|
Художественная жизнь (как производство)Художественная жизнь как производство выражена в различных типах и формах организации жизни и деятельности людей, рассматривается как особая сфера деятельности, создающая «эффект присутствия» культуры в создании материальных и духовных ценностей. Для художественной жизни важно собирание и хранение, воспроизводство и тиражирование ценностей, благодаря которым и с помощью которых осваивается опыт предыдущих поколений. Особую значимость такое освоение приобретает для людей, основным видом деятельности которых становится не столько ознакомление с уже созданными другими поколениями ценностями, сколько создание новых произведений искусства, которые могут стать новыми культурными ценностями. Носители этих способностей и навыков деятельности называются художниками и занимают определённое место в художественной жизни и системе общественного разделения труда. Понятие «художественная жизнь» можно рассматривать в широком и узком значении. В широком понимании этого термина она представляет собой производство и тиражирование ценностей художественной культуры, воплощенных в произведениях искусства и воздействующих на сознание человека, а также качественный уровень восприятия и усвоения личностью этих ценностей. В узком смысле слова её понимание можно отнести только к личности, подразумевая художественный вкус, знания, опыт, навыки, способности, потребности, интересы. Художественная жизнь базируется на развитии способности личности к художественно-образному выражению своих ощущений и переживаний, в отражении результатов такого выражения в различных видах и жанрах специализированной деятельности - искусства. Искусство - это художественное творчество, исполненное на высочайшем качественном уровне, с выраженными чертами уникальности и неповторимости авторского почерка и обладающее еще целым рядом выдающихся характеристик[126]. Можно говорить о художественной жизни общества как о накопленных ценностях и предметах искусства, а также по отношению к личности - об уровне создания и восприятия созданных произведений. Творцом произведений искусства является художник, а в художественной жизни участвует и публика, которая извлекает из произведения всё возможное, превращает его в собственное достояние, даёт через себя обществу ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художественные впечатления, опыт. Если искусство - это готовые произведения, то художественная жизнь - воплощение знаний, ценностей, норм, образцов и процесс участия человека в создании этих ценностей, придание им конкретного функционального характера. Это своеобразный социокультурный слой, связанный с духовной деятельностью личности[127]. Мы можем выделить следующие составляющие художественной жизни. 1. Деятельность социального субъекта по созданию, изучению, хранению и потреблению продукта культуры, художественных ценностей с целью его материального блага и творческого развития. 2. Ценности, определяющие направленность уровня художественного освоения действительности, эрудиция и компетентность. 3. Знания и опыт, с которыми связаны формы деятельности людей по производству и приобщению к художественным ценностям, поиску произведений, соответствующих их запросам и развитию. 4. Потребности, определяющие интерес к искусству, стимулирующие поиск и оказывающие воздействие на его направленность для совершенствования собственного развития. Они обогащают, творчески дополняют и преобразуют впечатления, полученные от знакомства с художественным произведением. 5. Институциональный и неинституциональный уровни художественного производства и тиражирования продуктов культуры. В целом художественная жизнь включает в себя совокупность институализированных и неинституализированных форм по производству, сохранению и воспроизведению форм художественного освоения действительности как на уровне личности, так и на уровне общества. Поэтому сюда включаются не только сами произведения искусства как носители ценностей, но и все художественные элементы, созданные человечеством. Важнейшим элементом именно художественной жизни являются социальные институты в их материальной форме: учреждения культуры и искусств, научные учреждения и учебные заведения, творческие союзы и организации, кружки и студии. Центральным элементом в социальном институте художественной жизни является государство, которое координирует и обеспечивает процессы создания, хранения, распространения и потребления ценностей, а также их изучения и воздействия на них через создание соответствующих условий. В отличие от деятельности вообще производство имеет определенно целенаправленный характер и отвечает потребности общества в создании разнообразных систем жизнеобеспечения, только благодаря которым и появляется возможность ведения разнообразной внепроизводственной деятельности[128]. Исторический аспект формирования художественной жизни За исключением крайнего упадка городов, они всегда были не только культурными центрами, не только потребителями культуры, но и основными ее производителями. И вовсе не только создателями произведений искусства, а центрами художественной жизни. Напоминая о том, что «города – основные вместилища ремесла и торговли, важнее отметить, что это почти единственные центры профессионального ремесла»[129]. С началом социального расслоения общества, с появлением категории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повышенным качеством, красотой и иными уникальными характеристиками. Выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с характерными признаками авторского стиля исполнителя[130]. Следует отметить, что художественная жизнь при любых типах общественных формаций всегда существовала по законам свободного рынка и развивалась в условиях жесткой творческой конкуренции. Рынки переживали периоды упадка, но всегда возрождались. Соперниками рынка всегда являлись специализированные лавки ремесленников. Торговцы делились на цехи и гильдии со своими нормами поведения и своей иерархией. Выше рынков, лавок, торговли вразнос располагались ярмарки. Они занимают особое место в экономической жизни и своими корнями уходят в далекое прошлое. Но их возраст, замечает Ф. Бродель, не мешает им быть живым институтом. Каждая ярмарка «имела свой ритм, свой календарь, свои «позывные», иные, чем у соседей»[131]. Всегда существовало и крестьянское ремесло, и крестьянское искусство. Но влияло обычно профессиональное ремесло на крестьянское, высокая поэзия - на фольклор, каменное зодчество - на деревянное. Когда в XIX веке русские художники, ученые, аристократы обратятся к крестьянскому творчеству, это произойдет не потому, что у него выше художественный потенциал, а оттого, что крестьянин консервативен и законсервировал русское профессиональное художество, не поврежденное западничеством [132]. Художественная жизнь городов постиндустриальных стран - одна из наиболее развитых и доходных индустрий социальных услуг. Доминирующая сейчас в Европе и Америке философия постмодернизма эпатирует публику призывами к деконструкции текстов культуры[133]; но любому здравомыслящему человеку понятно, что речь идет не о разрушении порядка как такового, а о переходе к более сложной, более дифференцированной, но и более универсальной системе упорядоченности в культуре, миропонимании, организации социальной практики, учитывающей и сложноупорядоченные, и совсем не упорядоченные явления (точнее те, которые мы с позиций нынешних научных методологий еще не можем упорядочить)[134]. Одним словом, для истории культуры важен, прежде всего, художественный результат, «шаг вперед в художественном развитии всего человечества»[135]. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|