Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ставрополь-Тольятти: составляющие части городского развития





 

В России с ее крестьянско-общинным, крепостным прошлым, огромными пространствами, многонациональным населением, разнообразием регионов, находящихся на разных ступенях культурного развития, процесс накопления и кристаллизации единых городских образцов был изначально затруднен; постоянно воспроизводилась ситуация удельности городов, противостояния города и деревни. Городское начало должно было с трудом пробивать себе дорогу, доказывать свой приоритет, внедряться в общественное сознание как бы извне. Все эти трудности развития городов были в дальнейшем усугублены идеологией «человека при производстве» и, как следствие - «города при заводе».

Складывание культурной системы городов - процесс длительный; он ускорялся или замедлялся в зависимости от многих факторов. Это — хозяйственно-экономическое состояние региона, административный статус города (городской округ, муниципальный район), связь с культурными традициями, архитектурой, близостью к столичным центрам и т.д. Наиболее интенсивно для молодых городов этот процесс протекал в 60-е годы XX столетия. Социалистическое ведение хозяйства объективно требовало более высокого культурного уровня общества, предполагавшего распространение не только всеобщего среднего образования, но основательных общеобразовательных и специальных знаний, необходимых для промышленности, расширявшихся сфер научной и общественной жизни.

Более того, сама постановка проблемы культуры молодых городов в ее широком понимании в условиях российской действительности еще не стала предметом активного общественного интереса. А в результате не осмыслены в социально-культурном аспекте те шаги, которые следует предпринять для решения возникших проблем и противоречий, не просчитаны их экономические и политические последствия [279].



Основные составляющие современного городского пространства

Исследование структуры культурных систем городов и составляющие ее части не могут рассматриваться обособленно: «хотя они и регулируют интеграцию, они сами должны быть интегрированы, во-первых, с другими компонентами той же культурной системы… и, во-вторых, с требованиями эффективности в системах действия»[280].

Любая попытка сколько-нибудь полно описать феномен города выявляет необходимость выбирать из множества объектов. В городе всё важно – политика и управление, социальные процессы и экономика, культура и история, архитектура и природный ландшафт и, конечно, быт граждан.

Символ города – это, образно говоря, социальная вселенная, вращающаяся вокруг человека[281], где он становится «силовым полем», притягивающим то, что не может быть выражено и квалифицировано традиционными знаковыми средствами, такие ценности как: судьба, родина, отчий дом, благо, любовь, опыт поколений, относятся к числу невыразимых значений.

Эвристическую ценность для осмысления города как культурной системы имеет понятие «разнообразие современного города». В данном случае речь идет не только о городском центре воспроизводства культуры, но, прежде всего, о системе ее распространения и взаимодействия с составляющими компонентами городского пространства.

В поисках осмысления понятия “город и городская среда” мы понимаем особый, исторически сложившийся способ существования социальной общности людей, со специфической формой ее самоорганизации и регулирования процессов коллективной жизнедеятельности.

Употребляя при этом термин «качество», можно предположить комплекс технологических и потребительских свойств элементов предметной среды, включая их эстетический уровень. Длительное преобладание плановой, централизованной экономики привело к отчуждению производства от реальных нужд потребителей и нивелировало роль эстетического фактора в материальной культуре. Такое положение способствовало постепенному вытеснению эстетических эталонов предметной среды, роль которых в истории российского города всегда играли, прежде всего, объекты, символизирующие духовные ценности.

В эпоху промышленной революции наблюдается смещение эстетических акцентов в материальной культуре, поскольку ценными представляются объекты технической инфраструктуры: вокзалы, мосты[282].

В таких городах, как Тольятти, культурный кризис, порождаемый городской средой, достигает особой остроты и потому социальная реабилитация городской среды, придание полноценных культурных свойств–чрезвычайно многогранная задача, требующая новых подходов к изучению основных составляющих частей городского пространства.

Основными составляющими компонентами современного городского пространства города Тольятти являются (Рис. 6)

 

§ Ландшафтно-экологический, отражающий степень приспособления и освоения человеком природной среды обитания и базирующийся на существовании специального городского ландшафта культурно-коммуникационного характера. Географическая, геологическая, климатическая обстановка - это те основные природные условия, среди которых создаётся, живёт и развивается город. В этом вопросе, в сущности, затрагивается проблема взаимодействия природы и городского хозяйства.

Располагаясь фактически на границе лесостепной и степной зон, Тольятти в полной мере пользуется преимуществами своего географического положения. Континентальность климата смягчается огромным зеркалом Куйбышевского водохранилища. Лесные массивы хорошо вписались в городскую среду, служат прекрасным местом отдыха. На территории города есть артезианские источники питьевой воды, минеральные источники, вода из которых используется горожанами.

Живописные окрестности создают неповторимый эффект восприятия города, а экономически выгодное пространство Самарской Луки у Жигулей люди начали цивилизованно обживать еще полторы тысячи лет назад.

Что же такое Самарская Лука? Это полуостров площадью свыше полутора тысяч квадратных километров, ограниченный излучиной реки Волги и ее притоками. Центральная часть массива представляет собой возвышенность, вдоль северной границы которой протянулись Жигулевские горы. Это уникальный комплекс живой природы характеризуется неповторимыми формами рельефа, своеобразным микроклиматом, наличием интереснейших геологических образований, многочисленных природных и исторических памятников. «Жемчужина России», «Волжская Швейцария» - такие сравнения нередко встречаются в описаниях Жигулей и Самарской Луки.

Влияние научно-технического прогресса на природную среду города

Издавна российские ученые думали, «как из воды добывать воду». Перед Первой мировой войной, в 1910 году, самарские инженеры, в числе которых был Г.М. Кржижановский, один из создателей плана ГОЭЛРО, добивались постройки плотины в Жигулях. Но попытки использовать на благо людей волжскую энергию не нашли поддержки у градоправителей купеческой Самары[283].

Только через много лет удалось осуществить эту мечту. В рамках единого государственного плана развития народного хозяйства была предложена схема реконструкции Волги, с целью использования ее энергетических ресурсов. 21 августа 1950 года обнародовано постановление правительства «О строительстве Куйбышевской гидроэлектростанции на реке Волге».

Это напоминание о времени «Великого преобразования Природы», когда в результате строительства Куйбышевской ГЭС (1950–1958 гг.) город Ставрополь и сотни поселений, существующих здесь более двух с половиной веков, были перенесены на новую площадку. Из зоны затопления были вынесены и восстановлены на новых местах 35 тысяч сельских и городских домовладений, школ, больниц, административных зданий, промышленных предприятий. В зону затопления попали 10 городов, 180 населенных пунктов.

На их месте образовалось дно самого большого волжского моря,ширина которого достигает 40, а длина – 600 километров. Была затоплена вся Волжско-Камская пойма, а также все прилегающие территории с отметкой ниже 53 см. Под водами Куйбышевского моря оказались древние земли и памятники, реки и озера, богатейшие пойменные луга и леса, сама Волга – все, что составляло гордость и славу здешних мест. По официальным источникам, одних местных угодий Ставропольского лесничества было затоплено 13 тыс. гектаров,вырублено 546 тысяч куб. метров леса, в том числе знаменитые Кунеевский и Ягодный боры, принадлежавшие когда-то графу Орлову-Давыдову. Возраст многих сосен достигал здесь 200 лет[284].

В результате переноса населенных пунктов и затопления огромной территории Средней Волги изменилась не только вся естественно-географическая среда, столетиями окружавшая человека (климат, растительность, фауна, уровень подземных вод и т.д.), но и произошло резкое отчуждение человека от своей природной среды обитания.

За последние 40 лет, прошедших с момента заполнения Куйбышевского водохранилища, природа Тольятти и его окрестностей претерпела значительные изменения. В результате большая группа птиц оказалась вытесненной с луговых местообитаний и число видов, ранее составлявших 260, значительно сократилось. После зарегулирования реки появились изменения в сообществах рыб Волги. Исчезли многие проходные виды: в Куйбышевском водохранилище не встретишь больше каспийской миноги и лосося, волжской сельди, белорыбицы, севрюги.

На сохранение уникальных природных богатств Жигулей направлена деятельность национального парка «Самарская Лука», созданного в июле 1984 года. Цель его – сохранение природно-культурного комплекса в Жигулях, а также организация туризма и отдыха. Важным событием в жизни Национального парка в последние годы стало участие в международной природоохранной акции «Марш парков», организуемой в поддержку особо охраняемых природных территорий во всем мире.

Несмотря на современные научные и технические достижения, природа порой очень жёстко заявляет о своём превосходстве над цивилизацией. Человек и город как никогда оказался (или может оказаться) беспомощным перед суровыми климатическими условиями России. Каждый десятый город имеет высокий уровень загрязнённости среды, в неблагополучных городах проживает более 50 млн. человек – почти половина городского населения страны. В 45 городах России совокупная экологическая ситуация критическая. Промышленность, как основной фактор загрязнения городской среды, уступила место автотранспорту, его суммарный выхлоп многократно превышает все допустимые нормы. Позитивный прогноз в этой области муниципалитетов оговорен условиями решения острых и сложных технических и экологических проблем.

В числе первых городов России в Тольятти выделена специальная статья в бюджете, средства из которой идут на решение экологических проблем. И, тем не менее, пока вопросы очистки выбросов, утилизации отходов ждут ответа[285].

Основной задачей в решении проблем охраны окружающей среды в городе Тольятти на ближайшие годы является утилизация отходов разных классов опасности. С этим проблемами связаны такие характерные особенности городов, как забота о своём окружении, ближайшем и более далёком, потребность в комфорте не только своей квартиры, дома, двора, но и того, что за их пределами, потребность в комфортности и сохранении окружающей природной среды.

Большой объем научных экологических исследований проводят сотрудники расположенного в Тольятти Института экологии Волжского бассейна Российской академии наук, основными задачами которого являются рассмотрение городских проблем охраны природы, формирование предложений и общей стратегии по совершенствованию природопользования, экспертиза проектов и планов развития города. Разработана концепция экологической безопасности и устойчивого развития города Тольятти, созданы механизмы ее реализации.

§ Строительно-архитектурный компонент, отражающий степень созидательной части человека. Единое городское пространство мозаично, оно как бы расчерчено крышами зданий, линиями дорог, улиц, куполами церквей, сложено из интерьеров множества квартир, театров, учреждений и охвачено жизнью и созиданием людей, сохраняя при этом целостность города. Данный компонент городского пространства может рассматриваться как средство решения социокультурных проблем и обеспечения полноценной жизнедеятельности людей.

В конце 20-х годов градостроителей и архитекторов отстранили от обсуждения проблем и программ жизнестроительства. Современная прямоугольная (шахматная) планировка американского типа, которой отличаются многие современные города (Новосибирск, Тольятти, Набережные Челны, Димитровград, Волгоград и т.д.), свидетельствует о созидательном плане, которым руководствуются строители городов, однако если рассматривать эстетическую сторону, то современная архитектура свидетельствует об упадке чувства красоты, дисгармонии духа, отсутствии или слабом подражании определённому архитектурному стилю, что в итоге говорит о культурном убожестве разбогатевшего мещанства.

Период строительства Ставрополя-Тольятти пришелся на время борьбы с «архитектурными излишествами», и потому архитектура его крайне проста: все выстроено по линейке, вписано в прямоугольную сетку, расчерче­но на квадраты. Там, где кончается лес (который окружает город и раз­деляет его районы), начинаются ровные и однообразные кварталы жи­лых домов и не слишком затейливых общественных зданий.

Планировочная структура Тольятти включает три жилых района, возникновение которых связано с тремя этапами становления произ­водственной базы города. Технократическая идея, лежащая в ее осно­ве, когда город рассматривался как вторичный элемент по отношению к производству, изначально ставила на второй план вопросы его социокультурного обустройства и градостроительной целостности [286]. Она предопределила социальную разобщенность трех районов, их терри­ториальную обособленость, различие в уровне развития и обеспече­ния социокультурной сферы.

В целом идея города — это идея комфортабельной барачной застройки, примыкающей к производству, — новый, советский вариант поселения слободского типа[287].

Город был спроектирован ленинградскими архитекторами в расчете на то, что в нем будет проживать 40 тысяч человек. Никто не мог предполагать его стремительный рост до сегодняшних размеров и потому архитектура его крайне проста – все выстроено по линейке, вписано в прямоугольную сетку, расчерчено на квадраты. На вопрос городских властей пятьдесят лет назад о том, будет ли в план застройки заложена ливневая канализация, был получен ответ: «Может, вы потребуете заложить в план застройки строительство метро?»[288].

Пожалуй, и на сегодняшний день в Тольятти - это самый фантастический проект, но фантастическим он был не всегда. В период бурного развития городского промышленного комплекса существовал даже примерный маршрут, по которому могла двигаться тольяттинская подземка: Шлюзовой – Комсомольский район – кинотеатр «Космос» (Центральный район) – универсам «Русь» (Автозаводский район) – Волжский автозавод[289].

Характерной особенностью этой довольно однообразной среды является ее несоразмерность человеку. Дело даже не в том, что дома слишком велики, а улицы чересчур широки (особенно в Автозаводском районе), так что всякая пешая прогулка превращается в дальний поход по пе­ресеченной местности. Скорее, проблема заключается в отсутствии элементарного обустройства пространства дворов и улиц в той зоне, где сосредоточено внимание пешехода.

Пространство между домами является как бы ничьей территорией, рождающей ощущение необжитости и дискомфорта. «Слепые» первые этажи, гигантские пустыри, явный недостаток малых архитектурных форм — все это делает прогулки по городу занятием неудобным, а в некоторых случаях и опасным. Известно, что среда такого типа не дает развиваться нормальному городскому поведению, провоцирует нежелательные социальные явления, способствует отчуждению и росту преступности.

В целом, ситуация в городе заставляет вспомнить событие, происшедшее в 1972 году в Сент-Луисе (США), где городские власти, будучи не в состоянии держать под контролем ситуацию в крупном жилом комплексе, построенном по принципу принятого у нас упрощенного функционализма, вынуждены были взорвать его[290].

Эти эффекты усугубляются отсутствием градостроительных элементов, которые призваны обеспечивать нормальную фокусировку общественной жизни. В городе не сформированы площади, не созданы улицы и кварталы, где были бы с достаточной плотностью сконцентрированы учреждения культуры, торговли, досуга. Не сложился и настоящий городской центр - эта главная точка отсчета городского созна­ния. Более того, ни один из районов тоже фактически не имеет своего центра.

Характерным симптомом неразвитости городского сознания явля­ется стремление большинства горожан покидать город, чтобы проводить досуг на лоне природы. По сути, природа является здесь конкурентом культуры, и культура пока не выдерживает этой конкуренции.

Вместе с тем, природа взаимодействует с городом только в диких, неокультуренных формах. Город расположен на побережье, но не имеет ни современных набережных, ни обустроенных пляжей. Существует лишь одна доступная видовая точка – памятник основателю города Ставрополя – В.Татищеву, с которой можно наблюдать прекрасный вид горной гряды Жигулей на противоположном берегу водохранилища. Лес вторгается в городские пределы, но не становится парком. А небольшие парки, которые есть в каждом районе, имеют неприглядный вид и, не получая поддержки местных властей, находятся на грани исчезновения.

Но - на смену массовости приходит индивидуальность. Изменились взгляды на архитектурную моду вообще и облик современных городов в частности. Архитекторы заговорили о реабилитации, оптимизации застройки. Некоторые идеи нашли воплощение в Тольятти, где начали осваиваться годами невостребованные пустыри. Это поставило новые задачи и перед строительной отраслью, начиная от разработки проектов и заканчивая оснащением сдаваемого объекта оборудованием и мебелью.

Развитие и обустройство среды городского округа Тольятти (включая также окружаю­щую и заходящую на его территорию природу) — сложная задача, в решении которой должны участвовать и городские власти, и ведомства, и гражданские объединения и организации. Для городской отрасли культуры это является одним из приоритетных направлений деятельности, ибо гуманизация среды обитания человека является, среди прочего, проблемой культуры и может осуществляться средствами культуры.

Сегодня необходима новая методология жизне - и градостроительства, т.е. переход к работе с агломерациями, системами населённых мест, системами расселения. Город Тольятти не является исключением, градостроительство которого отказалось от революционных преобразований, постепенно принимая идеологию уникальности своего города и пути его развития, включения проектного действия в естественные процессы развития города.

В Тольятти как и во многих крупных городах существуют проблемы с жильем, наряду с тем, что в последнее время появилось огромное количество улучшенного жилья, благоустроенных квартир, коттеджей.

Само понятие «рынок жилья» вошло в обиход совсем недавно, всего 10 лет назад. Это один самых динамично развивающихся рынков в России.

Еще 10 лет назад государственное жилье составляло в РФ почти половину жилого фонда, а сейчас – только 6 %. 63 % россиян получили возможность покупать (а не получать «бесплатно») квартиры в зависимости от своих финансовых возможностей, желания, интересов [291].

Но, к сожалению, новое жилье сегодня могут себе позволить только очень обеспеченные люди, занимающиеся бизнесом, а не госслужащие или работники предприятий. Большинство покупателей – это руководители и ведущие специалисты коммерческих структур.

Еще рано оценивать, чем обернется для Тольятти и других городов сегодняшний взлет архитектуры и строительства, но свой зримый след он, безусловно, оставит.

Разумно спланированная строительно-архитектурная компонента города содержит в себе опыт и ценности прошлого, с одной стороны, учитывающая задачи и перспективы будущего социального развития – с другой, становится сегодня объектом серьезного культурологического анализа.

§ Историко-культурный компонент пространства, отражающий степень эволюционного развития города.

«Российский феномен», «самый крупный город-новостройка в России» - как только не называют этот действительно уникальный город, в считанные годы из тихого и малоприметного уголка превратившийся в гигантский мегаполис[292].

Анализируя сегодня культурно-историческое наследие Ставрополя- Тольятти, важно руководствоваться принципом историзма и социальной позиции, рассматривая исторические явления в контексте конкретной исторической ситуации, в соотнесении его с социальными и экономическими предпосылками возникновения, историей развития, настоящего и будущего данного феномена.

История возникновения города и истоки культурных традиций

Город называют «трижды рожденным», отмечая при этом три главных исторических этапа городского развития: появление исторического Ставрополя, перенос города на новое место в связи со строительством Волжской ГЭС и третий – строительство Нового города (Автограда), расположенного рядом с Волжским автомобильным заводом.

Особенность города Тольятти в том, что в нем нет глубоких культурных корней, в связи с тем, что его «предок» Ставрополь остался на дне водохранилища, безвозвратно утрачен целый пласт культуры старинного волжского города, которому исполнилось бы уже более 270 лет. Именно с этой точки зрения справедливо суждение об отсутствии в Тольятти культурных традиций. Молодому развивающемуся городу Тольятти достается критики и в настоящее время: «спальный вагон» и «город без души». Не сумев бережно отнестись к переносу древнего города, новый мегаполис активно строился, не оглядываясь в прошлое, яростно отстаивал в столице и областном центре финансирование строительства новых объектов культуры, спорта, образования, детских садов. Но для того, чтобы понять «душу города» и обрести ее, надо обратиться к истокам.

Одно из первых обстоятельных исследований Жигулей осуществлено в XVIII веке в 1768 году российскими академиками И.И. Лепехиным и П.С.Палласом [293]. Ими были изучены и описаны места Самарской Луки и впервые точно указано место большого города в Жигулях. В конце пятого века (полторы тысячи лет назад!) сюда пришли болгарские и славянские племена. Но и они не были первыми. За полторы тысячи лет до этого в Жигулях появились селения сарматов и савроматов.

Петр Первый открыл путь в Россию, чтобы на Волге можно было беспошлинно торговать всей Европе. А для этого следовало укрепить города вдоль берегов реки крещенными калмыками, казачьими пограничными заставами. Петр Великий собственноручно высек на камне свое имя - по преданию Петр I останавливался в Жигулевских горах в середине 1722 года, направляясь в персидский поход. С тех пор в Жигулях живет легенда о «Петровом камне»[294].

Мечта русского царя «о водяном пути от Санкт-Петербурга по Волге через Каспий в Индию» стала реализовываться императрицами, Татищевым.

Одним из таких городов стал Ставрополь, что в переводе с греческого означает «город Святого Креста».

В.Н. Татищев осуществил закладку города, руководствуясь необходимостью защиты России от набегов башкир: крепость занимала серединное место между Закамским и Оренбургским укреплениями. Город имел перспективу развития, благодаря выгодному географическому положению на главной водной магистрали России.

Уже в первый год основания города 24 декабря 1737 года комендант крепости Андрей Змеев, заботясь о развитии ремесел в строящемся городе, просит власти Петербурга: «… надлежит к содержанию той крепости вечно определить мастеровых людей. А именно: кузнецов - 4, слесарей - 2, столяров - 4, токарей - 2, пешнаков (печников) – 4, кирпичников - 2,
плотников - 6. А без оных мастеровых людей при той крепости во всяких случающихся поделках никак пробыть невозможно»[295].

В 1579 году у Жигулей гуляла вольница знаменитых атаманов Ермака и Кольца. Спустя почти сто лет, в 1670 году, здесь промышлял не менее известный атаман Степан Разин. Еще через сто лет (уже был основан Ставрополь), 19-20 января 1774 года наш город захватили отряды Емельяна Пугачева. Более пяти тысяч жителей Ставрополя и его окрестных сел влились в крестьянскую армию[296].

В 1738 году в городе Ставрополе был образован архив при канцелярии городничего воеводского правления. Затем создавались архивы при всех органах городской власти и местного самоуправления: городовом магистрате, волостном правлении, городской воеводской и земской управах, Думе и др. [297].

Помимо метрических книг, фиксировавших акты гражданского состояния жителей города и уезда, в Троицком соборе города Ставрополя велась ежедневная летопись жизни города. До нас исторические летописи Ставрополя не дошли, так как в 1918 году архивы церквей были изъяты, а впоследствии уничтожены[298].

Описание города 1750 года имеется в «Записках путешествия академика Лепехина», который посетил наш город в октябре 1769 года. Вот что пишет Иван Иванович Лепехин о городе: «В Ставрополе живут, кроме калмыцких зайсангов, казаки, купцы и военные люди. Купечество отдалено от прочих жителей особливой слободой, которая купеческой и называется…
О купечестве можно сказать, что оно не очень заживно, и главный их общий торг состоит в рыбе. Промышляют также выгоном овец и салом. В самом городе почти никаких товаров, кроме арбузов, которые в ставропольских огородах нарочито урождаются, и съестных вещей не имеется. Фабрик или других заводов в самом городе еще и по сие время не разведено, и много их купечества питается пашней. Казаки ставропольские также все люди пахотные»[299].

22 декабря 1780 г. Екатериной II был утвержден герб Ставрополя: в верхней части щита герб губернского города – на голубом фоне дикая белая коза, сам щит увенчан золотой императорской короной; в нижней части герба изображена в виде трехгранной пирамиды крепость, в середине которой водружен черный крест на золотом поле, означающий имя этого города.

Не менее интересна история участия ставропольского калмыцко-казацкого полка в Отечественной войне 1812 года: тогда наши земляки проявили мужество под Москвой и Вильно, участвовали в «битве народов» под Лейпцигом и победным маршем вошли в Париж. Об этих славных делах вспомнил император Александр I, который соизволил поменять маршрут и посетить Ставрополь в сентябре 1824 года, чтобы наградить калмыцкое казачье войско. Оно называлось Волжским и составляло одну пятую часть всего казачьего войска в России.

Однако время показало, что политика правительства в отношении перевода калмыков на оседлый образ жизни не удалась, слишком сильны были традиции и привычки кочевников. В 1842 году по императорскому указу калмыки были переселены в оренбургские степи[300].

Связанные с историческими событиями многочисленные местные урочища являются одним из важных элементов историко-культурного наследия города. Ландшафты и экосистемы Самарской Луки в большей или в меньшей степени затрагивают эстетические чувства людей, населявших окрестности города.

Самобытные мифологические и фольклорные традиции и самаролукские мотивы нашли свое отражение в народном поэтическом творчестве обширных прилегающих территорий. Все это дает повод считать культурное наследие Самарской Луки ценностью не меньшей, если не большей, чем природа.

Историческое наследие художественной жизни города

Нематериальным культурным наследием города принято считать обычаи, знания, навыки, предметы, культурные пространства, признанные сообществами в качестве культурного наследия и свидетельствующие о культурном разнообразии народов мира (см. Конвенцию ЮНЕСКО
от 17 октября 2003 г.). Нематериальное культурное наследие проявляется в следующих областях: устные традиции; исполнительские искусства; обычаи, обряды, празднества; знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами[301].

Существенным фактором освоения культурного наследия города является обращение исследователей к оценке вклада не только выдающихся, но и рядовых людей прошлого в современную культуру. Такой подход позволяет осмыслить многие идеи и памятники культуры прошлого как историко-культурный источник для прояснения и познания многих деталей культуры прошлого.

Ряд сфер художественной культуры в наши дни обогащается освоением таких пластов культурного наследия, которые не были знакомы современному горожанину еще два-три десятилетия тому назад.

Обращаясь, например, к художественной жизни города
XVIII-XIX вв., можно отметить значительные события подобного рода.

Особое место в истории культуры Ставрополя XVIII века занимало творчество крепостных. Во второй половине века получают большое распространение крепостные театры. В Ставропольском уезде крепостные театры были в имении екатерининского бригадира Н.А. Дурасова (умер в 1818 г.) и в имении другого екатерининского бригадира Петра Петровича Тургенева. Последний, в 1809году избирался предводителем ставропольского дворянства. Многое в организации подобных театров было от тщеславия, от стремления следовать моде. Актеры, декораторы, костюмеры, музыканты в крепостных театрах состояли из крепостных крестьян. Но вместе с тем, надо признать, что все крепостные театры сыграли свою роль в развитии театральной культуры и, в частности, способствовали выявлению множества актерских дарований[302].

В Симбирской губернии, куда входил Ставропольский уезд, в XVIII веке, как отмечал Н. Евреинов, «особенно увлекались крепостными театрами». Владельцем одной из лучших трупп в Ставропольском уезде был А. Е. Столыпин. Алексей Емельянович Столыпин был ставропольским и пензенским помещиком. Он славился хлебосольством, держал крепостной театр, проданный позднее в казну. Самым известным театральным критиком был писатель и ставропольскийпомещик Сергей Тимофеевич Аксаков, владевший селом Аксаково в Ставропольском уезде.

Одной из особенностей городской культуры в дореволюционное время следует отметить участие в ней первых лиц города. У истоков самодеятельного театрального искусства в Ставрополе был врач кумысолечебницы Петров Павел Васильевич.

В начале XX века культурно-просветительная работа в Ставрополе шагнула резко вперед под руководством предводителя ставропольского уездного дворянства Наумова Александра Николаевича. Самодеятельными артистами ставились оперы, организовывались концерты, спектакли, с участием «звезд» русской сцены: Александра Богдановича, Аделаиды Больска. Установившиеся постоянные связи городских властей с музыкальными кругам Казани, Саратова, Самары позволяли практически ежегодно устраивать гастроли артистов этих городов.

Знаменитый русский литератор и историк Николай Михайлович Карамзин детство провел в имении отца в Ставропольском уезде.

Гаврила Романович Державин, знаменитый русский поэт, провел детство в ставропольском имении своего отца, армейского офицера Романа Державина.

Пребывание Пушкина в Самарской губернии отражено в его творчестве.

Был изменен план повести «Капитанская дочка» - в ряде глав действие происходит в наших краях. Город Ставрополь упомянут дважды в «Истории Пугачева»: в главе второй – ставропольская калмыцкая канцелярия и в главе пятой – говорится о калмыках, принявших участие в восстании на стороне Пугачева. Там же в примечаниях, составленных Пушкиным, есть «имена убитых до смерти» в Ставрополе [303].

В числе исторических личностей - Александр Иванович Тургенев, ставропольский дворянин, родной брат декабриста Николая Ивановича Тургенева, граф Владимир Александрович Соллогуб, ставропольский помещик, известный писатель.

В Ставрополе неоднократно работал знаменитый русский художник Илья Репин, творчество которого оставило яркий след в истории города и российского художественного искусства.

А летом 1887 года будущий симбирский гимназист Володя Ульянов учился плавать на ставропольских плесах Волги и Воложки. Поистине необычны и удивительны пересечения биографий известных людей и нашего города!

Летом 1896 года двадцатидвухлетний ученик Академии художеств и одновременно слушатель двух факультетов (юридического и исторического) Петербургского университета Николай Рерих совершает свое первое путешествие по Волге. Его итогом стало более сотни пейзажных набросков и эскизов.

Освоенные элементы художественного творчества прошлого обладают особыми свойствами императивности, обязывающей современного горожанина к определенному качеству и стилю социального поведения.

Культура города в период послереволюционных лет истории

Время революционных событий в Ставрополе вносит определенные модификации, расставляет свои акценты в осмысление указанных выше ценностей. Творческие искания в данном направлении ведут к дальнейшему развитию интегративных культурных процессов.

Следует отметить, что после падения царской монархии в городе был сформирован городской Комитет народной власти, в основном из числа демократической интеллигенции. По их признанию, «основным мотивом деятельности Комитета народной власти было укрепление завоеваний революции и поддержание в городе законности и порядка»[304].

Новые тенденции в культуре Ставрополя характеризуют и отличное от предшествующей традиции отношение к прошлому, стремление к новой интерпретации и выразительным средствам.

Для первых послереволюционных лет истории города были характерны новые формы агитационного, открыто публицистического, политического по содержанию искусства. В эти годы выдвигались идеи отказа от культурного наследия прошлого, отрицания принципа преемственности культурного развития. Предлагалась новая, по­рывающая с прошлым, культура пролетариата.

28 ноября 1918 г. Ставропольский уездный исполнительный комитет постановил открыть в городе советский городской театр, переименованный позднее в театр им. Ленина. Именно на основе этих идей строилась в 1918-1922 годах работа ставропольского театра имени товарища Ленина. Для пьес, поставленных на сцене театра, характерны возникшие в годы гражданской войны формы массового действа. Руководитель театра стремился к освоению материала новой действительности и выражению идей революции. Репертуар театра определял политотдел Ставропольского у исполкома. Работа пролетарского театра рассматривалась "Как долженствующая художественными образами лучших произведений искусства поддерживать революционный энтузиазм масс". Программа увеселительных зрелищ утверждалась репертуарной комиссией, "дабы путем небрежного отношения к делу не отбить у масс стремления к театру и не компрометировать имени пролетарского театра"[305].

Следующая ступень изучения культурного наследия выявляет в качестве своего субъекта и движущей силы новый приток в Ставрополь ярких творческих личностей.

В 1941-1943 гг. в Ставрополе дислоцировался Военный институт иностранных языков Красной Армии,где был размещён Военный факультет для преподавателей военных академий под руководством генерал-майора Николая Николаевича Биязи, в прошлом военного атташе в Италии, владевшего 14 иностранными языками.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.