Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностика собственно слуховой агнозии





Для изучения этого нарушения используются аудио­записи элементарных бытовых звуков, которые ребенок должен различать без специального обучения (шум лью­щейся воды, шум ветра, скрип двери, шум шагов и т.д.).

Ребенку дается инструкция: «Внимательно послушай зву­ки, которые я тебе предложу. Ты должен их узнать и на­звать мне».

После чего ребенку предъявляется аудиозапись и ана­лизируются результаты обследования. Нарушение слухо­вой дифференцировки знакомых звуков свидетельствует о поражении коркового уровня слуховой системы правого полушария (следовательно, о наличии собственно слухо­вой агнозии).

Диагностика слухоречевой памяти проводится с по­мощью специальной методики. Ребенку предъявляется ряд, состоящий из 3—4 слогов («бу-ра-ми», «ко-на-фу-по») или такого же количества слов («дом — лес — стол», «ночь — кот — мост — дуб»). Ребенок должен запомнить элементы ряда и воспроизвести их в той же последова­тельности.

Делается вывод о нарушении слухоречевой памяти, если ребенок может повторить лишь один-два элемента ряда, сохраняя иногда начальные, иногда последние эле­менты, говоря, что остальные не запомнил. Это наруше­ние носит модально-специфический характер. Если та­кому больному предъявить группу нарисованных фигур или даже написанных слов, он запоминает их достаточно прочно.

Диагностика аритмии

По данным Н.Н. Трауготт и ее сотрудников, у больных аритмией нарушается способность к различению звуковых комплексов разной сложности, особенно состоящих из се­рии последовательных звуков. С целью диагностики в этом случае ребенку предъявляются наборы звуков, чередую­щихся через разные промежутки времени (или сгруппи­рованных в определенные структуры), по два, три, четы­ре, пять звуков в пачке. Причем внутри пачки отдельные удары акцентируются. Ребенок должен различить и запом­нить структуру ритма и затем воспроизвести его.

Диагностика амузии

Для исследования амузии ребенку могут предъявляться аудиозаписи знакомых песен. При этом исследователь про­сит не только прослушать песни, но и воспроизвести их, а также предлагает ребенку ответить, чем отличается одна музыкальная композиция от другой.

Диагностика нарушений интонационной стороны речи

Для исследования данного нарушения слухового гно-зиса применяются различные варианты тестов. Например, ребенок прослушивает аудиозапись речевых высказываний, принадлежащих мужчине и женщине, после чего пытает­ся провести дифференцировку голосов мужчины и жен­щины. Диагност может предложить ему пропеть отдельную фразу, так как в пении усиливается интонационный ком­понент, который у таких больных страдает. Ребенку могут быть предоставлены одиночные звуки речи [о], [у], кото­рые он должен четко различить и повторить.

Диагностика речевой акустической агнозии

При исследовании данного вида слуховой агнозии ребен­ку предъявляются ряды «оппозиционных» [б]—[п], [д]—[т] или «коррелирующих» [г]—[к], [к]—[г], [р]—[л], [л]—[р] фо­нем, а также ряды слогов («ба-па», «да-та»). Диагност пред­лагает ребенку внимательно прослушать предъявляемые звуки, а затем повторить их. По данным методики выясня­ется, что дети, страдающие речевой акустической гнози-ей, воспринимают звуки речи как нечленораздельные шумы, не могут отличить близкие, отличающиеся только одним признаком фонемы (больные повторяют «ба-па» как «ба-ба» или «па-па»). При этом они ощущают какое-то от­личие, которое не в состоянии уяснить.

Задание

Охарактеризуйте основные виды слуховых агнозий.

Тест 5

1. Основными причинами слуховой агнозии являются поражения:

а) слухового анализатора;

б) вторичных отделов височной коры головного мозга;

в) затылочной области коры.

2. Слуховая агнозия — это гностическое расстройство, отражающее нарушение слухового восприятия:

а) при сохранной элементарной чувствительности;

б) нарушенной элементарной чувствительности;

в) нарушении элементарной слуховой чувствительности.

3. К основным видам слуховой агнозии относят:

а) аритмию, амузию, соматоагнозию, собственно слуховую агнозию, речевую акустическую агнозию;

б) буквенную агнозию, оптико-пространственную агнозию, амузию, нарушение интонационной стороны речи, аритмию;

в) речевая акустическая агнозия, аритмию, амузию, собственно слуховую агнозию, нарушение интонационной стороны.

4. Вид слуховой агнозии, который является основным источником сенсорной афазии:

а) речевая акустическая агнозия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) собственно слуховую агнозию.

5. Нарушение, для выявления которого ребенку предлагается пропеть фразу:

а) амузия;

б) нарушение интонационной стороны речи;

в) речевая акустическая агнозия.

6. Вид слуховой агнозии, сходный с явлениями нарушения фонематического слуха:

а) аритмия;

б) собственно слуховая агнозия;

в) речевая акустическая агнозия.

7. Явление дефекта слуховой памяти заключается в том, что:

а) ребенок не может выбрать слуховые дифференцировки;

б) не способен различить сходные звуки;

в) не способен узнать знакомую мелодию.

8. Форма нарушения слухового гнозиса, при которой больной не может определить смысл простых, бытовых звуков

а) собственно слуховая агнозия-

б) аритмия;

в) речевая акустическая агнозия.

ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ

Затылочная область больших полушарий мозга обеспе­чивает, как известно, процессы зрительной перцепции При этом собственно зрительную перцептивную деятельность (зрительный гнозис) обеспечивают вторичные отделы зри­тельного анализатора в их взаимосвязи с теменными струк­турами. При поражении затылочно-теменных отделов моз­га (как левого, так и правого полушария) возникают раз­личные нарушения зрительно-перцептивной деятельности прежде всего в виде зрительных агнозий.

Виды зрительных агнозий

Самостоятельное диагностическое значение в нейро­психологии имеют предметная, симультанная, лицевая символическая и цветовая агнозии.

Предметная агнозия

Предметная агнозия возникает при поражении «ши­рокой зоны» зрительного анализатора и может быть оха­рактеризована как отсутствие процесса узнавания или как нарушение целостности восприятия предмета при воз­можном опознании отдельных его признаков или частей Она может иметь различную степень выраженности — от максимальной (агнозия реальных предметов) до мини­мальной (трудности опознания контурных изображений в зашумленных условиях или при наложении друг на друга) Как правило, наличие развернутой предметной агнозии свидетельствует о двустороннем поражении затылочных отделов.

При односторонних поражениях структура зрительной предметной агнозии различается. Поражение левого полу­шария в большей степени проявляется нарушением вос­приятия объектов по типу перечисления отдельных дета­лей, в то время как патологический процесс в правом по­лушарии приводит к фактическому отсутствию акта идентификации.

Симультанная агнозия

Симультанная агнозия возникает при дву- или право­стороннем поражении затылочно-теменных отделов мозга Суть этого феномена в крайнем его выражении состоит в невозможности одновременного восприятия нескольких зрительных объектов или ситуации в комплексе. Воспри­нимается только один предмет, точнее, обрабатывается, только одна оперативная единица зрительной информа­ции, являющаяся в данный момент объектом внимания. Симультанная агнозия не всегда имеет отчетливую вы­раженность. В ряде случаев наблюдаются лишь трудности в одновременном восприятии комплекса элементов с потерей каких-либо деталей или фрагментов. Эти трудности могут проявляться при чтении, рисовании. Нередко симультанная агнозия сопровождается нарушением движений глаз (атаксия взора).

Лицевая агнозия

Лицевая агнозия проявляется при поражении правого полушария мозга (средних и задних его отделов). Степень ее выраженности различна: от нарушения запоминания лиц в специальных экспериментальных заданиях (неузнавание знакомых лиц или их фотографий) до неузнавания самого себя в зеркале. Кроме того, возможно избирательное на­рушение либо собственно лицевого гнозиса, либо запо­минания лиц.

В чем специфика «лица» как зрительного объекта по сравнению с предметом? Интерпретация нарушения ли­цевого гнозиса как дефицитарности целостного восприя­тия объекта подтверждается данными о трудностях игры в шахматы, имеющих место у больных с поражением пра­вого полушария.

К тому же в восприятии лица всегда содержится вклад индивидуальности воспринимающего, усматривающего в лице нечто свое, субъективное, даже если это портреты из­вестных людей. Специфика воспринимаемого лица и в его неповторимой целостности, отражающей индивидуальность «образца», и в отношении воспринимающего к оригиналу.

Символическая агнозия

Одностороннее поражение левой затылочно-теменной области может привести к расстройству восприятия сим­волов, характерных для знакомых пациенту языковых си­стем. Нарушается возможность идентификации букв и цифр при сохранении их написания. Это явление называется сим­волической агнозией. Изолированно буквенная и цифро­вая агнозия встречается достаточно редко. Обычно при более широком поражении с «захватом» собственно те­менных структур с их функцией пространственного анализа и синтеза нарушается не только восприятие, но и написание и списывание графем. Тем не менее важно, что этот симптом имеет левополушарную локализацию.

Цветовая агнозия

Цветовая агнозия — наименее изученная форма нару­шения зрительного восприятия. Однако имеются данные о расстройствах восприятия цвета при поражении правого полушария мозга. Они проявляются трудностями в дифференцировке смешанных цветов (коричневый, фиолето­вый, оранжевый, пастельные тона). Кроме того, можно отметить нарушение узнавания цвета реальных предметов по сравнению с сохранностью узнавания цветов, предъяв­ляемых на отдельных карточках.

В заключение описания синдромов нарушения зритель­ной перцепции следует сказать, что, несмотря на доста­точно тонкий их анализ в клиническом нейропсихологическом аспекте, в этой области существует достаточно «белых пятен», главным из которых является определение факторов, нарушение которых при локальных поражени­ях мозга приводит к формированию столь разнообразных расстройств зрительноперцептивной деятельности.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.