|
Традиционная регуляция в современномОбществе •„-г ••&#.,, '■*£•.' ■ t-~:.: Шаблонный тип социокультурной регуляции не случайно назван нами социально-историческим, -^он возник на раннем этапе развития общества, но широко используется и современным обществом. Современный человек использует достаточно широкий арсенал социокультурных регуляторов, что делает его жизнь многообразной, его поведение гибким при сохранении целостности, духовного единства, задаваемого системой ценностей. Рассмотрим основные проявления традиционно-шаблонной ре ОБЫЧАИ, РИТУАЛЫ шие повседневного поведения, которые выпол-в НАШЕЙ жизни няются человеком в полуавтоматическом режиме: протягивание правой рукой для рукопожатия, ношение часов на левой руке, использование в процессе еды ложки, вилки и т.д. Существуют привычки традиционно-шаблонного типа — никто не может объяснить, почему^что-то надо делать так, а не иначе. Некоторые привычки возникают впгллне осознанно, но затем закрепляются и доводятся до автоматизма — например, чистка зубов утром и вечером. Привычки человека, отличающиеся от 355 общепринятых, могут вызвать в современном обществе слабую санкцию: недоумение и т.п. Обычай — это «традиционно установившийся порядок поведения. Это одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять»*. Множество шаблонов может быть отнесено к обычаям: традиционное питание, бытовые обычаи (например, празднование Нового года, обычай гостеприимства у народов Кавказа), санитарно-гигиенические обычаи (баня с парной, или просто душ, или баня в бочке) и т.д. Одни обычаи имеют древнюю историю, другие возникли и закрепились всего лишь несколько десятилетий назад. Но во всех случаях под обычаем мы имеем в виду закрепившийся, устойчивый порядок действий, поведения. Другие отличительные черты обычаев — выработка их несколькими поколениями и малоосмысленное, преимущественно аффективное следование им. Никто не может объяснить, например, почему у представителей некоторых народов на употребление свинины наложено табу. Конечно, не исключено, что в момент укоренения тот или иной порядок действий имел логическое или практическое обоснование. Так, мусульмане нередко заявляют, что и запрет употребления свинины, и обычай обрезания имеют медицинское обоснование. Возможно, это действительно так. Но в современном обществе цель ' обряда обрезания — подтвердить личную приверженность человека своей культуре, своему народу. Следовательно, можно выделить обычаи особого рода — обряды, ритуалы, которые представляют собой стандартизованный набор действий, не порождающих нового в материальном смысле слова, но имеющих огромное символическое значение. Ритуал бракосочетания (обмен колец, кое-где «выкуп невесты» и т.д.), траур в дни похорон (черный цвет одежды, задрапированные зеркала и т.д.) — это символы уважения, верности, радости или скорби, соблюдение которых оказывают огромное эмоциональное воздействие на участников и зрителей данного ритуала. В свое время значение обрядов, ритуалов в жизни людей было очень важным. Известны ритуалы инициации — перехода в статус полноправного члена клана или племени; они отождествляются со смертью и новым рождением. Без этого ритуала мужчина не мог рассчитывать на права, привилегии и обязанности, которые ему были бы положены по статусу. (Цклравило, ритуалы инициации являлись и «концентрированной шхалой», и экзаменом на зрелость. У многих племен ритуал инициации продолжается несколько месяцев; молодых кандидатов пбселяют в специально построенный лагерь вдали от деревни, заставляют голодать, подвергают жесточайшей порке, делают обрезание и тотчас же заставляют танцевать, несмотря на то, что они истекают кровью. Все это время им нельзя издать ни звука — иначе они обречены на пожизненный позор. Затем им читают «краткий курс» (семья, гражданские обязанности, мораль, ремесла). После этого каждый из молодых людей получает новое имя*. В настоящее время своеобразным ритуалом инициации является церемония вручения паспорта в торжественной обстановке, в западных странах существуют обряды конфирмации — совершеннолетия, которые проводятся торжественно, празднично и запоминаются на всю жизнь. Обряды, ритуалы (выпускной бал в школе, свадьба, юбилей и т.д.) освещают все более или менее значимые вехи жизни, придают ей особую эмоциональную окраску. Правда, в отличие от традиционного общества, в котором обычаи регулировали все основные сферы человеческого поведения, сегодня их роль не является основополагающей, хотя и достаточно приметна. Люди по-прежнему стремятся соблюдать их, воспитывать новые поколения в соответствии с обычаями. ...Вокруг «гуляла масленица». Все были приятно возбуждены, кто пел, кто плясал, а кто с интересом наблюдал за всеобщим весельем. Но безразличных не было. Кто-то вспоминал свое детство, масленицу в своей деревне, отдельные ее эпизоды. Кто-то, впервые попав на масленицу, вспоминал живописные рассказы своей бабушки о праздновании масленицы в ее деревне, но всех объединяло одно: чувство единения народа, имеющего единые корни, свидетельством которых являются обычаи, обряды, ритуалы... В современной жизни эти преимущественно аффективные, ма-лоосмысливаемые шаблоны поведения выполняют огромную ин-тегративную, социализационную роль, определяют культурное своеобразие стиля, образа жизни народа, общности. Однако нельзя однозначно утверждать, что регулятивная функция обычаев в современном обществе снижена. Например, немалая часть жителей (как правило, сельских), как и в былые годы, голосуют на выборах так, как им посоветовал начальник. Вряд ли при такой традиционно-шаблонной регуляции будут реализованы преимущества всеобщего избирательного права. Среди регуляторов социального поведения особняком стоит мода. Как и обычай, мода является преимуще- ственно аффективно-малоосмысленной формой Регуляции; как и обычай, мода регулируется слабыми санкциями, так как не распространяется (как и обычай) на важные сферы современной общественной жизни, а затрагивает лишь чисто стилистические особенности социальных порядков, стандартов поведения,.
* Кравченко А.И. Введение в социологию. — М., 1995, с. 62—63. ' См.: Оля Б. Боги тропической Африки. — М., 1986, с. 119—122. 357 Но есть и существенное различие между обычаем и модой: обычай делает акцент на устойчивости, преемственности, а мода — на новизне, изменчивости. Конечно, мода тоже является стандартом поведения (одежды, быта, архитектурного стиля, стиля поведения и т.д-)> нО это относительно подвижный, периодически изменяющийся стандарт поведения. Социология моды — одно из увлекательных направлений нашей науки. Г. Спенсер еще на первых этапах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: • мотивированные желанием выразить уважение лицам с бо • стимулируемые стремлением подчеркнуть свое равенство с Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Мода — это прежде всего новые образцы поведения, применяемые престижными слоями для того, чтобы выделиться из общества, и перенимаемые другими членами общества с тем, чтобы выглядеть как представители преуспевающих, престижных слоев. Пока существуют социальные сословия, не может быть и единой моды. На это обратил внимание Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды. Подчеркивая роль престижных слоев в формировании моды, он вместе с тем углубил понимание механизма развития моды. Мода, согласно его взглядам, удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожим на других. Развитие ее происходит следующим образом: высшие классы стремятся посредством внешних хорошо различимых признаков продемонстрировать свое отличие от низших; последние же, стремясь к более высокому статусу, овладевают этими признаками, после чего высшие классы вынуждены вводить новые отличительные знаки (новые моды), которые вновь заимствуются и т.д. В продолжение и развитие этих идей Г. Блумер называет две фазы развития моды: инновация и отбор. При этом он в какой-то мере заглушает стратификационный аспект анализа моды (престижные слои — низшие слои, которые стремятся быть похожими на престижные слои). Видимо, сказывается ощутимый рост среднего класса в структуре индустриально развитых стран, что в определенной степени изменило стратификационный аспект инноваций в моде, выдвинуло на первый план эгалитарные факторы. Согласно взглядам Г. Блумера, на первой фазе (инновация) происходит предложение соперничающих между собой культурных образцов; на второй фазе все социальные группы осуществляют отбор, в результате которого одобренный образец становится об- 358 ш щепринятой нормой. Благодаря этому мода, во-первых, создает Социологический анализ моды позволяет по-новому увидеть этот будничный, постоянно напоминающий нам о себе регулятор социальной жизни*. Прежде всего, говоря о моде, мы подчеркиваем изменчивость, динамичность внешних и стилистических аспектов социального поведения. Изменение глубинных аспектов не относится к области моды. Поэтому, когда говорится «сейчас это модно», — подчеркивается, что это не затрагивает глубинные аспекты, а лишь внешнюю сторону. • Обобщая научно-социологический анализ и практику моды, можно выделить следующие аспекты понимания, исследования моды. • Мода как свидетельство социального престижа. Приобрете поведения. • Мода как стремление подчеркнуть свою социально-страти • Мода как способ приобретения индивидуальной специфики, Итак, мода является: а>Щ- • своеобразным регулятором стилистики социального пове • интегратором посредством механизма идентификации; * Несколько работ отечественных ученых посвящено Социологии моды: Тол 359 • средством поддержания социального престижа; • средством достижения социального престижа; • средством проявления индивидуальности. Мода существует не только на одежду, но и на стиль поведения, социальные предпочтения, манеры и т.д. Изменение моды отнюдь не всегда является изменением в нужном направлении. Например, сегодня зачастую российские мужчины придерживаются направления моды, которое подчеркивает грубую силу, атлетизм и предпочитают темную цветовую гамму. А ведь это стиль, которого придерживаются мафиозные круги. Не является ли подобная мода своеобразным свидетельством того, кто сегодня в нашей стране пользуется наибольшим престижем? Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|