|
Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом
Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии
| Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка
| Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами
| Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения
| Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем
|
Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом
№
| Вид нарушения
| Проявления
|
| Лексические нарушения
(Н.Н. Малофеев, 1985)
| ¨ замедленный темп расширения словарного запаса
¨ преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса)
¨ многократное повторение одних и тех же слов в связной речи
¨ недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения
|
| Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991)
| ¨ незнание значений слов
¨ замена значений слов, совпадающих по звучанию
¨ смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости
¨ вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла
¨ затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова
¨ крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений
|
Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом
(по материалам Е.М. Мастюковой)
Нарушения понимания речи
| Проявления
|
1 вариант
| Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов
|
2 вариант
| Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала
|
3 вариант
| Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)
|
Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие
лексики)
Особенности логопедической работы при ЗПР
Нарушения речи у детей с задержкой психического развития
| | | | | | | | Нарушения импрессивной речи:
· Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия
· Неразличение смысла отдельных слов
· Неразличение тонких оттенков речи
| | | Нарушения экспрессивной речи:
· Нарушения звукопроизношения
· Бедность словарного запаса
· Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма
· Речевая инактивность
| |
Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений
(по материалам Е. В. Мальцевой)
Группа
| Характеристика группы
| Первая группа
| Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики
| Вторая группа
| Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа
| Третья группа
| Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.
|
Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР
(По данным Е.В. Мальцевой)
Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР
· Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения
· Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти
· Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики
· Коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуковой структуры слова
· Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами
· Формирование морфологической и синтаксической системы языка
· Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений
· Формирование анализа структуры предложений
· Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи
|
РАЗДЕЛ 4. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Ф О Н Е Т И К О – Ф О Н Е М А Т И Ч Е С К О Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
| |
| | | | | | | Легкая степень нарушения:
· недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируются правильно
| | | Средняя степень нарушения:
· недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа
| | | Глубокое фонематическое недоразвитие:
· неспособность различения отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности
| |
Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи
1. Постановка звука
| Формирование произносительных навыков
| | 2. Автоматизация звука
| 3. Дифференциация звука:
I этап II этап
| Каждый поставленный и автоматизированный звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками
| Каждый звук из пары взаимозаменяющихся различается в произношении
| Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
| | · Выделение первого гласного звука в начале слова
· Определение последовательности звуков в слове
· Определение количества звуков в слове
· Анализ и синтез обратного слога
· Выделение последнего согласного в конце слова
· Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных
· Анализ и синтез прямого слога
· Деление слов на слоги (с опорой на схемы)
· Составление слоговой схемы слова
· Звуко-слоговой анализ односложных и двусложных слов без стечения и со стечением согласных
· Преобразования слов путем замены звуков
| |
На
На материале правильно произносимых звуков осуществляется:
· развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
· воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
· развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом;
· развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
· развитие произвольного внимания и памяти
| |
О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
Клинические виды общего недоразвития речи
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
| | | | | | | | | | | | НЕОСЛОЖНЕННЫЙ
ВАРИАНТ ОНР
| | | | | ГРУБОЕ СТОЙКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
(моторная алалия)
| | | | | | | Гипертензионно-гиперцефалический синдром
| | | | | | | | | Церебрастенический синдром
| | | | | | | | | | | | | Гипердинамический синдром
| | | | | | | | | |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|