Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как изменить свое понимание ситуации





 

Будет справедливо признать, что любую ситуацию мож­но рассматривать как в позитивном, так и в негативном све­те. И люди зачастую склонны дурачить самих себя. Возь­мем регби-тренеров: «Эта команда невероятно хороша! Но вы, парни (пятидесятикилограммовые дохляки), сейчас пойдете и сделаете этих парней (стокилограммовых вер­зил), размажете их по всему полю! У них нет шансов!» И мо­жет случиться так, что тренер так заразит своих игроков решимостью и энтузиазмом, что они пойдут и действитель­но выиграют! Подобным образом некоторая доля здорового оптимизма и веры в победу поможет вам достичь большого успеха в вашем деле.

Это ни в коем случае не значит, что нужно быть безрас­судно оптимистичным. Если у вас боли в груди, отдающи­еся в руке, а вы твердите себе: «Я слитком молод для сер­дечного приступа», то можете попасть в серьезную беду. Но факт остается фактом: негативное искажение видения ситуации причиняет нам наибольший вред. В этой книге мы фокусируемся на ошибках мышления, так как они яв­ляются основной причиной возникновения проблем «если бы».

 

Как избавиться от привычки негативного

Искажения реальности

 

Вспомним приведенные выше ситуации: и Джули, и Диана делали определенные выводы, не зная, правиль­ны ли они. Как мы поняли из первой главы, негативные идеи могут так быстро захватить нас, что мы даже не успе­ваем осознать этого. Мы имеем дело уже с последствиями - такого хода мыслей — депрессией, угнетенностью, апатией, чувством потери контроля над ситуацией. Негативный опыт прошлого существенно влияет на формирование таких мыслей, и это даже превращается в привычку — «думать о плохом».

Наверняка раньше вы даже не думали, что слово «при­вычка» можно применить к вашему образу мышления. Привычка в традиционном понимании — некое физическое действие, обычно вредоносное (вроде курения). Но не забы­вайте, привычка — это то, что человек делает бессознатель­но, автоматически. Например, поворачивает ручку двери или нажимает на педаль тормоза, когда видит красный свет. Кто-то со стороны, конечно же, заметит, что вы всегда поворачиваете ручку двери, чтобы проверить, закрыта ли она; вы же делаете это машинально, не осознавая своих дей­ствий. Большинство ежедневных действий (встаем утром, умываемся, ходим, разговариваем и т.п.) мы выполняем без участия сознания, делаем их по привычке. Это делает жизнь проще. Если бы у нас не было привычек, мы сошли бы с ума. Нам пришлось бы концентрировать внимание на каждом движении!

Аналогично в течение нашей жизни у нас развиваются привычки мышления, которые со временем становятся та­кими же естественными, как дыхание. Есть ли среди ваших знакомых человек, который всегда говорит: «Ты никогда меня не слушаешь!» или «Такое всегда со мной происхо­дит!» Такой человек склонен к огульным обобщениям — они вошли у него в привычку. Но справедливо ли в таких случаях говорить «всегда» или «никогда»? Конечно, нет, и большинство сочтет такие слова раздражающими. А чело­век, произносящий их, даже не осознает, насколько часто он делает ошибочные обобщения.

Чтобы устранить вредную привычку, сначала ее нужно осознать. Например, чтобы перестать грызть ногти» надо обратить внимание на это действие и прекратить его. Мыш­ление в стиле «если бы да кабы» — тоже вредная привыч­ка. Она может легко закрепиться при попадании челове-ка в трудную ситуацию, и это не просто одна негативная мысль, а целый комплекс ментальных ошибок. У разных людей набор таких ошибок значительно варьируется.

Наиболее распространенные ментальные ошибки

Как же происходит искажение мышления? Перечислим лишь некоторые ментальные ошибки. Они являются об­щими для всех нас и могут причинить большой вред, когда становятся единственным способом формирования отно­шения к жизни.

Очень полезно описать ментальные ошибки и присвоить каждой собственное название. Представьте, что соседка ин­тересуется вашим мнением о новых занавесках, которые она недавно повесила на кухне, а вы отвечаете: «Какие за­навески?» Возможно, вы десятки раз проходили мимо со­седнего дома и не замечали их. Вы думали о других вещах. А теперь, когда соседка обратила ваше внимание на зана­вески, наверняка заметите их в следующий раз, когда буде­те проходить мимо.

Подобным же образом, когда вы познакомитесь со всеми ментальными ошибками и способами искажения реально­сти, вы с легкостью сможете сами обнаружить их в своем сознании, а главное — начать менять негативное мышле­ние на позитивное.

 

Все или ничего»

Мы пребываем в твердой уверенности, что если не полу­чим «все», то не получим «ничего». Мы Видим жизнь толь­ко в черно-белых тонах. Если мы не выиграем, значит, по­теряем все. Если вы поймали себя мысля наподобие «Если и не сделал это раньше, значит, уже никогда не смогу» или «У меня не получилось стать президентом компании в возрасте сорока лет, поэтому я полный неудачник», значит, для вашего мышления характерна именно эта ошибка.

 

 

  Во время первого года обучения в колледже у Сэн­ди возникли личные проблемы, и она отстала от программы. В результате не могла придумать ничего лучше, как бросить учебу вообще. «Ничего, в следующем году начну заново», — решила она, но вместо этого стала работать. Тогда ей нравилось, что она зарабатывает деньги, но сейчас, в 31 год, Сэнди в полном отчаянии и очень жалеет, что не закончила обучение. «Если бы я осталась в кол­ледже в том возрасте, то сейчас все было бы сов­сем по-другому, — жалуется она. — Но сейчас уже слишком поздно. Если я пойду учиться, то закончу только в 35 лет».

 

 

Сэнди мыслит по принципу «все или ничего». Возможно, ей не стоило бросать учебу совсем? Она отстала по большин­ству предметов и забросила все. Может быть, стоило погово­рить с преподавателями и заниматься хотя бы по несколь­ким предметам? В таком случае она смогла бы остаться в колледже. Полностью отказавшись от учебы, она упустила прекрасную возможность окончить курс обучения позже.

И теперь, когда ей 31, она снова допускает ошибку. Сэн­ди решила, что в колледж следует ходить в восемнадцать лет, а позже вообще об этом не стоит думать. Таким обра­зом, она упускает возможность получения специальности. Да, ей будет тридцать пять, когда она закончит учебу, но через четыре года ей и так будет тридцать пять! Если к тому времени у нее появится специальность, которая ей так нуж­на, вполне вероятно, она станет гораздо счастливее, чем сейчас. Одно небольшое усилие избавило бы ее от сожаления об упущенном на всю оставшуюся жизнь.

 

Перфекционизм

 

Это близкая родственница ментальной ошибки «все или ничего». Если мы не можем сделать что-либо идеально, то чувствуем себя обеспокоенными, расстроенными, обречен­ными. Такая ошибка особенно мучает нас, так как в реаль­ности очень трудно быть идеальным на все сто процентов. Иногда, будучи не в силах довести что-то до совершенства, мы вообще бросаем дело.

 

  Боб был приятно взволнован, когда ему дали за­дание составить новый маркетинговый план для своего отдела. Если он сделает работу хорошо, его заметят. Боб усердно работал над планом, но ре­зультат никак не мог его удовлетворить. План ка­зался далеким от совершенства. Вот уже и срок прошел, а Боб все тянул со сдачей, В результате он просто ничего не сделал. Впоследствии Боб говорил себе: «Я мог бы выпол­нить задание хорошо, но у меня не было времени» или «Наверное, надо было сдать свой план, возмож­но, он оказался бы хорошим». Однако он не может не признать, что невыполненная работа подорвала его положение в компании. Излишний перфекционизм способен ухудшить вашу жизнь, лишить вас удовлетворения от деятельности, даже если вы все делаете хорошо.

 

Представим, что Боб — член бейсбольной команды, ко­торая выиграла чемпионат лиги. Он по праву гордится со­бой и своей командой за это достижение. Но затем команда проигрывает решающую серию игр и упускает приз.

Команда Боба спустилась с первого на второе место. Если среди ее болельщиков есть перфекционисты, они будут думать, что члены команды — «лоботрясы». И Боб думает так же. Он чувствует себя неудачником. «Могли бы сыграть и лучше! Я должен был лучше работать с мячом!» Другие члены команды тоже разочарованы поражением, но все же чувствуют немалое удовлетворение от того, что достигли первого места в лиге. Они говорят: «Подождем следующе­го года». Но Боб уверен — раз они потеряли главный приз, значит, потеряли все!

Есть разница между позитивным подходом «Я сделаю свою работу хорошо» или «Я буду тренироваться до тех пор, пока не получится» и негативным «Я не могу проиграть, потому что в таком случае я стану никчемным человеком».

 

Глобальное обобщение

Как это происходит? Мы берем результат единичного со­бытия и делаем глобальный вывод: если неприятность слу­чилась хоть один раз, значит, она будет преследовать нас постоянно.

 

  Дебби рассчитывала на карьеру писателя. Она от­правила свою статью, которая, по ее мнению, была очень хороша, редактору местного журнала. Неде­лю спустя статью вернули, сопроводив ее письмом с вежливым отказом. Теперь Дебби никак не может начать действовать снова. «Если бы я написала ста­тью получше! — повторяет она себе. — Наверное, у меня нет способностей. Редакторам не нравится то, что я делаю».

 

 

Редакторам? Ее статью отверг всего лишь один редактор одной газеты (и вполне возможно, что отверг несправедли­во). Но теперь Дебби переносит единичный опыт на все возможные случаи.

Как легко может мысль «Я попыталась один раз, и это не сработало» трансформироваться в «Не стоит дальше пытаться, никогда ничего не получится». Вместо того чтобы мучить себя бесконечными сожалениями об одной неудаче, Дебби лучше было бы вступить в ассоциацию журналистов и послушать множество историй о том, сколько отказов можно получить, прежде чем твою статью примут в жур­нал.

 

Навешивание ярлыков

Это вид обобщения. Происходит обобщение по нараста­ющей: «Я не могу ничего сделать, у меня ничего не полу­чается», «Я не могу продать эту статью редактору, значит, я не смогу продать ни одну статью». «У меня не получи­лось продать эту статью, значит, у меня ничего в жизни не получится». Никто не сможет осудить вас строже, чем вы сами!

Объективно мы не можем не признать, что Дебби уже до­стигла успеха в чем-то — она написала эту статью и отпра­вила ее редактору. Если последний отверг одну ее работу, это не значит, что нужно навесить на себя ярлык неудачни­ка на всю оставшуюся жизнь.

Драматизирование

 

Излишнее драматизирование ситуации происходит в сле­дующих случаях. Первый — это наше любимое «делать из мухи слона». Мы преувеличиваем негативный результат каждого маленького промаха. Вспомните бизнесмена из первой главы, опаздывающего на самолет. Он совершил именно эту ментальную ошибку — еще не опоздал на са­молет, но уже мысленно разрушил свою карьеру. Второй случай — безоговорочная капитуляция при возникновении реальных проблем: «Я потерял работу и уже не найду дру­гую. Нет смысла искать. Все равно для меня подходящих предложений нет. Без работы я ничтожество. Дальше уже ничего не имеет смысла».

Драматизирование можно наблюдать на каждом шагу. «Если бы я только принял то предложение от Корпорации Джонсов, то сейчас уже был бы вице-президентом. Но я от­клонил предложение и тем самым разрушил свою жизнь. Теперь уже слишком поздно что-либо предпринимать». Возможно, это и было ошибкой и та вакансия навсегда упу­щена, но разве разумно делать из этого вывод, что не оста­лось никаких других возможностей? Очевидно, нет.

Преуменьшение

Зачастую мы виним себя за то, что недостаточно обдума­ли какое-либо решение, впоследствии негативно повлияв­шее на нашу жизнь. Или не уделили должного внимания важным событиям. В обоих случаях мы имеем дело с пре­уменьшением.

 

  Вот первый пример. Нэнси уволилась с хорошего места, так как нашла работу получше. Она навела справки у сослуживцев: новая работа сулила хоро­шие возможности. Конечно же, она не могла знать, что владельцы решат продать фирму конкурентам. Когда это произошло, Нэнси вместе со многими коллегами попала под сокращение. Теперь она ви­нит себя за свою «недальновидность». «Я должна была предвидеть, что такое может случиться!» Она никак не может простить себе решение, которое в то время казалось вполне разумным.

 

Преуменьшение происходит также, когда мы действи­тельно не уделяем внимания важным событиям.

 

  У Джо намечается контрольная в среду. Он прекрасно знает, что оценка повлияет на итоговый результат учебы. Но он предпочитает сильно об этом не беспокоиться. «У меня полным-полно думает он. — Подготовлюсь вечером накануне».
    Но к вечеру выясняется, что в библиотеке разо­браны необходимые ему книги. «О нет, мне нужно было прийти пораньше!»— досадует Джо. Пре­уменьшив важность события, Джо сам загнал себя в яму «если бы да кабы».

 

Сравнение

 

С ранних лет нас учат сравнивать себя с другими: «По­смотри, как тихо играет малыш Роберт. Почему ты не мо­жешь играть так же?», «У твоей двоюродной сестры в днев­нике одни пятерки! Если бы ты постарался, то получил бы такие же оценки». Вскоре мы автоматически начинаем за­мечать, что кто-то сильнее или умнее нас, у кого-то больше способностей и т.д. Здоровая конкуренция в принципе не­плохая вещь, если только мы не чувствуем себя хуже дру­гих людей, не считаем их более счастливыми, более востре­бованными, более успешными.

 

  Джон впал в удрученное состояние, когда прочитал в газете заметку о том, что Эд, его бывший сослу­живец, стал вице-президентом калифорнийской фирмы, работающей в сфере компьютерных техно­логий. Никогда еще Джон не чувствовал себя таким неудачником. Эд уволился из фирмы Джона пять лет назад. И наш герой думает: «Я тоже мог бы уво­литься. Я должен был! Какой же я идиот. И такова вся моя жизнь!»

 

 

Джон делает выводы об успехе Эда, не зная ничего о его жизни или фирме, в которой тот работает. Джон уверен, что в любом случае дела у Эда идут гораздо лучше, чем у него, И, таким образом, не оставляет себе шанса взбодриться и Предпринять решительные действия. Он считает, что любое «равнение с Эдом будет не в его в пользу.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.