|
Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные.Стр 1 из 6Следующая ⇒ Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные. Доля является счетной временной единицей в музыке. В процессе пульсации обнаруживаются сильные и слабые доли. Их чередование называется метром (от греч. «мера»). На тяжелой (сильной) доле метра образуется метрический акцент. Он возникает под воздействием разнообразных элементов музыкального языка: ладовых, ритмических, гармонических, фактурных, динамических, тембровых. Конкретизирует метр — размер. Он указывает не только на количество долей в такте, но и на длительность каждой доли, и таким образом, определяет единицу счета времени. Обозначается размер двумя цифрами, из которых верхняя указывает на количество долей в такте, а нижняя — на длительность каждой доли. Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называются простыми. Они бывают 2-х и 3-х дольными. Например:
Слияние 2-х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В сложном размере столько метрических акцентов, сколько простых размеров входит в его состав. Однако эти метрические акценты неравнозначны. Наиболее сильным является метрический акцент первого (из составляющих) такта. Метрические акценты последующих тактов называются относительно сильными. Сложные размеры бывают 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольными: Размер 4/4 нередко обозначался С. Сложные размеры по сравнению с простыми выявляют большую широту дыхания музыкальной фразы. В сложных размерах счет возможно вести не по долям, а по простым тактам или иными словами, по метрическим акцентам тактов, входящих в состав сложного размера. Тогда 4-х и 6-тидольный размеры можно уподобить 2-хдольным, так как они состоят из 2-х простых тактов; 9-тидольный – 3-хдольному; 12-тидольный – 4-хдольному. Иногда размер такта: содержащего четыре четверти, обозначался знаком С (а11а – алля бреве), указывающие, что каждая доля охватывает две четверти и, следовательно, такт исполняется на 2/2. Разновидностью сложного размера является смешанный размер, состоящий из нескольких простых неравных размеров. Это несимметричные размеры — 5-ти, 7-ми, 8-ми, 11-ти дольные: Например:
Определить структуру такта со смешанным размером можно по группировке нот в такте и по музыкальной фразе. Иногда в начале произведения рядом с основным обозначением смешанного размера указывается его внутренняя структура:
Сб. Сольфеджио III №164, 165, стр.65 Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Смена размера может быть строго периодической по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляют два размера:
Сб. Сольфеджио III, №168, стр.67 Чаще встречается непериодическое чередование размеров, что является отражением свободной метрики. Тогда размер выставляется в нотном тексте постоянно при его смене: Сб. Сольфеджио III, №169, стр.67, 171, стр.68
Одновременное сочетание нескольких тактовых размеров называется полиметрией.
Билет№2 Группировка длительностей в тактах простых, сложных и смешанных метров и размеров. Группировка в вокальной музыке.
Образование ритмических групп внутри такта называются группировкой длительностей. Правильная группировка значительно облегчает чтение нот и дает возможность легко определить ритмическую структуру музыкального отрывка. Синкопа От греч. «обрубание», «сокращение». Несовпадение ритмического акцента с метрическим называется синкопой. Различают межтактовую и внутритактовую синкопу. Междутактовая синкопа идет от легкой доли одного такта к тяжелой доле другого: Внутритактовая синкопа образуется при слиянии более слабой доли такта с последующей более сильной в том же такте: Синкопа возможна и внутри доли такта: (внутридолевая) Внутритактовая синкопа в 3-х дольном размере может образоваться также от слияния в одну длительность 2-й или 3-ей долей такта: Эффект синкопы может возникнуть и тогда, когда на сильной или относительно сильной доле образуется пауза: Синкопа возникает от столкновения динамических акцентов с метрическими обычно при строго периодической акцентировке: * * * Триоль, квартоль, квинтоль, септоль выражают учащение ритмического движения, дуоль — замедление и расширение. Свободное чередование различных видов ритмического деления привносит в движение гибкое ускорение и замедление, сообщая ритму свободный импровизационный характер. Одновременное сочетание в разных голосах различного ритмического деления при сохранении общей метрической структуры такта называется полиритмией.
C, а
G, e 1 Д фа D, h 2 И фа, до A, fis 3 Е фа, до, соль E, cis 4 З фа, до, соль, ре H, gis 5 Ы фа, до, соль, ре, ля Fis, dis 6 фа, до, соль, ре, ля, ми Cis, fis 7 фа, до, соль, ре, ля, ми, си
Практически в музыке (благодаря энгармонизму) квинтовый круг замыкается, образуя общий круг диезных и бемольных, тональностей, но теоретически квинтовые круги (как диезный, так и бемольный) существуют самостоятельно, представляя собой как бы спирали. Это объясняется тем, что от продолжения движения вверх по чистым квинтам возникают все новые тональности с постепенным нарастанием количества диезов (дубль-диезов), а от продолжения движения вниз по чистым квинтам возникают новые тональности с постепенным нарастанием количества бемолей (дубль-бемолей). Например: в сторону диезов: Соль # мажор Ре # мажор В сторону бемолей: Фа b мажор Си b b мажор
Энгармонизм тональностей. Тональности, имеющие одинаковое ладовое наклонение, расположенных на одной и той же высоте, но разного названия называются энгармонически равными. Наиболее употребительными мажорными энгармонически равными тональностями являются: Cis — dur Des — dur Fis — dur Ges — dur H — dur Ces — dur Употребительные минорные: gis — moll as — moll ais — moll b — moll dis — moll es — moll
Гармонические обороты.
Вследствие того, что главные трезвучия являются гармонической основой лада, они широко применяются в музыке, поэтому необходимо знать их простейшие соединения. Соединением аккордов называется последовательность их при плавном движении голосов (голосоведение). Последовательность, образованная несколькими аккордами, называется гармоническим оборотом. I – IV – I – плагальный оборот* I – V – I – автентический оборот* I – IV –V – I – полный оборот Простейшие соединения главных трезвучий и их обращений: С – dur I – V – I I V6 I I6 V64 I6 I64 V I64
I – IV – I I IV64 I I6 IV I6 I64 IV64 I64
* Прим. Автентический – греч. Главный, основной * Плагальный – от позднелат. Побочный, производный
a–moll I – V – I I V6 I I6 V64 I6 I64 V I64
I – IV – I I IV64 I I6 IV I6 I64 IV6 I
C – dur I – IV –V – I (полный оборот) I IV64 V6 I I6 IV V64 I6 I64 IV6 V I6
a–moll I – IV –V – I
I IV64 V6 I I6 IV V64 I6 I64 IV6 V I64
Плохо II I II I II I6 II6 I6 II64 I64
Виды вводных септаккордов
Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.
Вводные септаккорды имеют также три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Разрешаются с тем же голосоведением, что и основной вид, то есть движением септимы и квинты на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом, в трезвучии I ступени обычно удваивается терция. С – dur VIIст. IIст. IVст. VIст. VII7 I53 VII65 I6 VII43 I6 VII2 I64
Вводные септаккорды могут разрешаться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным, так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию. Схема перехода VII7 в V7 и его обращения.
C – dur VII7 V65 I53 VII65 V43 I53 VII43 V2 I6 VII2 V7 I3
Особенностью уменьшенных септаккордов является то, что основной вид аккорда и его обращения энгармонически равны. Это объясняется тем, что ум.7 дает в обращении ув.2, энгармонически равную м3. Этот принцип дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей, что используется при совершении так называемых энгармонических модуляций. (ум) VII7 — является бифункциональным* аккордом (то есть содежит в себе звуки двух разных функций).
Прим. Би… — лат. Ы – дву… в сложных словах указывает на наличие двух признаков.
Билет№1 Метры и размеры: простые, сложные, смешанные и переменные. Доля является счетной временной единицей в музыке. В процессе пульсации обнаруживаются сильные и слабые доли. Их чередование называется метром (от греч. «мера»). На тяжелой (сильной) доле метра образуется метрический акцент. Он возникает под воздействием разнообразных элементов музыкального языка: ладовых, ритмических, гармонических, фактурных, динамических, тембровых. Конкретизирует метр — размер. Он указывает не только на количество долей в такте, но и на длительность каждой доли, и таким образом, определяет единицу счета времени. Обозначается размер двумя цифрами, из которых верхняя указывает на количество долей в такте, а нижняя — на длительность каждой доли. Размеры, в которых имеется один метрический акцент, называются простыми. Они бывают 2-х и 3-х дольными. Например:
Слияние 2-х или нескольких одинаковых простых размеров образует сложный размер. В сложном размере столько метрических акцентов, сколько простых размеров входит в его состав. Однако эти метрические акценты неравнозначны. Наиболее сильным является метрический акцент первого (из составляющих) такта. Метрические акценты последующих тактов называются относительно сильными. Сложные размеры бывают 4-х, 6-ти, 9-ти, 12-ти дольными: Размер 4/4 нередко обозначался С. Сложные размеры по сравнению с простыми выявляют большую широту дыхания музыкальной фразы. В сложных размерах счет возможно вести не по долям, а по простым тактам или иными словами, по метрическим акцентам тактов, входящих в состав сложного размера. Тогда 4-х и 6-тидольный размеры можно уподобить 2-хдольным, так как они состоят из 2-х простых тактов; 9-тидольный – 3-хдольному; 12-тидольный – 4-хдольному. Иногда размер такта: содержащего четыре четверти, обозначался знаком С (а11а – алля бреве), указывающие, что каждая доля охватывает две четверти и, следовательно, такт исполняется на 2/2. Разновидностью сложного размера является смешанный размер, состоящий из нескольких простых неравных размеров. Это несимметричные размеры — 5-ти, 7-ми, 8-ми, 11-ти дольные: Например:
Определить структуру такта со смешанным размером можно по группировке нот в такте и по музыкальной фразе. Иногда в начале произведения рядом с основным обозначением смешанного размера указывается его внутренняя структура:
Сб. Сольфеджио III №164, 165, стр.65 Размер, меняющийся в пределах данного построения, называется переменным. Смена размера может быть строго периодической по тактам. В этом случае в начале произведения сразу выставляют два размера:
Сб. Сольфеджио III, №168, стр.67 Чаще встречается непериодическое чередование размеров, что является отражением свободной метрики. Тогда размер выставляется в нотном тексте постоянно при его смене: Сб. Сольфеджио III, №169, стр.67, 171, стр.68
Одновременное сочетание нескольких тактовых размеров называется полиметрией.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|