Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Билет№30 Динамические оттенки и их обозначение. Мелизмы (особый способ пения): форшлаг, мордент, группетто, трель.





 

Итальянские термины Обозначение Произнесение Значение
mezzo piano mp меццо пиано не очень тихо
piano p пиано тихо
pianissimo pp пианиссимо очень тихо
piano—pianissimo ppp пиано пианиссимо предельно тихо
mezzo forte mf меццо форте не очень громко
forte f форте громко
fortissimo ff фортиссимо очень громко
fortefortissmo fff форте фортиссимо предельно громко

 

Различные варианты громкости в музыке образуют динамические оттенки.

Для изменения силы звучания служат crescendo (cresc) — крещендо, усиливая;

Diminuendo (dim) — диминуэндо – «уменьшая», ослабляя силу звука.

 

Мелизмами называются мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. Они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука, и поэтому их временные доли не входят в сумму основных долей данного такта.

Мелизмы образуются при помощи вспомогательных звуков, отстоящих главным образом, на секунду от основного звука. В нотном письме мелизмы обозначаются особыми знаками или нотами мелким шрифтом.

Форшлаг встречается 2-х видов:

а) долгий (характерный для музыки 18века.) звук, лежащий обычно секундой выше или ниже основного звука мелодии и исполняемый за счет длительности последнего.

 

Пишется: Исполняется:

 

 

Форшлаг — от нем.– «предудар».

б) короткий форшлаг — звук, лежащий на любом расстоянии выше или ниже основного звука мелодии. В отличие от долгого форшлага короткий исполняется как наименьшая доля последующего или предыдущего звука. Обозначается мелкой нотой (чаще всего – восьмой) с перечеркнутым штилем.

 

Возможны 2 способа исполнения короткого форшлага:

Пишется:

 

Исполняется:

 

Короткий форшлаг может состоять не только из одного, но и из двух и более звуков, например:

 

Пишется:

Исполняется:

или

 

Мордент — итал. – колючий, острый, представляет собой оборот из 3-х звуков: основного, вспомогательного и основного.

Мордент исполняется всегда только за счет длительности основного звука, причем меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины) на третий звук:

Пишется:

Исполняется:

или

 

Перечеркнутый мордент отличается тем, что в нем участвует не верхний, а нижний вспомогательный звук:

Пишется: Исполняется:

 

Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:

 

Пишется: Исполняется:

 

Групетто — (итал. маленькая группа нот) это мелодическая фигура представляет собой группу из 4-х или 5-ти звуков, состоящую из основного звука и вспомогательных (верхнего и нижнего).

Четырехзвучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и опять основной:

 

 

Пятизвучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее как в четырехзвучном группетто:

 

Группетто обозначается знаком, который становится либо над нотой, либо между двух нот. Группетто, написанное над нотами, исполняется за счет длительности той ноты, над которой оно написано.

 

Пишется:

Исполняется:

или

 

Знак, стоящий между двумя нотами, означает либо пятизвучное (группетто, занимающее всю длительность начального (основного) звука, либо четырехзвучное группетто, занимающее конец длительности начального звука:

 

 

Пишется:

Исполняется:

или

 

 

Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука,например:

 

 

Пишется:

Исполняется:

или

 

Трель — итал.– дребезжать, колебать, представляет собой быстрое чередование основного и верхнего вспомогатльного звуков. Трель обозначается начальными буквами слова «trillo» – tr, которые ставятся над нотой. Протяженность основного звука и определяет продолжительность трели:

 

Пишется:

Исполняется:

или

 

Скорость исполнения трели зависит от общего контекста стиля произведения, темпа. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага. В данном случае этот знак указывает на вспомогательный звук, входящий в длительность основного:

 

Пишется:

Исполняется:

 

В XVII–XVIII вв. было принято заканчивать трель нижним вспомогательным звуком, переходящим в основной.

Эта заключительная фигура называлась нахшлагом (нем. «последующий удар») и специально не отличалась в нотной записи, но предполагалась:

Пишется:

Исполняется:

 

Примерно с середины XIX века и до настоящего времени исполнение нахшлага становится обязательным лишь в тех случаях, когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели, как например:

 

Автентический – от греч. – главный, основной

Плагальный — от позднелат.– побочный, производный

 

Интонирование ступеней мажорной гаммы:

I II III IV V VI VII I VII VI V IV III II I

" # # " " # # " #? "? #? "

 

Минорной (нат.)

I II III IV V VI VII I VII VI V IV III II I

# # $ # # $ " # " $ #? $ # #

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.