|
Проблема родового понятия в социологииПриступая к научному описанию социальной жизни, необходимо прежде всего выделить ее своеобразные «первокирпичики», «складывая» которые, можно «выстроить» такие сложные социальные здания, как группа, организация, нация, государство и т.д. Любая наука, пытаясь развить свои идеи, теории, стремится предварительно выделить такой элемент, кристаллизация, агрегация которого пред-ставляюет возможность описать более сложные образования. Эти «первокирпичики» принято называть родовым понятием той или иной науки. Но важно учесть: выбор родового понятия, как в зародыше (эмбрионе), в решающей степени определяет общую тенденцию дальнейшего научного анализа. Ведь в родовом понятии содержатся все основные черты, противоречия, движущие силы, факторы изучаемых процессов. Выбор определенного родового понятия позволяет увидеть мир в тех параметрах, которые заложены в этом понятии. Выбрав другое родовое понятие, можно увидеть мир иначе, обратить внимание на иное. При этом определение родового понятия должно отвечать нескольким общим требованиям. Назовем главное из них: родовое понятие не должно быть самым элементарным, простейшим и далее неразложимым. Оно должно фиксировать простейшее, элементарное, но сохраняющее жизнеспособность, чтобы выразить основные коллизии, проблемы данной науки. Известно, например, что элементарные частицы в физике являются более простейшими, чем атом, но понять их значение, место и роль можно только в рамках'атома. Иначе говоря, родовое понятие — это, скорее всего, элементарная, но жизнеспособная, саморазвивающаяся микросистема. На это справедливо указывал П. Сорокин*, отвергая попытки определить в ка- * Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество, с. 190—191. честве родового понятия социологии, с одной стороны, самые элементарные явления (индивид и т.д.), которые еще не несут социальности, а с другой стороны, достаточно сложные социальные явления (коллективные формы, примитивное общество, семья и т.д.). Итак, родовое понятие должно сочетать в себе элементарность и жизнеспособность. По поводу определения родового понятия, а значит, и путей построения научной картины и понимания логики социальной жизни в социологии имеются две основные точки зрения — сторонников социологического номинализма и сторонников социологического реализма*. Социологический реализм. Сторонники данной ориентации утверждают, что общество, социальные группы, социальные институты — это самостоятельные сущности, социальная первома-терия, несводимая к взаимодействию отдельных индивидов/ Истинными носителями социальности являются над- и сверхиндивидуальные целостности, а не конкретные индивиды. Ведь не общество, не государство, не нация (как надиндивиду-альные целостности) получают свои качества от единичных людей, а наоборот, единичные люди получают социальные ценности, нормы поведения, статусы, приобщаясь к над- и сверхиндивидуальным образованиям. Классическим выразителем подобной позиции был Э. Дюркгейм, который общество называл «высшим существом» и фактически обожествлял его. ...Поскольку общество состоит только из индивидов, то с позиции здравого смысла, — пишет Э. Дюркгейм, — кажется, что социальная жизнь не может иметь иного субстрата, кроме индивидуального сознания; она кажется висящей в воздухе и плывущей в пустоте. Однако, когда какие-либо элементы, комбинируясь, образуют фактом своей комбинации новые явления, нужно представлять себе, что эти явления располагаются уже не в элементах, а в целом, образованном их соединением... Твердость бронзы не заключена ни в меди, ни в олове, ни в свинце, послуживших ее образованию и являющихся мягкими и гибкими веществами; она в их смешений. Текучесть воды, ее пищевые и прочие свойства сосредоточены не в двух газах, из которых она состоит, но в сложной субстанции, образуемой их соединением. * Понятие «социологический реализм» и «социологический номинализм» образованы по аналогии с понятиями и дискуссиями средневековой философии, где для одних философов реализм был связан с представлениями о независимости реального существования абстрактно-всеобщих понятий (универсалий) от номиналий — единичных вещей. И наоборот, другими философами номиналии признавались исходными по отношению к универсалиям. — Прим. авт. Применим этот принцип к социологии. Если указанный синтез особой реальности, образующей всякое общество, порождает новые явления, отличные от тех, что имеют место в отдельных сознаниях... то нужно также допустить, что эти специфические факты заключаются в том самом обществе, которое их создает, а не в его частях, т.е. в его членах. В этом смысле, следовательно, они являются внешними по отношению к индивидуальным сознаниям... Состояния коллективного сознания по сути своей отличаются от состояний сознания индивидуального... Мышление группы иное, нежели от--> дельных людей, у него свои собственные законы*. гаЬ:. Социологический номинализм. Сторонники данной ориентации убеждены, что единственным реальным социальным субъектом является единичный индивид и, соответственно, источником социальных явлений — единичное социальное действие. Именно на основе единичных субъектов и их действий должны формулироваться основные характеристики социальных явлений, общностей, процессов. Впервые наиболее последовательное обоснование социологический номинализм получил в трудах М. Вебера, который подчеркивал: «Социология рассматривает отдельного индивида и его действие как первичную единицу, как «атом» (если считать допустимым это само по себе сомнительное сравнение).., Такие понятия, как «государство», «сообщество», «феодализм» и т.п., в социологическом понимании означают — если выразить это в общей форме — категории определенных видов совместной деятельности людей, и задача социологии заключается в том, чтобы свести их к «понятному» поведению, а такое сведение всегда означает только одно — сведение к поведению участвующих в этой деятельности отдельных людей»**. Э. Дюркгейм делает акцент на «обществе», М. Вебер — на «личности». Их подходы не являются диаметрально противоположными, поскольку они дополняют, уточняют друг друга. Разве общество не принуждает нас к определенным действиям, не оказывает на нас влияние, существуя независимо от наших желаний? И наоборот, разве общество может существовать без постоянной активности личности, чьи каждодневные действия и придают энергию обществу? Что такое общество без личности, ее жизненной активности? Как видим, именно парадоксы реальной жизни людей породи * Дюркгейм Э. О социальном разделении труда. Метод социологии, с. 398— 399. ** Вебер М. Избранные произведения, с. 507. 111 Впрочем, социологии известны и другие попытки выделить исходное понятие. Так, П. Штомпка, стремясь создать процессуальный образ общественной жизни, чтобы общество рассматривалось «не как статичное, стабильное состояние, а как процесс, не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий», утверждает, что «общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы... При таком подходе «событие» становится мельчайшей фундаментальной единицей социологического анализа,, причем под событием имеется в виду любое моментальное состояние социального поля»*. Признавая вполне обоснованным такой (процессуальный) анализ социальных явлений, мы не можем не признать, что само событие по существу есть комплекс различных социальных действий... Социологический номинализм и социологический реализм не существуют в виде каких-то жестких «непробиваемых» схем. Но в виде общенаучных ориентации (ученые сказали бы: «методологии социологического теоретизирования»), которые влияют на выбор логики исследования (и, кстати, построения учебника), интерпретацию полученных данных, те или иные акценты в их анализе безусловно проявляются. Это различие общенаучных подходов (включающих множество отдельных теорий) представляет собой одну из драм и вместе с тем сокровищниц социологической мысли. Для представителей номинализма приоритетом является анализ действий отдельных людей. Общество, наука, государство — это не что иное, как «окаменевшие» комплексы, процедуры действий отдельных людей, обретшие качество образцов, стандартов поведения. Возникшие как результат упорядочивания и согласования действий отдельных индивидов, эти образцы затем закрепляются как некие обязательные формы, приобретают устойчивость, способность принуждать отдельных индивидов к выполнению стандартов поведения, выработанных и принятыми другими. Практический аспект номиналистского подхода к социальной жизни заключается в том, что в центре его внимания — личность, ее активность, изобретательность, предприимчивость. Общество — лишь изобретение самих людей, которое в конечном счете подвластно людям. Для социологов, разделяющих позицию реализма, приоритетом является анализ тенденций, законов развития социальных систем, социальных над- и сверхиндивидуальных образований. Эти системы диктуют определенные правила,'нормы поведения любому индивиду, включенному в эту систему. Индивид, становясь социальным субъек- * Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1996, с. 27—28. И 2 том (т.е. элементом социальной системы), в ощутимой степени утрачивает свободу выбора, вынужденно становится неким безропотным социальным роботом, автоматом. И эта «вынужденная безропотность» не просто произвол системы, ее каприз, а необходимое условие существования социальной системы. Причем свойства последней невыводимы и несводимы к свойствам единичных индивидов, характеристикам их единичных действий. Внезапно (эмер-джентно) возникает системный эффект, прирост (новообразование), который и требует своего «безропотного» обслуживания, так как он необъясним в рамках личных целей и намерений. Номинализм, успешно решая проблему человеческого контек Социологический реализм, имея теоретические возможности для объяснения функционирования общественных систем, самовозобновления'норм, правил, образцов поведения, встречается с непреодолимыми трудностями при ответе на вопрос, как и почему изменяются общественные системы, нормы, правила игры и т.д., каким образом это возможно без активности отдельных индивидов, принятия ими новых образцов. С тех пор как в социологии явственно стали проступать эти две тенденции в понимании родового понятиями соответственно, исходных тенденций анализа социальной жизни), возникают попытки преодолеть эти противоположности, объединив достоинства каждой из них. Подобный синтез одним из первых предпринял Т. Парсонс в своей работе «Структура социального действия». Что особенно любопытно, начиная исследования скорее как номиналист, в процессе создания своей книги он изменил свои взгляды и стал приверженцем реализма. Причина этой эволюции в том, что, детализируя процесс выбора личностью того или иного плана действия, Т. Парсонс увидел, что индивид осуществляет свой выбор, руководствуясь нормами, которые утвердились в обществе. Более того, он обнаружил, что любая система социальных действий (т.е. социальная система) несводима к сумме личных действий, а обладает независимостью, здесь возникают эффекты, невыводимые из личных целей и мотивов. 113 Сущность теоретического поиска в социологии конца XX в. — прежде всего попытка синтеза двух рассмотренных тенденций; ее предпринимали, в частности, Ю. Хабермас, П. Бурдье, Э. Гидденс, Н. Луман и др. Перейдем к анализу родового понятия социологии — социальному действию. § 2. Единичное действие '."*, Действие в социологии — это конкретные, отграниченные во времени и пространстве целенаправленные акт, усилие. Необходимо отличать поведение человека от его действий. Поведение — это реакция на внутренние или внешние раздражители. Поведение может быть инстинктивным, неосознанным или разумным, осмысленным, преднамеренным. Действиями в социологии (такую трактовку действия предложил М. Вебер) называют только те поведенческие акты, которые носят в той или иной мере преднамеренный характер, являются мотивированными, т.е. осуществляются во имя определенной цели, связаны с-анализом, выбором определенных средств, способствующих достижению цели в данной ситуации, в данных условиях. Т. Парсонс на основе этих общих представлений предложил достаточно тщательно разработанную, детализированную схему «единичного действия». Дж. Тернер, резюмируя парсоновскую модель единичного действия, отмечает, что Актор (русский аналог — «Деятель») преследует некую цель, действие же включает принятие Актором субъективных решений относительно средств достижения целей, причем все решения (относительно определения цели, выбора средств ее достижения) принимаются под давлением идей и условий ситуации*. Модель единичного действия Т. Парсонса можно представить в виде схемы (рис. 1), основные контуры которой предложены Дж. Тернером. Данная модель представляет «идеальный тип» действия, процедура мотивирования Актором своего действия в ней выглядит упрощенно, огрубление), статично. Это неизбежно,в ходе научного анализа. Важно учесть главное: центром данной модели является соотношение того, что необходимо Актору и с чем он вынужден считаться и реально руководствоваться в своем действии. Социологов интересует действие как тип, без конкретизации психических механизмов побуждения, актуализации. К сожалению, иногда психологизаторские описания социального действия трак- туют мотивацию преимущественно как установку. Такая, казалось Первый элемент действия — Актор (Деятель) с присущими ему потребностями, а также способностями целеполагания, прогнозирования последствий, анализа альтернатив и т.п. Действие побуждается, определяется потребностью Актора — это внутренний импульс действия, его энергетический источник. Второй элемент действия — цель, которая представляет собой ожидаемый Актором результат действия, в котором потребность должна найти свое разрешение, а неудовлетворенность снята. При этом цель не есть прямое воплощение потребности. Потребность в знаниях порождает цель деятельности: приобрести книгу, сходить в библиотеку и т.д. Третий и четвертый элементы действия — это элементы ситуации, в которой Деятель стремится к достижению своей цели: неконтролируемые (неподвластные Деятелю) и контролируемые. Неконтролируемые элементы ситуации — это внешние, не зависимые от Деятеля (по крайней мере в данный момент): • природные, материально-технические, вещественные и другие условия (в том числе генетические особенности, интеллектуальные способности самого Актора, финансово-матери-
Нормы, ценности и другие «идеи»
«Я» (духовный мир Актора)
Актор (Деятель)
с его потребностями
* См.: Тернер Дж. Структура социологической теории. — М., 1985, с. 61—62. 114 Рис. 1. Модель единичного действия Т. Парсонса 115 ~l -' альные возможности, природно-климатические условия). Эти условия предлагают, а точнее, имманентно содержат в себе 'с': определенный более или менее ограниченный набор раз-!| личных вариантов, средств, способов достижения цели;1 '•■•№■ • принятые в данном обществе правила, нормы и другие куль- ''-'- турные традиции, диктующие,' как, каким образом следует удовлетворять эту потребность в данных условиях, т.е. что следует считать целью и какие средства следует выбрать для ее достижения. 'к'- ' ^Ч'-' Контролируемые элементы ситуации — это отобранные самим Деятелем средства, методы, тактика действия для достижения цели. Иначе говоря, именно этот элемент ситуации непосредственно обусловлен активностью Деятеля, его желаниями, пристрастиями, жизненными притязаниями, его «Я». Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Актор со своими потребностями, конкретными способностями прогнозировать, анализировать, а с другой стороны — ситуация. Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка, т.е. осмысление Актором ситуации и выработка цели, плана своих действий по удовлетворению своих потребностей. Сделаем небольшое отступление и остановимся на мотивации. Именно этот элемент определяет направленность усилий, энергию, которую намеревается применить (и применяет) индивид ради достижения цели. Энергетическое усилие, не имеющее смысла, который определяет его целенаправленность, — не более чем скорлупа, оболочка. Даже рукопожатие становится лишь простым соприкосновением рук, если не призвано выразить (посредством продолжительности, интенсивности) симпатию или, наоборот, неприязнь. Именно это имеется в виду, когда утверждается, что «действие — это некоторый процесс в системе «субъект действия — ситуация», имеющий мотивационное значение для действующего индивида»*. Мотивация как сложное духовное явление, определяемое и самой личностью, ее потребностями, и географическими, физическими, материальными, технологическими обстоятельствами действия, и принятыми в данном обществе нормами, идеями, образцами подобных действий, становится «демиургом», творцом действий человека. Именно поэтому, говоря о действии, социолог как бы отвлекается от энергетики и концентрирует внимание на мотивации, ее изменчивости, внутренних противоречиях. Мотивация в социологии понимается довольно широко и емко. «Мотивом, — писал М. Вебер, -^называется некое смысловое един- ство (курсив наш. — А.Э.), представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия»*. Реальная мотивация как смысловое единство, которое мы придаем своим действиям, формируется как осознание и цели, и средств, и тактики ее достижения в конкретных условиях. Причем, мотивация — это не только и не столько непосредственные побуждения, сколько пространный и подвижный сценарий, выражающий репертуар идей, предпочтений, ориентации на ценности, нормы, варианты прогноза последствий и разумные планы действий. Мотивация — это процесс постоянной оценки шансов, отслеживание и реагирование на вновь возникающие, ранее непредвиденные обстоятельства. Иначе говоря, мотивация как смысловое единство — это самовозобновляющийся процесс смыслооб-разования, смыслонаполнения и смыслоподчинения действия. Однако вернемся к Деятелю..- У)Г, Итак, в начале действия, с одной стороны, имеется Актор, а с другой стороны — ситуация. Начинается ориентация на ситуацию, мотивировка. Предположим, кто-то намеревается занять более высокое служебное положение — к этому его могли подвигнуть материальные потребности, потребности в реализации своих способностей, потребность во власти и т.д. Неконтролируемые условия — в данном случае уровень подготовки, интеллектуальное развитие, возраст, пол, профессиональная компетентность, наличие свободных должностей — создают определенные ограничения по поводу того, на какую должность он может претендовать. Происходит первая корректировка, конкретизация цели. Каким образом достичь этой цели? Принятые в обществе, в данной коллективе культурные нормы и традиции предлагают определенный набор вариантов поведения: использование нужных деловых связей, завязывание новых знакомств с «власть предержащими», активизация своей профессиональной деятельности, проявление инициативы, демонстрация своей «незаменимости», наконец, взятка вышестоящему лицу, от которого зависит назначение на должность, и т.д. Принятые в данной среде образцы карьерного продвижения как бы содержат различные сценарии действия. Причем в той или иной среде вероятная результативность этих сценариев, как правило, различна. Поэтому происходит еще одна конкретизация цели и средств ее достижения. И уже в зависимости от того, что считает для себя приемлемым сам Деятель как личность, он выбирает наиболее желательный из предлагаемых сценариев — наиболее эффективный или менее результативный в данной среде, но более нравственно ценный для него лично. Но во всех случаях выбирается один из предложенных культурой вариантов. Произошла еще одна корректировка цели и средств ее достижения.
* Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия... В кн.: Американская социологическая мысль. — М., 1994, с. 449. 116 Вебер М. Избранные произведения, с. 611. 117 Из приведенного примера можно сделать несколько выводов. Первый. В любом действии существует оппозиция Деятеля к ситуации. В отличие от романтично-наивных «либеральных» представлений, которые абсолютизировали роль индивидуальной активности, сводили вопрос о мотивации к анализу внутренних желаний, намерений Деятеля, проанализированная модель целенаправленного разумного действия вводит серьезное уточнение: выбор цели и средств действий в значительной мере обусловлены внешними обстоятельствами. Внутренняя интенция Актора корректируется внешними условиями и культурными традициями, нормами, и лишь после этого действие становится не только целенаправленным и преднамеренным, но и адекватным внешним обстоятельствам, а также приемлемым для данной культуры. В каждом действии «мотивация — это ориентация относительно улучшения баланса удовлетворения — неудовлетворения действую-г щего лица»*. То обстоятельство, что Актор действует в ситуации, налагающей ограничения на действие, вызывает необходимость, как упоминалось, многократной корректировки цели, которая как бы заземляется: романтически возвышенные «мечтания» трансформируются в реально возможную в этих условиях и приемлемую в данной культуре цель. В результате конкретная потребность удовлетворяется не в максимальной (желаемой для Актора), степени, а в приемлемых, «дозволенных» для данной ситуации степени и форме. Второй. В действии необходимо различать его замысел, ход и результат. В замысле, сколь реалистичным бы он ни был, ситуация отображается всегда беднее, схематичнее реальности, в которой осуществляется действие. Соответственно, реакция окружающих условий среды, других людей (поддержка или противоборство, безразличие или апатия) да и собственная воля, последовательность Актора никогда не могут быть им самим просчитаны до конца. Действие, даже «рутинное», многократно повторяющееся, всегда несет риск столкновения с непредвиденным, непросчитанным. Поэтому результат всегда отличается от замысла. В этой связи мы хотели бы обратить внимание еще на одно обстоятельство. Деятель, так же как и его оппоненты, не может просчитать все до конца. Соответственно, результат их взаимодействия, конфликта или сотрудничества всегда несет в себе элементы непредвиденного, непросчитанного. Как же складывается тогда история? Неужели результаты действий людей предопределены судьбой, «роком», «провидением», «объективной необходимое- * Парсонс Т. Система координат действия... с. 455. 118 тью», которые действуют как бы за спиной самих деятелей, независимо от них? Нет, совокупный результат, итог действия, несмотря на наличие непредвиденного^* непросчитанного, прежде всего воплощает в себе баланс силы, воли, настойчивости самого Деятеля и его оппонентов, сумевших объединить вокруг себя своих сторонников. Итог рождается из суммарных усилий людей, ничто не «предопределено свыше» — итог предопределен самими людьми, их активностью, умением разрабатывать наиболее эффективный для данных условий план действий, организованностью и т.д. Итак, человеческая жизнедеятельность всегда глубже, чем сами мотивации действия. При этом Деятель в своей мотивации если и не.всесилен, то достаточно мудр, изворотлив, поскольку в соответствии с вновь открывающимися обстоятельствами, непредвиденными последствиями он корректирует свои цели и планы. ' Третий. Акцент на ситуации требует осмысления взаимоотношений двух неконтролируемых Деятелем элементов: внешних условий и культурных норм (идей, образцов действий) — в этом одна из главных интриг социологического понимания социальной жизни, конкретные сюжеты которой будут рассмотрены нами в ходе дальнейшего анализа проблем социологии. Внешние условия (природно-климатические, генетические, материально-технические, вещественно-предметные, энергетические и т.д.), выступая в виде обстоятельств осуществления действия, таят (т.е. в открытую не содержат) в себе различные возможности, тактики, варианты, средства достижения цели. При этом следует учесть, что, во-первых, весьма редко внешние условия определяют единственный вариант достижения цели. Во-вторых (и это очень важно), внешние условия никогда не содержат ни целей человеческих действий, ни приемов, ни средств их осуществления, ни сценария (плана) действия. Цели, средства, технологии и планы определяются («изобретаются», «высматриваются») людьми в виде идей, символов, которые аккумулируются в виде культурных традиций, норм. Разные культуры в сходных обстоятельствах могут выработать, изобрести разные средства достижений потребностей людей, разные системы символической адаптации. Оба неконтролируемых элемента воздействуют на Актора в момент его ориентации на ситуацию, в момент мотивировки. Но внешние условия можно образно представить как некую глину, а культура повелевает, что из этой глины вылепить — детскую игрушку или прекрасную статую или посуду (а другие будут долго вертеть глину в руках, так и не «высмотрев», что же из нее можно сделать полезного). 119 Итак, внешние природно-вещественные условия представляют собой предпосылку к действиям человека, а культурные идеи, образцы, символы — некий «банк идей» о целях и способах действия в этих условиях. Внешние условия предлагают действия, создают для них возможность, а культурные традиции и нормы повелевают, как вести себя в этих условиях, как этими возможностями распорядиться. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|