|
Когда познание социального становится самопознаниемИтак, диалог неизбежен и необходим — и не только с единомышленниками, но (может быть, даже в большей степени) с оппонентами. В первую очередь, нас обязывает к этому элементарная профессиональная порядочность. Наука — это система знаний о доступных нам в той или иной степени законах общества. Поэтому, прежде чем строить собственные умозаключения, мы обязаны принять во внимание все, что было, сделано до нас. Мы должны стать членами социального института, который помогает сообществу людей осознать природу и характер своих взаимоотношений, сориентироваться в них. На этом можно поставить точку, если ограничиться вечным ученичеством, не претендуя ни на что, кроме добросовестного следования обще- принятым образцам. Понятно, что наука не может существовать без квалифицированных и педантичных исполнителей, работа которых, безусловно, достойна уважения. Правда, однажды у них может возникнуть вопрос: «А почему мы остановились на данной, конкретной модели? Был ли это действительно наш собственный выбор или мы просто вторим кому-то?» «Многознание уму не научает», — свидетельствовал Гераклит Темный из Эфеса. Необходим смысловой центр, стержень, на который будут нанизываться наблюдения и мысли, — только он способен придать цельность, силу и яркость нашим.суждениям. И этот стержень — самопознание. «Общественная жизнь есть жизнь человеческая, творение человеческого духа, в которое вкладываются и в котором соучаствуют все силы и свойства последнего/— писал замечательный русский мыслитель первой половины XX века С.Л. Франк. — Обобщающее познание общественной жизни неизбежно носит... характер самопознания человека»*. Утеря ощущения себя — это всегда разбитые надежды, ибо «науку постигает лишь тот, кто изначально есть он сам»** или, добавим, желает стать собой, а не только профессионально самоутвердиться. Социальное знание гораздо глубже и шире наших сиюминутных практических потребностей. «Если последним масштабом знания становится его пригодность, — предостерегал современник Франка, немецкий философ первой половины XX в. К. Ясперс, — то я в нем отрекаюсь от самого себя. Если это знание остается просто ясностью, то я обретаю в нем самосознание»***. Много и страстно говорил об этом М. Вебер. Его перу принадлежит чрезвычайно удачное выражение «.интеллектуальная добросовестность» (к сожалению, сильно искаженное современными аналитиками), которая не исчерпывается объективностью, хотя и подразумевает ее. Объективность — это не более чем средство достижения искомого. Быть интеллектуально добросовестным — это прежде всего оставаться честным с самим собой, а не облегчать себе выполнение исследовательской задачи «с помощью дряблого релятивизма»****. Миссия ученого, по мнению Вебера, — поставить человека перед
* Прием, когда допущенное в качестве основы доказательства положение само требует доказательства. 74 * Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992, с. 19. ** Ясперс К. Духовная ситуация времени/Смысл и назначение истории.— М., 1991, с. 403. *** Там же,-с. 402. **** Вебер М. Наука как призвание и профессия, с. 734. 75 выбором, объяснив ему закономерности того или иного социального процесса и возможные последствия в зависимости от намерений его участников и, что не менее важно, избранных средств. «Мы можем, если понимаем свое дело (что здесь должно предполагаться), заставить индивида — или по крайней мере помочь ему — дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности. Такая задача мне представляется отнюдь не маловажной, даже для чисто личной жизни»*. Способность обществоведа помочь (но не навязать!) человеку самостоятельно найти «такой пункт, исходя из которого он мог бы занять позицию в соответствии со своими высшими идеалами» — своего рода веберовский тест на профессиональную пригодность**. И если не превращать социологию в научную разновидность «игры в бисер», то ее право на существование можно обосновать только этим. Еще раз подчеркнем, что наука не должна и не может быть той сферой, в которой мы обретаем конечный смысл своей жизни, но она может этому, по меньшей мере, не препятствовать. Каким образом? Если мы отважимся оценить выводы социального теоретика с точки зрения не только изящества абстрактных рассуждений или лабораторного эксперимента, но скорее собственных тревог и сомнений. Так, социологическая перспектива помогает нам понять, как и зачем мы живем, а познание социального, по Мерло-Понти, становится познанием человеком самого себя через приобщение к общекультурному, интерсубъективному видению***. Признаемся, в научном творчестве, как и творчестве вообще, нас привлекают люди, любые поиски которых (согласны мы с ними или нет) сами по себе интересны, потому что раздвигают существующие рамки. Как правило, мы равнодушны к тем, кто дает нам безупречные ответы на все вопросы, и благодарны тем, кто помогает разрешить наши сомнения собственными силами или даже просто задуматься над происходящим. Воистину признак человека мыслящего — умение ставить вопросы, стремление разобраться в самом себе. Важно лишь, чтобы это стремление возникло. Ибо человека могут удовлетворить только те отклики, которые приходят на его сокровенные вопросы. Безумием здесь было бы назидание. Явная проповедь в науке возбраняется, да наука и не предназначена для этого. Однако особенность социологии заключается в ее опасной (или благотворной?) близости к размышлениям о том, какими должны быть нормальное общество, разумные отношения между людьми. В XX в. эти раздумья становятся все более изощренными. По сви Поведение людей в обыденной жизни — прямое следствие их восприятия происходящего, отношения к создавшейся ситуации. И далеко не всегда это отношение определяется только социальными предписаниями: немаловажную роль здесь играют личные соображения, особенности индивидуального жизненного опыта. По утверждению У. Томаса, нью-йоркский параноик-убийца, преследовавший прохожих только потому, что воспринимал их невнятный разговор как оскорбления в свой адрес, ■-- тому подтверждение. «Социологическая теорема» У. Томаса, или «теорема Томаса», гласит: «Если люди определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям»*. Социологии познания это же явление известно под названием «самоосуществляющегося пророчества»: любой самый невероятный прогноз или предсказание становятся реальностью, если люди, уверовавшие в них, начинают вести себя так, как будто все предсказанное действительно неизбежно и неотвратимо. Малейшая фамильярность или невольное легкомыслие — и уже сама социологическая теория может стать такого рода пророчеством. Явственное будет предано забвению. Подобно всякой сфере знания, социологическая теория — не просто информационный комплекс, дающий на выходе ту или иную картину общества в соответствии с выявленными закономерностями, а «энергетическая воронка», поглощающая всех, забывших об осторожности и ступивших в нее безрассудно, с верою во всесилие человеческого разума и вседозволенность объективной науки. И чем талантливее автор, чем больше жизни и труда он вкладывает в свое детище, тем менее заметным и тягостным для него становится этот «сладостный плен». История теоретической социологии призывает к умению вести разговор таким образом, чтобы, не работая впрямую с внутренним содержанием, предназначенностью человеческих отношений в целом и собственной научной деятельности в частности, сделать их поиск возможным. Исследователь должен обладать исключительным тактом и чувством меры, не увлекаясь схемой, а приближаясь к смыслу, социальной реальности по сути.
* Вебер М. Наука как призвание и профессия, с. 730. ** Там же, с. 721—722..v.rtC- *** Мерло-Понти М. В защиту философии. — М., 1996, с. 79. 76 * Thomas W., Thomas D. The Child in America: Behavior Problems and Programs. — N.Y., 1928. P. 572. 77 Обращаясь к событиям общественной жизни, опираясь на мнения маститых предшественников, ученый в силах подвигнуть человека на размышления о том, как и почему проходит его жизнь, чем может быть полезна ему социология, а следовательно, каковы ее возможности и где связь между социальным знанием и общими мировоззренческими принципами тех людей, которые его систематизируют. И пусть это лишь фон, на котором происходит развитие науки, но без него социальные теории нежизнеспособны. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|