Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лечебно-педагогический комплекс по преодолению заикания





Воспитательные мероприятия
Логопедические занятия
Логоритмика
Психотерапия
ЛФК
Леч. процедуры
Мед. препараты

 

Система коррекционной работы с заикающимися по периодам

 

Этапность логопедической работы с заикающимися

 

№ п\п Факторы Последовательность работы
  В зависимости от степени самостоятельности речи 1. сопряженная речь 2. отраженная речь 3. вопросно-ответная форма речи 4. пересказ 5. рассказ 6. спонтанная речь
В зависимости от степени подготовленности речи 1. заученный текст 2. отрепетированный вслух текст 3. мысленно продуманный текст 4. незнакомый текст, экспромпт
В зависимости от сложности речевой структуры 1. слог 2. слово 3. простая фраза 4. распространенная фраза
В зависимости от уровня громкости речи 1. беззвучное произнесение 2. произнесение шепотом 3. произнесение тихим голосом 4. произнесение громким голосом 5. произнесение голосом обычной громкости
В зависимости от степени плавности и ритмичности речи 1. пение 2. пение с движением 3. ритмизированная речь (стихи, проза) без движений 4. опора на согласные звуки 5. разнометрическая речь  
В зависимости от общественного окружения общения 1. в одиночестве 2. с близкими и друзьями 3. с педагогами 4. с малознакомыми людьми 5. с незнакомыми людьми
В зависимости от обстановки общения 1. тренировка правильной речи в знакомой, привычной обстановке 2. тренировка речи в малознакомой обстановке 3. тренировка правильной речи в незнакомой обстановке

 

 


Структура логопедического занятия с заикающимися



 

 

 


Технические средства обучения в логопедической работе с заикающимися

 

Аппарат Деражне   Эффект заглушения, отключение слухового контроля заикающего в момент речи
Аппараты «Эхо», АИР     Воспроизведение записанной на магнитофон речи заикающегося с отсрочкой в долю секунды создает эффект эха
Аппарат Раздольского Звукоусиление речи заикающегося через громкоговорители или воздушные телефоны  
Компьютерная программа «Видимая речь Различные модули для тренировки силы голоса, плавности речи, длительности речевого выдоха и др.

Методики логопедических занятий с заикающимися

 

Методика, автор Контингент обучающихся Сущность методики
Н.А. Власова, Е.Ф. Рау Дети дошкольного возраста Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи заикающегося
Н.А. Чевелева Дети дошкольного и младшего школьного возраста Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуативной речи к контекстной
С.А. Миронова Дети дошкольного возраста Система последовательное усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы
Селиверстов В.И. Дети дошкольного и младшего школьного возраста, находящи-еся в медицинских учреждениях Модернизация и одновременное использование различных приемов логопедической работы с заикающимися  
Г.А. Волкова Дети дошкольного возраста Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду
И.Г. Выгодская, Е.Л. Пеллингер, Л.П. Успенская Дети дошкольного возраста Система игр и игровых приемов для проведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедического воздействия
А.В. Ястребова Дети младшего школьного (1-4 кл) Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над ее темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку
Методика ГНИИ уха, горла, носа под рук. проф. С.С. Ляпидевского Подростки и взрослые заикающиеся Методика устранения заикания в условиях медицинского стационара, включающая специальный вводный и заключительный инструктаж, максимальное ограничение речи (до 14 дней), активную перестройку речевых навыков, выпускную конференцию.
В.М. Шкловский Подростки и взрослые заикающиеся Комплексная система лечения заикания, заключающаяся в перестройке патологических речевых навыков и нарушений отношений личности, медикаментозном лечении, рациональной психотерапии, диспансеризации и санаторно-курортном лечении.
И.Ю. Абелева, Л.П. Голубева, А.Я. Евгенова, Н.Ф. Синицына, М.В. Смирнова Подростки и взрослые заикающиеся Последовательное усложнение речевых заданий при интенсивном использовании дыхательных, голосовых, артикуляционных упражнений и суггестивных форм психотерапии (императивное внушение в бодрствующем состоянии, аутотренинг, самовнушение, гипноз)
Н.М. Асатиани, В.Г. Казаков, Л.И. Белякова и др. Взрослые заикающиеся Преодоление заикания осуществляется с учетом нозологической разнородности больных, медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмическое воздействие
         

 

Эффективность преодоления заикания

 

Условие Данные об эффективности логопедической работы
Учет этиологии заикания     Заикание, возникающее в результате инфекции, психической травмы, подражания устраняется более успешно, чем заикание другой этиологии (Н.А. Волкова)
Учет возрастного фактора   У детей дошкольного возраста устранение заикания наиболее эффективно (Н.А. Власова)
Учет сроков логопедической работы   Коррекционная работа более эффективна в преддошкольном и дошкольном возрасте при условии комплексного воздействия на речь детей (В.Г.Казаков)
Полнота использования лечебно-педагогических мероприятий Медикаментозное лечение, физиотерапия, психотерапия и др. направленное и активное лечение влияют на успешность логопедических занятий; имеет значение адекватность и дифференцированность выбранной методики
Учет природы заикания При органической основе заикания результат значительно хуже, чем при функциональной.
Учет симптоматики заикания Результаты логопедической работы лучше в случаях легкой степени заикания (нулевая степень болезненной фиксации), хуже – при тяжелой степени заикания (выраженная степень болезненной фиксации)
Учет длительности комплексной работы Эффективности способствует длительная (не менее 1 года) диспансеризация заикающихся
Значение личности педагога    
Учет микросоциального окружения Связь логопеда с семьей, врачом, с другими педагогами повышает эффективность логопедического воздействия
Учет отношения заикающегося к занятиям Эффективность логопедических занятий выше в случае серьезного, упорного настойчивого стремления заикающегося исправить свою речь
Необходимость воспитания и перевоспитания речи и личности заикающегося в коллективе Отмечается, что именно в коллективе создаются условия для естественного развития и перевоспитания коммуникативной функции речи  
Учет вида деятельности  
Учет недостатков звукопроизношения, элементов ОНР Наличие нарушений звукопроизношения и недоразвития речи у дошкольников снижает эффективность логопедической работы при заикании
Учет полноты обследования заикающегося    
Использование ТСО Использование ТСО в соответствии с возрастом и желанием заикающихся способствует повышению эффективности логопедического воздействия
Учет типа специализированного учреждения В стационаре, в специальных дошкольных учреждениях эффективность устранения заикания выше, чем в амбулаторных условиях

 

Статистические данные эффективности логопедической коррекции у заикающихся различного возраста

 

(Использованы данные Е.Ф. Рау, Г.А. Волковой, В.И. Селиверстова, М.Е. Хватцева, В.А. Ковшикова)

 

 

А Л А Л И Я

 

Классификация алалии

 

АЛАЛИЯ

           
     


 

       
   
 

 

       
   

 


Данные о распространенности алалии[6]

 

1 %
0,2-0,6%

 

У мальчиков алалия встречается в 2 раза чаще, чем у девочек

Алалия как системное недоразвитие речи

Фонетико-фонематическая сторона речи
Лексико-грамматический строй речи
НЕДОРАЗВИТИЕ

 

 

Концепции объяснения механизма алалии

 

   
 
СЕНСОМОТОРНЫЕ: речевое недоразвитие при алалии связано с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апрксией)
 
 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ:при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности
 
 
ЯЗЫКОВАЯ:недоразвитие речи связано с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний

 

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.