Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Изучение древних, ныне не существующих, религий





И появление религиозного туризма.

Наряду с путешествиями представителей различных религий к своим святыням всегда существовал интерес к древним, уже не существующим, религиям. Греческий историк Геродот в 450 г. до н.э. побывав в Египте первым описал страну пирамид, обнаружив у египтян большее число богов, великолепные храмы, торжественные обряды и строгое соблюдение религиозных предписаний. Через 50 лет религию этой древней цивилизации изучал философ Платон, который интересовался и религиозным учением пифагорейцев на юге Италии.

В конце Средневековья вновь развивается интерес к античным религиям. Кириако Анконский (1391-1452), незадолго до падения Византийской империи, совершает путешествие на Восток, где собирает и описывает древние религиозные тексты и остатки античных религиозных памятников. Это породило интерес к поиску остатков языческой античности в самой Италии. С 1711 г. стали вестись раскопки античного города Геркуланума, а затем и Помпей. Раскопки Помпеи позволили полностью освободить руины древних святилищ от застывшего пепла. На место раскопок стихийно стали организовываться посещения с целью ознакомления с культом и религиозным искусством античности. Позже были упрощены правила посещения раскопок в Помпеях, появились гиды, посетителям было разрешено делать рисунки.

В эпоху Возрождения проявляется и внимание к Междуречью. Первоначально оно было связано с желанием изучить места, описанные в Библии. Однако путешественники искали и развалины легендарного языческого города Вавилона. Оживление интереса к этому месту было связано с тем, что в 1616 году итальянец Пьетро делла Валле привез оттуда кирпичи с клинописной надписью. У европейцев вызвала интерес хорошая сохранность языческих артефактов древних религий, найденных на территории, которую до этого отождествляли в первую очередь со Священным Писанием. Однако успеха в раскопках Вавилона удалось добиться только в 1899 г. Немецкой экспедицией Р. Кольдевея было положено начало систематическим исследованиям и до Первой мировой войны были осуществлены раскопки значительной части Вавилона периода расцвета этого древнего государства.



В XVII в., благодаря экспедициям путешественников, осуществилось знакомство Европы с религиозными культурами Мезоамерики и Южной Америки. Однако артефакты этих религий были первоначально встречены враждебно со стороны Католической Церкви и подчас подвергались уничтожению. В XIX в. возрождается интерес к древней цивилизации Центральной Америки. Юрист Джон Ллойд Стефенс и художник Фредерик Казервуд изучили места совершения ритуальных действий представителей цивилизации майя. Результатом их путешествия явилась книга «Приключения во время путешествия в Центральную Америку, Чиапас и Юкатан». В 1902 г. американский профессор археологии Альфред Тоззер продолжил детальное изучение быта индейцев Чиапаса.

Многие века путешественников интересует цивилизация Египта. Военная кампания Наполеона Бонапарта на Ближнем Востоке заново открыла для Запада египетскую религию и культуру, познакомив с подлинными египетскими религиозными артефактами и надписями. В экспедиции принимала участие большая группа учёных, во главе с Виваном Деноном. Он первым из учёных поднялся вверх по Нилу и на основании своих впечатлений создал в 1802 г. иллюстрированное описание маршрута, который до сих пор используется в египетском религиозном туризме. Благодаря военной экспедиции Наполеона было опубликовано много книг о земле фараонов. В Лувре впервые в Европе была собрана огромная коллекция религиозных артефактов древней египетской религии. Последующая расшифровка Ж. Ф. Шампольоном (1790-1832) египетских иероглифов позволила пролить свет на сущность и содержание египетской религии.

Активизации религиозных путешествий в Египет способствовала попытка французского археолога Огюста Мариэтта полностью раскопать отдельные археологические храмовые комплексы на территории Египта, а также крупные археолого-разведывательные экспедиции германских египтологов К. Р. Лепсиуса и Г. Бругша в середине XIX века. Ими был обследован не только Египет, но и прилегающие к нему области Сирии, Палестины, Синайского полуострова, Нубии и Судана. Во время этих экспедиций было собрано много ценных древностей, которые образовали ядро Египетского музея в Берлине.

В последней трети XIX века большинство путешествий в Египет осуществлялось агентством «Томас Кук и Сын». Наряду с посещением известных достопримечательностей древней египетской религии (пирамид), агентство регулярно организовало круизы к храмовым комплексам Верхнего Египта по Нилу.

Успехи археологии подталкивали развитие религиозного туризма в Египет и в XX веке. Открытие Говардом Картером в 1922 году гробницы фараона Тутанхамона, восстановление и экспонирование находок из его погребальной камеры, привело к резкому усилению интереса к религиозным объектам мертвых культур.

Благодаря активному развитию археологии стали открываться и другие древние религиозные центры. К середине XIX в. были раскопаны святилища в Малой Азии, Персии и Греции. На рубеже XX в. были раскопаны руины святилища Аполлона в Дельфах (Греция), открывается Эгейская культура и храмы-дворцы Крита.

Приведенные отдельные факты исторического развития религиозных путешествий позволяют сделать вывод о том, что поклонение святыням с развитием общества сохранились и продолжают играть значительную роль в деятельности религиозных институтов и верующих людей.

Изменение общественных отношений в отдельных странах, глобализационные тенденции в мире, особенно в конце XX в., способствовали проявлению активного интереса населения земли к религиозным, историческим и культурным ценностям. Люди пытаются осмыслить и познать существо различных конфессий, сопоставить его с настоящим представлением о мироздании и существе физической и духовной жизни – всё это привело к новым целям путешествий – появлению религиозного туризма.

 

Глава 2. Религиозный туризм и паломничество: различия понятий и определений.

 

Содержание православного паломничества.

 

В различных религиях существует явление, которое на русском языке обычно выражается общим понятием «паломничество». Здесь уместно будет заметить, что в некоторых религиях слово «паломничество» не употребляется, т.к. имеются свои устойчивые понятия, например, «хадж» у мусульман. Несмотря на общность наименования, традиции паломничества, критерии его оценки в различных религиях существенно различаются. Об этом подробно было рассказано в предыдущей главе. Поэтому слово «паломничество» в полном смысле правильно употреблять лишь по отношению к христианскому паломничеству.

К сожалению, в настоящее время очень часто приходится встречаться с непониманием сути паломничества. Проявлением такого непонимания является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не имеют никакого отношения к теме паломничества. К их числу относятся такие выражения как: паломнический тур, паломническая экскурсия, паломнический туризм, паломнический рынок и т.д. Конечно, можно приехать в монастырь для поклонения его святыням, а можно приехать и на экскурсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Все эти неверные выражения проистекают от непонимания сути паломничества, от механического сближения его с туризмом по чисто внешнему сходству. Необходимо понимать, что паломничество и туризм – не только разные понятия, но, что наиболее важно, различные проявления жизни.

Путаница возникает отчасти от того, что наиболее употребительные слова паломник, поклонник, паломничество, поклонничество, богомолье просто непонятны многим современным людям, которые ничего не знают о многовековой христианской традиции. Происхождение понятия паломник происходит от слова пальмовник. Слово же пальмовник является точным переводом соответствующего латинского слова. Пальмовник – это тот, кто несёт пальмовую ветвь. Понятно, что здесь имеются в виду люди, несущие пальмовые ветви и участвующие в Крестном ходе Недели ваий, более известной в России как Вербное воскресенье.

Сама по себе эта связь с Неделей ваий свидетельствует о двух особенностях понимания паломничества. Первой особенностью является связь паломничества со Святой Землей – первым местом паломничества верующих во Христа. Именно там паломники с пальмовыми ветвями совершали процессию в день Входа Господня в Иерусалим и затем увозили с собой эти ветви как святыню, напоминающую о совершении паломничества. Второй особенностью данного термина является свидетельство о том, что паломничество, прежде всего, было связано с праздником Святой Пасхи. И в наше время, вплоть до сегодняшнего дня, наибольшее количество православных паломников приезжает в Иерусалим на Пасху и в Вифлеем на Рождество Христово. Впоследствии паломниками стали называть не только богомольцев, совершавших путешествия в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Другое слово также западного происхождения, которое мы нередко слышим в наше время в связи с темой паломничества – это пилигрим. Причём, если термин «паломник» является переводом латинского слова, то понятие «пилигрим» – просто русская транскрипция латинского термина «странник». Это слово используется для обозначения паломничества сразу в нескольких, прежде всего в романских языках: французском, итальянском, английском и т. д. Содержанием данного понятия является идея странствия, путешествия. Путешествие, которое обозначается этим словом, может иметь, в том числе, и религиозный характер. Хотя сам по себе религиозный аспект в данном понятии является вторичным элементом. Вообще в слове «пилигрим» отсутствует упоминание о цели путешествия. На первом месте стоит обозначение процесса – перемещение в пространстве. В наше время, когда родной язык бездумно засоряется иностранными словами, мы часто слышим слово «пилигрим», когда речь идёт о паломничестве, при этом забывая, что в древнерусской литературе и в речи наших предков широко употреблялось аналогичное слово «странник».

Существует, однако, относящееся к паломничеству понятие, основанное и на православной традиции. Его истоки восходят к деяниям отцов Седьмого Вселенского Собора. Как известно, Седьмой Вселенский Собор собрался для того, чтобы поставить точку в вопросе об иконопочитании. Перед отцами Собора, которых иконоборцы обвиняли в идолослужении, стояла важная задача: выразить различие между отношением к Богу и отношением к святым иконам. В противовес иконоборцам, отцы Собора постановили различать два понятия: служение – латриа и поклонение – проскинисис. Служение подобает одному лишь Богу (отсюда Богослужение). Иконам же подобает поклонение.

Тот же самый принцип, те же самые слова в сознании Церкви были отнесены и к паломничеству. Святые места суть места поклонения. Терминологически в православной традиции нет никакого различия в отношении верующего человека к святым иконам и к святым местам. Верующий человек, совершающий такое поклонение, издревле назывался поклонником. Таким образом, если первые два упоминавшихся термина фиксируют внешние стороны поклонения святыням: связь с местом и со временем паломничества, необходимость перемещения в пространстве, то понятие поклонник имеет в своей основе догматическое учение Церкви.

Поскольку определение Седьмого Вселенского Собора, как известно, не было принято на католическом Западе, возникла разница и в понимании паломничества внутри христианства. Для католиков иконы суть не образы, таинственным образом соединяющие нас с Первообразом, а лишь иллюстрации к Священной истории. Поэтому святые места, согласно духу католического учения – это не места поклонения, а места священных воспоминаний. Поэтому, католические пилигримы, посещая святые места, лишь воспоминают о тех событиях, которые на них происходили: читают Евангелие или жития святых. Этим, по большей части, и ограничиваются их паломнические путешествия. Безусловно, католические паломники совершают молитвы в святых местах, а некоторые принимают участие в богослужениях. Однако то поклонение святыням, которое существует в Православной Церкви, в католицизме отсутствует.

Поклонение святым иконам является составной частью богослужебной жизни Православной Церкви. Невозможно отделить поклонение иконам от молитвенной практики православных верующих. Точно так же невозможно отделить поклонение святым местам от церковной жизни и каким-то образом соединить её с туристской деятельностью, потому что это явления разного порядка. Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX-X вв. Таким образом, как мы уже отмечали, русскому паломничеству уже более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в качестве святого и богоугодного дела, необходимого каждому верующему. Путешествия к святыням Отечества и Вселенского Православия всегда воспринимались нашим народом как духовный и физический подвиг. Вот почему прежде, чем отправиться на богомолье паломники долго готовились, а в дорогу их собирали всем миром, т.е. общиной или селом. Собираясь в паломничество, православные христиане обязательно испрашивали благословение на совершение богомолья у священника или даже у епархиального архиерея.

Наше время, хотя и не без трудностей, является временем возрождения в России церковной жизни. Паломничество – важная составляющая жизни Русской Православной Церкви. Важно, чтобы православное паломничество возрождалось на правильных началах. Необходимо, чтобы люди, ответственные за возрождение и развитие паломничества, имели ясное представление о его содержании и формах.

 

Религиозный туризм

Религиозный туризм, который получил широкое распространение в последние годы, предполагает посещение различных мест, где туристы могут увидеть действующие религиозные объекты, архитектурные памятники, музейные экспозиции с экспонатами, связанными с различными верованиями и религиями, произведения искусства как современных, так и ушедших в прошлое религий. Привлекает туристов и участие в религиозных праздниках и церемониях в качестве зрителей. Туристская реклама предлагает множество поездок на Рождество, Пасху и другие религиозные праздники. Религиозный туризм способствует познанию человеческих ценностей, воспитанию гуманизма и культурному росту людей, их взаимопониманию и развитию международного сотрудничества.

В настоящее время многие путешествия можно отнести к поездкам с религиозными целями, т.е. религиозному туризму. В настоящее время около 90% объектов в мире, представляющих туристский интерес, так или иначе связаны с религиями, хотя некоторая их часть и утратила своё первоначальное культовое значение. Поэтому необходимо определить роль религиозного туризма в жизни общества, выявить его потенциал, предпринять меры к оптимизации его развития и дать прогноз его роли в будущем.

Существует несколько концепций определения религиозного туризма. Главной проблемой определения религиозного туризма является соотнесение его с паломничеством, т.к. очень часто в настоящее время эти явления объединяют друг с другом. С точки зрения Всемирной туристской организации (ЮНВТО) «религиозный туризм» – это вид деятельности, связанный с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды обитания. Таким образом, ЮНВТО чётко не разделяет религиозный туризм и паломничество. К сожалению, в методических рекомендациях по статистическому учету эти оба вида деятельности ЮНВТО относит к туризму.

Однако в мировой практике и теории существуют различные подходы к определению и содержанию религиозного туризма. Часть зарубежных аналитики, а также некоторые российские эксперты (А.Бабкин, А.Александрова, Т.Христов), придерживаются точки зрения, что внутри религиозного туризма существуют два направления: паломническое и познавательно-экскурсионное. Такой формальный подход базируется на экономических показателях. Естественно, что и в религиозном туризме, и в паломничестве существуют расходы участников на транспорт, размещение и питание, но это не может рассматриваться критерием возможности для их объединения.

Есть и другая точка зрения: религиозный туризм – это составляющая часть паломничества. Специалисты, отстаивающие такую точку зрения, ссылаются на то, что паломничество зародилось гораздо раньше, чем туризм в его нынешнем облике. Эта точка зрения часто встречается среди европейских исследователей. Однако в таких странах как Индия, Израиль, Непал, Саудовская Аравия и ряде других, где находятся значимые религиозные святыни и существует большой паломнический поток, есть чёткое разграничение между туристами и паломниками.

При рассмотрении различия между религиозным туризмом и паломничеством основным является определение целей, во имя чего совершает своё путешествие паломник и свою поездку турист. Главное в паломничестве – это молитва, богослужение и религиозное поклонение святыням. Православное паломничество – часть религиозной жизни верующего человека. Призывая своих верующих к совершению паломничества, Православная Церковь с уважением относится к туристам, посещающим христианские святыни. Церковь считает религиозный туризм важным средством духовного просвещения наших современников. Главное в религиозном туризме – это знакомство с историей святых мест, жизнью святых людей, церковной архитектурой и искусством. Обо всём этом турист узнаёт во время экскурсии, которая является для него самым главным элементом поездки с точки зрения получения информации, плюс личные впечатления от увиденного на объекте показа. Здесь уместно заметить, что экскурсия может быть также частью и паломничества, но только не главной и не обязательной, а только вспомогательной.

Религиозный туризм представляет собой поездки с познавательными целями, является видом познавательного туризма, а также деятельностью по организации посещения туристами, находящихся вне обычной среды проживания (обитания), в религиозных и достопримечательных местах, связанных с культурным и природным наследием, относящимся к существующим и ушедшим в историческое прошлое верованиям и религиям.

Такое определение соотносится со статьей 3Закона Российской Федерации «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (№ 73 от 25 июня 2002 г.), в которой объекты культурного наследия подразделяются на следующие виды:

памятники – отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: храмы, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);

ансамбли четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;

достопримечательные места – творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

Следовательно, с точки зрения человеческой деятельности паломничество и религиозный туризм существенно различаются – это два различных вида. Религиозный туризм является социально-экономической деятельностью, а паломничество – религиозной. Поэтому знака равенства между этими видами деятельности ставить нельзя.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.