Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет№13 Простые и составные интервалы. Обращение интервалов. Консонирующие и диссонирующие интервалы.





 

Соотношение двух музыкальных звуков по высоте называется интервалом (от лат. «промежуток»). По способу воспроизведения интервалы бывают 2-х видов: мелодические и гармонические.

Мелодическим называется интервал, звуки которого берутся последовательно друг за другом.

Гармоническим – называется интервал, звуки которого берутся при одновременном сочетании.

Нижний звук интервала называется основанием, верхний — вершиной.

Каждый интервал определяется двумя величинами количественной и качественной.

Количественной – называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал (ступеневая величина).

Качественной — называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал (тоновая величина).

Интервалы, образующиеся в пределах октавы, называются простыми. Всего 8 простых интервалов. Название интервала зависит от количества ступеней, которое они охватывают.

Прима — (первая) — одна дважды повторенная ступень или слияние 2-х голосов в одной ступени.

Секунда (вторая) — 2 ступени

Терция (третья) — 3 ступени

Кварта (четвертая) — 4 ступени

Квинта (пятая) — 5 ступеней

Секста (шестая) — 6 ступеней

Септима (седьмая) — 7 ступеней

Октава (восьмая) — 8 ступеней.

1. Чистая прима — 0 тонов (ч1)

2. Малая секунда — 0,5 тонов (м2) Большая секунда — 1 тон (б2)

3. Малая терция — 1,5 тона (м3) Большая терция — 2 тона (б3)

4. Чистая кварта — 2,5 тона (ч4)

5. Чистая квинта — 3,5 тона (ч5)

6. Малая секста — 4 тона (м6) Большая секста — 4,5 тона (б6)

7. Малая септима — 5 тона (м7) Большая септима — 5,5 тона (б7)

8. Чистая октава — 6 тонов (ч8).

Составными называются интервалы больше октавы.

Они образуются путем прибавления октавы к простым интервалам.

Каждый составной интервал имеет самостоятельное название и обозначение, соответствующее их ступеневой величине.

Нона (октава + секунда) м9, б9

Децима (октава + терция) м10, б10

Ундецима (октава + кварта) ч11

Дуодецима (октава + квинта) ч12

Терцдецима (октава + секста) м13, б13

Квартдецима (октава + септима) м14, б14

Квинтдецима (октава + октава) ч15.

Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, когда основание становится вершиной, а вершина основанием интервала.

Возможны два способа перемещения звуков:

1) перенесение основания интервала (нижнего звука) на октаву вверх;

2) перенесение вершины интервала (верхнего звука) на октаву вниз.

В результате обращения интервала получается новый интервал, который вместе с первоначальным составляет октаву.

Прима обращается в октаву (1+8=9)

Секунда — „ — в септиму (2+7=9)

Терция — „ — в сексту (3+6=9)

Кварта — „ — в квинту (4+5=9)

Сумма тоновых величин обоих интервалов равна шести (тоновой величине октавы), а сумма их ступеневых величин — 9 – ти.

При обращении интервалов все чистые обращаются в чистые, малые и большие, большие в малые, увеличенные в уменьшенные, уменьшенные в увеличенные. Консонансы обращаются в консонансы, а диссонансы в диссонансы.

Под консонансом в музыке подразумевается согласованность, сливаемость созвучия (от лат. — согласно звучу).

Под диссонансом наоборот большая или меньшая резкость, несогласованность созвучия (от лат. — нестройно звучу).

К консонансам относятся все чистые интервалы — прима, кварта, квинта, октава, а также терции и сексты.

К диссонансам — секунды, септимы, все увеличенные и уменьшенные интервалы.

 

Билет№14 Диатонические и хроматические интервалы. Энгармонизм интервалов.

Диатоническими принято назвать те интервалы, которые образуются между ступенями натурального мажора и натурального минора. Все диатонические интервалы могут быть построены от любой основной или производной ступени вверх и вниз. Например:

 

Эти интервалы еще называются основными, поскольку они имеют в музыке преобладающее значение и исторически предшествовали другим видам интервалов.

Каждый диатонический интервал может быть увеличен или уменьшен при помощи повышения или понижения на хроматический полутон одной из образующих его ступеней. Увеличенные интервалы могут образоваться из чистых и больших интервалов, а уменьшенные из чистых и малых. Исключением является чистая прима, она не может быть уменьшена.

Все увеличенные и уменьшенные интервалы называются хроматическими (кроме тритонов).

 

Например:

Увеличенные интервалы:

а) образовавшиеся от повышения верхней ступени (вершины):

б) от понижения нижней ступени (основания):

 

Уменьшенные интервалы:

а) образовавшиеся от понижения верхней ступени (вершины):

б) от повышения нижней ступени (основания):

 

Количество тонов каждого из перечисленных выше хроматических интервалов совпадает с количеством тонов какого-либо интервала из числа диатонических (основных) интервалов.

 

 

Например: ув.2 = м.3 (1,5т)

ум.7 = б.6 (4,5т):

 

Интервалы различной количественной величины, одинаковые по звучанию, называются энгармонически равными интервалами.

У энгармонически равных интервалов может быть и одинаковая количественная величина, при условии энгармонической замены обоих звуков у одного из сопоставляемых интервалов:

 

Кроме перечисленных хроматических интервалов могут образовываться дваждыувеличенные и дважды уменьшенные интервалы путем уменьшения интервала на два хроматических полутона.

Чаще других встречаются дважды увеличенная кварта и дважды уменьшенная квинта:

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.