|
Круг отрицания и генезис административного поля⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
Постепенное разделение династической (братья короля) и бюрократической властей происходило посредством дифференциации власти и, более конкретно, через удлинение цепи делегирования властных полномочий и ответственности. Если воспользоваться формулой, то можно сказать, что государство (безличное) стало разменной монетой абсолютизма, а король растворился в безличной сети долгого ряда доверителей и лиц, наделенных полномочиями, отвечающих перед вышестоящим лицом, от которого они получают свои полномочия и власть, но за которого они — в определенной мере — тоже несут ответственность; а приказы, исходящие от него, они ратифицируют и контролируют в процессе их выполнения. Чтобы понять то необычное, что может содержать переход от власти персонализованной к власти бюрократической, нужно снова вернуться к типичному моменту в долгом переходном периоде от династического принципа к юридическому, когда происходило постепенное расхождение между «домом» и бюрократией (называемой в английской традиции «кабинетом»), т. е. между «great offices», наследуемыми и политически незначимыми, и кабинетом, ненаследуемым, но наделенным властью над печатью (seals). (Это чрезвычайно сложное движение, с продвижением вперед и отступлениями, ритм которого для агентов зависит от интереса к их позиции и от бесчисленных препятствий, вызванных мыслительными привычками и бессознательными предрасположенностями. Так, по словам Жака Ле Гоффа, бюрократия сначала мыслилась по семейной модели; случалось, что министры короля, приверженные династическим взглядам, пытались добиться передачи своих должностей по наследству.) Ф. У. Мейтланд рассматривает эволюцию практики использования королевской печати.42 Со времен норманнов королевские повеления оформлялись актами, хартиями, грамотами, закрытыми и запечатанными королевской печатью, гарантирующей их подлинность. Большая государственная печать (great seat) доверялась канцлеру (chancellor) — главе всего секретариата. В конце Средних веков и на протяжении всего правления Тюдоров канцлером был Первый министр короля. Со временем стали появляться и другие печати. Поскольку канцлер пользовался печатью очень часто и в самых различных случаях, то стали использовать малую государственную печать (privy seat) в делах, касающихся непосредственно короля. С малой государственной печатью король отдавал указания канцлеру относительно использования большой. С этого момента последняя печать доверялась хранителю «службы» — keeper of the privy seal. По прошествии некоторого времени еще более личный секретарь появляется между королем и его старшими государственными служащими: king's clerk или king's secretary, который хранил королевскую печать (king's signet). Во времена Тюдоров два королевских секретаря стали назначаться государственными секретарями. С этого момента подписание документов превратилось в шаблонную процедуру: документ, подписанный рукой короля — royal sign manual, скреплялся подписью государственного секретаря (хранителя king's signet) и, в качестве указания выпустить данный документ за малой государственной печатью, отправлялся keeper of the privy seal, чтобы затем поступить к канцлеру, снова в форме директивы, выпустить документ с большой государственной печатью королевства. Подобная процедура была призвана повысить ответственность министров за действия короля: ни один акт не имел юридического значения, если он не был скреплен большой или, по крайней мере, малой государственной печатью, которая подтверждала, что такой-то министр «сим обязуется исполнить королевскую волю». Этим объясняется то внимание, которое министры уделяли соблюдению формальной процедуры: они боялись обращения к ним с запросом относительно какого-либо королевского акта и того, что они будут неспособны доказать его подлинность. Канцлер боялся ставить большую печать, если на документе не стояла малая печать в качестве гарантии; хранитель малой печати обращал внимание на то, чтобы собственноручная подпись короля была заверена секретарем. Король находил определенные преимущества в такой процедуре. Он перекладывал на министров заботу о королевских интересах и о состоянии своих дел; они следили, чтобы короля не ввели в заблуждение или не злоупотребили его доверием. Он действовал с гарантией, но под контролем своих министров, чья ответственность была зафиксирована королевскими актами, гарантами которых выступали сами министры. (В правление Елизаветы Первой устный приказ стал недостаточным основанием, чтобы получить сумму на расходы, и королевское поручение должно было иметь большую или малую печать, которые были не просто символами соблюдения церемонии, как скипетр или корона, но настоящими инструментами правления.) Через анализ удлинения цепочки «власть—ответственность» можно проследить, каким образом в недрах самих иерархических отношений зарождался действительный общественный порядок, основанный на определенной взаимности. Исполнитель в одно и то же время был под контролем и под защитой руководителя, в частности, от злоупотребления и своеволия властей. Все происходило так, как если бы по мере возрастания властных полномочий руководителя росла бы его зависимость по отношению ко всей сети исполнителей. В каком-то отношении свобода и ответственность каждого сокращалась вплоть до полного исчезновения «на просторах поля». Однако в других моментах она возрастала по мере того, как агент был вынужден брать на себя ответственное решение под прикрытием и под контролем всех других действующих в поле агентов. Действительно, по мере дифференциации поля власти, каждое звено цепочки является само по себе точкой (вершиной) в поле. (Можно наблюдать рост дифференциации поля власти одновременно со становлением бюрократического поля — государства — как метаполя, которое определяет правила, управляющие разными полями, и на этом основании является целью борьбы между доминирующими в различных полях.) Удлинение цепочек делегирования и развитие сложной структуры власти не влечет за собой автоматического отмирания механизмов, обеспечивающих частное присвоение экономического и символического капитала (и все виды структурной коррупции). И напротив, можно было бы сказать, что возможности для расхищения (путем непосредственного изъятия) увеличиваются, централизованное наследование может сосуществовать с локальным (базирующимся на семейных интересах функционеров или на корпоративной солидарности). Отделение функции от персоны происходит медленно, как если бы бюрократическое поле постоянно разрывалось между династическим (персональным) принципом и юридическим (или безличным).
«То, что мы называем "общественной функцией", так долго было сращено со своим носителем, что невозможно проследить историю того или иного совета или поста, не описывая при этом индивидов, руководящих данным советом или занимавших данный пост. Именно личность придавала ранее второстепенной должности исключительную значимость или, наоборот, переводила на второй план прежде важную — в силу личности, ее исполнявшей, — функцию <…> Человек творил функцию в масштабах, какие сегодня немыслимы» 43
Ничего нет более сомнительного и более неправдоподобного, чем создание в теории — в работах интересующихся вопросом юристов, выступающих одновременно судьями и ответчиками, и на практике — благодаря неощутимому прогрессу разделения труда по господству, — общего дела, общественного блага и особенно структурных условий (связанных с появлением бюрократического поля) разделения общественных и личных интересов или, говоря яснее, принесения в жертву эгоистических интересов, отказа от личного использования общественной власти. Парадокс состоит в том, что непростой генезис общественного порядка неотделим от появления и накопления общественного капитала и возникновения бюрократического поля как поля борьбы за контроль над этим капиталом и соответствующей властью, а значит — борьбы за власть перераспределять общественные ресурсы и связанные с ними прибыли. Как показал Дени Рише, государственная знать, утвердившаяся во Франции в конце XVI — начале XVII века, чье правление не прерывалось революцией (скорее наоборот), основывала свое господство на том, что Эммануил Ле Руа Ладюри назвал «фискальным капитализмом», а также на монополизации высших постов, приносящих высокие прибыли.44 Бюрократическое поле постепенно одержало победу над логикой наследования династического государства, которое подчиняло интересам суверена материальные и символические прибыли с капитала, сконцентрированного государством. Это поле стало местом борьбы за власть над государственным капиталом, над материальными (жалование, материальные выгоды) и символическими (почести, звания и т. д.) прибылями, доставляемыми им. В эту борьбу реально могло включаться только меньшинство правообладателей, обозначенных посредством квазинаследственного обладания образовательным капиталом. Следует детально проанализировать такой двусторонний процесс, который породил государство и который является нераздельно универсализацией и монополизацией всеобщего.
Примечания
1 Данный текст представляет исправленные записи лекций, прочитанных в Коллеж де Франс. В его основе — предварительные наброски, служившие, главным образом, исследовательским инструментом. Он вписывается в линию, продолжающую анализ процесса концентрации различных видов капитала, приведшего к формированию бюрократического поля, способного контролировать другие поля. См., в частности, предыдущую статью книги «Дух государства: генезис и структура бюрократического поля». 2 Bonney R. J. The European Dynastic States. 1494-1660. Oxford: Oxford University Press, 1991. 3 Bonney R. J. Guerre, fiscalité et activité d'Etat en France (1500-1660): Quelques remarques préliminaires sur les possibilités de recherche// Genèse de 1'Etat moderne. Prélèyement et redistribution/ Genet Ph., Le Mené M. (éds.) Paris: Éd. du CNRS, 1987. P. 193-201, 194. 4 Stieber W. Studies in the History of Christian Thought. XIII. Leiden: Brill, 1978. P. 126 sq. 5 Lewis A. W. Le sang royal: La famille capétienne et 1'Etat. France, Xe-XIVe siècle / Préface G. Duby. Paris: Gallimard, 1981. 6 Block M. Seigneurie française et manoir anglais. Paris: Ar-mand Colin, 1960. 7 Duby G. Le Moyen Âge. Paris. Hachette, 1989. P. 110. 8 Bonney R. J. Op.cit. P. 195. 9 Ellas N. Über den Prozess der Zivilisation. (lre éd. 1939) Trad, fr. du tome 1: La Dynamique de 1'Occident. Paris, 1969. P. 31, 47. 10 Duby G. Preface // A. W. Lewis. Op. cit. P. 9. 11 «Кроме того, в условиях разгула политического и военного авантюризма, сопровождавшего императорскую власть и приведшего к ее упадку, ни один из авантюристов не был доcтаточно силен, чтобы заставить подчиняться других и свергнуть императорскую власть. Все они боролись отдельно, чтобы нажить личное состояние, и угрожали позициям и достижениям друг друга. Только некоторые из них, несмотря ни на что, смогли навязать свое господство другим. Когда они добились институционального признания своих завоеваний, им понадобился центр, чтобы узаконить эти приобретения» (Alain M. The Crisis of Empire in Mughal North India, Awadh and the Penjab. 1708-1748. Oxford; Delhi: Oxford University Press, 1986. P. 17.). 12 Mousnier R. Les Institutions de la France sous la monarchic absolue. T. 1. Paris: PUF, 1974. P. 89-93. 13 Ibid. P. 199. 14 Constant J.-M. Genèse de 1'État moderne. Prélèvement et redistribution / Genet Ph., Le Mené M. (éds). Op. cit. P. 224, 223. 15 Guénéé G. L'Occident aux XlVe et XVe siècles. Les Etats. Paris: PUF, 1971. 16 Hophings K. Conquerors and Slaves. Cambridge, 1938. Ch. IV (о занятиях евнухов). 17 Mantran R. (dir.) L'Histoire de 1'empire ottoman. Paris: Fayard, 1989. P. 27, 165-166. 18 Ibid. P. 119; 171-175. 19 Ibid. P. 161; 163-173. 20 Constant J.-M. Op. cit. P. 223. 21 Guenee B. Op. cit. P. 230. 22 Gellner E. Nations et nationalisme. Paris: Payot, 1989. P. 150. 23 Duby G. Le Moyen Âge. Op. cit. P. 326. 24 Block M. Op. cit. P. 17. 25 Crouzet D. La crise de 1'aristocratie en France au XVIe siècle // Histoire. Economic. Société. 1982. № 1. 26 Tapié V. La France de Louis XIII et Richelieu. Paris: Flam-marion, 1980. P. 64. 27 Olivier-Martin F. Histoire du droit français, des origines à la révolution. Paris: Éd. de CNRS, 1996. P. 344. 28 Will P.-E. Bureaucratic officielle et bureaucratic réelle. Sur quel-ques dilemmes de 1'administration imperiale à 1'époque des Qing // Etudes chinoises. 1989. Vol. VIII. № 1. P. 69-141. 29 Boitrdieu P. Droit et passe-droit. Le champ des pouvoirs terri-toriaux et la mise en æuvre des règlements // Actes de la recherche en sciences sociales. 1990. № 81-82. P. 86-96. 30 Laffont J.-J. Hidden Gaming in Hierarchies: Facts and Models//The Economic Record. 1989. P. 295-306. 31 Weber M. Le savant et le politique. Paris: Plon, 1959. P. 120-121. 32 «Большинство землевладельцев в эпоху Тюдоров отвернулись от традиционной службы в армии, предпочитая получить образование в университетах или войти в юридическую корпорацию» (Williams P. The Tudor Regime. Clarendon, 1979. P. 241.). 33 «От частных вельмож, командующих своими подданными, к лорду-лейтенанту, действующему по назначению короля» (Corrigan Ph., Sayer D. The Great Arch. English State Formation as Cultural Revolution. Oxford: Basil Blakvvell, 1985. P. 63.). 34 Goubert P. Ancien Regime. Paris: Armand Colin, 1973. T. 2. P. 47. 35 Duby G. Le Moyen Age. Op. cit. P. 326. 36 Ibid. P. 211. 37 Ibid. P. 222. 38 Skinner Q. The Foundations of Modern Political Thought. London; New York: Cambridge University Press, 1978. 39 Hanley S. Le «lit de justice» des Rois de France. Paris: Auber, 1991. 40 Church W. Fan. Constitutional Thought in Sixteenth Century France. A Study in the Evolution of Ideas. Cambridge: Harvard University Press, 1989. 41 О долгой истории восхождения чиновников и постепенной монополизации государственного капитала государственной знатью см.: Bourdieu P. La Noblesse d'Etat: grandes ecoles et esprit de corps. Paris: Minuit, 1989. P. 531-559. 42 Maitland F. W. Constitutional History of England. Cambridge: Cambridge University Press, 1948. P. 202-203. 43 Richet D. La France moderne. L'esprit des institutions. Paris: Flammarion, 1973. P. 79-80. 44 Richet D. Elite et noblesse: la formation des grands serviteurs de 1'État — fin XVI-début XVII siècle // Acta Poloniae Historica. 1977. Vol.36. P. 47-63. * © Bourdieu P. Espace social et genese des «classes» // Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. №52-53. P.3-14. i Инкорпорированный — обретший носителя, тело; интегрированный в субстрат (о свойстве). — Прим. перев. ii ощущением своего положения (англ.). iii Stand, мн. Stände — сословие или звание (нем.). iv демонстративное потребление (англ.). v сделаться заметным (англ.). [ii] быть воспринимаемым (лат.). [iii] известный, прославленный (лат.). [iv] восприятие (лат.). [v] частное мнение (греч.). [vi] авторитет (лат.).
[vii] Докса — совокупность выражений обыденного мнения, укоренившихся преданий и представлений, — того, что принимается на веру, без обсуждения и обдумывания, как само собой разумеющееся. Докса связана со здравым смыслом. — Прим. перев. [viii] Совокупность диспозиций действия, мышления, оценивания и ощущения определенным качественным образом составляет габитус [от habere (лат.) иметь]. Габитус — характерное множество черт, которые приобретает индивид, диспозиции, которыми он располагает, или, иначе говоря — свойства, результирующие присвоение некоторых знаний, некоторого опыта. — Прим. перев. [ix] царя, правителя (лат.). [x] буквально: правление границами, установление границ, разграничений и правление священным, установление священного; иными словами — светское и священное установление (лат.). [xi] изначальной интуиции (лam.).
[xii] подлинная печать (лат.) [xiii] Совершенное полномочие действовать и говорить (лат.). [xiv] сначала бытие, затем — действие (лат.). [xv] таинство (лат). [xvi] служение (лат). [xvii] гражданское состояние есть государственная должность (лат).
[xviii] собрание многих лиц [в] корпорацию (лат.).
* © Bourdieu P., 1990. i См., например, работы П. Бурдьё: La terre et les strategies matrimoniales // Annales, 4-5 juillet-octobre 1972; Esquisse d'une theorie de la pratique, precedee de trois etudes d'ethnologie kabyle. Geneve: Droz, 1972. ii См.: Bourdieu P La Distinction. Paris: Minuit, 1979. iii Улица Фобур де Сент-Оноре — одна из достопримечательностей Парижа. На ней представлены магазины и бутики всех больших и дорогих марок и известных законодателей моды. — Прим. перев.
iv XVI округ Парижа (округ Булонского леса) — район поселения богатых буржуазных семей. — Прим. перев. v HLM — habitation a layer modere — большие дома, построенные местной администрацией и предназначенные для семей с низким доходом; социальное муниципальное жилье. — Прим. перев. vi Бобур — культурный центр имени Жоржа Помпиду, в котором располагаются музей современного искусства, библиотека, галереи и выставочные залы, кинотеатры и т. д. — Прим. перев. vii порядок исключения (лат.) * © Bourdieu P. Espace social et pouvoir symbolique. Текст лекции, прочитанной в Университете Сан-Диего в марте 1986 г. i Конструктивистском структурализме (англ.). ii Структуралистском конструктивизме (англ.). iii Schutz A. Collected Papers, I; The Problem of Social Reality." La Haye, Martinus Nijhoff, s. d. P. 59. iv Правящего класса (англ.). v Чувство своего места (англ.). vi Народные воззрения (англ). vii Чувство места другого (англ.).
viii Демонстративного потребления (англ.). ix «Отцов-основателей» (англ.).
x Ф. Америка. Процесс. Из дневников / Пер. с нем! М: Политиздат, 1991 С 386. xi Царь, правитель (лат.). xii Правление границами, установление границ и правление священным, установление священного (лат.). * © Bourdieu P Sur le pouvoir symbolique // Annales Economic Société Civilisations. 1977 № 3. P 405-411. * © Bourdieu P. Stratégies de reproductions et modes de domination // Actes de la recherche en sciences sociales, 1994. № 105. P. 3-12 Запись лекции, прочитанной в Гетгингене 23 сентября 1993 г
* © Bourdieu P. Le mort saisit le vif // Actes de la recherche en sciences sociales. 1980. № 32-33. P 3-14. i уход в бесконечность (лат.). ii история деяний, прагматическая история в противоположность культурной истории (истории культуры) (лат.). iii заменитель, субститут чего-либо (фр.).
iv подобно трупу (лат.). v «помещением в дом умалишенных» — Прим. перев. vi Существо есть то, что существовало (нем.). * © Bourdieu P. La délégation et le fétichisme politique // Actes de la recherche en sciences sociales. 1984. № 52-53. P. 49-55. i С крупинкой соли (лат.), т. е. с солью остроумия, иронически или критически, с некоторой поправкой, с известной оговоркой. — Прим. перев. ii Доказательство подлинности, аутентичности (лат.). — Прим. перев. iii В воображении (пат). — Прим. перев. iv Всеобщая конфедерация труда Франции. — Прим. перев.
v Юридической фикции (лат.). — Прим. перев. vi Собранию многих лиц (лат). — Прим. перев.
vii У Ж.-П. Сартра — это установка сознания, скрывающего от самого себя истину, самообман. — Прим. перев. * © Bourdieu P. La repésentation politique Eléments pour une théorie du champ politique // Actes de la recherche en sciences socia-les. 1981 № 36-37. P. 3-24. i Жорж Опт (Haupt, Georges), 1928-1978. Историк, социолог, учился в Ленинграде и Париже, преподавал в США, был руководителем семинара в Высшей школе социальных наук в Париже; основатель и директор Социалистической библиотеки, руководитель ее коллекции. — Прим. перев. ii Доверитель — доверенное лицо (mandant — mandataire), лица, связанные друг с другом посредством мандата (от mandatum (лат.) — поручение), т. е контракта, с помощью которого человек, называемый доверителем, дает другому человеку, называемому доверенным лицом, полномочия действовать от его имени. В статье эти юридические термины используются применительно к политически пассивным (доверители) и политически активным (доверенные лица) агентам. — Прим. перев. iii участник дебатов, спорщик (англ.). iv вовлеченность (англ.). v обязательство (англ.). iv Форс-идея — idée-force (филос.) — идея-сила. Термин, используемый Альфредом Фуйе для обозначения психологических феноменов в их двойном аспекте интеллектуального и активного. — Прим. перев. vii самоосуществляющееся пророчество (англ.). viii вера (лат.). ix верить (лат.). x знатное, влиятельное лицо, именитый житель, гражданин (фр.). xi Облат — мирянин, пожертвовавший свое имущество м»-настырю и живущий в нем, не принимая монашеского обета. Здесь — пришлые люди, изгои, парии — Прим. перев. xii распределение государственных должностей среди сторонников победившей партии (англ.). * © Bourdieu P. Esprits d'Etat. Genèse et structure du champ bureaucratique//Actes de la recherche en sciences sociales. 1993 № 96-97. P. 49-62. * Верхней куртки с широкими рукавами, как у мушкете-— Прим. перев. * © Bourdieu P. De la maison du roi à la raison d'Etat // Actes de la recherches en sciences sociales. 1997. № 118. P. 55-68. i Lit de justice (фр., ист.) — место под балдахином, где располагался король во время проведения торжественных заседаний парламента — Прим. перев. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|