д. Звук х. Чаще всего звук х удается поставить, показав ребенку перед зеркалом положение языка и дав ему ощутить длительно выдыхаемую при этом струю воздуха на тыльной поверхности кисти руки. Если звук не получается, то следует продемонстрировать разницу звучания взрывного к и длительного х в слогах ка и ха. В редких случаях слабослышащий ребенок указанными способами не усваивает этого звука. Тогда можно звук х ставить от звука с при помощи шпателя: для этого предлагают протяжно произносить са-са-са, а в это время шпателем отодвигают язык так, чтобы спинка соприкасалась с нёбом; когда зазвучит ха-ха-ха, ребенку сообщают, что это и есть правильное звучание. После этого следует провести ряд слоговых упражнений, не вынимая изо рта шпателя, до тех пор пока у ребенка не закрепится представление о звуке х. Когда это достигнуто, переходят к упражнениям с разными гласными в прямых слогах: ха-хо-ху — ив обратных: ах-ох-ух. В словах звук х в отличие от к; и г является проторным, аналогичным звукам сиз. Звуки ш и ж. Артикуляция звука ш может быть по частям продемонстрирована перед зеркалом: губы выдвинуты вперед несколько больше и шире, чем при о, зубы сжаты. Язык лежит во рту в форме чашечки, передний край языка поднят и прилегает к нёбу за верхними зубами, оставляя посередине щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Приблизив руку ко рту, можно ощутить сильную и теплую струю воздуха. Положение языка во рту можно показать, приоткрыв рот. Слушая звук ш и ощущая на руке струю воздуха, ребенок чаще всего произносит звук ш сам. Если язык недостаточно поднят кверху, то придерживают двумя пальцами боковые края языка. Если ребенок умеет произносить р, то можно предложить ему произносить его без голоса и задержать его вибрацию двумя пальцами. При этом получается шипящий звук. Часто слабослышащие дети вместо шипящего ш произносят с. Иногда этот недостаток удается преодолеть, сдвигая углы рта и приподнимая язык. Звукоусиливающая аппаратура позволяет ребенку услышать разницу звучания ш и с, и это помогает исправить произношение звука ш. Звук ж ставится на основе звука ш. Разница звучания этих звуков чаще всего доступна слуху слабослышащего ребенка. Учитель произносит эти звуки у самого уха ребенка или использует слуховой аппарат, и этим чаще всего достигается необходимый эффект. При затруднениях следует обратить внимание ученика на особенности артикуляции звука ж. При произнесении звука ж язык поднят несколько больше, чем при ш, а выдыхаемая струя несколько слабее; ж является звонким звуком, и при его постановке необходимо добиться вибрации голосовых связок. Озвончение достигается прикладыванием одной руки ребенка к подбородку учителя, а другой руки к подбородку ребенка при произнесении звука. Ребенок при этом произносит ш и постепенно переходит к ж, ощутив вибрацию. После этого сразу же переходят к упражнениям со звуком ж в сочетании с гласными звуками. Звуки ц, ч, щ (аффрикаты). Каждый из этих звуков является слитным, состоящим из двух звуков. Звук ч состоит из двух мягких звуков, произносимых на одном выдохе: ть-шь. Аналогично этому звук ц состоит из т и с, произносимых на одном выдохе. Звук щ имеет состав шь-шь. При постановке этих звуков прежде всего объясняют их состав. Учат на одном толчке выдыхаемого воздуха произносить два составляющих звука: тьшь (ч), тс (ц). Характерные недостатки этих звуков — расщепление их на составные части: ребенок вместо ца говорит та или са (курита, куриса). Вместо ча дети произносят та или ша. Ребенок говорит вместо чай тай или шай, шулки вместо чулки, а вместо ша — ща или са. Характерно также смешение ц, ч, щ между собой. Чтобы исправить возможные недостатки произношения этих звуков, необходимо показать ребенку не только состав каждого звука, но и отличие каждого из них от остальных. Длительная тренировка в слитном и правильном по составу произношении звуков при максимальном использовании слуха позволяет исправить их произношение. Тренировки проводятся в сочетании с гласными звуками: ча-чо-чу; ца-цо-цу; ща-що-щу. При произношении аффрикат иногда наблюдаются искажения, аналогичные искажениям звука с (см. с. 102). Звук и. Звук и произносится в нашем языке в двух группах звукосочетаний. Во-первых, с его помощью образуются так называемые йотированные гласные йа (я), йо (ё), йу (ю), йэ (е). Во-вторых, он участвует в звукосочетаниях аи, ой, уй, ый, ий. Дети с пониженным слухом обычно сами усваивают эти последние звукосочетания. Сложнее обстоит дело с йотированными гласными. Обычно, прежде чем показать ребенку гласные я, е, ю, следует хорошо поупражняться в произношении аи, ой, уй и показать ребенку артикуляцию звука и перед зеркалом. После этого ребенок должен начать произносить короткое и в сочетании с гласными: йа-йо-йэ-йу. Иногда слабослышащие дети говорят ля-лё-лю-ле. В этих случаях приходится ставить звук и при помощи шпателя или зонда от звука з. Ребенку предлагают произнести слог за, нажимают шпателем на переднюю часть спинки языка и продвигают язык назад. Ребенок произносит за-зо-зу и получается йа-йо (е)-йу (ю). Далее ребенок тренируется в поочередном произнесении аи, йа, ой, уй и т. д. Смягченные звуки. Для русского языка характерны так называемые мягкие звуки: пь, ть, фь, дь, вь, сь и т. д. Слабослышащие дети довольно легко усваивают мягкие звуки, так как признак мягкости обычно доступен их слуху. Часто, однако, наблюдается смешение твердых звуков с мягкими при произнесении слов. Поэтому следует специально учить ребенка дифференцированно произносить твердые и мягкие звуки. Он должен тренироваться в противопоставленном их произнесении (та — тя, татата — тятятя, да — дя, дадада — дядядя, на — ня, нанана — ня-няня, ма — мя, мамама — мямямя и т. п.). Оглушение звуков. Важно также обратить внимание на тот факт, что у слабослышащих детей наблюдается общее оглушение звонких звуков и смешение их с глухими. Поэтому с ними необходимо специально проработать противопоставление всех глухих звуков звонким: па — ба, та — да, ка — га, фа — ва, са — за, ша — жа. Мы не остановились здесь на постановке тех звуков, которые очень редко оказываются у слабослышащего ребенка дефектными. Мы не привели также детального описания исправления сложных дефектов. В очень трудных случаях дефектного произношения следует обратиться за консультацией к логопеду или сурдопедагогу. Выше мы указывали на необходимость в целях развития слухового восприятия обучения правильным ударениям. Для большей внятности речи также очень важно научить ребенка правильно пользоваться ударением. Ударный слог в нашей речи произносится несколько громче и протяжнее. Еще при слоговых упражнениях необходимо тренировать ребенка в произнесении ударного слога в отличие от безударного. Путем дирижирования удается показать ученику, что одни слоги произносятся более протяжно, а другие короче. Ребенок должен произносить 2—3—4 слога подряд, варьируя место ударения в них: папапа, татата, сасаса; папапа, татата, сасаса; татата, папапа, сасаса; тата, саса и т, п. Произнося вместе с учеником подобные звукосочетания, необходимо показывать ему ударение движением руки. Вслед за этими упражнениями ученик должен тренироваться в произнесении слов, соблюдая ударения. Л ИТЕРАТУРА 3 и к е е в А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся.—• М., 1976. Комаров К. В. Обучение слабослышащих детей грамоте — М 1983. Коровин К. Г. Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку.— М., 1976. Кузьм ичева Е. П. Развитие речевого слуха у глухих.— М., i Уоо. Спирова Л. Ф., Ястребова А. В. Учителю массовой школы о детях с нарушениями речи.— М., 1985. Ястребова А. В. Коррекция нарушения речи у учащихся общеобразовательной школы.—М., 1984. приложения Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|