Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Региональная социальная политика.





1. Региональная социальная политика - это деятельность органов государственной власти и управления регионом по созданию условий для повышения уровня и качества жизни человека, наиболее полное удовлетворение интересов жителей региона и социальных групп. При разработке этой политики, прежде всего, определяются социальные направления, характеризующиеся низкими показателями качества жизни наибольшего количества жителей региона, а также объемы материальных, финансовых, природных и иных ресурсов, необходимых для их повышения. Сюда также можно отнести создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов населения.

Представляется целесообразным определить нижний предел развития, установив минимальный стандарт. Государственный минимальный социальный стандарт - минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, установленный законодательством Федерации и региона. Социальные нормы - показатели необходимой обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном выражении, в расчете на соответствующую единицу измерения (на одного жителя, на одного учащегося, на одну койку, на одно учреждение соответствующего типа, на 1 кв. м. и так далее); денежное выражение этих норм - финансовые нормы.

«Основные положения региональной политики Российской Федерации»[365] определяют, что целями региональной политики в социальной сфере является:

- противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции[366] населения;



- предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы;

- сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

- регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

- содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;

- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов.

Особое место в региональной социальной политике занимают проблемы демографии. Их решение должно включать в себя:

- регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения;

- регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев;

- осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

Важнейшие задачи региональной социальной политики - создание прочной основы для повышения уровня жизни населения, государственная поддержка малоимущих слоев населения в районах, не имеющих возможности собственными силами выполнить эту задачу. Основным элементом социальной политики является поэтапное повышение уровня минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярная индексация в соответствии с ростом потребительских цен.

Главными целями региональной политики в области доходов являются:

- обеспечение максимально благоприятных экономических, правовых и организационных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан России;

- стабилизация уровня жизни населения, создание прочной основы для его повышения во всех регионах Российской Федерации.

Регионам, которые не имеют достаточных средств для обеспечения гарантированного минимума доходов своего населения, должны дополнительно выделяться государственные ресурсы, величина которых определяется с учетом региональных различий в минимальных социальных стандартах.

В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:

- совершенствование налоговой системы путем постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

- расширение прав регионов в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти регионов;

- введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.

Важнейшим условием повышения уровня жизни российских граждан является сохранение относительной стабильности в сфере занятости. На ближайший период основными задачами региональной политики в сфере занятости являются:

- перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки кадров для новых прогрессивных производств;

- защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, их профессиональная переориентация.

В долгосрочной перспективе главным направлением региональной политики в сфере занятости является создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры. Основная нагрузка в реализации мероприятий по повышению занятости населения ложится на органы государственной власти регионов.

Региональная политика в этой сфере заключается в регулировании процесса высвобождения рабочих мест в тех регионах, где в силу структурных особенностей хозяйственного комплекса или изменения государственной экономической политики складывается особенно острая ситуация с занятостью населения, для изменения которой местных сил и возможностей недостаточно. Федеральные органы государственной власти должны активно участвовать в осуществлении мероприятий в сфере занятости в районах концентрации государственных организаций, относящихся к отраслям естественных монополий и военно-промышленного комплекса.

В регионах с высоким уровнем социальной напряженности необходимо контролировать процесс банкротства убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы. Особое внимание следует уделять организациям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов.

В слаборазвитых районах, где ситуация осложняется наличием избытка трудовых ресурсов, необходимо оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства как в городской, так и в сельской местности, стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.

2. Калининградская область - российский полуанклав международного типа, находится в окружении иностранных европейских территорий. Следовательно,правильным является сравнение показателей уровня и качества жизни жителей Калининградского региона с аналогичными показателями не только России, но и, прежде всего, ближайших к региону европейских государств.

Вместе с тем, все последнее десятилетие развитие социальной сферы в Калининградской области определялось остаточным принципом выделения средств. В результате регион по фондооснащенности материально-технической базы социальной инфраструктуры на одного жителя (около 8%) стоял на одном из последних мест среди субъектов Российской Федерации. Так, обеспеченность населения области врачебными амбулаторно-поликлиническими учреждениями, врачами всех специальностей и средним медицинским персоналом была значительно ниже, чем в среднем по России (а тем более, по Европе).[367] Текущие расходы на обучение одного учащегося средней школы составляли только 25-30% от необходимого уровня. Темпы жилищного строительства в области до последнего времени также отставали от среднероссийских показателей.[368] Только за 1996-1999 годы более чем на треть увеличилась численность детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, почти в 2 раза возросло количество нуждающихся в социальном обслуживании престарелых людей и инвалидов.[369] Положение в этой сфере начало меняться только в последние годы в связи со сменой управленческой структуры и приоритетов развития региона, хотя изменения пока происходят довольно медленно.

В «Основных положениях региональной политики Российской Федерации» определено, что большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления. Среди основных для этих органов определены следующие задачи:

- противодействие тенденции ухудшения демографической[370] ситуации, острым проявлениям депопуляции населения;

- предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах;

- сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах;

- регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами;

- содействие развитию и совершенствованию системы образования на региональном уровне во взаимодействии с федеральной системой высшего и послевузовского образования;

- оказание помощи населению регионов, попавших в кризисную ситуацию в результате стихийных бедствий, экологических и техногенных катастроф, военных действий, острых межнациональных конфликтов;

- регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;

- осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и естественного прироста населения в регионах России.

В Калининградской области по данным территориального органа Федеральной службы госстатистики средняя номинальная заработная плата, численная за январь-ноябрь 2005 года, крупных, средних и малых организациях составила 6937,2 рубля, что составляет 83,6% от средней по России. Исходя из курса доллара США, установленного Центробанком России, среднемесячная заработная плата за январь-ноябрь 2005 года составила всего 245 долларов США.

По отраслям экономики среднемесячная начисленная заработная плата составила:

- сельское хозяйство – 4541,2 руб.;

-рыбоводство и рыболовство – 7396,1 руб.;

- добыча полезных ископаемых – 18705,0 руб. (в т.ч. топливно-энергетических – 20262,7 руб.);

-производство пищевых продуктов – 6205,6;

- текстильное и швейное производство – 4813,1 руб.;

- обработка древесины и производство изделий из дерева - 8842,6 руб.;

- производство машин и оборудования – 9170,1 руб.;

- строительство – 5871,9 руб.;

-оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств – 4755,7 руб.;

- гостиницы и рестораны – 4756,3 руб.;

- транспорт и связь – 7754,8 руб.;

- финансовая деятельность – 16671,1 руб.;

-государственное управление и обеспечение военной безопасности – 9331,9 руб.;

- образование – 4988,9 руб.;

- здравоохранение – 4921,8 руб.;

- предоставление коммунальных, социальных, персональных услуг – 4760,5 руб.

Наиболее многочисленную группу по оплате труда (48,7% обследованных) составляют работники с заработной платой от 3,4 тыс. руб. до 9,0 тыс. руб. Около 20% - получили зарплату менее 3,4 тыс. руб., а 0,2% - получили свыше 75 тыс. руб. В апреле 2005 года на долю 10% работников с наибольшей заработной платой приходилось 27,5% общей суммы средств, направленных на оплату труда, с наименьшей заработной платой всего – 2% общей суммы средств.

Суммарная задолженность по заработной плате на 1 января 2006 года составила 2 млн. 975 тыс. руб., в том числе наибольшая в рыболовстве, добыче полезных ископаемых и обрабатывающей промышленности – 1 млн. 7 тыс. руб., строительстве, транспорте и управлении недвижимым имуществом – 1 млн. 164 тыс. руб.

С точки зрения всех доходов в третьем квартале 2005 года на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 24,5% денежных доходов, а на долю10% наименее обеспеченного населения – 2,9% (в третьем квартале 2004 года – 24,6% и 2,9% соответственно).

В целях минимизации отрицательных последствий расслоения общества региональная политика должна быть ориентирована на:

- совершенствование налоговой системы путём постепенной отмены налогов на средства, направляемые организациями на потребление, при одновременном усилении налоговой нагрузки на индивидуальные, особенно сверхвысокие, доходы и имущество физических лиц;

- расширение прав регионов в регулировании вопросов оплаты труда на основе региональных соглашений между объединениями профсоюзов, работодателями и органами исполнительной власти регионов;

- введение на региональном уровне системы страхования заработной платы на случай неспособности работодателей выполнять обязательства по оплате труда.

В сфере повышения уровня жизни населениярегиональная политика строится на поэтапном повышении уровня минимальных государственных гарантий - минимальной заработной платы, минимальных пенсий и пособий, их регулярной индексации в соответствии с ростом потребительских цен. Это обеспечивается созданием благоприятных экономических, правовых и организационных условий. Важнейшим условием повышения уровня жизни граждан является также сохранение относительной стабильности в сфере занятости.

В соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ) к безработным относятся лица в возрасте 16 лет и старше, к которым в рассматриваемый период можно отнести следующие характеристики (учитываются все три одновременно):

1) не имели работы (занятия, приносящего доход);

2) занимались поисками работы, обращаясь в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и так далее или предпринимали шаги к организации собственного дела;

3) были готовы приступить к работе. Эти характеристики могут быть отнесены и к учащимся, студентам, пенсионерам и инвалидам, которые при соответствии им также считаются безработными.

В органах государственной службы занятости России к безработным относят лиц, не имеющих работы, ищущих работу, в установленном порядке получивших официальный статус безработного.

Для характеристики состояния занятости в регионе часто анализируют: состояние рынка труда; экономическую и социальную ситуацию; демографическую ситуацию.[371]

Состояние рынка труда определяют с помощью следующих показателей:

- уровня регистрируемой безработицы, рассчитываемой в процентах к экономически активному населению;

- количества зарегистрированных безработных, приходящихся в среднем на одну заявленную вакансию в службу занятости;

- удельного веса в составе безработных лиц, состоящих на учёте более года.

В Калининградской области по данным предоставленным территориальным органом Федеральной службы статистики соотношение численности зарегистрированных безработных к экономически активному населению в процентах самое высокое в Северо-Западном федеральном округе и составляет 12,6% (в Новгородской области – 1,7%, в Мурманской – 3,9%, в Архангельской – 2,%).[372] Нагрузка незанятого населения на одну заявленную вакансию на 1 января 2006 года (человек на 1 вакантное место) составила 1,1 (самый низкий показатель по Северо-Западному федеральному округу).[373] Сопоставляя эти величины можно сказать, что несмотря на высокую безработицу, заявленные вакансии не находят предложения рабочей силы. Жители области не готовы выполнять ту работу, которая им предлагается. Этому могут быть разные причины: несоответствие квалификации безработных, недостаточный уровень предлагаемой заработной платы, наличие у безработных других источников дохода, которые не связаны с официальным трудоустройством.

Экономическая ситуация может определяться: динамикой производства промышленной продукции (например, спаду производства сопутствует сокращение рабочих мест); удельным весом убыточных предприятий; динамикой инвестиций в основной капитал; удельным весом в общем объёме инвестиций собственных средств предприятий и организаций.

Социальная ситуация часто определяется с помощью: определения динамики реальных денежных доходов населения; доли прироста сбережений населения по вкладам в учреждениях Сбербанка в объёме текущих денежных доходов; динамики розничного товарооборота в сопоставимых ценах.

Демографическая ситуация определяется: коэффициентом естественного движения населения (воспроизводства) и коэффициентом миграции населения.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. [374] Для влияния на занятость населения используются следующие средства: перевод высвобождаемых работников на предприятия развивающихся отраслей, организация профессиональной подготовки (переподготовки) кадров для новых прогрессивных производств; защита трудовых прав работников несостоятельных предприятий, эффективная поддержка граждан, потерявших работу, осуществление их профессиональной переориентации; создание новых рабочих мест в развивающихся отраслях, в потребительской сфере, а также в организациях рыночной инфраструктуры.[375]

В этой связи интересен опыт стран Европейского Союза, где сейчас насчитывается несколько десятков миллионов безработных. Рабочих мест в промышленности становится все меньше. Не каждый увольняющийся с производственного предприятия может получить работу даже на перспективном рынке труда в сфере услуг.

Проблема повышения конкурентноспособности общественных систем в данной ситуации решается за счет более гибкого подхода к распределению рабочего времени. Важным ключевым понятием здесь служит «работа по сокращенному графику» (РСГ). РСГ применяется не только для простых рабочих и неквалифицированных служащих, но и для людей с более высокой и высшей квалификацией. РСГ можно организовать не только «до или после обеда», но и по недельному или месячному циклу.

Неквалифицированным рабочим предлагается работа, отвечающая их способностям, например, в частных домашних хозяйствах или сфере социальных услуг. Поэтому предпринимаются различные меры, чтобы такого рода деятельность вновь стала престижной. Используется и модель «частичного выхода на пенсию». Это осуществляется по причине возраста. Пожилые наемные работники постепенно отходят от трудовой деятельности, а более молодые работники могут использовать освобождающееся рабочее время.[376]

Реализация мероприятий по повышению занятости населения осуществляется, прежде всего, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Основной задачей органов местного самоуправления является обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения и достижение тем самым политической и социальной стабильности в регионе.

При этом только действительно самостоятельные, независимые в организационном, финансовом, правовом отношении органы местного самоуправления способны успешно осуществлять региональную политику, учитывающую потребности населения. Именно органы государственной власти региона и органы местного самоуправления должны контролировать процесс банкротств убыточных организаций, прибегая в случае необходимости к их целевой поддержке путем выдачи льготных кредитов на развитие производства, дотации на выплату минимальной заработной платы.

В случае необходимости может быть применена и такая мера, как возврат их в государственную или муниципальную собственность. Особое внимание следует уделять организациям и предприятиям, являющимся основой жизнедеятельности населения малых и средних городов. Также следует оказывать поддержку развитию мелкотоварного производства (особенно в сельских районах), стимулировать малое предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.

Необходимо отметить, что в Калининградской области постоянно растет количество работников, занятых в малом бизнесе. [377] Статистические данные показывают также рост занятости в таких отраслях услуг, как торговля и финансы.

Социальная поддержка - оказание социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определённого места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которое он не может преодолеть самостоятельно.[378]

Такая поддержка обеспечивается деятельностью по социальному обслуживанию населения. Оно основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности (человеколюбия, уважения к людям и к человеческому достоинству); конфиденциальности (доверительности, не подлежит огласке); профилактической направленности.

Обеспечивается социальное обслуживание государственной системой социальных служб (государственных предприятий и учреждений социального обеспечения, являющихся собственностью Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований). Оно также осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Социальное обслуживание чаще всего предоставляется в виде:

- денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

- топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

- социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи на дому;

- создание условий жизнедеятельности соответствующих возрасту и состоянию здоровья, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организация посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Социальное обслуживание осуществляется как бесплатно, так и за плату. Управление социальным обслуживанием осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления. Именно они реализуют систему государственных гарантий на социальное обслуживание в Российской Федерации.

Одним из важнейших направлений создания современной рыночной инфраструктуры является информационно-консультационное обслуживание. Однако основная масса населения, особенно на селе, живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции.

Реализация задачи создания правовых, экономических условий для перехода к устойчивому развитию региона предполагает создание системы консультирования, включающей трехуровневую структуру: головной областной центр консультирования, городские и ряд районных (межрайонных) и сельских (при сельских или поселковых администрациях) центров. Целесообразно создание первоначально межрайонных, с последующим расширением, информационно-консультационных учебных центров, организация курсов обучения консультантов, проведение мониторинга социально-экономической ситуации в населенных пунктах.

Опережающее развитие телекоммуникаций - необходимое условие развития инфраструктуры бизнеса, формирования благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и, особенно, решения вопросов занятости населения.[379] Решить эту проблему в полном объеме можно с помощью привлеченных субподрядчиков, имеющих лицензию на предоставление населению услуг связи стандарта GSM 900/1800.

Калининградский регион имеет потенциальные возможности по развитию процесса компьютеризации и информатизации, а также интеграции в европейское и мировое информационное пространство, обладает уникальным сочетанием благоприятных факторов для широкого развития услуг в области заказных разработок и информационных систем. Решить эти проблемы может развивающаяся на территории Калининградской области сотовая связь.[380]

Необходимость разработки собственной части региональной социальной политики в этой сфере обусловлена целым рядом объективных факторов:

- требованиями проведения единой технической политики в организации современных информационно-коммуникационных систем, обеспечивающих доступность знаний, коммерческой, правовой и прочей информации в сети телекоммуникаций и Интернета (Рунета - части Интернета на русском языке);

- отсутствием развития в сельской местности телекоммуникационных систем.

По мнению разработчиков для решения вопроса массовой телекоммуникации сельской местности должен проводиться тендер среди операторов телефонной связи и осуществляться разработка технико-экономического обоснования, а также рабочего проекта телефонизации и телекоммуникаций с учетом конкретной привязки к населенным пунктам. Это позволяет решить ряд социально-экономических проблем области, в частности, не только связанных с телефонизацией и телекоммуникацией отдаленных регионов, но и повысить оперативность решения важных управленческих вопросов во взаимоотношениях с отдаленными сельскими территориями. Кроме этого станет возможным организация курсов для безработной молодежи и незанятого населения, которые могут быть созданы в крупных населенных пунктах.

Важной является сфера здравоохранения. Калининградская область относится к числу российских регионов со средним уровнем развития здравоохранения.[381] Она занимала в 2001 году в Российской Федерации 36-е место по обеспеченности больничными койками, 50-е - по обеспеченности врачами и 61-е - по стоимости основных фондов здравоохранения на 1 жителя. Ничего кардинально улучшающего положение в здравоохранении не сделано до сих пор.

За 1990-2005 годы количественные показатели развития здравоохранения области резко снизились. В расчете на 10 тыс. населения численность врачей сократилась с 45 до 36 (-20,0%), среднего медицинского персонала - со 137 до 84,7 (-38,2%), количество больничных коек - со 143 до 109 (-24%). При этом несколько возросла обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями - с 200 до 220,1 (+10%) посещений в смену на 10 тыс. населения.[382] Значительная часть медицинских учреждений располагается в довоенных зданиях, требующих капитального ремонта, а почти четверть из них подлежит сносу.

Продолжительность жизни по сравнению с 1990 годом в области резко снизилась. В 2001 году у мужчин она составляла 57,2 года против 58,6 лет в среднем по Российской Федерации, у женщин - соответственно 69,8 и 72,1 года. Следует отметить, что в 1990 году (начало эпохи реформ) продолжительность жизни была значительно выше и составляли у мужчин 64,1 года (в Российской Федерации - 64,2), у женщин 74,2 года (в Российской Федерации - 74,5).

Положительную тенденцию заболеваемости отражает статистика. Если в 1992 году заболеваемость в расчете на 1000 жителей составляла 497 чел., в 1995 году – 555,5 чел., в 2000 году - уже 605,4 чел., но в 2005 году благодаря принимаемым мерам – 208 чел., т.е. снизилась почти в три раза. Но это может объясняться и недостаточным количеством лечебных учреждений и врачей.

Причем этот показатель в районах (особенно сельских) может наблюдаться и ниже среднеобластного. Так, за 1999-2001 годы только в Гвардейском районе в 2001 году он был выше среднего по области, а в остальных районах ниже. Однако это свидетельствует не о хорошем состоянии здоровья населения в сельских районах, а об обращении жителей в учреждения здравоохранения не по месту жительства, а в Калининград и некоторые другие города с более развитой сетью медицинских учреждений (не случайно наименьшие показатели заболеваемости зафиксированы в «пригородном» Гурьевском районе). Следовательно, оценить отдельно состояние здоровья сельского населения по сравнению с городским на основе имеющихся статистических данных не представляется возможным.

Уровень смертности в целом по области составлял (чел./1000 жителей): в 1996 году – 13,1; в 2000 году – 15,4; в 2005 году – 18,5. Такая негативная тенденция имеет свои особенности в зависимости от условий проживания и соответствующие пропорции. Так, в условиях сельской местности смертность выше, чем в городе.[383]

Следует отметить, что за последние годы в регионе предприняты шаги по улучшению медицинского обслуживания села. Практически восстановлена сеть фельдшерско-акушерских пунктов (266 в 1990 году, 228 в 2000 году, 240 в 2001 году). В районах области имеются больницы, хотя их количество пока недостаточно.

Вместе с тем, с учетом относительно хорошей транспортной доступности сельских населенных пунктов и близости расположения действующих медицинских учреждений открытие новых объектов часто нецелесообразно. Поэтому внимание должно быть сосредоточено на повышении оснащенности лечебно-профилактических учреждений и фельдшерско-акушерских пунктов специальным оборудованием и техникой, повышении численности и квалификации медицинского персонала.

Важной задачей региональной политики является поддержка развития сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц, врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов. Для этого надо реализовать определенные мероприятия в области развития сети учреждений первичной медико-санитарной помощи:

- укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений здравоохранения сельских районов с учетом создания выездных формирований, центров, отделений общей врачебной (семейной) практики;

- совершенствование оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению на основе внедрения принципов общей врачебной (семейной) практики;

- обеспечение сельского населения скорой медицинской помощью путем совершенствования нормативно-правового, материально-технического и кадрового обеспечения;

- совершенствование консультативной, диагностической и лечебной помощи на основе внедрения выездных форм оказания медицинской помощи;

- укомплектование учреждений здравоохранения специалистами общей врачебной (семейной) практики;

- развитие института врача общей практики (семейный врач).

Необходимо также принимать во внимание демографический фактор - ожидаемый рост численности сельского населения.

Итак, для осуществления целенаправленной деятельности в области здравоохранения необходимо разработать и реализовать совместно с федеральными органами Программу региональных гарантий бесплатной медицинской помощи, включая расходы на амортизацию оборудования и капитальный ремонт зданий и сооружений; объектом обязательного медицинского страхования должны стать не только случаи заболевания застрахованных, а состояние их здоровья. Экономические условия деятельности органов управления здравоохранением должны быть ориентированы на конечные показателиздоровья населения и на поиск эффективных вариантов использования всех имеющихся ресурсов:кадровых, материальных и финансовых.

Устойчивое развитие производства, социально-экономическое развитие, как городов, так и сельской местности основывается на ряде факторов, в том числе возможности проживания.

Если в городе Калининграде и приморских муниципалитетах строительство жилья переживает бурный рост, то в сельских муниципальных образованиях практически отсутствуют проектные организации, нет достаточного количества строительных компаний (организаций) и квалифицированных рабочих. Администрации сельских округов из-за недостатка финансовых средств не в состоянии заниматься вопросами сохранения имеющегося и освобождающегося жилья. Общая картина усугубляется ситуацией, при которой жилищный фонд, находящийся в ведении (на балансе) хозяйств, в большинстве случаев разрушается, не ремонтируется и выбывает из эксплуатации.

Таким образом, задачами региональной социальной политики на селеявляются: улучшение жилищных условий сельского населения, создание более привлекательных условий жизни в сельской местности, снижение оттока из села трудоспособного населения и молодежи, обеспечение основных жизненных потребностей населения, формирование социума для дальнейшего развития аграрного производства.

Учитывая низкий уровень доходов основной массы сельского населения, необходимо предусматривать создание организационных и финансовых механизмов приобретения и строительства жилья. Организационные мероприятия включают в себя:

- оценку состояния и потребности в жилье;

- наличие проектных и строительных компаний (организаций);

- оценку ресурсов в стройматериалах;

- учет и анализ состояния недостроенного жилья в сельской местности.

На начальном этапе для решения этих вопросов должна быть выбрана на конкурсной основе управляющая строительная компания.

Сеть учреждений социально ориентированных отраслей, в отличие от многих российских регионов, в области в основном сохранилась, что ставит сначала задачу реконструкции и модернизации объектов и только потом строительства новых. Основными задачами в этой сфере являются:

- концентрация внимания на модернизации отраслей социальной инфраструктуры в соответствии с современными и перспективными требованиями;

- ремонт и реконструкция социальных объектов;

- оснащение объектов социально ориентированных отраслей специальным оборудованием, инвентарем и техникой;

- внедрение новейших технологий обслуживания населения.

Решение вышеуказанных задач позволит устранить многие проблемы в социальном обслуживании населения региона.

Контрольные вопросы:

1. Понятие государственного минимального социального стандарта и социальной нормы.

2. Положения Хартии прав человека, имеющих отношение к социальному положению людей в Калининградской области.

3. Ориентиры региональной социальной политики, направленные на снижение расслоения регионального общества.

4. Каковы критерии состояния занятости и рынка труда в регионе?

5. Какова региональная система социального обслуживания?

 

Заключение

Управление регионами в условиях правового демократического федеративного государства, каковым является Российская Федерация – важная задача сегодняшнего дня.

Особое место в представленной работе принадлежит той непременной истине, что осуществление демократических начал в региональном управлении основано на праве.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.