Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специфика социального действия





Проанализированная схема характеризует любые действия — и человека, который хочет заложить свой сад, и политического лиде­ра, и предпринимателя, и отца семейства и т.д. Однако действия последних ориентированы на возможную ответную реакцию других людей (соответственно избирателей, покупателей продукции, чле­нов семьи). Именно такие действия называются социальными дей­ствиями, составляющими лишь определенную часть всех действий Актора.

«Социальное действие (включая невмешательство или терпели­вое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоя­щее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от грозящей опасности в будущем. «Другие» могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным мно­жеством совершенно незнакомых людей»*.

Эта классическая формулировка сыграла (и играет) по сути ос­новополагающую роль при вычленении собственно предметной области социологии (и других социальных наук), позволяет четко отграничить сферу социальной жизни от более широкой области жизнедеятельности человека. Вместе с тем отграничение социаль­ного от несоциального позволило существенно углубить анализ со­циальной жизни людей, выявить фундаментальные, базисные ос­новы, которые при иной фокусировке менее отчетливы, а подчас и незаметны.

• Итак, социальное действие — это преднамеренный, целенаправ­ленный поведенческий акт, ориентированный на других, их возможные ответные действия.

Следовательно, социальное действие должно отвечать двум ус­ловиям:

преднамеренность, мотивированность;

ориентированность на другого (других).

Поэтому не все преднамеренные действия являются социальны­ми, как и не все поведенческие воздействия на другого можно при­числить к социальным. Рассмотрим этот тезис подробнее.

* Вебер М. Избранные произведения, с. 625.

120


1. Итак, не всякое человеческое действие есть действие социаль­ное — достижение не всякой цели предполагает ориентацию на других людей.

Так, ученый-естествоиспытатель стремится реализовать научно-по­знавательную цель. Он знает, какова научно-познавательная ситуа­ция (что известно об изучаемом феномене, а что является еще пред­метом споров, дискуссий), и вырабатывает план решения сугубо научной задачи, выдвигая гипотезу и определяя пути ее доказа­тельства. Данное взаимоотношение (в данном случае познаватель­ное) человека с природой не является социальным действием. Ко­нечно, способность человека формулировать научную цель и опре­делять пути ее достижения — это продукт социального развития. Поиск ученого базируется на научном фундаменте, созданном пред­шествующими поколениями (и не только учеными), и каждая фор­мула, технология — это социальный продукт. В этом смысле ученый, исследуя природу, рассматривает ее с высоты многолетних дости­жений сообщества ученых, но в данный конкретный момент, в ходе решения сугубо познавательной задачи, сам поиск ученого не есть социальное действие. Однако в процессе решения познаватель­ной задачи у него возникает потребность создать наиболее благо­приятные социальные условия для этого: получить признание кол­лег, преодолеть возможные препятствия со стороны других и т.д. —, все это подразумевает взаимодействие с людьми и, соответствен­но, действия ученого по упреждению возможных препятствий со стороны других, обеспечению признания своего достижения в со­обществе ученых — это уже социальные действия.

Таким образом, действие человека приобретает характер соци­ального в том случае, когда ориентировано на других, предполага­ет прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми. Напомним, действие может быть ориентировано как на конкрет­ное лицо, так и на группу лиц — знакомых или незнакомых (на­пример, пассажиры автобуса); на сообщество, членом которого является человек (коллектив, нация), или на все общество; оно может иметь в виду как прошлое (месть, благодарность), так и на­стоящее или ожидаемое будущее (в том числе упреждающие дей­ствия).

Из этого примера следует также, что вычленение социального действия особенно непросто в сферах, в которых человек ориен­тирован на природные субъекты (материальное производство, наука и т.д.).

Например, разработка производственных технологий (совершенство-. вание методов обработки металла, компьютерных технологий и др.) не является социальным действием. Деятель в этом случае ориен­тирован на природные объекты и законы. Но поскольку чаще всего при этом требуется согласование технологий с другими людьми, возникает параллельная мотивация — социальная, которая, как пра­вило, и становится решающей. Она способна блокировать иссле­довательский поиск или, наоборот, его стимулировать. Вот почему

121


удачная или неудачная социальная организация науки, техническо­го творчества, материального производства оказывает решающее воздействие не только на число научных открытий, технологичес­кие инновации, но и, главное, на их внедрение, массовость исполь­зования. (Вспомним, сколько великих научных изобретений деяте­лей российской науки и техники XIX — начала XX в. не было вос­требовано в тогдашней России.)

2. Не всякое воздействие на другого есть социальное действие. Можно выделить целый пласт мнимых социальных действий, т.е. действий, которые, имея явные внешние признаки социальных действий, таковыми не являются.

Рассмотрим житейскую ситуацию: первое действие — прохожего
обрызгала машина, случайно проехавшая по луже; последующие
действия: прохожий выражает неудовольствие по поводу того, что
по вине водителя машины испорчен его новый плащ; водитель, уви­
дев, что он натворил, останавливает машину и выходит, чтобы изви­
ниться перед прохожим; между прохожим и водителем происходит
небольшой обмен любезностями. Установим, являются ли их дей­
ствия социальными. ■*'■*-
Первое действие водителя не относится к числу социальных — ведь
социальными считаются только те действия, в которых ориентация
на другого осуществляется преднамеренно и осмысленно. В дан­
ном случае это мнимое социальное действие; прохожий совершил
социальное действие; водитель совершил социальное действие; и
водитель, и прохожий вошли в социальный контакт.

И еще одна ситуация, о которой упоминал еще М. Вебер. Но здесь речь идет уже о другом виде мнимых социальных действий.

Представим, что внезапно пошел дождь — все прохожие открыли зонты. Здесь нет социального действия. Хотя внешне, казалось бы, прохожие сговорились или открыли зонты по команде. Но зонты были открыты не в результате договоренности между людьми, а так как на всех них свалилась одна общая беда — дождь. Однооб­разность, схожесть реакций, вызванных общей внешней причиной, — это массово-однородное действие, один из самых распространен­ных видов «мнимых» сознательных действий.

Другой пример массово-однородных действий — паника в зри­тельном зале, вызванная вестью о пожаре, и т.д.

Различение социальных действий и мнимых социальных действий — важное условие анализа социальных явлений. В частности (и это будет подробно проанализировано позже), оно позволяет точнее понять причины объединения людей в разные по степени интегри-рованности социальные общности, отличие последних от мнимых общностей, которые час-то воспринимаются нами как подлинные.

Механизм осуществления социального действия в общих чертах аналогичен механизму осуществления единичного действия. Одна­ко здесь необходим ряд серьезных уточнений.

122


Первое. Социальные действия и взаимодействия представляют собой сложный синтез «социальности» и «материальности».

Рассмотрим социальное взаимодействие в семье. Вы убираете квартиру, осуществляя материально осязаемое усилие, руководству­ясь предположением, что этим вы помогаете родителям. В вашей семье есть правило, в соответствии с которым дети обязаны взять на себя часть забот по дому. Родители контролируют, как вы вы­полняете договоренность, высказывают или благодарность, удов­летворенность, или замечание, упреки.

Собственно «социальное» в ваших действиях, как мы видим, принимает вид договоренностей, правил, обязательств, ожиданий (наказания или поощрения), как'бы в виде образов, символов, оно скрыто от глаз. Напомним о «магнитном поле» взаимных обяза­тельств, прогнозов, которое возникает благодаря «ожиданию ожи­дания ожидания», о чем мы говорили ранее, подчеркивая особен­ности социальной регуляции. Это «магнитное-поле» мы не можем увидеть, но постоянно ощущаем, оно заставляет нас действовать, радоваться или гневаться.

Конечно, социальные действия различаются по степени (высо­кая или низкая), форме (непосредственная или опосредованная), «отягощенное™» материальной составляющей. В этом смысле не вызывают сомнений материальная «отягощенность» уборки квар­тиры с целью помочь родителям, применение силы с целью наве­дения общественного порядка, материальная помощь, плата за ус­лугу. Но значительное количество социальных действий, играющих огромное значение в установлении успешных и эффективных взаи­модействий между людьми, в смысле физических усилий ничтож­ны. И наоборот, роль собственно социально-символической состав­ляющей может быть огромна, ибо огромны практические послед­ствия социальных действий для других — к примеру, распоряжение об увольнении, отданное начальником одним росчерком пера, за­кон, который способен активизировать или блокировать примене­ние вооруженной силы, и т.д.

Можно возразить, что в любом действии мысленно воображае­мое, замысел предшествуют действию. Однако есть существенная разница между замыслом, предшествующим обычному действию, и мысленно воображаемым, что составляет суть социального дей­ствия.

Предположим, архитектор подготовил проект нового дома, который осязаемо воплотился в построенном здании. Представим себе, что вы разрабатываете новую схему взаимодействия сотрудников в фирме, управления ею. Что в последнем случае приобретается из категории материально-осязаемого? Работники фирмы те же, они могут сидеть в прежних кабинетах, расположенных на тех же этажах, т.е. их физически-пространственная организация может и не из-

123


меняться. Изменения произошли в рбласти взаимоотношений лю-
"■*'"'''.■ дей: кто кем будет руководить? кто за какой участок работы будет
отвечать? кто какие права и обязанности получит? Руководить, от­
вечать, иметь права и обязанности — вот ткань социального, созда­
ющая невидимую сеть взаимозависимости. ')

Мысленно воображаемым в этом примере является не только проект (что характерно для любого проекта, замысла) новой сис­темы, но и его воплощение носит отнюдь не материально-осязае­мый характер, приобретая при этом реально-практическое значе­ние (последствия). Сформировавшаяся сеть взаимоотношений меж­ду сотрудниками фирмы не материальна. Эта сеть соткана из мате­рии (магнитного поля) мысленно символических явлений: ожида­ний, предпочтений, норм, традиций — сдерживающих или направ­ляющих действия людей, т.е. существующих реально и имеющих практические последствия.

Что такое подчинение, уважение, влияние? Какое непосред­ственное физически-материальное содержание скрывается за по­добными и многими другими социальными действиями (взаимо­действиями)?

Как вообще могут быть объединены люди? Телесно? Но ведь во всех объединениях (семья, политическая партия, студенческая группа, коллектив работников и т.д.) индивид телесно остается изолированным субъектом. Люди связаны, объединены между со­бой лишь мысленно, с помощью воображения, каких-то идей, т.е. символически/" \:

Социологи пытаются найти понятие, образ, термин, который
наиболее точно передал бы смысл этой мысленно-воображаемой
символической ткани. Словосочетание «мысленно-воображаемая
ткань» создает впечатление какой-то воздушности, чрезмерной
легкости, а потому и несерьезности, недолговечности, иллюзор­
ности. Поэтому социологи употребляют термины «интерсубъек­
тивное» (А. Шюц и его последователи) или «межчеловеческое про­
странство» (П. Бурдье, П. Штомпка и др.). Но все солидарны в
том, что эти термины не в полной мере раскрывают сущность,
практическую (хотя и не материальную) осязаемость социальной
мысленно воображаемой ткани. Такая воображаемая ткань спо­
собна неожиданно ударить вас «невидимой дубинкой», и доволь­
но ощутимо. Поэтому мы подчеркиваем, что эта мысленно вооб­
ражаемая, символическая ткань существует реально и имеет ре­
ально-практические последствия,
воплощается в том числе в мате­
риальном.. Ж>'-»f- *'

Подведем некоторый итог. Ведущие способы реализации «соци­альности» в социальном действии, организации «социального» про­странства, определяющие, кто выше, кто важнее и т.д., — это осо-


бые, преимущественно символические, мысленно осуществляемые способы, приемы, имеющие практические последствия.,fiJ, Второе. Социальные действия не бывают единичными, дискрет­ными. Они должны самовозобновляться, быть регулярными, т.е. приобрести свойство системы. Но для этого требуется, чтобы пове­дение Актора по отношению к партнеру (партнерам) было пред­сказуемым, ожидаемым последним, так же как должна быть пред­сказуемой и ответная реакция партнера, на которого ориентирова­но социальное действие Актора. Как же добиться подобной взаим­ной предсказуемости? Актор и его партнер должны совершать со­циальные действия по отношению друг к другу по единым стандар­там, правилам, которые выработаны в этом обществе, нормам, которые всем известны и приемлемы в данной среде, т.е. на основе культурной традиции. Следовательно, «ориентация на другого» (ос­нова социального действия) — это не произвольная, а стандартная ориентация, а потому и ожидаемая. Наличие взаимно согласован­ных, разделяемых стандартов не,только порождает эффект пред­сказуемости, но и эффект обязательности выполнения взаимно согласованного, разделяемого. Тем самым посредством культуры возникает обязывающая сила символов.

Таким образом, взаимная откорректированность и отрегули-рованность, «переплетение смыслов, ожиданий и поведения, ос­нованного на взаимной ориентации»* становятся возможными благодаря принятым в обществе идеям, нормам, правилам, об­разцам поведения, т.е. благодаря культуре. В этом случае культура употребляется в несколько ином значении, чем при анализе еди­ничного действия (вспомните пример с глиной), — там речь шла о том, что культура «изобретает» средства достижения потребно­стей людей. В данном же случае делается акцент на другом: куль­тура объединяет, интегрирует людей, наделяя их стандартами по­ведения, делает их жизнь предсказуемой и ответственной. Это две взаимосвязанные социальных функции великого изобретения че­ловека-^- культуры.

Следовательно, системы социальных действий как комплексы, основанные на регулярных, самовозобновляющихся взаимных ори-ентациях индивидов, невозможны без символической связи, на­полненной культурной традицией, и одно из самых главных чудес социальной жизни — это то, что, людям, использующим «воздуш­ные», «неосязаемые» символически-культурные элементы, удалось построить впечатляющее здание современного общества.

Бергер П. Приглашение в социологию. — М., 1996, с. 32.


 


124



Глава V. Социальная реальность







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.