|
Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи
Пятница, Т. В.
П99 Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
ISBN 985-478-999-3. В пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям переподготовки по дефектологии-
УДК 376-36 ББК 74.3
Учебное издание
В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ
Пятница Татьяна Викторовна
Логопедия в таблицах и схемах
Ответственный за выпуск Д.Л. Дембовский
Печать офсетная. Усл. пёч- л. 11,20. Уч.-изд. л. 8.28. Тираж \ 100 экз. 3-jk. 22
Удостоверение № 08-33-0.229У93 о государственной гигиенической регистрации продута от 11.09.20O3.
Общество с дополнительной ответственностью "Аверсэв". ЛИ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.
E-mail: info@aversev.com; www.aversev.com
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы логопедии
Основные задачи логопедии
Связь логопедии с другими науками
Специальная педагогика:
олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогика
| | Внутрисистемные связи
Межсистемные связи:
Принципы логопедии как науки
Общедидактические принципы
| | Специальные принципы логопедии
| |
Методы логопедии как науки
Актуальные проблемы современной логопедии
Причины нарушений речи
Причина - воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора или их взаимодействия
Пренатальные, натальные и постнатальные вредности, значимые для формирования речи
Критические периоды в развитии речевой функции у детей
Первый критический период
| Второй критический период
| Третий критический период
| 1-2 года жизни
| 3 года
| 6-7 лет
|
|
|
| Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие; складываются основы коммуникативного поведения; движущей силой развития речи становится потребность в общении
| Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной;
| Начало развития письменной речи
| Интенсивное развитие корковых речевых зон, в частности центра Брока
| Рассогласованность в работе центральной нервной системы, в нейроэндокринной и сосудистой регуляции
| «Срывы» нервной деятельности из-за возрастания нагрузки на ЦНС
| Задержка речевого развития, недоразвитие речи
| Заикание, мутизм, отставание речевого развития
| Заикание
|
Цель и принципы анализа речевых нарушений
ЦЕЛЬ АНАЛИЗА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
| | · Выяснение структуры дефекта
· Научное обоснование направления и содержания исследований речевой патологии в детском возрасте
| |
Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
| | НАРУШЕНИЯ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ
| | РАССТРОЙСТВА ФОНАЦИОННОГО ОФОРМЛЕНИЯ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
| | Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И
| |
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
( по Р.Е.Левиной )
| | | | | | | | | | | | Н А Р У Ш Е Н И Я Р Е Ч И
| | | | | | | | | | | | | |
М К Б - 10
Блок нарушений
| Шифр
| Рубрика по МКБ -10
| Психолого-педагогическое заключение
| Расстройства психологического развития
| Специфические расстройства развития речи и языка
Специфические расстройства развития учебных навыков
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте
| F80
F80.0
F80.1
F80.2
F80.3
F80.8
F80.9
F81
F81.0
F81.1
F81.3
F98
F98.5
F98.6
|
Специфические расстройства речевой артикуляции
Расстройство экспрессивной речи
Расстройство рецептивной речи
Приобретенная афазия с эпилепсией
Другие расстройства развития речи и языка
Расстройства развития речи и языка неуточненные
Специфическое расстройство чтения
Специфическое расстройство спеллингования
Смешанное расстройство учебных навыков
Заикание
Речь взахлеб
|
Дислалия (механическая дислалия; функциональная дислалия: акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая)
Моторная алалия
Сенсорная алалия
Детская афазия
Неосложненный вариант общего недоразвития речи (ОНР невыясненного генеза)
Дислексия (фонематическая, семантическая, аграмматическая, мнестическая, оптическая, тактильная; дислексия в сочетании с дисграфией)
Дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая)
Трудности обучения
Заикание (невротическое и неврозоподобное)
Тахилалия (баттаризм, полтерн)
| Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
| Симптомы и признаки, относящиеся к речи и голосу
|
R47.0
R47.1
R49.0
R49.1
R49.2
| Дисфагия и афазия
Дизартрия, анартрия
Дисфония
Афония
Открытая гнусавость и закрытая гнусавость
|
Афазия (акустико-гностическая, акустико-мнестичкеская, моторная афферентная, моторная эфферентная, семантическая, динамическая)
Дизартрия (бульбарная; псевдобульбарная: стертая форма дизартрии; подкорковая: экстрапирамидная, гиперкинетическая; мозжечковая; корковая: афферентная, эфферентная); анартрия
Дисфония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная; органическая: дисфония при параличах и порезах центрального и периферического характера, дисфония при новообразованиях, дисфония при кровоизлияниях голосовых складок, дисфония после удаления новообразований, дисфония при профессиональном трахеите)
Афония (функциональная: гипертонусная, гипотонусная, психогенная; органическая: афония при параличах и порезах, афония при новообразованиях гортани, афония при кровоизлиянии голосовых складок, афония при профессиональном трахеите)
Открытая ринолалия (органическая открытая, функциональная открытая) и закрытая ринолалия (передняя, задняя, функциональная)
|
Виды нарушений звука
Способы постановки звука
Компоненты интонации
Компоненты интонации
| Характеристика
| Ударение
| Языковое явление, в основе которого лежит интенсивность, сила звука. Для интонирования речи значимы словесное ударение (силовая и тональная вершина слова) и ударения смысловые: синтагматическое, фразовое, логическое
| Мелодика речи
| Тональный контур речи – модуляции высоты (повышение – понижение) основного тона голоса при произнесении фразы
| Темп речи
| Скорость произношения речи, ускорение или замедление ее отрезков (звуков, слогов, слов). Зависит от стиля произношения, смысла речи, эмоционального состояния говорящего, эмоционального содержания речи
| Тембр
| Дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки голоса
| Пауза
| Интонационное средство, остановка в речи, перерыв звучания
|
Характеристики голоса
Признак
| Характеристика
| Значение
| Высота голоса
| Частота колебания голосовых складок
| Служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи
| Громкость голоса (сила)
| Зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок
| Регулирует громкость звучания речи
| Тембр голоса
| Определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов
| Создает индивидуальную окраску голоса
| Диапазон голоса
| Может изменяться в пределах 4-5 тонов у взрослых и 2-3 тонов – у детей
| Создает возможность пения
| Голосообразующий аппарат [5]
Голосообразующий аппарат: 1—гортань, 2 – глотка, 3 – носоглотка, 4 – полость рта, 5 – полость носа и придаточные пазухи.
Типы речевых судорог
СМЕШАННЫЕ (тоно-клонические, клоно-тонические)
| | Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И
| |
Локализация судорог
| | Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И
| |
Тяжесть проявления речевых судорог:
Р Е Ч Е В Ы Е С У Д О Р О Г И
| |
Типы течения заикания
| | | | | | | | | | | | | | Постоянный тип течения заикания
| | | |
Причины заикания
Статистика заикания
Распространенность заикания по признаку пола
Распространенность заикания по возрастному признаку
Фактор наследственности в заикании
Алалии
î формирование психофизической основы речи
î формирование ведущих видов деятельности
î развитие произвольного внимания и работоспособности
î развитие зрительных и акустических установок и дифференцировок
î воспитательное воздействие, направленное на нормализацию поведения ребенка
| |
î пробуждение интереса к окружающим неречевым и речевым звукам
î развитие речевых подражательных способностей
î дифференциация речевых и неречевых звуков
î развитие потребности общения, его мотивационной основы
| |
Систематическое специфическое лечение ребенка
| |
А Ф А З И Я
Формы афазии
Причины афазии
Восстановительное обучение при акустико-гностической афазии
АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ (СЕНСОРНАЯ) ФОРМА АФАЗИИ
| |
Восстановительное обучение при семантической афазии
СЕМАНТИЧЕСКАЯ ФОРМА АФАЗИИ
| |
Афазии
АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ ФОРМА АФАЗИИ
| |
Афазии
АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ ФОРМА АФАЗИИ
| |
Афазии
ЭФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ ФОРМА АФАЗИИ
| |
Р Е Ч И
Операции процесса письма
(по материалам А.Р. Лурия)
Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
| |
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
| |
Продолжение
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕС-КАЯ ДИСГРАФИЯ
| |
Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии
(по материалам И.Н. Садовниковой)
РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях
Особенности логопедической работы при нарушении слуха
Классификации тугоухости
№
| Классификация
| Степень
| Средняя потеря слуха в дБ
| Условия разборчивого восприятия речи
|
| Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом
| І
| Не превышает 50 дБ
| Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
| ІІ
| От 50 до 70 дБ
| Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается
| ІІІ
| Более 70 дБ
| Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается
|
| Международная классификация тугоухости
| І
| 26-40 дБ
|
| ІІ
| 41-55 дБ
| ІІІ
| 56-70 дБ
| IV
| 71-90 дБ
| Глухота
| >91 дБ
|
Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)
Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха
№
| Механизм нарушения
| Проявления
|
| Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата
| ¨ замена звуков
¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот
¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен
|
| Недостаточность моторного отдела речевого аппарата
| ¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)
|
| Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата
| ¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем
¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата
| Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха
№
| Вид нарушения
| Проявления
|
| Лексические нарушения
| ¨ ограниченность словарного запаса
¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве
¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов
|
| Грамматические нарушения
| ¨ нарушение согласования слов в предложении
¨ неправильное употребление падежных окончаний
¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены
¨ замены глагольных форм
¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций
|
Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха
№
| Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме
|
| Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных
Пропуски и перестановки звуков и частей слов
Слитное написание слов с предлогами
Нарушение флексивного согласования
Отсутствие маркировки границ предложений
Замены графически близких символов
Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У)
Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)
Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)
Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов
Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях
Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях
| Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции [7]
Этапы
/блоки
| Содержание и реализация
| Медицинский блок (врач, медсестра)
| Психолого-педагогический блок (логопед)
| Лингвистический блок (логопед)
| 1. Под-готови-
тельный
| Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов
| Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи.
Развитие мотивации общения.
Активизация внимания и памяти слуховой модальности
| Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений
| 2. До-фонем
ный
| Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям).
Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др.
| Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие.
Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухо-двигательных коор-динаций.
Формирование слухового и слухо-двигательного контроля.
| Уточнение и расширение словарного запаса.
Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям.
Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.
| 3. Фо-нем-ный
| Проведение профилактических ме-роприятий
| Постепенное усложнение условий слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля
| Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка.
Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов.
Овладение фонематичес-кими процессами.
Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий
| 4. Ин-тегра-тивный
| Проведение профилактических мероприятий
| Слуховое восприятие в сложных условиях.
Развитие внимания и памяти слуховой модальности.
Формирование самоконтроля речи.
| Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях.
|
Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ
· Тренажер «Слуховая труба»
· Прием «Слушай себя»
· Прием «Воздухопровод»
| |
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения
4 уровень
3 уровень
2 уровень
1 уровень
Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ
· Механический способ постановки звуков
· Сравнение артикуляции звуков с образами предметов
| |
Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
| |
Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы [8]
Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта
Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения
| |
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
Наиболее часто встречаются:
| |
Пятница, Т. В.
П99 Логопедия в таблицах и схемах / Т. Б. Пятница. — Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
ISBN 985-478-999-3. В пособии основные положения логопедии представлены в виде опорных схем, таблиц, диаграмм. Книга адресована учителям-логопедам, учителям начальной школы, студентам педагогических вузов и колледжей, слушателям переподготовки по дефектологии-
УДК 376-36 ББК 74.3
Учебное издание
В ПОМОЩЬ ЛОГОПЕДУ
Пятница Татьяна Викторовна
Логопедия в таблицах и схемах
Ответственный за выпуск Д.Л. Дембовский
Печать офсетная. Усл. пёч- л. 11,20. Уч.-изд. л. 8.28. Тираж \ 100 экз. 3-jk. 22
Удостоверение № 08-33-0.229У93 о государственной гигиенической регистрации продута от 11.09.20O3.
Общество с дополнительной ответственностью "Аверсэв". ЛИ № 02330/0056807 от 02.03.2004. Контактный телефон (017) 210-18-98.
E-mail: info@aversev.com; www.aversev.com
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы логопедии
Основные задачи логопедии
Связь логопедии с другими науками
Специальная педагогика:
олигофрено-, сурдо-, тифлопедагогика
| | Внутрисистемные связи
М
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|