Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные.





Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные.

Доля является счетной временной единицей в музыке. В процессе пульсации обнаруживаются сильные и слабые доли. Их чередование называется метром (от греч. «мера»). На тяжелой (сильной) доле метра образуется метрический акцент. Он возникает под воздействием разнообразных элементов музыкального языка: ладовых, ритмических, гармонических, фактурных, динамических, тембровых.

Конкретизирует метр — размер. Он указывает не только на количество долей в такте, но и на длительность каждой доли, и таким образом, определяет единицу счета времени. Обозначается размер двумя цифрами, из которых верхняя указывает на количество долей в такте, а нижняя — на длительность каждой доли.

Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называются простыми. Они бывают 2-х и 3-х дольными.

Например:

Слияние 2-х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В сложном размере столько метрических акцентов, сколько простых размеров входит в его состав. Однако эти метрические акценты неравнозначны. Наиболее сильным является метрический акцент первого (из составляющих) такта. Метрические акценты последующих тактов называются относительно сильными. Сложные размеры бывают 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольными:

Размер 4/4 нередко обозначался С. Сложные размеры по сравнению с простыми выявляют большую широту дыхания музыкальной фразы. В сложных размерах счет возможно вести не по долям, а по простым тактам или иными словами, по метрическим акцентам тактов, входящих в состав сложного размера. Тогда 4-х и 6-тидольный размеры можно уподобить 2-хдольным, так как они состоят из 2-х простых тактов; 9-тидольный – 3-хдольному; 12-тидольный – 4-хдольному. Иногда размер такта: содержащего четыре четверти, обозначался знаком С (а11а – алля бреве), указывающие, что каждая доля охватывает две четверти и, следовательно, такт исполняется на 2/2.

Разновидностью сложного размера является смешанный размер, состоящий из нескольких простых неравных размеров. Это несимметричные размеры — 5-ти, 7-ми, 8-ми, 11-ти дольные:

Например:

Определить структуру такта со смешанным размером можно по группировке нот в такте и по музыкальной фразе. Иногда в начале произведения рядом с основным обозначением смешанного размера указывается его внутренняя структура:


 

Сб. Сольфеджио III

№164, 165, стр.65


 
 

Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Смена размера может быть строго периодической по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляют два размера:


 

 

Сб. Сольфеджио III,

№168, стр.67


Чаще встречается непериодическое чередование размеров, что является отражением свободной метрики. Тогда размер выставляется в нотном тексте постоянно при его смене:

Сб. Сольфеджио III,

№169, стр.67, 171, стр.68

 

Одновременное сочетание нескольких тактовых размеров называется полиметрией.

 

 

Билет№2 Группировка длительностей в тактах простых, сложных и смешанных метров и размеров. Группировка в вокальной музыке.

 

Образование ритмических групп внутри такта называются группировкой длительностей. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и дает возможность легко определить ритмическую структуру музыкального отрывка.

Синкопа

От греч. «обрубание», «сокращение».

Несовпадение ритмического акцента с метрическим называется синкопой.

Различают межтактовую и внутритактовую синкопу.

Междутактовая синкопа идет от легкой доли одного такта к тяжелой доле другого:

Внутритактовая синкопа образуется при слиянии более слабой доли такта с последующей более сильной в том же такте:

Синкопа возможна и внутри доли такта: (внутридолевая)

Внутритактовая синкопа в 3-х дольном размере может образоваться также от слияния в одну длительность 2-й или 3-ей долей такта:

Эффект синкопы может возникнуть и тогда, когда на сильной или относительно сильной доле образуется пауза:

Синкопа возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими обычно при строго периодической акцентировке:

* * *

Триоль, квартоль, квинтоль, септоль выражают учащение ритмического движения, дуоль — замедление и расширение. Свободное чередование различных видов ритмического деления привносит в движение гибкое ускорение и замедление, сообщая ритму свободный импровизационный характер.

Одновременное сочетание в разных голосах различного ритмического деления при сохранении общей метрической структуры такта называется полиритмией.

 

C, а

 

G, e 1 Д фа

D, h 2 И фа, до

A, fis 3 Е фа, до, соль

E, cis 4 З фа, до, соль, ре

H, gis 5 Ы фа, до, соль, ре, ля

Fis, dis 6 фа, до, соль, ре, ля, ми

Cis, fis 7 фа, до, соль, ре, ля, ми, си

 

Практически в музыке (благодаря энгармонизму) квинтовый круг замыкается, образуя общий круг диезных и бемольных, тональностей, но теоретически квинтовые круги (как диезный, так и бемольный) существуют самостоятельно, представляя собой как бы спирали. Это объясняется тем, что от продолжения движения вверх по чистым квинтам возникают все новые тональности с постепенным нарастанием количества диезов (дубль-диезов), а от продолжения движения вниз по чистым квинтам возникают новые тональности с постепенным нарастанием количества бемолей (дубль-бемолей).

Например: в сторону диезов:



Соль # мажор Ре # мажор

В сторону бемолей:



Фа b мажор Си b b мажор

 

Энгармонизм тональностей.

Тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение, расположенных на одной и той же высоте, но разного названия называются энгармонически равными. Наиболее употребительными мажорными энгармонически равными тональностями являются:

Cis — dur Des — dur

Fis — dur Ges — dur

H — dur Ces — dur

Употребительные минорные:

gis — moll as — moll

ais — moll b — moll

dis — moll es — moll

 

Гармонические обороты.

 

Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения.

Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведение).

Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом.

I – IV – I – плагальный оборот*

I – V – I – автентический оборот*

I – IV –V – I – полный оборот

Простейшие соединения главных трезвучий и их обращений:

С – dur

I – V – I

I V6 I I6 V64 I6 I64 V I64

 

I – IV – I

I IV64 I I6 IV I6 I64 IV64 I64

 

* Прим. Автентический – греч. Главный, основной

* Плагальный – от позднелат. Побочный, производный

 

 

a–moll

I – V – I

I V6 I I6 V64 I6 I64 V I64

 

I – IV – I

I IV64 I I6 IV I6 I64 IV6 I

 

C – dur

I – IV –V – I (полный оборот)

I IV64 V6 I I6 IV V64 I6 I64 IV6 V I6

 

a–moll

I – IV –V – I

 

I IV64 V6 I I6 IV V64 I6 I64 IV6 V I64

 

Плохо

II I II I II I6 II6 I6 II64 I64

 

Виды вводных септаккордов

 

Обозначение Название Строение В каких ладах встречается
МVII7 Малый вводный септаккорд м3 + м3 + б3 Натуральный мажор
УмVII7 Уменьшенный вводный септаккорд м3 + м3 + м3 Только в гармонических ладах

 

Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.

 

Вводные септаккорды имеют также три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Разрешаются с тем же голосоведением, что и основной вид, то есть движением септимы и квинты на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом, в трезвучии I ступени обычно удваивается терция.

С – dur

VIIст. IIст. IVст. VIст.

VII7 I53 VII65 I6 VII43 I6 VII2 I64

 

Вводные септаккорды могут разрешаться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным, так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию.

Схема перехода VII7 в V7 и его обращения.

 

C – dur

VII7 V65 I53 VII65 V43 I53 VII43 V2 I6 VII2 V7 I3

 

Особенностью уменьшенных септаккордов является то, что основной вид аккорда и его обращения энгармонически равны. Это объясняется тем, что ум.7 дает в обращении ув.2, энгармонически равную м3. Этот принцип дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей, что используется при совершении так называемых энгармонических модуляций.

(ум) VII7 — является бифункциональным* аккордом (то есть содежит в себе звуки двух разных функций).

 

Прим. Би… — лат. Ы – дву… в сложных словах указывает на наличие двух признаков.

 

Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные.

Доля является счетной временной единицей в музыке. В процессе пульсации обнаруживаются сильные и слабые доли. Их чередование называется метром (от греч. «мера»). На тяжелой (сильной) доле метра образуется метрический акцент. Он возникает под воздействием разнообразных элементов музыкального языка: ладовых, ритмических, гармонических, фактурных, динамических, тембровых.

Конкретизирует метр — размер. Он указывает не только на количество долей в такте, но и на длительность каждой доли, и таким образом, определяет единицу счета времени. Обозначается размер двумя цифрами, из которых верхняя указывает на количество долей в такте, а нижняя — на длительность каждой доли.

Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называются простыми. Они бывают 2-х и 3-х дольными.

Например:

Слияние 2-х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В сложном размере столько метрических акцентов, сколько простых размеров входит в его состав. Однако эти метрические акценты неравнозначны. Наиболее сильным является метрический акцент первого (из составляющих) такта. Метрические акценты последующих тактов называются относительно сильными. Сложные размеры бывают 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольными:

Размер 4/4 нередко обозначался С. Сложные размеры по сравнению с простыми выявляют большую широту дыхания музыкальной фразы. В сложных размерах счет возможно вести не по долям, а по простым тактам или иными словами, по метрическим акцентам тактов, входящих в состав сложного размера. Тогда 4-х и 6-тидольный размеры можно уподобить 2-хдольным, так как они состоят из 2-х простых тактов; 9-тидольный – 3-хдольному; 12-тидольный – 4-хдольному. Иногда размер такта: содержащего четыре четверти, обозначался знаком С (а11а – алля бреве), указывающие, что каждая доля охватывает две четверти и, следовательно, такт исполняется на 2/2.

Разновидностью сложного размера является смешанный размер, состоящий из нескольких простых неравных размеров. Это несимметричные размеры — 5-ти, 7-ми, 8-ми, 11-ти дольные:

Например:

Определить структуру такта со смешанным размером можно по группировке нот в такте и по музыкальной фразе. Иногда в начале произведения рядом с основным обозначением смешанного размера указывается его внутренняя структура:


 

Сб. Сольфеджио III

№164, 165, стр.65


 
 

Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Смена размера может быть строго периодической по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляют два размера:


 

 

Сб. Сольфеджио III,

№168, стр.67


Чаще встречается непериодическое чередование размеров, что является отражением свободной метрики. Тогда размер выставляется в нотном тексте постоянно при его смене:

Сб. Сольфеджио III,

№169, стр.67, 171, стр.68

 

Одновременное сочетание нескольких тактовых размеров называется полиметрией.

 

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.