Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Художественная жизнь (как производство)





Художественная жизнь как производство выражена в различных типах и формах организации жизни и деятельности людей, рассматривается как особая сфера деятельности, создающая «эффект присутствия» культуры в создании материальных и духовных ценностей.

Для художественной жизни важно собирание и хранение, воспроизводство и тиражирование ценностей, благодаря которым и с помощью которых осваивается опыт предыдущих поколений. Особую значимость такое освоение приобретает для людей, основным видом деятельности которых становится не столько ознакомление с уже созданными другими поколениями ценностями, сколько создание новых произведений искусства, которые могут стать новыми культурными ценностями. Носители этих способностей и навыков деятельности называются художниками и занимают определённое место в художественной жизни и системе общественного разделения труда.

Понятие «художественная жизнь» можно рассматривать в широком и узком значении. В широком понимании этого термина она представляет собой производство и тиражирование ценностей художественной культуры, воплощенных в произведениях искусства и воздействующих на сознание человека, а также качественный уровень восприятия и усвоения личностью этих ценностей. В узком смысле слова её понимание можно отнести только к личности, подразумевая художественный вкус, знания, опыт, навыки, способности, потребности, интересы.

Художественная жизнь базируется на развитии способности личности к художественно-образному выражению своих ощущений и переживаний, в отражении результатов такого выражения в различных видах и жанрах специализированной деятельности - искусства.



Искусство - это художественное творчество, исполненное на высочайшем качественном уровне, с выраженными чертами уникальности и неповторимости авторского почерка и обладающее еще целым рядом выдающихся характеристик[126].

Можно говорить о художественной жизни общества как о накопленных ценностях и предметах искусства, а также по отношению к личности - об уровне создания и восприятия созданных произведений. Творцом произведений искусства является художник, а в художественной жизни участвует и публика, которая извлекает из произведения всё возможное, превращает его в собственное достояние, даёт через себя обществу ценности, делает их фактом духовной жизни, увеличивает художественные впечатления, опыт.

Если искусство - это готовые произведения, то художественная жизнь - воплощение знаний, ценностей, норм, образцов и процесс участия человека в создании этих ценностей, придание им конкретного функционального характера.

Это своеобразный социокультурный слой, связанный с духовной деятельностью личности[127].

Мы можем выделить следующие составляющие художественной жизни.

1. Деятельность социального субъекта по созданию, изучению, хранению и потреблению продукта культуры, художественных ценностей с целью его материального блага и творческого развития.

2. Ценности, определяющие направленность уровня художественного освоения действительности, эрудиция и компетентность.

3. Знания и опыт, с которыми связаны формы деятельности людей по производству и приобщению к художественным ценностям, поиску произведений, соответствующих их запросам и раз­витию.

4. Потребности, определяющие интерес к искусству, стимулирующие поиск и оказывающие воздействие на его направленность для совершенствования собственного развития. Они обогащают, творчески дополняют и преобразуют впечатления, полученные от знакомства с художественным произведением.

5. Институциональный и неинституциональный уровни художественного производства и тиражирования продуктов культуры.

В целом художественная жизнь включает в себя совокупность институализированных и неинституализированных форм по производству, сохранению и воспроизведению форм художественного освоения действительности как на уровне личности, так и на уровне общества. Поэтому сюда включаются не только сами произведения искусства как носители ценностей, но и все художественные элементы, созданные человечеством. Важнейшим элементом именно художественной жизни являются социальные институты в их материальной форме: учреждения культуры и искусств, научные учреждения и учебные заведения, творческие союзы и организации, кружки и студии. Центральным элементом в социальном институте художественной жизни является государство, которое координирует и обеспечивает процессы создания, хранения, распространения и потребления ценностей, а также их изучения и воздействия на них через создание соответствующих условий.

В отличие от деятельности вообще производство имеет определенно целенаправленный характер и отвечает потребности общества в создании разнообразных систем жизнеобеспечения, только благодаря которым и появляется возможность ведения разнообразной внепроизводственной деятельности[128].

Исторический аспект формирования художественной жизни

За исключением крайнего упадка городов, они всегда были не только культурными центрами, не только потребителями культуры, но и основными ее производителями. И вовсе не только создателями произведений искусства, а центрами художественной жизни.

Напоминая о том, что «города – основные вместилища ремесла и торговли, важнее отметить, что это почти единственные центры профессионального ремесла»[129].

С началом социального расслоения общества, с появлением категории социальной престижности и заказчиков, готовых из соображений этой престижности оплатить изготовление для них предметов потребления, отличающихся повышенным качеством, красотой и иными уникальными характеристиками. Выделился и особый вид ремесленного производства по дорогому индивидуальному заказу с характерными признаками авторского стиля исполнителя[130].

Следует отметить, что художественная жизнь при любых типах общественных формаций всегда существовала по законам свободного рынка и развивалась в условиях жесткой творческой конкуренции.

Рынки переживали периоды упадка, но всегда возрождались. Соперниками рынка всегда являлись специализированные лавки ремесленников. Торговцы делились на цехи и гильдии со своими нормами поведения и своей иерархией.

Выше рынков, лавок, торговли вразнос располагались ярмарки. Они занимают особое место в экономической жизни и своими корнями уходят в далекое прошлое. Но их возраст, замечает Ф. Бродель, не мешает им быть живым институтом. Каждая ярмарка «имела свой ритм, свой календарь, свои «позывные», иные, чем у соседей»[131].

Всегда существовало и крестьянское ремесло, и крестьянское искусство. Но влияло обычно профессиональное ремесло на крестьянское, высокая поэзия - на фольклор, каменное зодчество - на деревянное. Когда в XIX веке русские художники, ученые, аристократы обратятся к крестьянскому творчеству, это произойдет не потому, что у него выше художественный потенциал, а оттого, что крестьянин консервативен и законсервировал русское профессиональное художество, не поврежденное западничеством [132].

Художественная жизнь городов постиндустриальных стран - одна из наиболее развитых и доходных индустрий социальных услуг.

Доминирующая сейчас в Европе и Америке философия постмодернизма эпатирует публику призывами к деконструкции текстов культуры[133]; но любому здравомыслящему человеку понятно, что речь идет не о разрушении порядка как такового, а о переходе к более сложной, более дифференцированной, но и более универсальной системе упорядоченности в культуре, миропонимании, организации социальной практики, учитывающей и сложноупорядоченные, и совсем не упорядоченные явления (точнее те, которые мы с позиций нынешних научных методологий еще не можем упорядочить)[134].

Одним словом, для истории культуры важен, прежде всего, художественный результат, «шаг вперед в художественном развитии всего человечества»[135].









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.