|
Условия успешного овладения навыком чтения
Группы ошибок при дислексии
№
| Ошибки при чтении
|
| Замены и смешения звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков (звонких – глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав), замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, З- В и др.)
|
| Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова, буквы называются поочередно
|
| Искажение звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках согласных при стечении, согласных и гласных при отсутствии стечения, добавлении, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.
|
| Нарушения понимания прочитанного, проявляющиеся на уровне отдельного слова, предложения и текста при сохранности техники чтения
|
| Аграмматизм при чтении, проявляющийся на аналитико-синтетической и синтетической
и синтетической ступени овладения навыком чтения
|
Операции процесса письма
(по материалам А.Р. Лурия)
Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма
ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
| |
АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ И АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ
| |
Продолжение
АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И АРТИКУЛЯТОРНО-АКУСТИЧЕС-КАЯ ДИСГРАФИЯ
| |
Система работы по дифференциации звуков при дислексии и дисграфии
(по материалам И.Н. Садовниковой)
РАЗДЕЛ 3. Особенности логопедической работы при нарушениях интеллектуальной деятельности, сенсорных и двигательных нарушениях
Особенности логопедической работы при нарушении слуха
Классификации тугоухости
№
| Классификация
| Степень
| Средняя потеря слуха в дБ
| Условия разборчивого восприятия речи
|
| Классификация тугоухости, разработанная Л.В. Нейманом
| І
| Не превышает 50 дБ
| Речь разговорной громкости – на расстоянии не менее 1 м, шепот – у ушной раковины и далее
| ІІ
| От 50 до 70 дБ
| Речь разговорной громкости – на расстоянии 0,5-1 м, шепот – не воспринимается
| ІІІ
| Более 70 дБ
| Речь разговорной громкости – у ушной раковины и до 0,5 м, шепот – не воспринимается
|
| Международная классификация тугоухости
| І
| 26-40 дБ
|
| ІІ
| 41-55 дБ
| ІІІ
| 56-70 дБ
| IV
| 71-90 дБ
| Глухота
| >91 дБ
|
Минимальные нарушения слуховой функции у детей с недоразвитием речи (по данным Е.Л. Черкасовой)
Формы нарушения звукопроизношения при снижении слуха
№
| Механизм нарушения
| Проявления
|
| Недостаточность сенсорного отдела речевого аппарата
| ¨ замена звуков
¨ искаженное произношение звуков, связанное с невозможностью их четкой слуховой дифференциации или с полной невозможностью восприятия на слух из-за парциального выпадения звуковых частот
¨ звуковые замены отражаются на письме в виде буквенных замен
|
| Недостаточность моторного отдела речевого аппарата
| ¨ искаженое звучание звуков (межзубное или боковое С, увулярное Р и др.)
|
| Сенсорная и моторная недостаточность речевого аппарата
| ¨ замена звуков из-за невозможности их слуховой дифференциации от сходных фонем
¨ искажения звуков при отклонении в строении и функционировании артикуляторного аппарата
| Нарушения лексического и грамматического строя речи при снижении слуха
№
| Вид нарушения
| Проявления
|
| Лексические нарушения
| ¨ ограниченность словарного запаса
¨ неточность употребления слов, расширение их значений; полные замены лексического значения слов, основанные на их семантической общности; смешение аффиксов при сохранении корневой части слов при их фонетическом сходстве
¨ грубые искажения звуко-слоговой структуры слов
|
| Грамматические нарушения
| ¨ нарушение согласования слов в предложении
¨ неправильное употребление падежных окончаний
¨ пропуск предлогов в предложении, добавление лишних предлогов, замены
¨ замены глагольных форм
¨ затруднения в понимании и употреблении сложных логико-грамматических конструкций
|
Нарушения письменной речи у детей с нарушением слуха
№
| Типичные и специфические ошибки слабослышащих на письме
|
| Замены оппозиционных звуков, ударных и безударных гласных
Пропуски и перестановки звуков и частей слов
Слитное написание слов с предлогами
Нарушение флексивного согласования
Отсутствие маркировки границ предложений
Замены графически близких символов
Замены гласных, в основном низко- и среднечастотных (О-У, А-У)
Смешение ротовых и носовых согласных (Н-Д, М-Б и др.)
Множественные замены букв, соответствующих группам дизъюнктных и оппозиционных звуков (С-Ш, З-Ж, Б-Д и др.)
Пропуски звуков и слогов в начале и конце слов, дописывание лишних элементов слов
Озвончение глухих и оглушение звонких звуков в сильных позициях
Отсутствие мягкости на письмев необходимых случаях
| Комплексное воздействие при недоразвитии речи и нарушениях слуховой функции [7]
Этапы
/блоки
| Содержание и реализация
| Медицинский блок (врач, медсестра)
| Психолого-педагогический блок (логопед)
| Лингвистический блок (логопед)
| 1. Под-готови-
тельный
| Лечебное воздейст-вие: консервативный, хирургический мето-ды лечения заболева-ний ЛОР-органов
| Определение слуховых возможнос-тей восприятия речи.
Развитие мотивации общения.
Активизация внимания и памяти слуховой модальности
| Развитие понимания устной речи: умения вслушиваться в обращенную речь, выде-лять названия предметов, действий, признаков, обобщенных значений
| 2. До-фонем
ный
| Проведение лечебных процедур (по индиви-дуальным показани-ям).
Проведение профи-лактических меропри-ятий: санация, массаж, закаливание ЛОР-орга-нов, общеукрепляющие комплексы и др.
| Условия, максимально облегчающие слуховое восприятие.
Развитие неречевого слуха: диффе-ренциация неречевых звуков по ха-рактеру звучания, акустическим свойствам, определение количества звуков и звучащих предметов, на-правления звучания.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухо-двигательных коор-динаций.
Формирование слухового и слухо-двигательного контроля.
| Уточнение и расширение словарного запаса.
Практическое овладение некоторыми способами словообразования без привлечения внимания к фонематическим различи-ям.
Практическое усвоение синтаксического конструи-рования.
| 3. Фо-нем-ный
| Проведение профилактических ме-роприятий
| Постепенное усложнение условий слухового восприятия.
Развитие внимания и памяти слухо-вой модальности.
Развитие слухового, кинестетичес-кого и языкового контроля, слухо-моторного самоконтроля
| Развитие фонематического слуха: дифференциация акустических признаков ре-чевых звуков, направлен-ности звучания речевых стимулов, интонационных средств языка.
Коррекция звукопроизно-шения, интонационно-рит-мического контура слов.
Овладение фонематичес-кими процессами.
Расширение лексических и грамматических значений слов на основе фонематичкских различий
| 4. Ин-тегра-тивный
| Проведение профилактических мероприятий
| Слуховое восприятие в сложных условиях.
Развитие внимания и памяти слуховой модальности.
Формирование самоконтроля речи.
| Развитие связной речи, адекватное использование звукового, лексико-грамма-тического и интонационно-го оформления собственно-го высказывания в различ-ных коммуникативных ситуациях.
|
Специфика логопедической работы с детьми со снижением слуха
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОСЛЫШАЩИМИ
· Тренажер «Слуховая труба»
· Прием «Слушай себя»
· Прием «Воздухопровод»
| |
Особенности логопедической работы при нарушениях зрения
Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения
4 уровень
3 уровень
2 уровень
1 уровень
Специфика логопедической работы с детьми с нарушениями зрения
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЕНСАТОРНЫХ ПРИЕМОВ В РАБОТЕ СО СЛАБОВИДЯЩИМИ
· Механический способ постановки звуков
· Сравнение артикуляции звуков с образами предметов
| |
Особенности логопедической работы при интеллектуальной недостаточности у детей
Нарушения речи у детей с интеллектуальной недостаточностью
| |
Распространенность нарушений письменной речи у учащихся вспомогательной школы [8]
Специфика логопедической работы с детьми с нарушением интеллекта
Тесная преемственная связь меду логопедической работой и обучением грамоте, связь коррекции звукопроизношения с развитием познавательной деятельности, развитие общей и речевой моторики, воспитание слухового внимания, памяти, индивидуализация работы по устранению дефектов звукопроизношения, продолжительность пропедевтического этапа и этапа автоматизации в коррекции звукопроизношения
| |
Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Частота нарушений речи при детском церебральном параличе
Наиболее часто встречаются:
| |
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|