Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи





Пятница, Т. В.

П99 Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).

ISBN 985-478-999-3. В пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям переподготовки по дефектологии-

УДК 376-36 ББК74.3

Учебное издание

В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ

ПятницаТатьяна Викторовна

Логопедия в таблицах и схемах

Ответственный за выпуск Д.Л. Дембовский

Печать офсетная. Усл. пёч- л. 11,20. Уч.-изд. л. 8.28. Тираж \ 100 экз. 3-jk. 22

Удостоверение № 08-33-0.229У93 о государственной гигиенической регистрации продута от 11.09.20O3.

Общество с дополнительной ответственностью "Аверсэв". ЛИ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.

E-mail: info@aversev.com;www.aversev.com

 


РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы логопедии

Основные задачи логопедии

   
 
 
 

 

     
 
 
 

 


 

 

Связь логопедии с другими науками

 

 

Специальная педагогика: олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогика
Внутрисистемные связи

 

 

 


Межсистемные связи:

 

 

 

 


Принципы логопедии как науки

Общедидактические принципы
Специальные принципы логопедии

       
   
 
 


Методы логопедии как науки

 
 


 
 


       
   
 
 

 


 

Актуальные проблемы современной логопедии

 

           
   
 
 
   
 
 
 

 


Причины нарушений речи

Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия



 
 

       
 
 
   


Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи

       
   
 

 


Критические периоды в развитии речевой функции у детей

 

Первый критический период Второй критический период Третий критический период
1-2 года жизни 3 года 6-7 лет
           
Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной; Начало развития письменной речи
Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции «Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС
Задержка речевого развития, недоразвитие речи Заикание, мутизм, отставание речевого развития Заикание

 

 

Цель и принципы анализа речевых нарушений

ЦЕЛЬ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
· Выяснение структуры дефекта · Научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте

 
 


       
   
 
 


Клинико-педагогическая классификация нарушений речи

 

ДИСГРАФИЯ
ДИСЛЕКСИЯ
А Ф А З И Я
А Л А Л И Я
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
НАРУШЕНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
РАССТРОЙСТВА ФОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи

(по Р.Е.Левиной)

 

                   
   
Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И
 
     
 
   
 

 

 


М К Б - 10

Блок нарушений Шифр Рубрика по МКБ -10 Психолого-педагогическое заключение
Расстройства психологического развития
Специфические расстройства развития речи и языка Специфические расстройства развития учебных навыков Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте F80     F80.0   F80.1   F80.2   F80.3   F80.8   F80.9     F81 F81.0     F81.1     F81.3     F98 F98.5   F98.6     Специфические расстройства речевой артикуляции Расстройство экспрессивной речи Расстройство рецептивной речи Приобретенная афазия с эпилепсией Другие расстройства развития речи и языка Расстройства развития речи и языка неуточненные Специфическое расстройство чтения Специфическое расстройство спеллингования Смешанное расстройство учебных навыков Заикание Речь взахлеб     Дислалия (механическая дислалия; функциональная дислалия: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая)   Моторная алалия   Сенсорная алалия   Детская афазия   Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного генеза)   Дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная; дислексия в сочетании с дисграфией) Дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая) Трудности обучения   Заикание (невротическое и неврозоподобное) Тахилалия (баттаризм, полтерн)
Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу   R47.0     R47.1   R49.0   R49.1   R49.2 Дисфагия и афазия Дизартрия, анартрия Дисфония Афония Открытая гнусавость и закрытая гнусавость   Афазия (акустико-гностическая, акустико-мнестичкеская, моторная афферентная, моторная эфферентная, семантическая, динамическая) Дизартрия (бульбарная; псевдобульбарная: стертая форма дизартрии; подкорковая: экстрапирамидная, гиперкинетическая; мозжечковая; корковая: афферентная, эфферентная); анартрия   Дисфония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная; органическая: дисфония при параличах и порезах центрального и периферического характера, дисфония при новообразованиях, дисфония при кровоизлияниях голосовых складок, дисфония после удаления новообразований, дисфония при профессиональном трахеите)   Афония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная, психогенная; органическая: афония при параличах и порезах, афония при новообразованиях гортани, афония при кровоизлиянии голосовых складок, афония при профессиональном трахеите)   Открытая ринолалия (органическая открытая, функциональная открытая) и закрытая ринолалия (передняя, задняя, функциональная)  

Виды нарушений звука

Способы постановки звука

 
 


Компоненты интонации

Компоненты интонации Характеристика
Ударение Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое
Мелодика речи Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение – понижение) основного тона голоса при произнесении фразы
Темп речи Скорость произношения речи, ускорение или замедление ее отрезков (звуков, слогов, слов). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания речи
Тембр Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса
Пауза Интонационное средство, остановка в речи, перерыв звучания

Характеристики голоса

 

Признак Характеристика Значение
Высота голоса Частота колебания голосовых складок Служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи
Громкость голоса (сила) Зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок Регулирует громкость звучания речи
Тембр голоса Определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов Создает индивидуальную окраску голоса
Диапазон голоса Может изменяться в пределах 4-5 тонов у взрослых и 2-3 тонов – у детей Создает возможность пения

Голосообразующий аппарат[5]

 

Голосообразующий аппарат: 1—гортань, 2 – глотка, 3 – носоглотка, 4 – полость рта, 5 – полость носа и придаточные пазухи.

Типы речевых судорог

СМЕШАННЫЕ (тоно-клонические, клоно-тонические)
КЛОНИЧЕСКИЕ
ТОНИЧЕСКИЕ
Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И

Локализация судорог

 
 
Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И


 

           
     

 

 


Тяжесть проявления речевых судорог:

ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ
ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ
Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И

 

 

Типы течения заикания

 

           
   
     
 
Постоянный тип течения заикания
 
 


Причины заикания

 

 

                               
 
 
             
 
   


Статистика заикания

63,1%
26,9%
Распространенность заикания по признаку пола

 
 

 
 

Распространенность заикания по возрастному признаку

 

 
 

Фактор наследственности в заикании

Алалии

 

 


 

î формирование психофизической основы речи î формирование ведущих видов деятельности î развитие произвольного внимания и работоспособности î развитие зрительных и акустических установок и дифференцировок î воспитательное воздействие, направленное на нормализацию поведения ребенка  

î пробуждение интереса к окружающим неречевым и речевым звукам î развитие речевых подражательных способностей î дифференциация речевых и неречевых звуков î развитие потребности общения, его мотивационной основы  

           
 
   
   
 
 


 

 
 

 

 


 

 

Систематическое специфическое лечение ребенка

 

 


А Ф А З И Я

 

Формы афазии

 

А Ф А З И Я

                       
           
 
 
 
 
 


 

 

 

 


Причины афазии

 

 


Восстановительное обучение при акустико-гностической афазии

 

АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНАЯ) ФОРМА АФАЗИИ

 


Восстановительное обучение при семантической афазии

 

 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФОРМА АФАЗИИ


Афазии

 

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ ФОРМА АФАЗИИ

           
     
 
 


Афазии

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ ФОРМА АФАЗИИ

           
     


Афазии

ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ ФОРМА АФАЗИИ

           
     


Р Е Ч И

Операции процесса письма

(по материалам А.Р. Лурия)

 

 


 

Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма

 

         
   
 
 
 
   


ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ


АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ

 

Продолжение

 

 

       
 
 
   

 


АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕС-КАЯ ДИСГРАФИЯ

 


Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии

(по материалам И.Н. Садовниковой)

 

 

РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях

 

 

Особенности логопедической работы при нарушении слуха

Классификации тугоухости

 

Классификация Степень Средняя потеря слуха в дБ Условия разборчивого восприятия речи
  Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом   І     Не превышает 50 дБ     Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
ІІ   От 50 до 70 дБ     Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается
ІІІ   Более 70 дБ Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается
Международная классификация тугоухости І 26-40 дБ  
ІІ 41-55 дБ
ІІІ 56-70 дБ
IV 71-90 дБ
Глухота >91 дБ

 

Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)

 

 

 

Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха

Механизм нарушения Проявления
  Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата   ¨ замена звуков ¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот ¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен
Недостаточность моторного отдела речевого аппарата ¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)
Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата   ¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем ¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата

Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха

Вид нарушения Проявления
  Лексические нарушения   ¨ ограниченность словарного запаса ¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве ¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов
Грамматические нарушения ¨ нарушение согласования слов в предложении ¨ неправильное употребление падежных окончаний ¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены ¨ замены глагольных форм ¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций

 

Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха

Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме
  Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных Пропуски и перестановки звуков и частей слов Слитное написание слов с предлогами Нарушение флексивного согласования Отсутствие маркировки границ предложений Замены графически близких символов Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У) Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.) Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.) Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях

Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции[7]

Этапы /блоки Содержание и реализация
Медицинский блок (врач, медсестра) Психолого-педагогический блок (логопед) Лингвистический блок (логопед)
1. Под-готови- тельный   Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи. Развитие мотивации общения. Активизация внимания и памяти слуховой модальности   Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений
2. До-фонем ный   Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям). Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др.   Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие. Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания. Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности. Развитие слухо-двигательных коор-динаций. Формирование слухового и слухо-двигательного контроля. Уточнение и расширение словарного запаса. Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям. Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.  
3. Фо-нем-ный     Проведение профилактических ме-роприятий     Постепенное усложнение условий слухового восприятия. Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности. Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля   Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка. Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов. Овладение фонематичес-кими процессами. Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий
4. Ин-тегра-тивный Проведение профилактических мероприятий Слуховое восприятие в сложных условиях. Развитие внимания и памяти слуховой модальности. Формирование самоконтроля речи.   Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях.

 

Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха

 

 


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ · Тренажер «Слуховая труба» · Прием «Слушай себя» · Прием «Воздухопровод»  

 

 

 
 

 

 


Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения

 

4 уровень

 
 

 

 


3 уровень

 
 

 

 


2 уровень

 

 
 

 


1 уровень

 

 

 


Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения

 

 


 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ · Механический способ постановки звуков · Сравнение артикуляции звуков с образами предметов

 

 
 

 

 


Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей

Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью

 

 

 

 


Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы[8]

 

Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта

 


Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения

 


 

       
   
 
 

 


Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе

 

Частота нарушений речи при детском церебральном параличе

 

Наиболее часто встречаются:

 


Пятница, Т. В.

П99 Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск : Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).

ISBN 985-478-999-3. В пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям переподготовки по дефектологии-

УДК 376-36 ББК74.3

Учебное издание

В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ

ПятницаТатьяна Викторовна

Логопедия в таблицах и схемах

Ответственный за выпуск Д.Л. Дембовский

Печать офсетная. Усл. пёч- л. 11,20. Уч.-изд. л. 8.28. Тираж \ 100 экз. 3-jk. 22

Удостоверение № 08-33-0.229У93 о государственной гигиенической регистрации продута от 11.09.20O3.

Общество с дополнительной ответственностью "Аверсэв". ЛИ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.

E-mail: info@aversev.com;www.aversev.com

 


РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы логопедии

Основные задачи логопедии

   
 
 
 

 

     
 
 
 

 


 

 

Связь логопедии с другими науками

 

 

Специальная педагогика: олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогика
Внутрисистемные связи

 

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.