Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Расчет категории сложности похода





При определении категории сложности (к.с.) водных препятствий для использованных на маршруте судов использовался «Регламент по спортивному туризму».Водная часть.

Методика определения категории сложности водного похода производится в соответствии с табл:

Категория сложности водного маршрута Минимальное количество локальных водных препятствий, которые имеют категорию сложностиі
             
I            
II 1-3* 2-5*        
Ш   1-3* 2-5*      
IV     1-3* 2-5*    
V       1-3* 2-5*  
VI         2-5* 2-3*

В соответствии сданной методикой наш маршрут соответствуетводному маршруту I к.с. Категория сложности указана для нашего уровня воды.

Во время радиальных выходов пройдено 18 км пешком.

Исходя из вышеперечисленных параметров, данное путешествие соответствует водномуу походу I к.с. (с элементами II к.с.)

4.9. Запланированный график движения

Дата Дни в пути Отрезок маршрута Способ передвижения
24.07.17   р.Собь (стапель) Ст. Полярный Урал –– н/ж пос. Полярный байдарка
25.07.17   н/ж пос.Полярный – устье руч.Кузнечиковый байдарка
26.07.17   Устье руч. Кузнечиковый –устье руч. Восточный Ныдвоменшор байдарка
27.07.17   Дневка  
28.07.17   Устье руч. Восточный Ныдвоменшор – пос.Харп (пор.Харпский) – устье руч. Енгаю-шор байдарка
29.07.17   Устье руч. Енгаю-шор – устье р.Хараматлоу байдарка
30.07.17   Устье Хараматлоу – радиальный выход вверх по течению Хараматлоу до пор.Гагарина-Титова – устье р.Хараматлоу Байдарка, бечева
31.07.17   Дневка  
01.08.17   Устье р.Хараматлоу – «баржа» байдарка
02.08.17   «баржа» - изба Норопол байдарка
03.08.17   Изба Норопол – пос.Катровож (антистапель) байдарка

ИТОГО: 11 дней, днёвок 3.

Фактический график движения.

Дата День пути Название участка Время (местное) Расстояние Метеоусловия Описание участка
24.07 день Ст.Собь-устье руч.Кузнечиковый 22:30 – 23.15 3,5 км Ясно, переменная облачность. В горах гроза Скорость течения 1 м/с. Быстротоки, 3 небольших переката-шиверы, во второй - прижим под ПБ с расческой
  Всего на воде 45 мин 3,5 км    
25.07 2 день Устье руч.Кузнечиковый – устье руч.Восточный Нырдвоменшор 12.15 – 14:00; 15:30-17:00 18 км Ясно Скорость течения 1 м/с. Несколько шивер и перекатов, самый мощный (валы до 1 м) – перед устьем Вост. Ныдвоменшора
  Всего на воде 3 ч 15 мин 18 км    
26.07 3 день Дневка, радиальный выход в горы в долину Вост.Нырдвоменшора 14:00-20:00 18 км Ясно, ветрено  
  Всего на воде 0 ч 0 км    
27.07 4 день Устье руч.Вост.Нырдвоменшор – массив Рай-Из- пос.Харп – пор.Харпский – устье руч. Енгаю-шор 12:25-13:35;   13:50 -16:00;   17:50-18:30;   19:00-20:00;     24 км Ясно Скорость течения – примерно 0,8 м/с, после ухода от гор падает до 0,2 м/с. Несколько шивер и перекатов под массивом Рай-Из Порог Харпский 1-я ступень – заходим по центру, после окончания отмели уходим под ЛБ, далее –по основной струе под ЛБ 2-я ступень – по центру 3-я ступень – заход по центру по основной струе в обход скалы у ПБ, затем уходим влево, обходя два крупных обливных камня, в конце порога – пересекаем струю и уходим к ПБ, обходя каменистую гряду у ЛБ Шивера Енга-Ю – по центру
  Всего на воде 5 ч. 24 км    
28.07 5 день Руч. Енгаю-шор – устье р.Ханмэй- устье р.Орехъеган – устье р.Хараматлоу 13.30 - 16.30;   18.15 - 19:50   20:05 -23:30 43 км Ясно. Утром небольшой смог. Скорость течения – 0,5 м/с. Большое количество перкатов, часто довольно мелких. Большинство островов и отмелей обходятся справа, некоторые – слева. Фарватер есть (ходят моторки) но очень трудно читаемых. Спутниковые снимки Google в большинстве случаев плохо отражают реальную ситуацию по проходимости рукавов (видимо меняется каждый год). Устье Ханмея плохо читается с воды, т.к оно скрыто отмелью и в нем отсутсвует видимость течения (выглядит глухой старицей).
  Всего на воде 8 ч. 43 км.    
29.07 6 день Дневка, радиальный выход вверх по течению Хараматлоу (1-2 км)     Пасмурно, жарко, с утра стоит тяжелый смог Уровень воды в Хараматлоу недостаточен для прохождения реки
  Всего на воде 0 ч 0 км    
30.07 7 день Устье р.Хараматлоу – устье р.Лупанеган 11:30-14:30 15 км Ясно, сильный встречный ветер Скорость течения сохраняется 0,3-0,5 м/с, но нивелируется сильным встречным ветром. Препятствия отсутсвуют, река становится шире (до 200 м шириной)
  Всего на воде 3 ч. 15 км    
31.07 8 день Устье р.Лупанеган – урочище Тушгорт 14:00-17:30 18 км С утра – ясно, сильный смог. После обеда – пасмурно, к вечеру сильный дождь. Скорость течения - 0,3 м/с. Несколько коротких и широких перекатов, мели. Ширина русла 300-400 м.
  Всего на воде 3,5 ч. 18 км    
01.08 9 день Урочище Тушгорт-изба Норопол 14:30-17:00; 18:00-20:00 18 км. Ясно, солнечно, попутный ветер. В районе ур.Егангорт горит торф, смог Течение закончилось. Река шириной 300-500 м, у избы Норопол до 1 км (без учета острова). Местные говорят что это разлив большой воды, реальная ширина около 500 м.
  Всего на воде 4,5 ч. 18 км    
02.08 10 день Дневка, рыбалка     Ясно  
  Всего на воде 0 ч 0 км    
03.08 11 день Изба Норопол – село Катровож 11:30-16:00; 16:30-18:00 19 км Ясно, переменная облачность, попутный ветер Течения нет. Разливы реки до 1 км.
  Всего на воде: 6 ч. 19 км    

 

ИТОГО: активными способами передвижения: 11 дней, 177 км. Из них: сплав 8 дней, 159 км (ЧХВ – 36 ч., средняя скорость – 4,42 км/ч). Пешком 1 день, 18 км (ЧХВ – 6 часов, средняя скорость 3 км/ч).

Техническое описание прохождения водной маршрута.

Г.

В 14:20 высаживаемся из поїзда Москва-Лабытнанги на станции Полярный Урал. Время пока еще московское. Наш вагон в самом хвосте, и до здания станции топать метров двести вперед.(фото 1). Слева, справа – горы, красота неописуемая (фото 2). Вмести с нами вышла еще одна группа, но они идут на Хадату. Их «Урал» ждет на следующей станции «110 км» до котрой им предстоит добраться поїздом «Воркута-Лабытнанги» в 17:40. Оставить вещи на станции не удалось (конттеррористический режим), оставили в сарайчике рабочих, который устанавливали вдоль путей снегозащитные заборы.

15:00 Отправляемся осматривать окрестности. Цель №1 – стела на границе Европы и Азии. Находим ее в полукилометре от станции (фото3). На противоположной стороне путей – памятный знак какой то экспедиции (фото4).

15:30 Внизу, под. горкой струится Собь. Подходим к берегу в том месте где река стекая с гор сворачивает в межгорную долину по которой ей бежать ближайшие 50 километров (фото 5). В этом месте река глибока (дна не достать) и водичка очень прозрачная и вкусная (фото 6). Но первые впечатления оказываются обманчивыми. Пройде сов сем чуть чуть вдоль реки отмечаем что грубокий плес заканчивается и начинается длинный перекат-«шкуродер». Широкое русло просто завалена камнями, вода струится между ними и глубина не превышает 5 см. Перекат тянется метров двести, за ним – стометровый глибокий плес. И так далее, и так далее… (фото 7-9). На противоположном берегу реки белеет снег (фото 10). Осмотрев реку решили верхню часть Соби не идти, а подъехать поездом до станции Собь.

16:40 До поїзда еще 2 часа. Группа идущаая на Хадату нас предупредила, что нужно все вещи перетащить на пути и сложить между первым и вторам путями. На первуй путь прибудет товарняк, и будет пропускать наш поезд, и если вещи остануться на станции, придерся сих протаскивать под. вагонами. Перетащили вещи, сложилив горкой. Большая горка получилась (фото 11). Станционные рабочие подсказали что рядом есть пляж на озере Перевальном. Искупаться после трехденвной дороге – самое то что нужно нам. Вода на удивление теплая, прямо из воды открывается роскошный вид на главный хребет Полярного Урала (фото 12).

17:40 Приходит поезд Воркута-Лабытнанги.350 рублей,20 минут в пути и мы на станции Собь. На часах 20:20 (с этого момента и далеено время уже салехардское). Покидаем вагон (фото 13) и отправляемся на поиски реки. Находим ее в 200 метрах справа. В 21:00 начинаем собирать лодки на ЛБ в 150 метрах ниже подвесного моста (фото 14-15). Обнаруживаем на берегу три московские группы и одинокого рыбака на «Налиме-150» - младшей сестре наших лодок. Буквально через полчаса две группы и рыбак стартуют вниз по тече нию, одна группа обустроила лагерь ии стала на ночь.

Дико грызут комары, почти сразу мы зашиваемся в накомарники. Долго не можем собрать одну из лодок – корму нереально «винтит». С N-ной попытки лодка все же собралась.

В 22:30 принесли жертву водным богам и вышли на реку, нас сразу подхватило быстрое течение Соби. Почти не гребем, только подруливаем пытаясь привыкнуть к скорости течения. Погода портится – в горах гремит гром. У нас в долине наоборот – приятный полярный вечер (вернее ночь полярного дня) – заходящее солнце окрасило облака в розовые цвета.

Почти сразку начинаются перкатики с шиверками. Во втором по счету – прижим под ПБ и расческу. Недооценив скорость сунулись туда двумя лодками не выдержав дистанцию между собой, «Баклажан» втоптал «Банан» под «расческу» и Рому и Алину немного «причесало». до устья ручья Кузнечиковый – 3,5 км и три переката.

23:00 Достигли Кузнечикового. Стоянка в лиственницах на ЛБ занята москвичами (фото19). На ПБ, на горке – еще одна стоянка, тоже занята (туристы из Ростова на Дону). Начинаем искать альтернативные стоянки и в полукилометре на ПБ в кустах ивы находим места под 1 палатку. 23:15 становимся на ночь (фото 20). Чтобы лечь пораньше еду готовим на газу, хотя дров в достатке (сухая ива, поломанная ледоходом). После полуночи комаров становится меньше. В 1:00 ложимся спать. Свитает.

Чистое ходовое время 45 мин.

Пройдено 3,5 км.

Средняя скорость движения – 4,7 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 1):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

 

25.07.2017

Подъем в 10:00. Разбудили полчища комаров и оводов, пробравшиеся в тамбур палатки (фото 21). Примерно полчаса после того как проснулись сидели внутри не решаясь выйти навстречу кровопийцам.

Из собранных с вечера дров сделали костер, дым поубавил активность насекомых (фото 22-23). Готовили на газу, чай – на костре. Удалось искупаться, вода – лед, зато над ней меньше насекомых. Видели туристов из Ростова, делавших прогулку на гору Пуоркеу.

Отплыли в 12:15. Еще на старте обнаружили, что правый баллон «Банана» немного сдут. Подкачали, вышли на воду. Худшие опасения подтвердились – баллон стремительно теряет воздух. Через 20 минут хода стали на отмель, подкачались. Подкачки хватило ровно на 15 минут. Отметили, что сдувшись примерно на четверть, баллон спускает занчительно меньше, решили идти на «полувялом». Частота подкачки баллона уменьшилась до «раз в полчаса». В 14:00 стали на обед на галечниковой отмели (фото 24), на газу сварили суп из гороха. Нас обогнали несколько групп, москвичи и местные.

В 15:30 вышли на воду. Один из красивейших участков Соби (фото 25-26). По ЛБ железная дорога, в 16:40 нас обогнал поезд Москва-Лабытнанги (фото 27), машинист приветсвовал длинным гудком. Скорость течения хорошая, опять начались шиверы. Стоячие валы до 0,2-0,4 метра, но этого достаточно чтобы захлестнуть через сдутый баллон. Ориентир ручья Восточный Нырдвомэншор – каменистая горка (фото 28) слева. Рядом с горкой на высоком ЛБ стоянка, ЛБ открытый, сильно продувается. Там есть места для палаток, но их может сносить ветром + грутой подъем на стоянку. Решили встать на ПБ. Описание стоянок на ПБ смотри в п.4.4. отчета. Для ночлега выбрали стоянку в лесу, на ручье Вост. Нырдвоменшор, пришлось сделать небольшую проводку бечевой (200 м) (фото 29). Финишировали в 17:00. Стоянка хорошая – есть кострище, капни для бани, костровое, импровизированный столик, яма для мусора (фото 30-31), в лесу – достаточно дров (нашли упавшую лиственницу). Вечер прошол в бытовых заботах, Алина и Юра попробовали рыбачить (фото 32-33). Обустроились основательно – ведь завтра дневка! Ужин на костре.Отбой в 1:00.

Чистое ходовое время 3 ч 15 м.

Пройдено 18 км.

Средняя скорость движения – 5,5 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 2):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

 

Г.

Дневка. На стоянке легкий ветерок, комаров мало, и Рома отправился спать на улице.

Первую половину дня посвятили ремонту «Банана» и осмотру ближних окрестностей. У «Банана» обнаружилась дырка в правом баллоне – расслоение ПУ-ткани в месте носового шва. Наложил заплату из ПВХ+ еще одну контрольную с другой стороны баллона (фото 34-35). Клеил «Моментом» для ПВХ-лодок, по совету Саши Климова дополнительно прогрел заплату горячей кружкой. Теперь сутки ожидания и надежды на то что наш сплав не прервется в самом начале.

Прямо возле нашей стоянки – вездеходная дорога из Харпа до нежилого поселка Полярный и станции Собь. За все время стоянки по дороге проехал «Урал» вахтовиков и группа мототуристов (фото 36). Москвичи с соседней стоянки отправились на прогулку в горы. Мы расспросили дорогу до ближайших достопримечательностей (ледниковое озеро на перевале – 9 км, Нефритовое ущелье с водопадом – 14 км). Всей группой уходить в горы не решились, оставили Юру на хозяйстве. В 14:00 Рома, Алина и Наташа вышли в горы по вездеходной дороге. Очень красивые пейзажи, внизу чем то похожи на Крым (фото 37), потом – на Карпаты (фото 38), потом – на Альпы (фото 39). Ориентиры по маршруту – широкая вырубка в лесу (фото 40), сухое русло ручья (фото 41), брошенный полуприцеп (фото 42), продолжительный брод (фото 43, можно обойти по заболоченному лугу справа), перевал с видами на вершины Полярного Урала (фото 44). На перевале сворачиваем влево в тундру, и через несколько сотен метров видем горное озеро в низине (фото 45). У озера догнали группу москвичей - у них маленькие дети, и они стали на привал.Лучшие виды на озеро открываются с соседней горушки (фото 46 – горушка, фото 47 – вид с нее ). На часах 18:00, помним про товарища, оставленного в лагере, и поэтому решаем на водопад уже не идти.

Возвращение в лагерь заняло 2 часа. Вечером приготовили ужин, Алина снова пыталась ловить рыбу. Пока нас не было, Юра отсыпался - готовился повторить наш сегодняшний поход ночью. В 0:00 проводили Юру в горы, и пошли спать.

Чистое ходовое время 0ч 0 м.

Пройдено 0 км.

Средняя скорость движения – 0 км/ч.

Пройдено пешком – 18 км.

Координаты стоянки (стоянка № 2):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

 

Г.

Подъем в 8:00. Рома опять спал на улице. В 7:00 с прогулки вернулся Юра. Попытавшись срезать дорогу к Нефритовому водопаду, у сухого русла он свернул с вездеходки налево и по ущелью поднялся на одну из вершин массива Рай-Из. До водопада дойти не удалось – на пути возникли несколько глубоких ущелий, однако удалось встретить рассвет в горах, полюбоваться ледниковым озером с высоты птичьего полета и сделать серию атмосферных фотографий (фото 48-50).

Накачали заклеенный баллон – ремонт прошел удачно, и можно становиться на воду.

В 12:25 покинули стоянку и продолжили сплав по реке.

Первая часть пути – вдоль массива Рай-Из (фото 50-52). Он справа вплотную подходит к берегу. Очень красиво. Встречный ветер, но гребем без затруднений, так как сильное течение. Редкие шиверы-быстротоки. Несколько одиночных больших камней. Мелкие участки (30 см) перемежаются глубокими (до 2 м). Много больших галечных пляжей.

В 13:35 остановились на отмели напротив массива Рай-из чтобы насладится пейзажами.

Далее река делится на протоки. Большинство из них проходится в правое русло и имеют сильный прижим под кусты ПБ. Вода в реке – идеально прозрачная, нереального бирюзового цвета.

Слева по-прежнему железная дорога до поселка Харп.

После ухода от массива Рай-Из скорость течения падает до 0,2 км/ч, широкие плесы. До Харпа по реке 22 км. Харп (в переводе на русский – “Северное сияние”) – поселок городского типа в котором расположены две зоны. Расположен на левом берегу. Ориентир начала поселка – гидрологический пост с натянутым над водой тросом (фото 53). Далее идет зона особо строго режима (для пожизненно заключенных) – «Полярная сова». Начинается почти сразу с колючей проволоки, затем появляется церковь (фото 54). Далее надо быть готовыми к Харпскому порогу, который начинается в центре поселка на правом повороте реки. Ориентир порога – дюкер над рекой, дома на высоком ЛБ и городской «пляж» (фото 55). Тут же, на пляже стали пообедать, сходили в город в аптеку и за продуктами. Городок довольно милый, особенно центральный бульвар со световыми деревьями и домом культуры (фото 56).

Далее идет Харпский порог состоящий из 3-х ступеней общей длинной 500-700 метров. Ступени разделены спокойными широкими плёсами и описаны в разделе 4.3.

Наш уровень воды можно считать относительно высоким, поэтому все три порога были проходимы. Больше опасали валы, которые с легкостью захлестывали через борта, как только лодка становилась бортом к струе. Вторая опасность - обливные камни под водой, посадка на которые обещала неприятный разворот корпуса поперек струи. Поэтому все три ступени предварительно осмотрели с берега, выбрав траекторию так чтобы не попадать на валы в середине основной струи, но и в то же время не сесть на каменюку.

С большего прохождение порогов соответствовало описаниям в отчетах других групп, проходивших пороги ранее. Шли на загруженных байдарках, сначала"Банан", потом "Баклажан". Съемку прохождения делали с берега на фотоаппарат, прохождение первой ступени не снимали, т.к. сначала приняли ее за входную шиверу.

Первая ступень начинается в центре Харпа, ориентир - галечная отмель-пляж и постройки на высоком левом берегу. Начали прохождение в в 17:50, предварительно осмотрев первую ступень с высоты поселка. Русло расширяется, в нем беспорядочные камни, заход по центру, проход по центру через гряду хаотично лежащих камней, или под самым левым берегом. Мы прошли слева, "Банан" прошел чисто, "Баклажан"зацепил камень у левого берега (фото 56,57). После ступени на протяжении 100 метров шивера с течением и валами.

Вторая ступень - мощная шивера с косыми валами в конце. Проход - строго по центру, у правлго берега чуть глубже и меньше валы, но там же в воде лежит огромный каменный "чемодан". Ориентир начала шиверы - искуственная насыпь слева, выдающаяся в русло и сужающая реку, зеленое здание на насыпи. Порог короткий, но все же решили его осмотреть. Не нашли ничего сложного, Юра стал на фотографию. «Банан» прошел чисто (фото 58) и зачалился у ПБ. Прохождение «Баклажана» фотографировали с воды (фото 59). В нашу воду прохождение не составило проблем - обе лодки прошли строго по центру, прошли чисто. За порогом слева причал и катер спасателей на воздушной подушке (фото 60).

Третья ступень порога самая мощная и протяженная. Подошли к ней в 18:30 и потратили полчаса на осмотр. В низкую воду прохождение видимо требует лавировки, наш уровень воды позволил выбрать понятную траекторию. Ориентир начала порога - автомобильный мост через реку. С моста виден весь порог и основные препятствия - скальная гряда на входе справа, камень-скала прямо по центру порога, стоячие валы высотой до метра на выходной части порога. Но все же лучше пройтись вдаль русла и осмотреть выходную группу поближе - станет понятно, что логичный проход слева закрыт подводной каменной грядой с острыми камнями, которая продолжается отмелью чуть ли не до середины реки. Наиболее логичная траетктория сплава (по крайней мере для "Налима") - заход по центру, затем уйти влево в обход скалы (можно и по центру, возле скалы, но там более мощные валы) и обойдя скалу начать пересекать струю двигаясь к правому берегу. В конце порога можно возвращаться левому берегу и стать в улов за каменной грядой (для страховки и фотографирования).

Обе байдарки прошли чисто, "Банан" центральную часть прошел ближе к левому края струи (фото 61-62), "Баклажан" - строго по центру (фото 63-65). Фотографировали с окончания каменной гряды на ЛБ. Все очень эмоциональено, было желание покатать еще, но длинный обнос и наступающий вечер не позволил устроить продолжительные покатушки.

После 3-й ступени порога мощь реки усиливается за счет притока Енга-Ю (фото 66), там же находится две мощные шиверы (валы до 1 метра, но русло преимущественно чистое). Отойдя от Харпа пару километров стали на ночлег на стоянке в лиственничном перелеске.

Начиная с Харпского порога Собь становится проходимой для моторных судов - н чуть ниже третьей ступени видели целую флотилию моторных лодок харпских рыбаков (фото 67). Здесь же начинаются рыбные места - местные хвалят хариуса и тайменя.

На ночь стали в 20:00, немного не дойдя до впадения ручья Енгаю-шор, в пихтовой роще на ПБ. Ориентир – какое-то сооружение с вышкой на противоположном берегу. На стоянке – кострище, костровое (фото 68). Алина с Юрой пробовали ловить, но безуспешно – к тому же Юрас ломал удочку. На эхтой стоянке отличная мобильная связь – ловят все операторы. Отбой в 0:00.

Чистое ходовое время 5ч

Пройдено 24 км.

Средняя скорость движения – 4,8 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 3):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

 

Г.

Вышли очень поздно – в 14:00.

На сегодня запланировали длинный переход в район устья р.Хараматлоу. Сообщили о входе в зону без связи в Салехардский ПСО.

За Харпом река разливается вширь на 300 метров, но попрежнему неглубока. Длинные глубокие плесы чередуются отмелями, островами, которые обычно соседствуют с быстрыми и мелкими перекатами. Река непредсказуема и даже по спутниковым снимкам иногда невозможно обнаружить, какая из проток является основной. Наличие быстротока и переката на входе никогда не гарантирует что русло окажется полноводным (фото 69). И наоборот, иногда полноводный вначале рукав оканчивался жестким шкуродером, на одном из шкуродеров порвался «Баклажан».Дырку заклеили, и в дальнейшем старались такие пороги-перекаты по возможности проходить проводкой. На участке до устья Ханмея проводку делали минимум два раза (фото 70), хотя наличие на реке проезжающих моторных лодок являлось свидетельством того, что фарватер на всем протяжении реки присутствует.

16:30 –остановка на обед на одной из отмелей.

19:55 - Впадение крупнейшего левого притока- реки Ханмэй (фото 71). Устья Ханмея очень легко пропустить. При впадении в бурную Собь Ханмэй практически не имеет течения, а его широкое устье, спрятавшееся за отмелью больше напоминает глухой старик. Ориентиром впадения Ханмея является крутой поворот реки Собь к западу с шиверой значительной длинны. Остановильсь передохнуть и пофотографировать, здесь же приняли решение обязательно сегодня дойти до Хараматлоу.

21:45 Второй заметный приток - Орехъёган (фото 72) - впадает справа широким каменистым потоком который трудно пропустить, если придерживаться правого русла при обходе значительного каменистого острова с рыбацкой стоянкой.

23:00 Наконец наша цель - река Хараматлоу - впадает в Собь широкой каменистой дельтой из 3-х руковов. При прохождении дельты издалека заметна шикарная стоянка на высоком берегу чуть выше по течению Хараматлоу. Есть возможности стать рядом - на пасчано-галечной отмели. Так поступили две группы, которые мы нагнали - семья из Ростова (мы их видели на первой стоянке) и группа москвичей на катамаранах. Мы же выбрали ту самую известную стоянку, что фигурирует в большинстве отчетов (фото 73).

23:30 Высадились на берег, долго таскали вещи. К полуночи обустроили лагерь, потом стали сушить вещи и готовить ужин. Завершил ужин чай с комарами – полчища этих гадов сотнями лезли в котелок (фото 74). Спать легли около 3:00 утра.

Чистое ходовое время 8 ч

Пройдено 43 км.

Средняя скорость движения – 5,4 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 4):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

 

Г.

Встали около 11:00, начали день с обследования русла Хараматлоу. Пешком прогулялся пару километров вверх по течению. Воды мало – почти как в верховьях Соби. Зато комаров и оводов очень много – столко раньше не было. Жарко, около +28 С, но при этом из за гнкуса приходится все время ходить в одежде. Окрестности затянул плотный смог торфяного пожара. Жара, смог – чувствуешь себя как в бане. Из палатки выходишь как в открытый космос. Приняли решение на пороги Гагарина-Титова не идти, стать на дневку.

Заклеили «Баклажана», остальную часть дня отдыхали, рыбачили. Подружились с семьей туристов из Ростова-на-Дону - вот уже несколько дней как идем параллельными курсами, и наконец то встретились на одной стоянке. Ростовчане угостили ухой из тайменя (фото 75).

Чистое ходовое время 0 ч

Пройдено 0 км.

Средняя скорость движения – 0 км/ч.

Пройдено пешком – 2 км.

Координаты стоянки (стоянка № 4):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

Г.

Встаем в 9:00 и в 11:30 покидаем комариную стоянку. Идем в спокойном темпе – ведь мы опережаем график уже на 2 дня. Вопреки ожиданиям течение еще держится примерно на уровне 0,5 м/с. Ясно, ветер унес смог. Прошли хорошую стоянку в пихтовом лесу на ПБ – ее заняли пришедшие вчера вечером москвичи. После Хараматлоу Собь делает характерную петлю – сначала поворачивает на север в сторону Полярного рала, потом – на запад и после нескольких излучин меняет направление на южное. На участках где река поворачивала на север идти мешал сильный северный ветер, который умножал скорость «Налимов» на ноль.

На этом участке река очень красива – широка, имеет высокие берега покрытые лесом. На обед решили стать в устье ПрПр – реки Лупанъеган. Достигли Лупанъегана в 14:30. Река впадает в Собь справа, после большой каменистой гряды мощным потоком (фото 76), вода в реке – торфянистого цвета. На спутниковой карте здесь отмечена изба и баня. Изба видна с воды, когда то здесь нахзодилась биостанция заказника. Поднялись на берег, осмотрели постройку (фото 77). Алина забросила спинниг и почти сразу споймала свою первую щуку. К рыбалке присоединился Юра, и через полчаса мы имели 5 рыбин на уху (фото 78-80).

Окрыленные рыбацким счастьем решили остаться в этом месте на ночь. Возле избы достаточно места под палатки. Вечером готовили уху и запекали щуку, спать легли около 1:00.

Чистое ходовое время 3 ч

Пройдено 15 км.

Средняя скорость движения – 3 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 5):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

Г.

Сегодня начали тратить резервные дни - устроили полудневку и вышли на воду в 14:00. Высвободившееся время потратили на рыбалку. Река широкая и очень мелкая. Скорость течения - 0,3 м/с. Несколько коротких и широких перекатов, мели. Ширина русла 300-400 м. со слов местных это не истинная ширина, а разлив – вода затопила каменные отмели.

В 16:00 начался дождь, который постепенно усиливался. К 17:00 дошли до предположительного места стоянки – обширного острова-отмели, который в плане похода условно был назван «баржей» (на Google – картах в этом месте прикреплен снимок баржи). Баржи не обнаружили – ее либо увезли, либо замыло песком, кроме того остров оказался полуостровом (фото 81).

В 17:30 на высоком ЛБ в урочище Тушгорт увидели избушку егеря, решили причалить и спрятасться от дождя (фото 82-83). После недолгих раздумий остались в избе на ночь – переждать дождь и посушиться. Дождь вскоре закончился, вышло солнце и осветило прекрасный таежный пейзаж окрестностей (фото 84). Отбились довольно рано – в 22:00.

Чистое ходовое время 3 ч

Пройдено 18 км.

Средняя скорость движения – 6 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 6):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

Г.

Проснулись в 9:00 от комаров. Приготовили еду на горелке, обнаружили что вещи так и не высохли. Решили растопить печку и просушить недосушенное. Так наше утро затянулось до полудня (израсходовали вторую «полудневку»). Около 13:00 стали собираться на воду, спустили и стали грузить лодки. прямо в этот момент нас догнали ростовчане, которые взяли курс на нашу избушку. Ребята планировали стать на обед. В итоге мы обменялись рыбными блюдами (у нас оставалось немного печеной рыбы, у них - маринованой), прпробовали ростовской колбасы и запали раостовским же спиртом.

Ниже егерской избы река становится еще шире, метров семьсот-восемьсот (фото 85). Плесы становятся длинными - до горизонта, появляются острова. В одном месте на берегу курился дымок – мы стали свидетелями торфяного пожара (фото 86). В одной из бухточек видели уютный рыбачий домик с лужайкой (фото 87). все чаще попадаются моторки и рыболовецкие сети - здесь начинаются угодья катравозского рыбпромхоза. Сплавляться решили до места отмеченного на картах как "Изба Норопол".

В 17:00 стали на обед на одном из островов. На ПБ видели остов ненецкого чума.

В районе Норопола Собь разлилась больше чем на километр. Большинство байдарочников идут в основное русло, мы же пошли в "узкий", метров триста шириной правый проход. Ориентир развилки - высокий берег на котором стоят падающие в воду березы (фото 88). Прошли по протоке около километров, увидели избу (фото 89). Изба Норопол оказалась неприветливой - грязный подход с воды, много комаров, трава по пояс, закрытая на замок дверь. Поэтому решили вернуться на полкилометра вверх и встать на красивом песчанном пляже (фото 90-92). До Норопола такие пляжи редкость, после становятся в порядке вещей. В 20:00 были на берегу, поставили палатку, заготовили дров. До поздна сидели у костра, отбой – в районе 1:30.

Чистое ходовое время 4,5 ч

Пройдено 18 км.

Средняя скорость движения – 4 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 7):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

Г.

Подъем в 9:00. Дневка. Походно-хозяйственный день, рыбалка. Напротив стоянки – большая «щучья яма». Утром и вечером мимо проносятся моторные лодки из Катровожа – ведет промысел местный рыбпромхоз. У нас за промысел отвечает Алина – и сегодня мы снова с рыбой. И жареной, и вареной (фото 93-95).

Отбой после полуночи, в районе 1:00.

Чистое ходовое время 0 ч

Пройдено 0 км.

Средняя скорость движения – 0 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 7):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

Г.

На воду вышли как никогда рано –в 12:00. И не зря - при планировании маршрута была допущена ошибка, и запланированные на последний день 12,6 км оказались на 6 км длинней.

Сразу шли вдоль ПБ, через 6 км в 13:30 перешли на ЛБ. Ориентир места где нужно перехадить – каменный выступ высокого ЛБ (фото 96), местные наывают это место «глыба». Следующий приметный ориентир – еще через 5 км – это «ледник» рыбпромхоза, высокая изба без окон на ПБ (фото 97). Достигли ледника в 16:00. Рядом – якорная стоянка (фото 98), отсюда уже видны вышки Катровожа (фото 99). Напротив «ледника» - хорошая большая стоянка с кострищем, именно здесь большинство групп становится на последнюю ночь или вызывают сюда катер для выброски в Лабытнанги.

В 17:00 на одной стали перекусить на входе в Катравожский сор. Не смотря на большую воду сор сухой (представляет собой болото), и срезать по ниему не удалось. Еще полчаса по воде, и входим в широкую протоку слева. В конце протоки виднеется наш пункт назначения – поселок Катровож (фото 100).

Идем вдоль берега до конца села. За пристанью (фото 101-102) сворачиваем в глубокую бухту. В устье бухты стоит наш теплоход «Фарман Салманов» и списанные танкеры, которые используют как хранилища солярки. В глубине бухты по ПБ – кладбище, по ЛБ – стоянки моторных лодок. На одной из стоянок финишируем (18:00) и разбираем лодки. На ночлег устроились у местных – пожилой ненец по имени Артем пригласил к себе в дом, истопил баню. Для местных такое радушие скорее норма чем исключение. В селе – три магазина, школа. Раз в два дня из Катравожа в Салехард ходит теплоход «Фарман Салманов».

Вечером сообщили об успешном прохождении маршрута в МКК и Салехардский ПСО.

Чистое ходовое время 6 ч

Пройдено 19 км.

Средняя скорость движения – 3,2 км/ч.

Координаты стоянки (стоянка № 8):

N 67º2'444''

E 65º33'456''

 

Г.

6:00 Подъем, сборы на теплоход. 8:00- иы на боту «Фармана Салманова» (фото 102-105). Салманов – большой комфортный теплоход, на боту два салона сидячих мест, ТВ, кафетерий. Проводи время на открытой задней палубе и любуемся обскими пейзажами. В 10:30 теплоход прибыл на речной вокзал Салехарда, нгде нас ждет два дня отдыха на съемной квартире. Квартиру найти непросто, арендное жилье пользуется спросом. Не смотря на то что бронировали квартиру через Booking, она оказалась не свободна. В итоге нашли однушку в самом центре за 100$ за два дня.

 

Г.

ВАЖНО!

Событие дня – шторм на Оби. Отправляясь в Ямало-Ненецкий автономный округ нужно помнить что погода здесь изменчива. 5 августа начался сильный восточный ветер до 30 м/секунду, волна – высотой до 2 м.. При таком ветре отменяют рейсы теплоходов и паромов, и попасть из Салехарда в Катравож или Лабытнанги в принципе невозможно. Этот же ветепр может запереть в устье Соби любую группу на 2-3 суток. Если до 20м/с некоторые моторки еще выходят в акваторию, то при более сильном ветре на выброску рассчитывать не приходится.Такое бывает 5-6 раз в году, но отправляясь сюда надо иметь в виду, что купленные билеты на поезд, катер могут пропасть в случае шторма. Поэтому рекомендуется иметь резервный запас средств на банковской карточке.

Г.

3:00 Шторм утих, через Обь прошел первый паром на Лабытнанги.

6:30 На заказной машине (спасибо радушному жит







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.