Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушения речи у детей с детским церебральным параличом





 

 

 


Фонетико-фонематические – проявляются в рамках различных форм дизартрии Специфические особенности усвоения родного языка – трудности в формировании целостного представления о предмете, в словесном обозначении окружающих предметов, их качеств, трудности в усвоении лексической системы языка Нарушения грамматического строя речи – неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами Нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения Все формы дисграфии и дислексии – в генезе лежит несформированность зрительно-моторных и оптико-пространственных систем

 

Специфические трудности в усвоении лексической системы языка у детей с церебральным параличом

 

Вид нарушения Проявления
  Лексические нарушения (Н.Н. Малофеев, 1985) ¨ замедленный темп расширения словарного запаса ¨ преобладание в лексиконе существительных, глаголов и предлогов (90% всего лексического запаса) ¨ многократное повторение одних и тех же слов в связной речи ¨ недостаточная степень владения глаголами, незнание их точного значения
Лексико-семантичес-кие и грамматичес-кие наруше-ния (Л.Б. Халилова, 1984, 1991)   ¨ незнание значений слов ¨ замена значений слов, совпадающих по звучанию ¨ смешение семантикиисходного слова с лексическим значением других слов, находящихся с ним в отношениях синонимической зависисмости ¨ вычленение в слове лишь конкретного значения, непонимание переносного смысла ¨ затруднения в установлении функциональной общности между значениями многозначного слова ¨ крайне ограниченные семантические представления, недостаточность языковых абстракций и обобщений

 



 

Особенности понимания речи учащимися с детским церебральным параличом

(по материалам Е.М. Мастюковой)

 

Нарушения понимания речи Проявления  
  1 вариант   Трудности в различении фраз с правильным и неправильным синтаксическим согласованием слов, в понимании сложных грамматических конструкций, содержащих последовательные подчинения, относительные или дистантные конструкции; узость понимания значений отдельных слов, понимания сложных форм контекстной речи, скрытого смысла рассказов
  2 вариант     Трудности в переводе последовательно поступающей информации в целостно обозреваемую симультанную систему, нарушения понимания обратных конструкций, содержания рассказов, условий задач и другого программного материала
  3 вариант Трудности понимания обращенной речи связаны с ограниченностью словарного запаса, неточностью понимания значений отдельных слов, недостаточным объемом знаний и представлений об окружающем, бедностью практического опыта; затруднения в понимании глаголов движения (особенно префиксальных)  

 

 

Специфика логопедической работы с детьми с ДЦП (развитие

лексики)

 

       
   

 

 


 

 

 


Особенности логопедической работы при ЗПР

 

Нарушения речи у детей с задержкой психического развития

 

       
 
 
 
Нарушения импрессивной речи: · Недостаточность дифференциации речеслухового восприятия · Неразличение смысла отдельных слов · Неразличение тонких оттенков речи
 
Нарушения экспрессивной речи: · Нарушения звукопроизношения · Бедность словарного запаса · Недостаточная сформированность грамматической стороны речи, наличие аграмматизма · Речевая инактивность

 


Классификация детей с ЗПР с учетом их речевых нарушений

(по материалам Е. В. Мальцевой)

 

Группа Характеристика группы
Первая группа   Дети с изолированным дефектом, проявляющемся в неправильном произношении одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики
Вторая группа   Дети с фонетико-фонематическими нарушениями. Дефекты звукопроизношения охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются в основном в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа  
Третья группа   Дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность и недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизм.  

 

Нарушение звукопроизношения у детей с ЗПР

(По данным Е.В. Мальцевой)

 

 

Основные направления логопедической работы с детьми с ЗПР

 

· Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения · Развитие зрительного восприятия, анализа, зрительной памяти · Коррекция нарушений моторного развития, особенно нарушений ручной и артикуляционной моторики · Коррекция нарушений звукопроизношения , искажений звуковой структуры слова · Развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значений слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами · Формирование морфологической и синтаксической системы языка · Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений · Формирование анализа структуры предложений · Развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи

 

РАЗДЕЛ 4. Обучение и воспитание детей с ФФНР и ОНР

ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

 

Ф О Н Е Т И К О – Ф О Н Е М А Т И Ч Е С К О Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И

 

           
 
Легкая степень нарушения: · недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных звуков, весь остальной состав слова и слоговая структура анализируются правильно
 
Средняя степень нарушения: · недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, более грубое нарушение звукового анализа
 
Глубокое фонематическое недоразвитие: · неспособность различения отношений между звуковыми элементами, невозможность выделения звуков в слове и определения их последовательности  

 


Недостатки звукопроизношения у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

   
 
 
 
 
 
 
 

 

 


Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи

 

 

 


1. Постановка звука
Формирование произносительных навыков
2. Автоматизация звука

3. Дифференциация звука: I этап II этап
Каждый поставленный и автоматизированный звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно и акустически близкими звуками Каждый звук из пары взаимозаменяющихся различается в произношении  

       
   
 
 
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
· Выделение первого гласного звука в начале слова · Определение последовательности звуков в слове · Определение количества звуков в слове · Анализ и синтез обратного слога · Выделение последнего согласного в конце слова · Выделение начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных · Анализ и синтез прямого слога · Деление слов на слоги (с опорой на схемы) · Составление слоговой схемы слова · Звуко-слоговой анализ односложных и двусложных слов без стечения и со стечением согласных · Преобразования слов путем замены звуков  

 

 


На

 

 
 

 

 

На материале правильно произносимых звуков осуществляется: · развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; · воспитание умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; · развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом; · развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; · развитие произвольного внимания и памяти

 


О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И

 

Клинические виды общего недоразвития речи

 

 

                                       
   
О Б Щ Е Е Н Е Д О Р А З В И Т И Е Р Е Ч И
 
       
 
 
НЕОСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ ОНР
   
ГРУБОЕ СТОЙКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (моторная алалия)
 
 
 
   
Гипертензионно-гиперцефалический синдром
 
   
 
   
Церебрастенический синдром
 
   
 
   
 
   
Гипердинамический синдром
 
   
 
   
Судорожный синдром

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.