Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Диагностика зрительных агнозий





История учения об агнозиях и их механизмах глубоко прослежена А.Р. Лурией в монографии «Высшие корковые функции», где анализ этого явления проводился в основ­ном в связи с проблемой локализации функций и поиска­ми их нейрофизиологических механизмов. Для выявления нарушений восприятия можно попросить больного назвать предметы обстановки, указывая на них, предложить опре­делить их сравнительную величину, описать форму, распо­ложение в пространстве, цвет; то же самое следует прове­рить на рисунках и фотографиях, в пробах Попельрейтера.

Диагностически полезными могут оказаться задания на выполнение рисуночных проб, чтение текста, списыва­ние и письмо под диктовку. Учитывая системный и интег-ративный характер любого психического акта, следует иметь в виду, что изолированно нарушения восприятия при психических отклонениях не встречаются. Как прави­ло, они сопровождаются другими видами отклонения от нормы, такими, например, как синдромы деперсонали­зации и дереализации.

У ряда больных (с органическими поражениями мозга РАЗЛИЧНОГО генеза) явления агнозии проявлялись в том, что пациенты выделяли то один, то другой признак вос­принимаемого объекта, но не осуществляли синтеза. Так, изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: «Наверху шапочка, внизу палочка, что это такое — не знаю»; другой больной описывает ключ, как «кольцо и стержень». При этом больные верно опреде­лили конфигурацию предмета, могли даже точно скопи­ровать его, но это не облегчало их узнавание.

В качестве иллюстрации приведем данные патопсихо­логического исследования и историю болезни больной В., которая была описана Б.В. Зейгарник совместно с Г.В. Ви­ренбаум в 1935 г.

Больная В., 43 года. Диагноз: эпидемический энцефа­лит (доктор Э.Г. Кагановская). Патопсихологическое ис­следование выявило грубые нарушения узнавания пред­метов. Больная часто не узнавала (40%) предъявленных ей изображений. Так, нарисованный гриб она называет «стог сена», спички — «кристаллами». Сюжет картины больная улавливает не сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: чтобы это могло быть — расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? При показе известной кар­тины «Смертница» больная говорит: «Что это за женщи­на, о чем она задумалась? На чем она сидит? На крова­ти?» (см. Протокол экспериментально-психологического исследования больной В.)

При таком выраженном нарушении узнавания рисун­ков больная прекрасно идентифицировала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно струк­турным законам. Не узнавая предмет на рисунке, женщи­на прекрасно описывала его форму. Причем было выявлено, что реальные предметы больная всегда хороша узна­вала и затруднялась при узнавании моделей из папье-маше (например, больная не узнавала самолета, с трудом узна­вала собаку, мебель).

Таким образом, создавалась как бы некоторая ступен­чатость расстройств. Больная хорошо узнавала предметы, хуже — их модели, еще хуже — рисунки предметов. Осо­бенно плохо она узнавала те изображения, которые были нарисованы схематически, в виде контуров. Больная со­вершенно не узнавала пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо — силуэтные изображения.

 

Протокол экспериментально-психологического исследования больной В., 43 г.

 

Предъявленный рисунок (карточка-лото)

 

Описание больной

Щетка зубная

Щетка, вероятно, половая. А это что? Желтень­кая палочка, вероятно, бахрома

Пионерский бара­бан

Горшок с кисточкой. Экспериментатор: Может быть, что-нибудь другое? Больная: Булка, кото­рую кладут в кастрюлю, а это — кренделек (на палочку). Похоже и на шапку, а это что такое?

Кнопки

Внутри треугольники, вероятно, протоплазмо-вая клетка

Перья

Перья

Книга

Книга с бисерным почерком

Спички

Свечи горящие, это не может быть; а это не могут быть кристаллы в лампе?

Два барабана

То же самое, что и раньше, только две штуки: знакомое и незнакомое. Экспериментатор: Детская игрушка. Больная: Может быть, круг­лая губка для стола?

Перья для туши

Факелы, носят в театрах или длинные ручки с пером

Карандаш

Свеча, туг уж ясно, что свеча

Кисточка

Кисточка

Пионерская труба

Музыкальный инструмент, флейта или труба

Стручки

Растение, морковка по форме, а по хвостику — вот не знаю.

 

При предъявлении картинок: шляпа (пунктирное изо­бражение), шляпа (черный силуэт), шляпа (цветное кон­кретное изображение), пресс-папье (пунктирное изобра­жение), пресс-папье (силуэтное изображение), пресс-па­пье (конкретное изображение) — больная, улавливая структурную оформленность рисунка, как бы не осмыс­ливает то, что она видит, не в состоянии отнести схема­тичный рисунок к определенной категории вещей. Об этом говорит и отгадывающий характер ее узнаваний, поиск опорных деталей («Что это за точки, что они означают?»), вопросительная форма высказываний («Неужели это был забор?», «Неужели это расческа?»). Как указывает А.Р. Лурия, «процесс зрительного анализа превращался в серию речевых попыток расшифровать значение воспринимае­мых признаков и синтезировать их в зрительный образ». Больная не могла «с глаза» воспринять рисунок, процесс восприятия приобрел характер развернутого дезавтоматизированного действия.

Приведенные данные показали, что восприятие нару­шается в своей специфически человеческой характеристи­ке как процесс, обладающий функцией обобщения и ус­ловности. Поэтому можно говорить о нарушении обобщаю­щей функции восприятия. Об этом свидетельствуют и способы, с помощью которых можно было компенсиро­вать этот дефект. Так, если экспериментатор просил ука­зать определенный предмет («укажите, где шляпа» или «где ножницы»), то больные узнавали его правильно. Таким об­разом, включение предъявляемого объекта в определенный круг значений помогало узнаванию. Называние же прибли­зительного круга предметов, к которому относится данный объект («покажите мебель, овощи»), помогало меньше.

Задание

Раскройте специфику видов зрительных агнозий.

Тест 6

1. Агнозия — это:

а) расстройство памяти;

б) нарушение речи;

в) нарушение процессов узнавания.

2. Отделы мозга, поражение которых вызывает различные нарушения зрительно-перцептивной деятельности:

а) затылочно-теменные;

б) височной доли доминантного полушария;

в) нижней теменной доли левого полушария.

3. Зрительная агнозия, при которой больной не может одновременно воспринять несколько зрительных объек­тов или ситуацию в комплексе:

а) предметная;

б) символическая;

в) симультанная.

4. Предметная агнозия проявляется в неспособности больного:

а) запоминать лица;

б) зрительно идентифицировать объект;

в) идентифицировать буквы и цифры при сохранности их написания.

5. Нередко симультанная агнозия сопровождается на­рушением:

а) движений глаз;

б) праксиса позы;

в) речи.

6. При диагностике симультанной агнозии больному предлагают:

а) поставить точку в центре круга;

б) описать какой-либо предмет;

в) прочитать текст.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.