Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Досуговые и просветительские мероприятия и индивидуальные формы досуга и просвещения





В силу географических особенностей нашей страны и слабой коммуникационной инфраструктуры для сельского населения, жителей малых городов, районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и большинства регионов Сибири муниципальные учреждения культуры являются единственными структурами, обеспечивающими конституционные права граждан на пользование учреждениями культуры и доступ к культурным благам.

Доля общественных организаций в муниципальных образованиях, обеспечивающих услуги культуры, по данным Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры составляет 0,10 %. Доля частных организаций, обеспечивающих услуги в сфере культуры и досуга в муниципальных образованиях, составляет около 15 % и в основном сосредоточена в городах и районных центрах.

Общественные и частные организации активно используют в своей деятельности творческие коллективы, кадровые, информационные и методические ресурсы муниципальных организаций культуры. Развитие некоммерческого сектора в сфере культуры на муниципальном уровне за счет общественных и частных организаций во многом сдерживается в силу следующих объективных причин: низкого уровня доходов населения, не позволяющего оплачивать услуги культуры по рыночной цене; ограниченного круга предложений общественных и частных организаций, ориентированного на состоятельного потребителя; неразвитости общественных институтов; географических и демографических особенностей, требующих дифференциации объемов и типов услуг культуры и досуга.

Явное преимущество муниципальных учреждений культуры перед другими организаторами заключается в системной практике создания культурной среды, в сохранении и приумножении культурных традиций и местной идентичности, создании условий для социальной интеграции местного сообщества.



Базовым элементом создания услуг муниципальных учреждений культуры являются самодеятельные объединения граждан по всем направлениям творческой и социокультурной деятельности.

Муниципальные организации культуры создают комплексные услуги по обеспечению культурного досуга в массовых, интерактивных и индивидуальных формах. Концерты, театральные спектакли, выставки художников и мастеров декоративно-прикладного творчества обеспечиваются на муниципальном уровне силами участников самодеятельных творческих коллективов и в силу этих особенностей имеют достаточно высокую экономическую эффективность.

Муниципальные организации культуры обеспечивают библиотечные услуги, создают и экспонируют местные музейные предметы и коллекции.

Муниципальные учреждения культуры исполняют функции центров инициатив местного сообщества, патриотического воспитания граждан, сохранения и развития национальных культур.

Массовым потребителем услуг муниципальных учреждений культуры является молодежь, приток которой в творческие коллективы за последние пять лет возрос на 25 %. Это особенно заметно на фоне статистики Министерства обороны Российской Федерации, по данным которого большая часть личного состава Российской Армии состоит из жителей сел и малых городов. Отличительной особенностью муниципальных организаций культуры является целенаправленная работа с социально незащищенными слоями населения, которая ведется на безвозмездной основе.

По итогам Всероссийского мониторинга досуговых предпочтений населения в муниципальных образованиях учреждения культуры позиционируются как центры информации, общения и социальных инициатив. На основании репрезентативной выборки 87 % опрошенных считают муниципальные учреждения культуры основным источником культурной деятельности и организации досуга.

Анализ регионального законодательства о культуре, региональных программ развития культуры, других нормативных документов субъектов Российской Федерации по вопросам культуры позволяет сделать вывод о том, что муниципальные учреждения культуры позиционируются руководителями органов власти и управления субъектов федерации и муниципальных образований как фактор экономического развития и социальной стабильности.

Конституцией Российской Федерации в статье 44 установлено право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Конституция возложила на Российскую Федерацию и субъекты федерации обеспечение законности и правопорядка, имея в виду режим строгого и неукоснительного соблюдения Конституции, законов и основанных на них нормативных правовых актов. Поэтому обеспечение законности означает соблюдение всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления правопорядка, требующего неуклонного соблюдения Конституции и других нормативных правовых актов.

Исходя из совокупности норм российского законодательства по вопросам в сфере культуры, Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации предложены Методические рекомендации по реализации вопросов местного самоуправления в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов. В данных методических рекомендациях предложена технология преобразования ныне действующей сети учреждений культуры в соответствии с разграничением полномочий органов местного самоуправления.

Благодаря достижениям материальной культуры в городах создаются необходимые условия для полного удовлетворения жизненных потребностей человека, расширения пространства для его творческого роста, занятий различными видами искусства и единения с природой. Следовательно, осуществление нормативной функции культуры связано с имеющимся выбором в отношении тех или иных форм и средств жизнедеятельности людей. Деятельность различных социальных групп и отдельных личностей регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры – материальной и духовной. Одни занимаются производством, научной работой, другие - техническим творчеством и сосредотачивают свои усилия в таких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, масс-медиа, рекреакационно–развлекательный досуг и т.п.

Различие деятельности, так же как и диалог творцов, становятся основными проблемами современных городов, и, соответственно, для культурных институтов и культурных программ все острее становятся проблемы создания пространств взаимодействия и общения различных сообществ и групп. Преодоление границ между различными социальными и национальными группами, включение маргинальных групп в поле внимания общества - эти проблемы занимают сегодня важное место в социальной и политической повестке дня.

Просвещение как способ трансляции культуры

Изучение просветительских возможностей современного города представляется сегодня важной и актуальной задачей. Просвещение как способ трансляции культуры в обществе в современных условиях приобретает первостепенное значение, прежде всего в силу того, что является одним из основных факторов сохранения самой культуры, передачи подрастающим поколениям ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей, идеалов. Эффективная система просвещения, использующая новые технические средства, опирающаяся на богатейшие культурно-просветительские традиции, может обеспечить превращение культурных достижений, норм, ценностей, традиций в реальное, воздействующее на каждого человека культурное пространство, которое обеспечит ему наиболее полную адаптацию в современном городе.

Все члены общества, так или иначе, соприкасаются с каждой из областей институционального пространства, составляющего обязательную компоненту жизненного мира современного человека. В рамках одних они осуществляют свою профессиональную деятельность, продукцией других они пользуются. Еще раз следует подчеркнуть, что каждая из составляющих этого пространства характеризуется особенностями организации взаимодействия человека с окружением и специфичным кодом, фиксирующим ее в символической форме[187].

Социально-культурная активность жителей во многом зависит от состояния системы культурно-просветительных учреждений и информационных средств. В настоящее время эта система становится все более разнообразной. Она включает как современные формы массовых коммуникаций, так и традиционные: музеи, библиотеки, театр, выставки, издательское дело и т.д., выполняющие просветительскую функцию.

Просвещение повышает степень социокультурной компетентности людей в отношении ориентированности в пространстве культурных ценностей, оперирования ими. Оно также способствует улучшению качества жизни, поскольку делает времяпрепровождение людей более разнообразным и интересным. Наконец, благодаря нему люди получают возможности более четко определить и сформировать свой стиль жизни, усиливающий степень их дифференциальной социокультурной идентичности [188].

Область просвещения объединяет культурные ценности прошлого с теми, что признаны таковыми в настоящем. При этом отнюдь не факт, что артефакты, получившие широкое признание на волне моды, войдут со временем в ценностный фонд культуры.

Опираясь на лучшие традиции отечественного просвещения, и, прежде всего, их гуманистическую ориентацию, важно добиться комплексного подхода к реализации и решению задач просветительской направленности.

Политическая и правовая культура населения способствует широкому участию населения в общественных и государственных делах. Тем самым развиваются его социальные качества, без которых не может формироваться активный, сознательный гражданин, отстаивающий свои права.

В соответствующих положениях Конституции РФ зафиксировано, что: «каждому гарантируется свобода мысли и слова, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; гарантируется свобода массовой информации; интеллектуальная собственность охраняется законом; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям; каждый обязан заботится о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

Чем более развито общество в социально–экономическом отношении и разнообразнее его социальная структура, тем конкретнее участие людей в творческом труде, имеющем культурную направленность.

Независимо от профессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной разрядке, смене обстановки и вида занятий, в снятии физических и эмоциональных напряжений, возникающих в процессе психологических и нервных перегрузок.

Эмоциональное регулирование осуществляется различными средствами, среди которых занятия различными видами искусства и спорта, активный отдых на природе, посещение театров, музеев, выставок, чтение художественной литературы, просмотр телевизионных передач и т.п.

Искусственными суррогатами (лат. surrogatus – поставленный взамен) в таком регулировании являются фальсифицированные антистрессовые средства вроде наркотиков, алкоголя, азартных игр, сексуальных излишеств. Опасны проявления массового психоза, агрессивной разрядки в действиях толпы[189].

Стремительно происходящие перемены выявляют критические деформации современного городского пространства. Поиск и самоопределение человека, выстраивание людьми новых систем ценностей культуры в потоках непрерывной информации становятся для горожан основой новых культурных приоритетов.

Организующая роль городских учреждений культуры

Культурно-досуговые учреждения как публичные пространства, принадлежащие городу, несут ответственность за степень «включенности» в культурную деятельность городского населения. Чаще всего за это проблемой скрывается другая – социальная незащищенность, которая является показателем, но не всегда причиной внутреннего «изгнания» значительной части горожан. Существует мнение, что маргинализация людей и групп – это их собственный выбор, результат их самоорганизации, который становится проблемой для всего общества.

Музеи часто называют храмами советской эпохи, воссоздающими в наше время священное пространство. Действительно, для некоторых людей они, как и другие традиционные культурные институты, служат пространством жизни духа, где можно практиковаться в созерцании и смотреть на жизнь со стороны, местом вдохновения и утешения. Однако есть и другая точка зрения. Ее сторонники утверждают, вслед за американским философом и социологом Торнстеном Вебленом, что культурные институты отражают и подчеркивают определенные черты потребительсткой эпохи – превозносят все редкое и подлинное с целью установления ценностных стандартов рыночной экономики и создания знаков современных элит[190].

Есть также новый вопрос о современных культурных общностях или индивидах, которые не вписываются в традиционные классификации, идут с ними вразрез, а порой и вовсе их обессмысливают. Все больше людей живут сегодня во многих культурах сразу, впитывая, усваивая и выражая их особенности в совершенно новых причудливых комбинациях, претендующих нередко на роль самостоятельных и самобытных культур.

Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественной полезностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.

Проблема межличностного общения хорошо изучена философами и психологами. Однако в культурологии она исследуются мало, а вопросы межличностного общения в сфере культуры и досуга практически не рассматривались. Между тем здесь удовлетворяются многие духовные потребности человека, происходит его саморазвитие, самовыражение. Неслучайно К. Маркс называл свободное время «мерой общественного богатства»[191].

Выделяется три вида досуговых видов деятельности:

1) облигатные, которые обязательно предполагают общение (беседы, прием и посещение гостей);

2) факультативные, в процессе которых общение может осуществляться, а может и не осуществляться (прогулки, посещение выставок, музеев и т.д.);

3) солитарные, которые совершаются в одиночестве (например, чтение)[192].

Индивидуально-организованное общение в сфере досуга, безусловно необходимо, однако оно имеет часто негативные последствия, поскольку осуществляется вне социального контроля. Под социальным контролем подразумевается не пристальное наблюдение за каким-либо индивидуумом, а социальное внимание к месту, где происходит общение, обстановке, к окружению людей, являющихся для индивида референтной группой. Если в общении, связанном с трудовой деятельностью, нужный тонус обеспечивается служебной регламентацией, дисциплиной, то в досуговом общении важную роль играет субъективная культура и обстановка, в которой оно происходит. Существующие модели общественно-организованного общения не удовлетворяют население, а потребность в общении высока. И как альтернатива общественно-организационному растет доля индивидуально-организованного общения, а вместе с ним и деструктивного. «Потребительские виды досуга приобретают все более стандартные формы, снижая в деятельности людей уровень творчества и деформируя тем самым процесс становления личности»[193]. Потребности же в дифференцированном общении (организованном, эмоциональном, информационно-насыщенном) развиваются крайне медленно.

Каким образом очерчена граница между досугом и культурой?

В современной отечественной литературе досуг рассматривается как структурный элемент так называемого «свободного времени», как части нерабочего времени. Зачастую досуг понимается как отдых, релаксация, расслабление. Однако имеется и другой взгляд на досуг - как на «более возвышенную деятельность» (К. Маркс), направленную на развитие творческих потенций человека.

Любопытны некоторые имеющиеся в литературе наблюдения о состоянии культурной среды в провинциальных российских городах в начале XX в. Так, на основе анализа, главным образом, этнографического материала Калуги, Ельца и Ефремова, делается вывод о сфере культурно-общественной деятельности горожан в начале XX в., которая охватывала городское и сословно-профессиональное самоуправление, культурно-просветительное дело, благоустройство города, благотворительность, попечительство, некоторые сферы нелегальной революционной работы.

В этой деятельности участвовала небольшая часть городского населения, в основном интеллигенция, тем не менее, развивался интерес к знаниям, расширялся круг посетителей музеев, библиотек. Центром культурной жизни в этих городах был театр, но большинство горожан посещали его один-два раза в год[194].

Интересно отметить, что в целом авторы указывают на отсутствие единства в духовной жизни горожан, известную замкнутость, корпоративность отдельных социальных групп.

Запросы населения в культурно-досуговой деятельности и маркетинг культурных услуг

Касаясь вопросов культурно-досуговой деятельности людей в городской среде, следует пояснить, что к этой сфере относятся их интересы в искусстве, литературе, эстетическом освоении мира. Сюда же можно отнести потребности людей в физической культуре, спорте и туризме, а также запросы и интересы, проявляемые в межличностном общении, творчестве, познании, общественно полезной деятельности, отдыхе и развлечениях.

Все люди разные, и отдельные индивиды ищут и находят внутри себя и вовне разные смыслы. То, что одному человеку представляется бесконечно ценным, интересным и полезным для себя, для другого лишено всякого смысла. Здесь играют роль многие обстоятельства: уровень воспитания и образования, профессия, характер, возраст, интеллект и др.

Какая-то часть названных желаний и потребностей может быть удовлетворена в кругу семьи и друзей. Однако большая их часть - лишь при помощи посредников, предоставляющих необходимые для этого условия или помещения, инструменты, спортивный инвентарь транспорт, аудиовизуальные средства и т. п., именуемые культурными услугами. Как правило, такими посредниками оказываются различные культурно-досуговые учреждения: клубы, парки, центры досуга и т.п., предоставляя как платные, так и бесплатные услуги. Большая их часть, согласно Конституции Российской Федерации, должна предоставлять гражданам бесплатно либо за небольшую плату. Но в новых условиях хозяйствования будут существовать и уже существуют учреждения, предоставляющие, прежде всего, платные услуги. В любом случае необходимыми становятся анализ реального и потенциального спроса потребителей на уже предлагаемые или предполагаемые в будущем культурные услуги, планирование новых видов услуг, их объема с учетом спроса. Важными становятся реклама предлагаемых услуг и их реализация, финансовая их организация по мере продвижения от учреждения к потребителю. Таким образом, становится актуальным маркетинг культурных услуг.

Анализ исследований[195] в этой области культуры показал, что приоритетное положение в системе культурных услуг занимают те из них, что связаны с организацией отдыха и культурных развлечений: вечера отдыха, дискотеки, игротеки, клубные «огоньки» и т. п. На втором месте – услуги в области художественного самодеятельного творчества: занятия в кружках, студиях, платные концерты художественной самодеятельности, показательные выступления коллективов бального танца. Чуть меньше распространены платные услуги, связанные с участием людей в праздниках и обрядах, тематических вечерах и физкультурно-спортивной работе. Просветительские услуги (лекции, народные университеты культуры, школы эстетического всеобуча и другие) занимают следующее место. Завершает список ряд услуг, связанных с организацией досуга детей и подростков: музыкальные классы, киноутренники, детские концерты и спектакли и т. п.

В упоминаемом исследовании директорам клубных учреждений был предложен набор в значительной мере традиционных для клубов услуг, объединенных в десять смысловых групп. Респондентам предлагалось выразить свое отношение к их перечню и определить, какие из них следовало бы оказывать населению в первую очередь. Проанализировав мнения и предпочтения руководителей учреждений, можно представить следующую иерархию культурных услуг:

- обучение и воспитание детей в различных кружках и студиях; с целью организации культурного отдыха и развлечений;

- художественно-зрелищного характера (показ концертов, демонстрация кинофильмов, работа видеотек);

- способствующие организации общения людей во время отдыха;

- обучение людей различным умениям и навыкам в каком-либо виде культурно-досуговой деятельности, позволяющим участвовать в художественном или научно-техническом творчестве;

- приобщение (как взрослых, так и детей) к физической культуре и спорту;

-просветительского характера в помощь самообразованию;

- прокат музыкальных инструментов и спортинвентаря;

- настройка инструментов, наладке радиоаппаратуры и т. п.

Сравнительный анализ приведенных ответов позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, представления руководителей клубных учреждений о структуре и содержании потенциальной системы платных услуг неадекватны их иерархии в реальной практике, что можно рассматривать как известное противоречие между тем «как надо бы» и «как есть». Осознание руководителями этого рассогласования могло бы активизировать их поиски в направлении улучшения сложившейся практики оказания услуг и ее совершенствования с учетом изменяющихся потребностей населения.

Во-вторых, в практической деятельности культурно-досуговых учреждений, как и прежде, преобладает набор традиционных культурных услуг, в то же время руководителями учреждений явно недооценивается необходимость увеличения их разнообразия в сторону развития и внедрения в практику услуг дополнительного характера (наладка, настройка, прокат и т. п.). Между тем подобного рода услуги могли бы существенно увеличить доходы предприятий и способствовать тем самым наращиванию объемов услуг бесплатного характера. В то же время заслуживает понимания и одобрения позиция руководителей, ставящих на первое место оказание услуг детям и подросткам, поскольку такой подход к организации культурно-досуговой деятельности можно считать наиболее дальновидным и перспективным.

Перевод клубных учреждений на новые условия хозяйствования легализировал и узаконил их коммерческую деятельность, и до официального признания набиравшую силу из-за хронической недостаточности бюджетных ассигнований на культуру[196].

Специфические особенности современных форм проведения досуга

Культурные потребности наших современников разнообразны. И какая именно их часть будет удовлетворена, во многом зависит от того, смогут ли их организовать соответствующие учреждения.

Какие же культурные услуги получили в реальной практике наибольшее распространение[197]?

Первое место прочно занимают вечера отдыха, дискотеки и карнавалы. Поскольку карнавалов в течение «клубного года» проводится не так уж много, лидерство остается за дискотеками и вечерами танцев. Это доступная форма проведения досуга, получившая широкое распространение и в городе, и на селе. Равное по отношению к ним положение занимают платные концерты и спектакли художественной самодеятель­ности. Довольно прочные позиции занимают демонстрация художественных фильмов и сдача помещений в аренду другим организациям. Нет нужды доказывать, что оказание подобного рода услуг не требует от коллектива клубного учреждения особого профессионального мастерства, не считая квалификации киномехаников. Весь маркетинг в таких случаях сводится к более или менее привлекательной рекламе. На третьем месте - показ спектаклей профессиональных театров и концертно-эстрадных групп. Но здесь клубные работники выступают опять же в роли посредников, а не «производителей» культурных услуг, качество «реализуемого товара» от них зависит лишь косвенно. Те же услуги, где они выступают в роли собственно производителей (руководство кружками, студиями, секциями и т. п.) занимают, по полученным нами данным, лишь четвертое место.

Немногим выше и позиция таких специфических для культурно-досуговых учреждений услуг, как проведение свадеб, обслуживание юбилеев и т. п. Хуже обстоят дела с такими формами работы, как написание оригинальных сценариев, настройка инструментов, библиографическая помощь владельцам личных библиотек, перезапись музыки и видеофильмов. Таким образом, клубные учреждения и их руководители мало заботятся о развитии специфических форм деятельности, довольствуясь лишь посреднической, прокатной работой. В такой ситуации маловероятно, что им удастся существенно укрепить свои позиции на рынке культурных услуг и поправить бюджет собственного учреждения.

Однако для того, чтобы клуб, как и другие учреждения культуры и досуга, мог наращивать объем и качество культурных услуг, необходимо (что очевидно) укреплять материальную базу, помещения, квалифицированные кадры, для развертывания новых форм обслуживания нужны средства, транспорт и т. д. Возникает своего рода замкнутый круг: для того, чтобы клуб жил полнокровной, полифункциональной жизнью, ему необходимо развивать систему платных услуг, а для того чтобы ее развивать, ему необходима крепкая материальная база. Однако решить эти проблемы можно, лишь энергично развивая систему платных услуг.

Очевидно, что не все культурные услуги, оказываемые населению, равноценны. Одни прочно вошли в практический обиход и приносят учреждению прибыль, другие проходят стадию апробации и пока не могут быть отнесены к числу постоянных. Остальные пока лишь только возникают и значатся в планах работы в недалеком будущем. Как относятся к различным услугам руководители учреждений? Какие из оказываемых населению услуг они считают наиболее надежными и конкурентоспособными? Треть опрошенных руководителей культурно-досуговых учреждений отказались отвечать на такие вопросы, что, по-видимому, свидетельствует об отсутствии у них ясных представлений о перспективности или конкурентоспособности оказываемых услуг. Другие же в своих ответах сошлись во мнении, что наиболее надежными и стабильными услугами на сегодняшний день являются дискотеки и танцевальные вечера (примерно 45% ответов), массовые праздники (33%) и сеансы в видеотеках (30%). В число «менее надежных» вошли прокат костюмов, перезапись музыки, прокат инвентаря, а также группы здоровья.

Маркетинг в сфере культуры

Отсутствие у населения интереса к некоторым культурным услугам в значительной мере объясняется тем, что рассматриваемые учреждения предпочитают продавать свои услуги главным образом на своей территории, в своих помещениях, в то время как многие микрорайоны и отдельные, в том числе отдаленные населенные пункты, не имеют возможность их удовлетворить из-за трудности сообщения и больших расстояний. По нашим данным, 50% клубных учреждений редко выезжают в такие отдаленные села, в свои клубы-спутники, филиалы, в красные уголки, на производственные участки и т.п. При такой инертности трудно рассчитывать на рост доходов от платных услуг, как и на повышение авторитета клуба среди населения.

Уровень маркетинговой деятельности во многом зависит от маркетинговой концепции управления. В проведенном исследовании мы пытались выяснить, какой смысл вкладывают руководители клубных учреждений в понятие платных культурных услуг, в чем они видят их роль и значение. Оказалось, что 65% руководителей связывают платные услуги напрямую с увеличением доходов учреждения, еще 52% - с повышением заработной платы своим работникам. Большая часть опрошенных указала и на такой важный для них факт, как возможность укрепления материальной базы клуба, что вполне правомерно. Однако предпочтение хочется отдать той группе руководителей, которая связывает развитие системы платных услуг с возможностью расширения услуг бесплатных, поскольку именно желание наращивать общедоступные бесплатные услуги диктует необходимость взимать плату за разные виды культурно-досуговой деятельности.

Одной из функциональных задач маркетинга является изучение желаний потребителей, поскольку только в этом случае правомерно говорить об адекватности предложений реальному спросу. Клубное учреждение, являясь общедоступным очагом культуры и досуга, должно позаботиться о привлечении в клуб различных категорий потребителей — от детей дошкольного возраста до людей преклонного возраста. Каждую из таких групп потребителей необходимо знать, а следовательно, надо постоянно отслеживать их интересы, желания и возможности. Как показали исследования, главным потребителем платных культурных услуг в клубах являются дети старшего школьного возраста, затем - работающая молодежь, потом дети среднего школьного возраста — подростки и учащиеся техникумов. Люди в возрасте 25-40 лет занимают в этом списке пятую позицию, а завершается он военнослужащими, пенсионерами и домохозяйками.

Очевидно, что маркетинг может весьма эффективно содействовать реализации творческого потенциала населения в сфере досуга. Для этого необходимо постоянно вести изучение спроса населения на культурные услуги, разрабатывать новые организационно-методические формы такой деятельности, целенаправленно их развивать, овладевать техникой и методикой их сбыта. В современных условиях важное место должны занять информация и реклама, а также финансовые средства, которые окупятся при стабильной и целенаправленной организации культурно-досуговой деятельности различных групп населения по их интересам. Есть основания надеяться, что от эпизодического использования отдельных элементов маркетинга руководители клубных учреждений перейдут к созданию системы взаимосвязанных мероприятий, что в свою очередь, позволит интенсифицировать такую деятельность и укрепит позиции на рынке культуры.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.