Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фонационное (внешнее) оформление высказывания





Нарушения произносительной стороны речи могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: голосообразования; темпо-ритмической организации высказывания; интонационно-мелодической стороны речи; звукопроизносительной организации.

Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего выделя­ются те или иные виды нарушений.

Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фо­нации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушение голоса, нарушение фо­нации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения. Проявляется в полном отсутствии фонации (афония) или в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функцио­нальными расстройствами голосообразующего механиз­ма центральной или периферической локализации и воз­никать на любом этапе развития ребенка. Бывает изоли­рованной или входит в состав ряда других нарушений речи.

Брадилалия (брадифразия) — патологически замедлен­ный темп речи. Является центрально-обусловленной, мо­жет быть органической или функциональной. Речь тягуче растянута, вялая, монотонная.

Тахилалия (шахифразия) — патологически ускоренный темп речи. Является центрально-обусловленной, органи­ческой или функциональной. Речь торопливая, стремитель­ная, напористая. В случаях, когда ускоренная речь сопро­вождается аграмматизмами, говорят о таком нарушении, как багптаризм. Если патологически ускоренная речь со­провождается необоснованными паузами, заминками — возникает полтерн.

Брадилалия и тахилалия объединяются под общим на­званием — нарушение темпа речи. Его следствием является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

Заикание (логоневроз) — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состояни­ем мышц речевого аппарата. Является центрально-обус­ловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

Дислалия (косноязычие (устар.), дефекты звукопроизношения, фонетические, недостатки произношения фонем) — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляет­ся в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах (субституциях) звуков или в их сме­шении. Может зависеть от неполной сформированности артикуляторной базы (не усвоен весь набор артикуля­ционных позиций, необходимых для произнесения зву­ков). Или он связан с тем, что у ребенка неправильно сформировались артикуляторные позиции, вследствие чего продуцируются ненормированные звуки. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатоми­ческими дефектами артикуляционного аппарата. В пси­холингвистическом аспекте нарушения произношения рассматриваются как следствие несформированности операций различения и узнавания фонем (дефекты вос­приятия); как несформированность операций отбора и реализации (дефекты продуцирования); как нарушение условий реализации звуков.

При анатомических дефектах нарушения носят органи­ческий характер, а при их отсутствии — функциональный. Дислалия возникает обычно в процессе развития речи ре­бенка; в случаях травматического повреждения перифери­ческого аппарата — в любом возрасте.

Ринолалия (гнусавость (устар.), палатолалия) — наруше­ния тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Тембр голоса оказывается избыточно назализованным вследствие того, что выдыхаемая струя воздуха при про­изнесении всех звуков речи проходит в полость носа и в ней получает резонанс. Дефект обусловлен врожденными расщелинами нёба, губы, отсутствием нёбно-глоточного смыкания. При ринолалии наблюдается искаженное про­изнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). Часто встречаются просодические нарушения, речь мало разборчива (невнятна), монотонна. Явления назали­зованного произношения без грубых артикуляционных нарушений относят к ринофонии.

Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации мышц ре­чевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформле­ния высказывания, следствием чего становятся голосо­вые, просодические и артикуляционно-фонетические де­фекты.

Тяжелая степень дизартрии — анартрия (невозможность осуществить звуковую реализацию речи). В легких случаях дизартрии, когда дефект проявляется преимущественно в артикуляторно-фонетических нарушениях, говорят о ее стертой форме. Эти случаи необходимо отличать от дислалии.

Дизартрия возникает вследствие органического на­рушения периферического и центрального характеров, приводящего к двигательным расстройствам. По лока­лизации поражения ЦНС выделяют ее различные фор­мы. Чаще всего причиной дизартрии становится ДЦП, но это может быть и нейроинфекция и другие мозговые заболевания.

Структурно-семантическое (внутреннее) оформление высказывания

Алалия (дисфазия, ранняя детская афазия, афазия разви­тия, слухонемота (устар.)) — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем пе­риоде развития ребенка. Это один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается несформированной речевая деятельность. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не развивается, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семанти­ческие дефекты. Нарушено управление речевыми движе­ниями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов.

Афазия (распад, утрата речи) — полная или частичная ут­рата речи, обусловленная локальными поражениями голов­ного мозга. Ребенок теряет речь в результате черепно-мозго­вых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Диагноз «афазия» ребенку ставят, если поражение мозга и распад речи произошли после 3 лет. В противном случае говорят об алалии.

Нарушения письменной речи

Дислексия — частичное специфическое нарушение чте­ния, связанное с недоразвитием в основном теменновисочно-затылочной области мозга. Проявляется в затрудне­ниях опознания и узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроиз­ведению звуковой формы слова; наблюдаются аграмматизмы и искажение понимания прочитанного.

Дисграфия — частичное специфическое нарушение пись­ма. Проявляется в нестойкости оптико-пространственных образов букв, смешениях или пропусках букв, искажени­ях звукослогового состава слова и структуры предложе­ний.

В случае несформированности процессов чтения и пись­ма (в ходе обучения) говорят об алексии и аграфии. Нару­шения формирования навыков письма и чтения необхо­димо отличать от утраты этих навыков, возникающей при афазиях.

Клинико-педагогическая классификация в работе ло­гопеда используется вместе с психолого-педагогической классификацией.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.