|
ЗАПРЕЩЕНИИ ДОЗВОЛЕННОГО АЛЛАХОМ И В ДОЗВОЛЕНИИ ЗАПРЕЩЁННОГО ИМ ДЕЛАЮТ ИЗ НИХ ГОСПОДОВ (Т.Е. ОБЪЕКТОВ ПОКЛОНЕНИЯ)Ибн Аббас сказал: «Боюсь, что вот-вот падут на вас камни с небес! Я говорю: "Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлёт ему мир...",— вы же говорите: "Абу Бакр и Умар сказали.."» (Ахмад, 1/337). Ахмад ибн Ханбаль сказал: «Меня удивляют люди, осведомлённые об иснаде хадиса и его достоверности, но всё же следующие мнению Суфйана [ас-Саури. — Ред. ], несмотря на то, что Всевышний Аллах говорит: «Пусть берегутся те, которые противятся велению его, дабы не постигла их фитна или не постигло их наказание мучительное!» (ан-Нур, 63). А знаешь ли ты, что такое фитна? Фитна— это ширк. Пожалуй, это означает то, что если кто-либо станет отвергать некоторые высказывания Пророка, то войдёт в его сердце заблуждение, и он погибнет». Ади ибн Хатим рассказывал: «Я слышал, как Пророк прочитал следующий аят: «Они взяли книжников и монахов своих за господ себе, помимо Аллаха...» (ат-Тауба, 31). Я сказал ему: "Ведь мы же не поклоняемся им!" Тогда он спросил: "Разве не запрещают они то, что разрешено Аллахом, и вы считаете это запрещённым, а если они разрешают запрещённое Аллахом, то и вы разрешаете себе это?" Я ответил: "Да, это так". Он сказал: "В этом и заключается поклонение им"». Об этом рассказали Ахмад и ат-Тирмизи; последний назвал этот хадис хорошим. (Ат-Тирмизи (3094). Ибн Джарир (16631). (16632), (1633). «ад-Дурр аль-Мансур» ас-Суйути 3/230 и др. Ат-Тирмизи назвал хадис странным (гариб), так как до него он дошёл только через Абд ас-Салама ибн Харба и Атифа ибн Айна, не являющихся знатоками хадисов. Однако Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что Ибн Джарир ат-Табари (16634) приводит этот хадис от Хузейфы, который делает хадис Ади ибн Хатима более сильным. Ибн Касир же сказал, что этот хадис передали Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Джарир через несколько цепочек от Ади ибн Хатима).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Тафсир 63 аята из суры «ан-Нур». 2. Тафсир 31 аята из суры «ат-Тауба». 3. Указание на смысл поклонения, которое отрицал Ади ибн Хатим. 4. Приведение Ибн Аббасом в пример Абу Бакра и Умара, а Ахмадом — Суфйана ас-Саури. 5. Изменение истинной религии до такой степени, что для большинства поклонение монахам стало праведнейшим делом, получившим название святости (аль-вилайа), а поклонение книжникам стало наукой и знанием. Затем ситуация усугубилась ещё более, и объектом поклонения наряду с Аллахом стали не праведники, а невежественные люди.
Глава 39 О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА: ﴿أَلَمْ تَرَ إِلَى الَّذِينَ يَزْعُمُونَ أَنَّهُمْ آمَنُوا بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ يُرِيدُونَ أَنْ يَتَحَاكَمُوا إِلَى الطَّاغُوتِ وَقَدْ أُمِرُوا أَنْ يَكْفُرُوا بِهِ وَيُرِيدُ الشَّيْطَانُ أَن يُضِلَّهُمْ ضَلاَلاً بَعِيداً(60) وَإِذَا قِيلَ لَهُمْ تَعَالَوْا إِلَى مَا أَنزَلَ اللهُ وَإِلَى الرَّسُولِ رَأَيْتَ المُنَافِقِينَ يَصُدُّونَ عَنْكَ صُدُودًا(61) فَكَيْفَ إِذَا أَصَابَتْهُم مُّصِيبَةٌ بِمَا قَدَّمَتْ أَيْدِيهِمْ ثُمَّ جَاءُوكَ يَحْلِفُونَ بِاللهِ إِنْ أًرَدْنَا إِلَّا إِحْسَانًا وَتَوْفِيقًا﴾ «Не видел ли ты тех, которые заявляют, что они уверовали в ниспосланное тебе и что ниспослоно до тебя, однако хотят обращаться за судом к тагуту, хотя им было приказано не веровать в него. Шайтан хочет ввести их в гоубокое заблуждение. Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к посланнику», – ты видишь, как лицемеры стремительно отвращаются от тебя. А что будет, когда беда постигнет их за то, что приготовили их руки, после чего они приходят к тебе клянясь Аллахом: «Мы хотели толко добра, и примирения»? Из суры ан-Ниса 60-62 аяты. Всевышний также сказал: «А когда им говорят: "Не распространяйте нечестия на Земле!" — они говорят: "Мы — только творящие благое"» (аль-Бакара, 11). Всевышний также сказал: «Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок. Взывайте к Нему со страхом и надеждой: поистине, милость Аллаха близка к добродеющим!» (аль-А’раф, 56). Всевышний также сказал: «Неужели суда времён джахилиййи они желают? Кто же лучше Аллаха по суду для людей, обладающих уверенностью?!» (аль-Маида, 50). Абдулла ибн Умар рассказывал, что посланник Аллаха сказал: Ни один из вас не уверует до тех пор, пока не подчинит свои желания тому, с чем я пришёл. Ан-Навави сказал: «Это — достоверный хадис. Мы привели его в книге «аль-Худжжа» с достоверным иснадом». Аш-Ша’аби рассказывал: «Как-то один из лицемеров поспорил с иудеем, и иудеи предложил: "Давай обратимся к Мухаммаду",— так как ему было известно, что он не берёт взяток. Лицемер же сказал: "Давай лучше обратимся к суду иудеев",— так как он знал, что они берут взятки. Оба спорщика договорились пойти к какому-то прорицателю в Джухайне, чтобы он рассудил их. И было ниспослано: «Разве ты не видел тех, которые заявляют...» В другом хадисе о причине ниспосылания этого аята говорится следующее: «Поспорили как-то между собой два человека, и один из них предложил: "Давай обратимся к Пророку, чтобы он рассудил нас". Другой же сказал: "Давай лучше обратимся к Каабу ибн аль-Ашрафу [иудею. — Ред. ]". Вконце концов они обратились к Умару, и один из спорщиков всё рассказал ему. Умар спросил того, кто не желал обращаться к Пророку: "Так ли это?" Человек ответил: "Да, это так". Умар вытащил свой меч и зарубил его». (Этот рассказ приводит аль-Кальби в своём толковании Корана, от Ибн Аббаса. Хафиз Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» 5/29 назвал его слабым). РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Тафсир 60—62 аятов из суры «ан-Ниса» с разъяснением понятий о том, что является тагутом. 2. Тафсир 11 аята из суры «аль-Бакара»: «А когда говорят им: "Не распространяйте нечестия на Земле!..» 3. Смысл аята 56 из суры «Преграды»: «Не распространяйте нечестия на Земле после того, как упрочен на ней порядок...» 4. Тафсир аята «Неужели суда времён джахилиййи они желают?.." (аль-Маида, 50). 5. То, что сказал аш-Ша’аби относительно ниспосылания первого аята. 6. Смысл истинной и лживой веры. 7. Рассказ об Умаре и лицемере. 8. Указание на то, что человек обретёт веру только в том случае, если подчинит свои желания тому, с чем был послан посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
Глава 40 О ТЕХ, КТО ОТРИЦАЕТ НЕКОТОРЫЕ ИМЕНА И АТРИБУТЫ АЛЛАХА Всевышний Аллах сказал: «...Они не веруют в Милосердного. Скажи: "Он — Господь мой! Нет никого достойного поклонения, кроме Него. На Него я уповаю, и к Нему моё обращение!"» (ар-Ра’д, 30). В «ас-Сахихе» аль-Бухари приводится следующий хадис: Али сказал : "Рассказывайте людям по мере их понимания. Разве вы хотите чтобы Аллах и Его посланник были отвергнуты?" (Аль-Бухари, 1/199). Абд ар-Раззак передал от Мамара [ибн Рашида. — Ред. ] от Ибн Тавуса от его отца о том, что Ибн Аббас рассказывал: «Я видел человека, который резко вздрогнул в знак возмущения, услышав хадис от Пророка по поводу качеств Аллаха. Я спросил: "Что пугает их? Они принемают ясные аяты, однако гибнут от неясных?"» (Абд аль-Кадир аль-Арнаут сказал, что иснад этого хадиса достоверен). Когда курайшиты услышали упоминание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о Милосердном, они отвергли это. Тогда Аллах ниспослал по их поводу: «.„Они не веруют в Милосердного...» (Ра’д, 30).
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Отрицание какого-либо из имён и качеств Аллаха является признаком отсутствия веры. 2. Тафсир 30 аята из суры «Ра’д». 3. Запрещение рассказывать то, чего слушающий не понимает. 4. Причина этого заключается в том, что непонятное ведёт к отвержению Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, даже если отрицающий делает это непреднамеренно. 5. Высказывание Ибн Аббаса о том, кто отрицает что-либо из имён и качеств Аллаха, и что это губит его. Глава 41 О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА: ﴿يَعْرِفُونَ نِعْمَتَ اللَّهِ ثُمَّ يُنكِرُونَهَا وَأَكْثَرُهُمْ الكَافِرُونَ﴾ «Они знают благо Аллаха, а потом отрицают его, и большинство из них – неверующие» Из суры ан-Нахль 83 аят.
Муджахид сказал, что смысл этого в том, что человек говорит: «Это — моё имущество, которое я унаследовал от моих предков». Аун ибн Абдулла сказал, что эти слова относятся к тому, кто говорит: «Если бы не такой-то, то так бы не случилось». Ибн Кутайба сказал: «Они говорят: "Мы добились этого вследствие заступничества наших божеств"». После хадиса Зейда ибн Халида, в котором говорится, что Всевышний Аллах сказал: «Среди Моих рабов выявились верующие в Меня и неверующие...», — Абу аль-Аббас [Ибн Теймийа. — Ред. ] писал: «В Книге Аллаха и Сунне много текстов, в которых Всевышний осуждает тех, кто приписывает Его блага другому и таким образом приобщает к Нему сотоварища». Некоторые саляфы сказали, что эти слова относятся и к тем, кто при удаче говорит, что «ветер был благоприятным, а штурман был — искусным», и тому подобное, что и сейчас у многих на языке.
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Разъяснение познании и отрицании блага Аллаха. 2. То, что подобное распрастранено у многих на языке. 3. Подобные высказывания называются «отрицанием блага Аллаха». 4. В сердце человека может сочетатся две противоположности.
Глава 42 О СЛОВАХ ВСЕВЫШНЕГО АЛЛАХА: ﴿فَلَا تَجْعَلُوا لِلَّهِ أَندَادًا وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ﴾ «Посему никого не равняйте с Аллахом сознательно» Из суры аль-Бакара 22 аят. В отношении этого аята Ибн Аббас сказал: «Придавание Аллаху равных является ширком, который более скрыт, чем следы муравья, ползущий по чёрному, гладком камню в кромешном мраке ночи. Таким ширком будет, если ты скажешь: "Клянусь Аллахом, твоей жизнью и своей жизнью!" или "Если бы не эта собачка, или если бы не утки во дворе, то к нам залезли бы воры". Иногда один человек говорит другому: "Если пожелает Аллах и ты..." Или могут сказать: "Если бы не Аллах и такой-то; не надо приписывать милость кому-то кроме Аллаха". Во всех этих выражениях присутствует ширк». Этот хадис передал Ибн Абу Хатим. От Абдуллы ибн Умара ибн аль-Хаттаба передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поклявшийся не Аллахом впал в неверие и (или) в ширк». Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его хорошим, а аль-Хаким сказал, что он является достоверным. (Ат-Тирмизи (1535), Ахмад 2/69, 87 и 125, аль-Хаким и др., достоверный хадис). Ибн Масуд сказал: «Я бы предпочёл ложно поклясться Аллахом, чем правдиво поклясться не Аллахом». Хузейфа рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не говорите: "Если будет угодно Аллаху и такому-то". Вам следует говорить: "Если будет угодно Аллаху, а затем такому-то». Достоверный хадис, приведённый Абу Даудом. (Абу Дауд, (4980), Ахмад 5/3 84). Ибрахим ан-Нахаи считал запретным говорить: «Прибегаю к защите Аллаха и твоей защите», а разрешал говорить: «Прибегаю к защите Аллаха, а затем прошу защиты у тебя». Он сказал: «Допустимо также говорить: "Если бы не Аллах, а затем такой-то...", но не говорите: "Если бы не Аллах и такой-то..."».
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Тафсир 22 аята из суры «аль-Бакара» в отношении приобщения к Аллаху равных. 2. Сподвижники Пророка, да будет доволен ими Аллах и да благословит нашего Пророка, толковали этот аят, ниспосланный по поводу большого ширка, в том смысле, что он включает и запрещение малого ширка. 3. Клятва не Аллахом является ширком. 4. Истинная клятва не Аллахом более греховна, чем ложная клятва Аллахом. 5. Разница между союзом «и» и наречием «затем» в речи.
Глава 43 Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|