Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СВЯЗЬ ЛОГОПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ





Логопсихология тесно связана с другими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воз­действовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотно­шение речевых и неречевых симптомов в структуре нару­шений речевой деятельности.

Различают внутри- и межсистемные связи. К внутриси­стемным относятся связи с педагогикой в целом, а также с различными отраслями специальной педагогики: сурдо-, тифло-, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой; общей и специальной психологией. К межсистемным свя­зям относятся связи с медико-биологическими и лингви­стическими науками.

Логопсихология использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функцио­нировании анализаторов, принимающих участие в рече­вой деятельности.

Логопсихология тесно связана с оториноларингологией, невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, педиатрией. Так, данные, полученные при изучении пато­логии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса), не только дают возможность определить этиоло­гию нарушений, но и позволяют правильно сочетать ло­гопедическую работу с медицинским воздействием (ме­дикаментозным и физиотерапевтическим лечением, опе­ративным вмешательством и др.).

Эти данные необходимы при изучении и устранении расстройств голоса, ринолалии, нарушений речи при сни­женном слухе и др. В частности, расстройства голоса могут вызываться различными органическими повреждениями гортани и голосовых складок (опухоли, узелки, папилло­мы, рубцовые изменения голосовых складок и др.). Устра­нение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физиологического функционирования голо­сового аппарата, что обеспечивается медикаментозным, хирургическим, физио- и психотерапевтическим воздей­ствием.

Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том числе и детей с речевыми расстройствами, строится на основе знаний о строении нервной системы, ее функций и особенностей развития. Логопед должен быть ориенти­рован в вопросах детской психопатологии, иметь пред­ставление о наиболее частых формах психических нару­шений у детей — так называемых пограничных состояни­ях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональных нарушениях, олигофрении и задержках психического раз­вития.

Многие виды речевых нарушений связаны с органи­ческим поражением ЦНС, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропа­толога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др. Правильная оценка их места в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их воз­никновения, разграничение первичных, вызванных пора­жением ЦНС, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются ком­петенцией врача-психоневролога. Эти данные имеют важ­ное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической рабо­ты, выбора профиля специального учреждения.

Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях лого­педическая работа оказывается эффективной только тог­да, когда она сочетается со специальным медикаментоз­ным лечением, стимулирующим созревание ЦНС. Это ле­чение также назначает психоневролог. В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокой­ством, повышенной эмоциональной возбудимостью, и занятия логопеда будут не эффективны до тех пор, пока ребенок не получит специального лечения.

Причинами отдельных видов речевых расстройств, на­пример некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волне­ние, изменение привычного стереотипа (разлука с близки­ми) и др. Такой ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении; только совместная работа психоневро­лога и логопеда будет способствовать его выздоровлению.

Логопсихология тесно связана с лингвистикой и психо­лингвистикой. Речь предполагает использование языковых единиц и правил их функционирования. Они могут по-раз­ному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, не­обходимого для разработки системы коррекции.

Восприятие и порождение речевого высказывания пред­ставляют собой многоуровневые процессы со сложной, иерархически организованной структурой. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого выска­зывания имеют свой словарь, свой синтаксис объедине­ния единиц.

Этап лексико-грамматического развертывания включа­ет две операции, принципиально отличающиеся по своим механизмам: порождение синтаксической конструкции и се лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определенного языка, т.е. на языковом уровне. Затем следует этап моторной реализации.

Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает воз­можность определить специфику их нарушения при раз­личных формах афазий. Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической ра­боты по коррекции речевых нарушений.

Логопсихология тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать за­кономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Таким образом, логопед может диффе­ренцировать различные формы речевых расстройств и от­граничивать их от речевых нарушений, связанных с ин­теллектуальной недостаточностью, эмоциональными и по­веденческими нарушениями.

Знание психологии помогает логопеду видеть не толь­ко само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать связь его речевых нарушений с осо­бенностями психического развития в целом. Такое знание поможет ему установить контакт с детьми разного возра­ста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоциональ­но-волевой сферы, а также провести логопедическую ра­боту с учетом ведущего для данного возраста вида дея­тельности.

Вопросы и задания

1. Как вы можете охарактеризовать межсистемные связи логопсихологии?

2. Назовите аспекты совместной работы врача-психоневролога и логопеда.

3. Каковы связи логопсихологии с психолингвистикой?

4. В чем заключаются особенности внутрисистемных
связей логопсихологии?







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.