Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности образа жизни и своеобразие городской культуры





Город - отражение образа жизни, преломляющего в себе интересы всех, кто в нём живёт, работает, учится, ищет в нём культуру, отдых, развлечения, поэтому развитие личности каждого человека является самым важным элементом в планах социально-экономического развития города и его управленческих структур, где, по сути, “сам человек является полюсом частного существования в городе”[341].

Отмеченная позитивная динамика показателей уровня и качества жизни населения региона подтверждается результатами комплексного социологического исследования различных аспектов качества жизни населения, проведенного Самарским отделением Академии социальных наук. Согласно опросу около 50 процентов населения области считает себя «удовлетворенными жизнью в целом» и «счастливыми». Отмечено сокращение на 5,7 процента количества респондентов совершенно неудовлетворенных и, скорее, неудовлетворенных жизнью в целом. Больше всего респонденты довольны сферами, связанными с личной жизнью – семья, дети, любовь, друзья. Уровень субъективного качества жизни можно охарактеризовать, как стабильно высокий: примерно половина (47,9 процента) опрошенных обладает высоким ощущаемым качеством жизни, 40,6 – средним и лишь 11,6 процента – низким. Самарскую область можно охарактеризовать как регион с привлекательными условиями жизни: уровень комфортности проживания в регионе довольно высокий[342]

Так называемые молодые города представляют собой очень важный и значимый феномен новейшей российской истории. Именно за счет таких городов, как Тольятти, возникших в результате «скоротечной» индустриализации и поверхностной урбанизации страны, освоения новых территорий и ресурсов в 30-60-е годы минувшего века, во многом происходил рост городского населения. Эти города участвовали в формировании той новой генерации людей, того типа культуры, которые сегодня все активнее определяют социальный облик России, представляют структуры власти, создают политические настроения.



Проблемы жителей городов не сводятся лишь к вопросам экологического, экономического и политического характера. Они затрагивают основные составляющие качества жизни горожан: условия их труда и образования, возможности приобщения к достижениям культуры, отдых, развлечения, содержательность межличностных отношений, а также состояние городской среды.

Эта среда включает не только ландшафты, но и естественно-природные и “рукотворные” составляющие - “уровень развитости информационного обмена, характер господствующей символики, отношение человека к ближайшему социальному окружению, - которые являются важнейшими факторами выживания и воспроизведения здоровых людей вместе со здоровой средой”[343].

Из почти двух десятков целей развития общества половина опрошенных россиян выбрала только две: повышение качества жизни и наведение порядка в стране. Все остальные цели, в том числе и нравственное возрождение общества, сохранение русских традиций, создание эффективной рыночной экономики, отступают перед этими двумя.

Культурологический подход позволяет определить степень готовности личности и различных социальных групп к целенаправленным изменениям способов деятельности, взаимодействия, поведения; ценностных ориентаций; новых образцов культурных решений социально значимых проблем города. Получаемая информация весьма важна для регулирования процессов общественного развития.

Если ранее специалисты опирались на представления об исторической эволюции города и его социально-демографический уровень, то сегодня вследствие “взрыва” исторического и национального самосознания людей, активной деятельности многих общественных и “неформальных” движений формируется понятие об исторических социокультурных системах для усиления социальной и культурной динамики.

В настоящее время большинство россиян не устраивает, что государство практически исчезло из социальной сферы, полностью переложив заботы о здоровье, воспитании, образовании и т.п. на самих граждан. За десятилетия советской власти люди привыкли к тому, что государство отвечает за выплату пенсий в положенные сроки, что за каждый труд гарантированно выплачивается зарплата, что инвалиды и малоимущие граждане должны быть социально защищены и что преступники должны быть обязательно найдены и наказаны.

В масштабе страны трудно проанализировать, как живут люди, чем заняты, какие виды деятельности и взаимодействия друг с другом заполняют их жизнь. В городской среде, отличающейся высокой плотностью социальных коммуникаций, это выявить гораздо проще и нагляднее.

Именно в исследованиях на городском уровне, отражающих поведение горожан в их непосредственном городском окружении, заключена реальная картина формирования сознания и отношения их к действительности.

Неоднородность культурной ситуации города

Современный Тольятти, возникший на волне технического прогресса, нам представляли как образцовый социалистический город. Однако с самого начала его бурного роста, связанного со строительством ГЭС, а затем Волжского автозавода, сфере культуры уделялось совершенно несоразмерное внимание. В результате сотни тысяч горожан – население Тольятти превышает сегодня 718 тысяч человек – превратились, по существу, в обитателей громадных «спальных» микрорайонов, в которых отсутствовала развитая социальная инфраструктура [344].

В Тольятти проживает более 200 тысяч человек моложе 30 лет, поэтому не случайно сеть культурно-досуговых учреждений ориентирована на молодежь. Такая «молодежная» структура обусловлена мощной градообразующей ролью Волжского автозавода и Автозаводского района, крупнейшего из трех административных районов города, насчитывающего 434,1 тыс. че­ловек (Центральный район – 159,4 тыс. человек, Комсомольский район – 123,6 тыс. человек).

В сложной культурной среде Тольятти скрыты огромные возможности. Их выявление предполагает гармоничное развитие, учитывающее множество объективных факторов, среди которых не последнее место занимают молодость города и тот факт, что большинство жителей здесь являются приезжими[345].

Пестрая мозаика, которую представляют собой объекты и явления культуры Тольятти, также не составляет единой, законченной картины. По-видимому, она и не может образоваться сама по себе, без специальных целенаправленных усилий, не может обрести необходи­мую цельность и уравновешенность всех составляющих ее элементов. Это обстоятельство послужило одним из основных мотивов данного научного исследования.

Современный город Тольятти, как было отмечено, исторически объединен тремя территориально разобщенными районами – Комсомольским, Центральным и Автозаводским, возникновение которых связано с тремя этапами становления производственной базы города.

Комсомольский район возник на месте прежнего села Кунеевка на побережье Волги – как поселок строителей ГЭС, а затем как место проживания работников городских предприятий. На территории Комсомольского района происходило открытие первых учреждений культуры города: Дома культуры, музыкальной школы, библиотеки, кинотеатра, парка, танцевальной площадки.

Появление Центрального района было связано с необходимостью переноса на новое место города Ставрополя, попавшего в зону затопления. В нем оказались сосредоточены все городские административные учреждения, а также учреждения культуры городского значения.

Самый молодой Автозаводский район возник в ходе строительства Волжского автозавода и стал своего рода «городом в городе». Район заселен, в основном, работниками автозавода и является самым крупным районом города (свыше 400 тысяч), превосходящим два других по площади, населению и своему экономическому потенциалу.

Три района города появились в разное время и при различных обстоятельствах все они заселены в основном мигрантами разных профессий и поколений. По социальному составу, экономическому положению, образу жизни жители трех районов существенно отличаются друг от друга. Каждый район живет довольно обособленной жизнью. Таким образом, нарушение градостроительной целостности предопределило социальную разобщенность трех районов, их территориальное разделение, различие в уровне развития. Это относится не только к производственной сфере, но также к сфере культуры и досуга. Учреждения культуры, независимо от того, имеют ли они городское или местное значение, работают в основном с населением, проживающем в том районе, в котором они находятся.

Территориальная неоднородность культурной ситуации города – характерная черта современного Тольятти, которая выявила три типа формирования культуры. Комсомольский район сохранил черты поселковой культуры, в силу еще большей раздробленности на отдельные удаленные друг от друга микрорайоны: Поволжский, Федоровка, Шлюзовой, определяемые местоположением учреждений культуры общего профиля – многофункциональный центр отдыха, досуговый центр, дом культуры, библиотеки, молодежно-драматический театр .

С началом строительства Куйбышевской ГЭС в Центральном районе начинали свою работу первые учреждения культуры города. Первый кинотеатр был открыт в одном из перенесенных жилых домов и оборудован под кинозал.Центральный район как образ утраченного города Ставрополя, воспроизводит образ именно городской культуры, так как в нем расположены музеи, художественная галерея, театр, филармония, крупный Дворец культуры «Тольятти».

Автозаводский район воспроизводит модель современного города, ориентированного на «импортирование» культуры. Об этом свидетельствуют объекты культуры и спорта с залами большой вместимости, развитая сеть учреждений рекреативно-развлекательного досуга, рассчитанные преимущественно на выступления гастролеров.

Фактически, в современном Тольятти есть три города, связь между которыми весьма условна. Они не могут составлять целостного монолита и поэтому их культурные возможности не суммируются, не обретают нового качества на городском уровне. В сознании граждан сильны тенденции обособленности, не позволяющие им воспринимать город как целое. Разнообразие, которое представляют собой объекты и явления культуры Тольятти, не составляет единого целого, и, следовательно, невозможно искусственно создать единую, законченную картину культуры «раздробленного» временем города.

Так, три социально-демографические группы: молодежь, взрослое самодеятельное население и пенсионеры – приобретают различные культурные намерения.

Массовым потребителем услуг муниципальных учреждений культуры является молодежь, приток которой в творческие коллективы за последние 5 лет возрос на 25 %.

По итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. На основании репрезентативной выборки 87 % опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга[346].

Стоит отметить еще и тот факт, что молодежь, в значительной степени, ориентирована на центры, в связи с чем возрастает ее мобильность и готовность осваивать новую территориальную, профессиональную и культурную среду. И это особенно важно в условиях наступившего экономического кризиса. Но способность к адаптации развивается в ущерб культурной преемственности, способность к усвоению «отраслевых» знаний – в ущерб усвоению долговременных социокультурных норм и ценностей, умение ориентироваться в производственно-экономической среде – в ущерб культурной интеграции.

Взрослое самодеятельное население Тольятти также не является в достаточной степени интегрированным. Большая часть времени и сил взрослого населения посвящена производству – той самой системе, которая автономна по отношению к территории проживания. Таким образом, житель территории не выступает устроителем своей среды: и профессиональная, и досуговая этика предполагают особую мобильность личности, ее устремленность к специализированной информации и деятельности внетерриториального происхождения.

Что касается представителей третьей группы - пенсионеров, то в рамках системы жизнеустроения им принадлежит особое место. Эта категория горожан активно посещает различные мероприятия, больше других озабочена экономическим, культурным качеством местной среды.

Совершенствование жителя Тольятти, его рост над собой немыслимы без наличия в его сознании неких духовных ориентиров, влияющих на мотивацию его деятельности, на выбор им тех или иных жизненных позиций. В жизни человека необходимо присутствие идеалов, которые динамично воплощаются в его образе жизни: в поведении, мировоззрении, взаимодействии в различных сферах.

Разделяя точку зрения Ю.А. Лукина, необходимо подчеркнуть, что "одна из самых больших утрат нашего общества, нашего искусства постсоветского периода, одна из самых больших угроз национальной безопасности страны и угроза потери подрастающего поколения – утрата идеала"[347].

На смену идеалу, как свидетельствуют исследования Центра социальных технологий г. Тольятти, сегодня выходит статусно-иерархическая структура ценностного сознания горожан и выглядит она в настоящее время следующим образом:

1. Ценности высшего статуса – “ядро” ценностной структуры, доминирующая в общественном сознании группа ценностей, которая интегрирует городское сообщество в некоторое целое (одобряют эти ценности свыше 54-70% опрошенных). К ценностям высшего статуса относятся уверенность в завтрашнем дне, ощущение стабильности, материальный достаток в семье и здоровье.

2. Ценности среднего статуса (одобряются 34 – 48% опрошенных), к категории которых относятся личная безопасность, семья, друзья и работа.

3. Ценности, находящиеся ниже среднего, но выше самого низкого статуса (14-26% сторонников), это так называемые оппозиционные ценности, разделяющие членов данной общности на приверженцев существенно разных ценностей и поэтому вызывающие наиболее острые конфликты. В эту группу входят чистая совесть (возможность жить в соответствии со своими убеждениями), ценности альтруизма (полезность людям) и содержательный досуг.

4. Ценности низшего статуса (4-8% сторонников) – это политические свободы. Самовыражение, общественное признание и ценности традиционализма (возможность жить как все).[348]

Полагаясь на эти данные, нетрудно сделать вывод, что ценности высшего и среднего статуса являются интегрирующими, т.е. объединяющими людей. Ценности низшего статуса являются преимущественно дифференцирующими, т.е. ценностями меньшинства, а наличие идеала есть своеобразный итог формирования общественного сознания как совокупности понятий, через которые происходит восприятие и оценка действительности. И кризис идеала возникает как сбой в цепи его составляющих и провоцирует социальные конфликты.

Личными ценностями становятся те ценности, которые человек не просто декларирует, а в соответствии с которыми живёт.

Этот полюс задаёт вторую шкалу – ценности индивидуального. Это чувство собственности, положительные эмоции, вызываемые владением каким-либо местом, территорией; ощущение безопасности, социальной, физической и психологической защищённости, возможность снизить негативные эмоции, обеспечение индивидуальности, неповторимости среды, служащей для экспозиции “себя” внешнему миру и одновременно для создания глубоко персонализированной среды, точно соответствующей вкусам и смыслам её обитателей [349].

В то же время деятельность, источником которой выступают личностные ценности нравственного содержания, способствует глубоким изменениям личности, её очищению и духовному развитию. Следовательно, образ жизни, имеющий бытийную, ценностно-смысловую ориентацию, способствует развитию личности. Одновременно деятельность, реализующая в основном потребительскую ориентацию, напротив, препятствует личностному росту.

Предполагалось, что факт потребления предметов в большом количестве и лучшего качества должен обеспечить человеку более счастливую жизнь, и потребление в этом случае было средством для достижения жизненных целей человека.

Однако со временем потребление превращается в самоцель, которая противоречит здравому смыслу. Потребление возвысилось над человеком. Человек попал в зависимость от потребляемых вещей, они стали мерой его достоинства.

В своей деятельности человек престал реализовывать свои высшие (специфические) потребности, она приобрела принудительный характер. Получение прибыли стало основным источником мотивации человеческой деятельности.

Анализируя данный социокультурный аспект, следует отметить, что при прежнем образе жизни, привязывающем людей к определенной территории, их связи и отношения, направленность их интересов, их культурная интенциальность носили более разносторонний характер. Теперь же сформировался экономически ориентированный тип человека, ориентированный на строго определенный вид деятельности, обеспечивающий прежде всего решение бытовых проблем и личной безопасности.

Досуг и развлечения горожан

Опросы общественного мнения показывают, что тольяттинцы среди важных для них жизненных ценностей не выделяют досуг и развлечение как самостоятельный пункт, в отличие, например, от французов, для которых эта одна из важнейших жизненных ценностей[350]. Возможно, что в этом сказывается специфика российской культурной традиции, которая усугубилась в советский период, когда идеология требовала от человека жить «на благо общества», а не для отдельной личности, не «для себя лично». Советские люди привыкли за годы социалистического строительства «жить, чтобы работать», в их сознании преобладал лозунг «счастье - в труде». Мы действительно не имеем ни привычки, ни вкуса, ни умения развлекаться так, как это делают европейцы. Об это говорит сам факт отсутствия до настоящего времени развитой индустрии развлечений в больших промышленных городах.

Городами и рабочими посёлками городского типа, одним из которых был когда-то город Тольятти, в основном осваивали новые территории страны. Шёл процесс освоения новых пространств и создания центров индустрии, науки, промышленности, находясь изначально в противоречии с природой, с процессами урбанизации и саморазвития городских процессов. Путь накопления культурного потенциала сложившихся городов и распространение его на другие поселения оказался неприемлемым.

Это было вызвано целенаправленным стремлением властей авторитарными методами «обновить», «перемешать» социальные и культурные слои общества, блокировать развитие преемственности и традиций, что давало возможность сохранять в определённых временных рамках неизменность существующих структур власти [351].

Одной из характерных черт культурных процессов Тольятти – как и многих других молодых промышленных городов – является отставание развития объектов социально-досуговой сферы от темпов роста самого города. Следствием этого является диспропорция между размерами города и степенью сформированности его социокультурной инфраструктуры. Это выражается не только в отсутствии ряда организаций и учреждений, необходимых для города подобных масштабов, но и в высокой контрастности ресурсного обеспечения учреждений культуры по районам и типам организаций культуры. К примеру, в Автозаводском районе ведомственная инфраструктура рекреативно-развлекательной и досуговой сферы развита существенно лучше, чем в других двух районах. Это и большее скопление населения (430 тысяч человек), и более высокий уровень благосостояния рабочих и служащих автозавода и его инфраструктуры, по сравнению с другими районами. В типологическом плане наиболее обеспеченными оказываются концертно-зрелищные учреждения, а наименее обеспеченными – учреждения музейно-выставочного комплекса.

Касаясь вопросов культурно-досуговой деятельности людей в городской среде Тольятти, следует пояснить, что к этой сфере относятся их интересы в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира. Сюда можно отнести потребности людей в физической культуре, спорте, туризме, а также запросы и интересы, проявляемые в межличностном общении, творческом познании, общественно полезной деятельности, отдыхе и развлечениях.

В системе культурной и досуговой деятельности все более стали преобладать формы, которые не требуют или требуют небольших материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на развлечения, поддержание жизненного тонуса или домашний отдых.

По результатам опроса населения, оценка положения в сфере культуры вполне позитивная, но много критических замечаний высказано в адрес обеспеченности города учреждениями и организациями культуры (не соответствует нормативам обеспеченности количество театров, музеев, выставочных и концертных залов, библиотек, кинотеатров, культурно-досуговых учреждений); устаревшей материально-технической базы многих учреждений; снижения общего уровня культуры населения (алкоголизация, наркотизация, пренебрежение к нравственным и этическим нормам и пр.); проблемы с организацией детского и молодежного досуга; недостатка бесплатных, доступных форм организации досуга населения с низким достатком[352].

Анализ нынешних проблем и первоочередных задач при рассмотрении культурных процессов целесообразно дополнить исследованиями состояния и деятельности действующих учреждений и структур культуры, творческих союзов и объединений, уровня и перспективности кадрового потенциала.

Уровень участия городского населения в культурно-досуговой сфере города

Существующие формы и методы работы в сфере культуры развиваются во многом по инерции, следуя сложившимся стереотипам.

Это обусловлено рядом причин, из которых можно выделить:

- коммерциализацию досуговой деятельности учреждений;

- износ материально-технической базы;

- отказ руководства вкладывать средства для создания новых коллективов и поддержку самодеятельного творчества;

- отсутствие помещений для занятий;

- отток квалифицированных специалистов и низкую заработную плату.

Уровень удовлетворенности горожан своим досугом за пять лет заметно повысился. С 27 % до 34 % увеличилась доля тольяттинцев, которые вполне удовлетворены тем, как удается проводить свободное время. Отдельные претензии по поводу возможностей проведения досуга высказали 55% горожан. Совершенно не устраивают эти возможности лишь 13% респондентов. Выше среднего значения уровень удовлетворенности досугом у респондентов в возрасте до 30 лет, чаще мужчин с высоким уровнем образования и дохода, несемейных и из семей без детей. Наиболее критично оценивают возможности проведения досуга женщины, имеющие маленьких детей, из семей с низкими доходами[353].

Наиболее популярными городскими имиджевыми культурными мероприятиями являются выставки, фестиваль «Тольяттинская музыкальная осень», «Музейный пикник», выставки Тольяттинской картинной галереи, Галереи искусств. Массовую посещаемость имеют такие мероприятия, как Театральный фестиваль на Волге, Джазовый фестиваль, конкурс детского творчества «Радужка» и концерты Молодежного симфонического оркестра Поволжья.

За пять лет отмечено явное уменьшение объема неудовлетворенных досуговых потребностей населения. Уменьшилась доля горожан, указавших в свободной форме занятия, которым хотели бы посвятить свое свободное время, но не имеют такой возможности. Но если пять лет назад, максимальным объемом неудовлетворенных досуговых потребностей характеризовалось старшее поколение и респонденты с низкими доходами, то сегодня дефицит возможностей для полноценного досуга чаще всего испытывает несемейная молодежь в возрасте до 30 лет с высоким уровнем образования и дохода.

Несомненным успехом у горожан пользуются массовые праздники, такие как День города, День молодежи, День Победы, Новый год, Масленица.

Как и пять лет назад, среди факторов неудовлетворенности досугом доминируют объективные обстоятельства, не связанные с качеством работы учреждений культуры. Главными из них являются материальные затруднения и нехватка свободного времени. Одновременно неудовлетворенность досугом связывается с загруженностью семейными обязанностями или собственной пассивностью, неумением полноценно отдыхать, а также неудовлетворительным состоянием здоровья, усталостью после работы.

Потребление услуг культуры населением и развитие платных услуг

Индустрия интеллектуального и эстетического досуга Тольятти включает"культурный" туризм; художественную самодеятельность, коллекционирование; интеллектуально или эстетически развивающие кружки по интересам; деятельность, приобщающую людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающую общую "гуманитарную эрудицию" у населения.

Согласно итогам социально-экономического развития городского округа Тольятти муниципальными учреждениями культуры и искусства оказано платных услуг на сумму 39809 тыс. руб., что составило 89,2 % к плану 2007 г. Из них: родительская плата - 14627 тыс. руб., платные услуги образовательных учреждений – 2616 тыс.руб., платные услуги учреждений культуры – 22566 тыс. руб. Муниципальными учреждениями получено прочих безвозмездных поступлений на сумму 7930 тыс. руб.

Доля общественных организаций в муниципальных образованиях, обеспечивающих услуги культуры, по данным Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры составляет 0,10 %. Доля частных организаций, обеспечивающих услуги в сфере культуры и досуга в муниципальных образованиях, составляет около 15 % и в основном сосредоточена в городах и районных центрах[354].

Общественные и частные организации активно используют в своей деятельности творческие коллективы, кадровые, информационные и методические ресурсы муниципальных организаций культуры. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры на муниципальном уровне за счет общественных и частных организаций во многом сдерживается в силу следующих объективных причин: низкий уровень доходов населения, не позволяющий оплачивать услуги культуры по рыночной цене; ограниченный круг предложения общественных и частных организаций, позиционированный на состоятельного потребителя; неразвитость общественных институтов; географические и демографические особенности, требующие дифференциации объемов и типов услуг культуры и досуга.

Явное преимущество муниципальных учреждений культуры перед другими организаторами заключается в системной практике создания культурной среды, в сохранении и преумножении культурных традиций и местной идентичности, в созданиисистемы индустрии развлекательного досуга, включающей в себя массовую художественную культуру(практически по всем видам литературы и искусства, быть может, за определенным исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды массовых шоу.

Существует открытый традиционный городской слет туристов «Золотая осень», посвященный Всемирному дню туризма. Фестиваль авторской песни памяти Валерия Грушина стал визитной карточкой городов Тольятти и Самары. Слет энтузиастов туризма устраивается не первое десятилетие и является по возрасту ровесником современного Тольятти.

Исследуя динамику уровня популярности у населения различных досуговых мероприятий, можно отметить, что, если пять лет назад наибольшей популярностью у населения пользовались эстрадные концерты, то сегодня на первое место выходит кино. В меньшей степени, но также демонстрируют положительную динамику уровня популярности цирковые представления и кукольные спектакли. Стабильным остается уровень интереса горожан к драматическим спектаклям и музейно-выставочным экспозициям.

Снижение уровня зрительского интереса характеризует эстрадные концерты (с 53% в 2000 г. до 46% сегодня), спортивные зрелища (с 40% до 30%, возможно, в связи с серьезными кадровыми проблемами во всех спортивных клубах «ЛАДА»), концерты классической музыки (с 24% до 19%) и балет (с 26% до 15%). Возможно, некоторое снижение рейтинга эстрадных концертов связано с широким развитием в последние годы DVD-технологий, позволяющих приобретать по вполне доступным ценам записи высокого качества вместо приобретения дорогих билетов на концерты «звезд», зачастую пользующихся фонограммой.

Драматические, балетные спектакли, концерты классической музыки и тематические музейные экспозиции наиболее популярны у горожан в возрасте 40-50 лет с высоким образовательным уровнем. Спортивные зрелища привлекают в первую очередь респондентов в возрасте до 30 лет, мужчин почти вдвое чаще, чем женщин. Кукольные спектакли, цирковые представления и музейно-выставочные экспозиции чаще посещают семьи с детьми дошкольного возраста. Музейно-выставочные экспозиции также достаточно часто привлекают и пожилых горожан.

Эстрадные концерты пользуются наибольшей популярностью у тольяттинцев в возрасте до 40 лет – как у несемейной молодежи, так и у семей, где воспитываются дети – подростки. Из других вариантов в свободной форме были названы: фотоискусство (фотовыставки) и театр одного актера (художественное чтение известными артистами А. Кузнецов, С. Юрский, М. Козаков).

Самым посещаемым в Тольятти является драматический театр «Колесо» - абсолютное большинство горожан (73%) были хотя бы на одном из его спектаклей. Уровень посещаемости других театров как минимум втрое ниже. Более или менее регулярно посещают Молодежный драматический театр (Театр юного зрителя), театры кукол "Пилигрим" и «Колобок» в семьях, где есть дошкольники и младшие школьники), а также Тольяттинскую филармонию.

Платные услуги организаций культуры

Изменения, внесенные в последние годы в законодательную базу, обуславливают необходимость приведения организационно-хозяйст­венного механизма функционирования организаций культуры в соот­ветствие с современными правовыми и нормативными актами.

Наряду с бюджетными ассигнованиями муниципальных объектов и дотациями «ведомственных» учреждений, возрастает роль платных услуг учреждений культуры и их коммерческой дея­тельности, а также поступлений из негосударственных источников.

Платные услуги не «окупают» зарплату сотрудников учреждений, а являются дополнением к бюджетной зарплате работников культуры, затраты на содержание материально-технической базы пока покрываются из городского бюджета или соответствующих предприятий. В принципе услуги учреждений культуры должны быть платными. Однако в каждом учреждении культуры должны быть внутренние (расчетные) ограничения, чтобы не потерять неплатежеспособную часть потенциальных посетителей. В соответствии с Основами законодательства о культуре, учреждениям культуры разрешена предпринимательская деятельность, прибыль от которой, как и от платных услуг, инвестируется на уставные цели.

Идет процесс поиска компро­мисса между некоммерческими и коммерческими видами услуг, поскольку попытки полной коммерциализации объектов культуры могут привести к их перепрофилированию: к полному или частичному отказу от «культуры» в пользу так называемых сопутствующих коммерческих услуг. Коммерческие проекты, в свою очередь, не должны входить в противоречие с основным видом услуг и принимать на себя затраты на содержание объекта в целом.

Часть желаний и потребностей горожан может быть удовлетворена в кругу семьи и друзей. Однако большая их часть – лишь при помощи посредников, предоставляющих необходимые для этого условия или помещения, инструменты, инвентарь и транспорт, аудиовизуальные средства и т.п., именуемые культурными услугами. Как правило, такими посредниками оказываются различные культурно-досуговые учреждения: клубы, парки, центры досуга и т.п., предоставляя как платные, так и бесплатные услуги.

Массовым потребителем услуг муниципальных учреждений культуры является молодежь, приток которой в творческие коллективы за последние 5 лет возрос на 25 %. Отличительной особенностью муниципальных организаций культуры является целенаправленная работа с социально незащищенными слоями населения, которая ведется на безвозмездной основе.

По итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. На основании репрезентативной выборки 87 % опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга[355].

Представления о приемлемых ценах на услуги существенно различаются в зависимости от уровня дохода респондента. Наиболее крупные суммы тольяттинцы готовы платить за билеты на концерты «звезд» - в среднем по 261 руб. (от 174 руб. в низкодоходных категориях горожан до 379 руб. у высокообеспеченных тольяттинцев). Стоимость билетов на другие концерты, по мнению большинства опрошенных, должна быть как минимум вдвое ниже – в среднем 124 руб. (от 87 руб. для низкодоходных до 153 руб. для высокодоходных групп).

 

Рис. 7.

Приемлемая стоимость одного месяца занятий в специализированных школах – музыкальной, художественной, спортивной – составляет 260-360 руб. и увеличилась до 600 руб. в высокодоходных группах и до 200 руб для малоимущих. Приемлемая для горожан стоимость занятий в клубных объединениях составила в среднем 140 руб. в месяц (от 64 руб. в семьях с низким доходом до 202 руб. у респондентов с высокими доходами). Приемлемая цена билета в театр составила в среднем 117 руб., в кинотеатр – 100 руб., стоимость билета на дискотеку, по мнению респондентов, должна составлять в среднем 100-120 руб.

В настоящее время наибольший интерес вызывают такие платные услуги, как аттракционы в парках культуры и отдыха, обучение иностранным языкам (32-34% ответов «интерес высокий»), организация праздников и обрядов, дискотек и вечеров отдыха, прокат видеофильмов (20-28%). От 11% до 17% горожан выразили заинтересованность в таких платных услугах, как обучение игре на музыкальных инструментах, самодеятельные коллективы (вокальный, театральный, хореографический, пр.), компьютерные курсы, хобби-центры (техническое творчество, фотодело, радиодело, видеосъемка, пр.), школы здоровья и закаливания, экскурсии и клубы выходного дня при учреждениях культуры, игротеки и интернет-клубы, кружки изобразительного искусства, прокат культинвентаря.

Наименее популярны у горожан (5-8% ответов) такие платные услуги, как занятия декоративно-прикладным искусством, садоводством, курсы кройки и шитья, курсы медицинских и валеологических знаний, дискуссионные клубы и лектории МХК. Достаточно устойчивы различия досуговых предпочтений по социально-демографическим группам. Уровень популярности услуг, связанных со всеми видами творчества, выше среднего значения у горожан с высоким уровнем образования и дохода в возрасте до 40 лет. В семьях с детьми более высок интерес к экскурсионным программам клубов выходного дня, у пенсионеров – к курсам садоводов.

Оздоровительно-развлекательный досуг

И вместе с тем, в России культ здоровья и спорта не стал национальной идеей, как, например у американцев. Спортивные залы мало кому по карману. Раньше они были бесплатными, а занятия спортом давали ощутимые результаты при поступлении в престижные вузы. Теперь это в прошлом. Сейчас, по данным Минздрава РФ, регулярно занимаются спортом и физической культурой около 10% россиян[356]. Причем и эта мизерность образовалась в основном за счет богатых людей, которые имеют средства на посещение платных спортивных залов и приобретение домашних тренажеров. К примеру, в Тольятти стоимость занятий теннисом для ребенка за месяц составляет 10 тыс. рублей. Основная часть жителей ссылаются н









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.