|
Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания
Воспитательные мероприятия
| |
Система коррекционной работы с заикающимися по периодам
Этапность логопедической работы с заикающимися
№ п\п
| Факторы
| Последовательность работы
|
| В зависимости от степени самостоятельности речи
| 1. сопряженная речь
2. отраженная речь
3. вопросно-ответная форма речи
4. пересказ
5. рассказ
6. спонтанная речь
|
| В зависимости от степени подготовленности речи
| 1. заученный текст
2. отрепетированный вслух текст
3. мысленно продуманный текст
4. незнакомый текст, экспромпт
|
| В зависимости от сложности речевой структуры
| 1. слог
2. слово
3. простая фраза
4. распространенная фраза
|
| В зависимости от уровня громкости речи
| 1. беззвучное произнесение
2. произнесение шепотом
3. произнесение тихим голосом
4. произнесение громким голосом
5. произнесение голосом обычной громкости
|
| В зависимости от степени плавности и ритмичности речи
| 1. пение
2. пение с движением
3. ритмизированная речь (стихи, проза) без движений
4. опора на согласные звуки
5. разнометрическая речь
|
| В зависимости от общественного окружения общения
| 1. в одиночестве
2. с близкими и друзьями
3. с педагогами
4. с малознакомыми людьми
5. с незнакомыми людьми
|
| В зависимости от обстановки общения
| 1. тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке
2. тренировка речи в малознакомой обстановке
3. тренировка правильной речи в незнакомой обстановке
|
Структура логопедического занятия с заикающимися
Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися
Аппарат Деражне
|
| Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи
| Аппараты «Эхо», АИР
|
| Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха
| Аппарат Раздольского
|
| Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны
| Компьютерная программа «Видимая речь
|
| Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др.
| Методики логопедических занятий с заикающимися
№
| Методика, автор
| Контингент обучающихся
| Сущность методики
|
| Н.А. Власова, Е.Ф. Рау
| Дети дошкольного возраста
| Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося
|
| Н.А. Чевелева
| Дети дошкольного и младшего школьного возраста
| Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной
|
| С.А. Миронова
| Дети дошкольного возраста
| Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы
|
| Селиверстов В.И.
| Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях
| Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися
|
| Г.А. Волкова
| Дети дошкольного возраста
| Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду
|
| И.Г. Выгодская,
Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская
| Дети дошкольного возраста
| Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия
|
| А.В. Ястребова
| Дети младшего школьного (1-4 кл)
| Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку
|
| Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского
| Подростки и взрослые заикающиеся
| Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию.
|
| В.М. Шкловский
| Подростки и взрослые заикающиеся
| Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении.
|
| И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева, А.Я. Евгенова, Н.Ф. Синицына, М.В. Смирнова
| Подростки и взрослые заикающиеся
| Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)
|
| Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др.
| Взрослые заикающиеся
| Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие
| | | | | |
Эффективность преодоления заикания
№
| Условие
| Данные об эффективности логопедической работы
|
| Учет этиологии заикания
| Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)
|
| Учет возрастного фактора
| У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)
|
| Учет сроков логопедической работы
| Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)
|
| Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий
| Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики
|
| Учет природы заикания
| При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.
|
| Учет симптоматики заикания
| Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)
|
| Учет длительности комплексной работы
| Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся
|
| Значение личности педагога
|
|
| Учет микросоциального окружения
| Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия
|
| Учет отношения заикающегося к занятиям
| Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь
|
| Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе
| Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи
|
| Учет вида деятельности
|
|
| Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР
| Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании
|
| Учет полноты обследования заикающегося
|
|
| Использование ТСО
| Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия
|
| Учет типа специализированного учреждения
| В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях
|
Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста
(Использованы данные Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова)
А Л А Л И Я
Классификация алалии
Данные о распространенности алалии [6]
У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек
| |
Алалия как системное недоразвитие речи
Фонетико-фонематическая сторона речи
| | Лексико-грамматический строй речи
| |
Концепции объяснения механизма алалии
| | | СЕНСОМОТОРНЫЕ: речевое недоразвитие при алалии связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апрксией)
| | | | ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности
| | | | ЯЗЫКОВАЯ:недоразвитие речи связано с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний
| |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|