Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ





Среди немногочисленных работ, посвященных исследо­ванию особенностей эмоционально-волевой сферы и лич­ностного развития при речевых нарушениях, можно назвать труды таких ученых, как В.М. Шкловский, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцейа, О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук, Г.А. Волкова, Е.В. Жулина, Е.Ю. Медведева, С.А. Клюжева и некото­рых других. Осознание речевого дефекта, степень фикси­рованное™ на нем изучались в основном применительно к заикающимся детям (С.С. Ляпидевский, О.С. Павлова, В.И. Селиверстов, Л.А. Зайцева) и лицам с нарушения­ми голоса (О.С. Орлова, Л.Е. Гончарук).

В.И. Селиверстов (1989) выделяет следующие степени фиксированности детей на своем дефекте.

Нулевая. Дети не испытывают фрустрации от сознания неполноценности своей речи или даже совсем не замечают ее недостатков. Они охотно вступают в контакт со сверст­никами и взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми. У них отсутствуют элементы стеснения или обидчивости.

Умеренная. Дети испытывают в связи с дефектом не­приятные переживания, скрывают его, компенсируя ма­неру речевого общения с помощью уловок. Тем не менее осознание этими детьми своего недостатка не выливается в постоянное, тягостное чувство собственной неполно­ценности, когда каждый шаг, каждый поступок оценива­ются через призму своего дефекта.

Выраженная. Дети постоянно фиксированы на своем речевом недостатке, глубоко переживают его, всю свою деятельность ставят в зависимость от своих речевых не­удач. Для них характерен уход в болезнь, самоуничиже­ние, болезненная мнительность, навязчивые мысли и вы­раженный страх перед речью.

Расстройства в эмоционально-волевой, личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадап­тации, в связи с чем особую значимость приобретает диф­ференцированная психопрофилактика и психокоррекция имеющихся у этих детей особенностей эмоционально-лич­ностного развития.

Речь и общение

Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи се­рьезные трудности в организации собственного речевого по­ведения отрицательно сказываются на их общении с окружа­ющими. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифферен-цированность словарного запаса, явная недостаточность гла­гольного словаря, своеобразие связного высказывания, пре­пятствуют осуществлению полноценного общения.

В целом коммуникативные возможности- детей с вы­раженной речевой патологией отличаются заметной ог­раниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низ­кая речевая активность.

Для большинства таких детей характерна крайняя воз­будимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут за­нять себя определенным делом, что говорит о недостаточ­ной сформированности у них навыков совместной дея­тельности. Изучение общения у детей с тяжелой речевой патологией показывает, что у большинства старших дош­кольников преобладает ситуативно-деловая его форма, что характерно для нормально развивающихся детей 2—4-лет­него возраста.

Исследованиями познавательного развития детей с рече­вой патологией занимались такие ученые, как Л.С. Цветко-ва, Т.М. Пирцхалайшвили, Е.М. Мастюкова, Н.А. Чевелева, Г.Ф. Сергеева (разные виды восприятия); Г.С. Гуменная (осо­бенности памяти); О.Н. Усанова, Ю.Ф. Гаркуша, Т.А. Фотекова (внимание); И.Т. Власенко, Г.В. Гуровец, Л.Р. Давидо­вич, Л.А. Зайцева, В.А. Ковшиков, Ю.А. Элькин (различные формы мышления); В.П. Глухов (воображение).

Психодиагностические методики

Психокоррекционная работа с детьми, имеющими ре­чевое недоразвитие, должна включать комплекс меро­приятий, направленных на устранение неблагоприятного воздействия указанных выше социальных факторов, улуч­шение общего психического состояния детей, формиро­вание у них интереса к речевому общению и необходимых навыков поведения, организацию правильного речевого воспитания. Эффективность психолого-педагогической коррекции будет во многом определяться специальными занятиями с ребенком.

При организации коррекционно-педагогической помо­щи детям с тяжелыми речевыми нарушениями необходи­мо следовать принципу комплексности и взаимодополни­тельности медицинских, психологических и педагогиче­ских методов воздействия. В частности, может быть использован ряд психодиагностических и психокоррекционных методик.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.