|
Глава XVI. Основные структурные элементы культуры. Социально-исторические системы представлений о мире: миф — религия — идеологияИтак, человечество исторически выработало и сегодня исполь Человечество исторически выработало и использует сегодня следующие системы (картины) представлений о мире, его восприятия и объяснения: миф, религия и идеология. Анализ этих систем обоснования социального поведения позволяет углубить понимание социокультурной организации социальной жизни. Специфика мифологического обоснования Социального поведения -^ МИФ КАК Первой собственно человеческой формой ори- СОЦИАЛЬНОЕ ентации человека среди себе подобных была ми- наук — философии, истории, этнографии, культурологии, психологии, эстетики и др. Социология изучает миф с учетом своих научно-познавательных интересов — понять, как регулируется общество. Мифы, легенды, сказания, былины — это памятники мифологического восприятия и объяснения мира. Этот мир удивительно полнокровен, осязаем, возвышен и в то же время привычен; он наполнен героями и злыми дуками, элементы будничной реальности здесь сочетаются с необычным, сверхъестественным, магическим волшебством. Общепризнанно (начиная, пожалуй, с В. Вундта), что мифы создаются на основе аффектации. А.Ф. Лосев, один из самых глубоких исследователей духовной культуры, подчеркивает, продолжая эту мысль: «Чтобы создать миф, меньше всего надо употреблять интеллектуальные усилия»*. Рационально-интеллектуальные усилия в мифе минимизированы, носят элементарный характер. «Общая черта этого (мифологического. — А.Э.) мышления — значение для него аналогии в ее наиболее действенной форме, в форме уподобления... Источник мифологического мышления — символически рационализированная магия, полностью основанная на применении этого метода»**. В этой «наивысшей по своей полнокровности и эмоциональной напряженности реальности», по выражению А.Ф. Лосева, понимание мира конкретно, фрагментарно-ситуативно. Минимизированность рационально-интеллектуальной составляющей не дает мифологии возможность сделать главной опорой мышления анализ всеобщих, неодолимых социальных связей. Мифология апеллирует не к выявлению общих тенденций, закона, общих правил, господствующих в природе и обществе, не к причине, а к конкретно-образному, конкретно-чувственному, эмоциональному восприятию. Причинно-следственные связи еще не улавливаются. В мифах, сказаниях, легендах пересказывается череда событий — не более; непонятно, что от чего зависит, что на что способно * Лосев А.Ф. Диалектика мифа. В кн.: Философия. 'Мифология. Культура. — М., 1991, с. 25. ** Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ). В кн.: Избранное. Образ общества, — М., 1994, с. 84—85. 361 влиять, нет деления на зависимое и независимое, неодолимое. Все, что непонятно в пределах подобной картины мира, что не может быть осмыслено, усмотрено сразу же в личном опыте, личных наблюдениях, приобретает сверхъестественное, фантастическое описание. В этой ситуации вполне естественна шаблонно-автоматическая ориентация и регуляция. Человек, не понимая сути происходящего, вынужден повторять те процедуры, которые были отобраны и проверены предками как безопасные, надежные (хотя, может быть, и не самые эффективные). Преимущественно аффективное восприятие и обьяснение мира, при котором главная интеллектуальная процедура — аналогия, порождает еще одну специфику мифологии — неумение выделить главное, важное и менее важное. Нет иерархии значений, деления на то, что не зависит от человека (потусторонний мир), и на мир, с которым он реально сталкивается. Точнее, существует лишь «посюсторонний» мир. Люди, черти, демоны, духи — все живут и действуют в этом мире, они такие же, как и люди. «Антропоморфизированные боги и демоны обладают лишь относительным качественным превосходством по сравнению с человеком. Их страсти так же безмерны, как страсти сильных людей, и так же безмерна их жажда наслаждений. Но они не всеведущи и не всемогущи — в противном случае их не могло бы быть много — и не обязательно вечны (в Вавилоне, у древних германцев), они только могут продлить свое славное существование магической едой или напитком... подобно тому, как волшебное снадобье лекаря может продлить человеческую жизнь»*. Не случайно, сверхъестественное (боги, духи, демоны) наделяется гиперболизированными человеческими способностями: это супергерой, суперчеловек. Сверхъестественное в мифологии оказывается всего лишь гиперчеловеческим. Миф — это социокультурный феномен, выполняющий регулятивную, интегративную и социализационную функции в обществе, в том числе и современном. Еще Э. Дюркгейм, анализируя тотемизм, распространенный у австралийских аборигенов, отмечал, что тотемный медведь, волк и т.д. — это выраженный в сверхъестественной форме символ самой социальной общности, средство,объединения всех членов общины в единое целое. Наличие обожествленного общего предка, наделенного мифопоэтизированными способностями, становится исходным и решающим средством выделения этой общины, формирования собственного отличия, «Мы^- сознания»**. * Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ), с. 102. ** См.: Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. В кн.: Социология религии: классические подходы. Хрестоматия.— М., 1994. 362 Итак, миф — это яркая, чувственно насыщенная картина мира, способствующая очень ограниченному, неглубокому его пониманию, но характеризующаяся высокой эмоциональной достоверностью, правдоподобием. миф В современном обществе миф, соседствуя с бо- в СОВРЕМЕННОМ лее рационализированными, осмысленными кар- ние в жизни людей. В каждом обществе существует своя мифологически-эмоциональная картина мира, которая составляет образно-мифологическую основу его духовной жизни. Миф о героическом советском народе — это был не просто лозунг, но определенное видение своего народа, его истории, миссии. И, надо сказать, этот мифологический образ «работал», и довольно успешно, сплачивая советских людей, вызывая у них чувство этического превосходства, уважение к собственной истории. В создании мифопоэтического восприятия в современном мире большую роль играют искусство, средства массовой информации, в особенности кино и телевидение. Воздействуя на эмоциональный мир людей, формируя у-них сугубо чувственное восприятие, современное кино, телевидение, литература руководствуются достаточно осмысленными целями и задачами. Поэтому миф в современном обществе, воплощенный в кинофильм или книгу, всегда содержит те или иные рациональные (политические, нравственные и др.) установки и расчеты. Нельзя забывать и о рекламе, которая стала сегодня одним из главных средств формирования мифологического восприятия жизни, в частности материальных стандартов потребления. В этом случае реализуются экономические установки и расчеты. Тем самым выявляется существенное обстоятельство: миф в современном обществе лишь внешне слаборационализирован — по сути он реализует определенные экономические, политические, нравственные установки, интересы. ■ Вместе с тем употребление слова «миф» в современном обществе нередко означает ложную, правдоподобную, но не истинную картину мира. С этим можно согласиться, если речь идет о мифах, «рассыпающихся в прах» при их рационально-интеллектуальной проверке на достоверность. Но нельзя считать, что мифология в современном обществе объединяет лишь надуманные, ложные мифы. Признавая особую роль эмоционально-чувственного (а не только рационального) восприятия мира, мы не можем не осознавать роль мифопоэтического, может быть, несколько возвышенного, восприятия в жизнедеятельности современного общества. Современный человек, наделенный не тйлько разумом, но и чувствами и эмоциями, не может (и не должен) быть лишенным 363 мифопоэтического осознания мира. Однако главное в том, является ли мифологическое восприятие мира дополняющим моментом в его ориентации в современном обществе или доминирующим, поскольку стратегически важная линия поведения человека должна быть рациональной и осмысленной. Мифологическое сознание — колыбель духовной жизни человечества. Это прекрасный, но все-таки «сон наяву». И судьба человечества коренным образом зависела от того, сможет ли оно развеять этот сон, сформировать иную картину восприятия и обьяснения мира. Миф разрушался под натиском нескольких основных факторов. Во-первых, под воздействием интеллектуально-логических способностей человека — развития письменности, возникновения научных знаний (астрономии, медицины, математики), которые ранее были аккумулированы в храмах и составляли, как правило, монополию жрецов. Во-вторых (и это особо важно), в результате усложнения социальной жизни: усложнялись взаимодействия людей, что требовало перехода от шаблонной малоосмысленной, автоматической регуляции к регуляции осмысленной, ориентирующей на всеобщие (этические) принципы. М. Вебер очень точно заметил, что в греческой мифологии богиня правосудия Фемида, как и подобные боги в мифологических представлениях других народов, не была самой сильной и важной. «Этические притязания к богам растут со следующими моментами: 1) с ростом власти, с ростом притязаний к качеству правосудия; 2) с ростом рационального постижения мировых процессов...; 3) с ростом регламентации все новых типов человеческих отноше 4) особенно с ростом социального и экономического значения Кроме того, и это в-третьих, в результате усложнения социальной жизни углублялась социальная дифференциация, которая усиливала социальное различие между людьми, а это вело к иерархии, неравенству, а также к индивидуальному различению людей в общине, выделению личности, имеющей особые, дифференцированные интересы, из общины. Таким образом, человек и интеллектуально был готов жить более разумно, рационально. И реальная практика социальных взаи- * Вебер М. Социология религии (типы религиозных сообществ), с. 104. модействий наталкивалась на бредовость, «иллюзорность» подобных регуляторов поведения. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|