Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос № 1. В чем на ваш взгляд значение применения теоретических инструментов при анализе международных отношений?





Билеты по ТМО.

Вопрос № 1. В чем на ваш взгляд значение применения теоретических инструментов при анализе международных отношений?

 

Теория международных отношений (ТМО) представляет собой одну из научных и учебных дисциплин, направленных на изучение такого многопланового объекта исследования как международные отношения. Появлению в науке о международных отношениях этой самостоятельной отрасли научных знаний способствовал ряд обстоятельств. В частности, такие события первой половины ХХ века как две разрушительные мировые войны и создание ядерного оружия, привели к объективной необходимости теоретического осмысления международных отношений, выявлению внутренней логики и закономерностей международных отношений, знание которых позволило бы повысить предсказуемость изменений, происходящих в данной сфере социальных отношений, и управляемость международно-политическими процессами.

Таким образом, теория международных отношений стала формироваться как «сумма» множества теорий о том, что представляют собой система международных отношений, участники международных отношений, их цели, закономерности поведения и т.д. Центральную методологическую роль в формировании теории играет идеализированный объект (его идеальная модель) ‑ модель исследуемой части реального мира в совокупности важнейших для этой реальности связей. Создание в рамках ТМО систематизированного знания об объекте исследования (международных отношениях) и предмете исследования (теориях МО) вызвало появление целого ряда спорных вопросов.

Вопрос № 3. Сила в работе Э. Карра «20 лет кризиса: 1919-1939. Введение в изучение международных отношений».

Когда разгораются страсти войны, было бы фатальным упрощением списывать причины катастрофы только на счет амбиций и высокомерия небольшой группы лидеров.

Э. Карр «20 лет кризиса…» цитата была на лекции

Сначала всё про Карра, что было на лекции:

Э. Карр. Кадровый специалист МИДа в Англии, историк, с хорошим образованием, «20 лет кризиса» написал по истории СССР. Сухой реализм без каких-либо моральных целей и ориентиров превращается в старинную и финишную политику, не способную отвечать на вызовы. Либерализм\утопизм без привязки к реальности превращается в абстрактные умозаключения и не позволяет влиять на реальную политику. Карр усиливает положения Макиавелли об этике и морали. Этика в политике – политическая мораль. Политика – это не следствие этики, а сама этика. Мораль – это продукт силы. Сильные навязывают свою мораль для продвижения собственных интересов. Карр ставит в центр своей философии ресурс (в том числе идеологический). Политика – канал обладания этими ресурсами. Равенство – идеология неимущего.

Карр приходит к выводу, что необходимым инструментом управления является сила. Интернационализация управления в реальности означает интернационализацию силы. Международное управление государством, предоставляющим такую силу.

В классической работе Эдварда Карра мы не находим даже сомнений в том, что военная сила первична по отношению к остальным факторам, определяющим позиции государств. Карр пишет в этой связи: «Экономическая сила всегда была инструментом политической власти, пусть даже через ее связь с военными возможностями».

Эдвард Карр отмечает, что «сила является необходимым инструментом управления… и в той степени, в какой предполагаемая гармония интересов хоть сколько-нибудь приближается к реальности, она создается подавляющей силой привилегированной группы».

Признавая значимость фактора силы в международных отношениях (однако, постоянно оговариваясь, что данные отношения бессмысленно сводить только к силовому противостоянию), Карр настаивает на значимости различных взаимосвязанных составляющих могущества. Кроме военной мощи, по его мнению, в международной политике чрезвычайно важны экономическое могущество, а также сила идей, власть над общественным мнением. (Таким образом, аккуратнее с соотношением у Карра военной и экономической мощи).

Карр предполагает в каждой конкретной политической ситуации поиск диалектического единства реализма и утопизма. По его словам, утопично игнорировать фактор силы, однако нереалистичен реализм, игнорирующий роль морали в международных отношениях. Невозможно полагаться только на силу, поскольку против грубой неприкрытой силы люди будут восставать.

 

Вопрос № 4. Опишите особенности политической системы средневековья, укажите на причины ее кризиса и возникшие в этой связи политические вызовы.

Облик политической системы Средневековья формировался согласно системе сюзеренитета-вассалитета. Средневековый правитель обладал непосредственной властью только в своем наследном владении – домене. Прочие графства, герцогства или сеньории принадлежали по наследству его более или менее независимым вассалам, обязанным своему государю лишь клятвой верности, военной службой и денежной помощью в строго определенных случаях. Королевская политика сводилась к тому, чтобы постепенно поглотить их и присвоить их прерогативы. Клятва верности – оммаж, действовала только непосредственно между монархом и его вассалом. На зависимых же от последнего она не распространялась. Вассал моего вассала – не мой вассал, - основной принцип построения средневековой политической системы. Итог – феодальная раздробленность, государства, «состоящие из государств».

Огромная роль римской католической церкви. Церковь – крупнейший землевладелец. Римские папы навязывают свою волю светским правителям. «Доктрина двух мечей»: меч светской власти и меч власти духовной. Императоры священной римской империи коронуются папами в Риме. Церковь – главный идеолог и инициатор крестовых походов.

Причины кризиса средневековой системы:

1. Начало эпохи великих географических открытий. Поток ресурсов из новообразованных колоний способствовал развитию производства в Европе и накоплению капитала. Рост городов.

2. Реформация в Европе. Мартин Лютер и Жан Кальвин – главные идеологи, основатели новых течений в христианстве (лютеранства и кальвинизма). Общество не устраивала политика католической церкви, лидеры религиозных движений призывали вернуться к первоначальным религиозным канонам. Итог – раскол церкви на католическую и протестантскую. Кризис церкви как символ кризиса средневековой системы.

3. Войны, 100-летняя, 80-летняя, показавшие неэффективность средневековой системы управления.

 

Макиавелли отделил политику от морали:

• политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;

• мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. "Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";

Принципы политики:

• политическая мудрость: наименьшее зло есть благо;

• политика должна учитывать интерес человека - его выгоду и ограничивать ее принуждением государства и законом;

• принудительная сила государства - выражение интереса государства;

• закон - выражение интереса общества граждан. Макиавелли выделяет в государстве: Князя (имеет свой интерес + интерес государственного единства), знать/богатые (имеют свой интерес), народ (интерес всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а держаться собственной выгоды - это свойственно каждому от природы.

• христианское положение, что всем правит Бог и судьба привело к утрате свободы воли индивида. На самом деле расклад такой: 1/2 воля человека + 1/2 судьба.

• народ должен чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве, это должно быть необходимо для сохранения их собственных благ. Никто не соглашается на новый закон, который установит новый порядок в городе, если не чувствует необходимость этого в связи с опасностью;

• творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходимости;

• безопасность собственности и гарантированность своего будущего: Князь должен обеспечить своим гражданам ощущение уверенности в владении своим имуществом в будущем, в неотчуждаемости имущества, гарантировать свободную торговлю, ремесло, земледелие;

• политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не "недосягаемым наилучшим".

Свобода:

• определенная правителем граница участия граждан в государственной жизни; • основа свободы граждан: более-менее гарантированное властью и законом ощущение неотчуждаемости/гарантированности сохранения частной собственности.

Республика:

• в торговой республике - как Венеция, Флоренция - зарождается гражданское общество (у Макиавелли нет такого термина), основа которого - собственность и тогда частная особа, владеющая имуществом, имеет влияние на политику;

• в хорошо устроенных республиках все общество - богато, а отдельные граждане - бедны. Таким образом, средний класс - основа политической стабильности республики;

• основа республики: равноправие буржуазии, республика - быстрый путь к благополучию людей. Основа монархии: феодализм - каждый прикреплен к своему сословию, дворяне - бездельники, которых необходимо вешать

• Республиканское устройство - источник гражданских свобод. Если республика хочет распространяться (как Древний Рим), она должна установить свободу торговли, гарантию частной собственности, должно быть большое количество хорошо вооруженных граждан, институционное пространство для расхождений (a la Сенат - Трибунат).

Национальное единство:

• национальная идея способна объединить Италию вместо римской курии;

• нация может подчинить себе религию.

• нация должна быть независимой от других наций.

• Единственная обязанность Князя, которую он не может переложить на другого: военное дело.

Практические советы Князю:

Какими бывают государства:

• все государства делятся на республики и монархии;

• монархии делятся на новые и наследственные;

• новые монархии могут быть:

a. подданные привыкли к покорности или к свободе.

b. завоеваны своим или чужим оружием. c. новым может быть все государство или нова часть государства, присоединенная к наследственной части;

• если это новая часть территории, присоединенная к наследственной - следует различать одинаковы ли язык и обычаи в стране завоеванной и в стране-завоевателе.

• если завоеванные владения принадлежат к 1 стране и имеют 1 язык и обычаи, новому князю достаточно:

a. искоренить род бывшего Князя;

b. сохранить существовавшие до него законы и налоги;

• если завоеванные владения - принадлежат к стране с другим языком и культурой:

a. основать колонии;

b. самому Князю поселиться там лично;

c. поддерживать слабых в этой стране, не давая им стать сильнее;

d. не звать на помощь другого Князя, который его сильнее;

e. не помогать сильным в этой стране;

f. не оставлять там свое войско на содержании у местных жителей - слишком сильно возненавидят за поборы.

• если новые подданные привыкли к свободе - значит это республика - единственный способ ее удержать - разрушить;

• если новые подданные привыкли к покорности - значит это монархия.

a. абсолютная монархия (Турция) - ее сложно завоевать и легко удержать (все - рабы царя и обязаны только ему, новый царь - новый хозяин);

b. феодальная сословно-представительская монархия (Франция) - легко завоевать, сложно удержать (родовая знать, феодалы имеют своих вассалов, имеют привилегии, которые король не может отменить).

• Своим или чужим оружием завоеваны: a. наемные или союзнические войска (и те, и те ненадежны) или собственные войска;

b. милостью судьбы совершено завоевание или собственной доблестью или беззаконием и злодейством. В последнем случае зло/преступление необходимо совершать сразу и мгновенно, если сразу не совершил - то потом уже поздно;

c. Чезаре Борджа - пример поведения для тех, кто получает власть чужим оружием и милостью судьбы.

Авторитет, имидж Князя:

• Князь должен избегать пороков, которые могут привести к презрению или ненависти со стороны подданных. Презрение вызывают слабость, нерешительность, непостоянство Князя. Ненависть - результат бессмысленного зла, совершенного Князем;

• Князь должен не владеть добродетелями, а выглядеть таким, что владеет ними: благочестие, милосердие, верность своему слову, правдивость;

• Князь не должен придерживаться своего слова, если это мешает его интересам и исчезли обстоятельства, которые заставили его дать обещание; • пусть лучше боятся Князя (но без ненависти), так как Князь должен реализовывать свою волю, а любят Князя - по собственному желанию, а вот боятся - по его желанию;

• Князь должен быть в состоянии понять разумный совет немногих, если он их спросит, но не когда кто-нибудь захочет что-нибудь ему посоветовать.

• Н. Макиавелли делил политических лидеров на львов и лис, Львы храбры и бесстрашны, но они могут вовремя не заметить опасности. Поэтому в политике больше преуспевают лисы: изрядные обманщики и лицемеры. Они являются в глазах людей сострадательными, верными слову, милостивыми, искренними, благочестивыми, но внутренне сохраняют способность проявлять прямо противоположные качества, если это необходимо.

 

А в чем-особенности-то?

А) Ну, теперь все главы государств равны между собой, будь он император, король, князь, герцог и т.п. Соответственно и гос-ва между собой равны.

Б) Религия отделена от политики, католики, протестанты – все равны между собой, суверен определяет религию в своей земле, принцип веротерпимости. В) Запрет вмешательства во внутренние дела!

Г) Никто не сильнее всех других (отныне начинает складываться принцип баланса сил).

Концепция Гуго Гроция

- Право необходимо разделить на «естественную, неизменную часть» и «то, что имеет своим источником волю». Естественное право – «предписание здравого смысла»

- Его источником является разумная природа человека как социального существа, которому присуще стремление к общению

- Волеустановленное право возникло путем установления, в частности, установление государства путем договора, волеустановленные формы права – божественное право, государственные законы, право народов.

- Оно должно соответствовать предписаниям естественного права

- Сила трактуется как средство практической реализации требований естественного права во внутригосударственной жизни и международном общении.

- «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенных ради соблюдения права и общей пользы». Данное определение находится под заметным влиянием идей Аристотеля и Цицерона и вместе с тем выражает концепцию договорного происхождения государства

- Война не противоречит естественному праву – «по природе каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки». Разделял войны справедливые и несправедливые. «Справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение»:

*Оборонительные войны

*Войны для сохранения целостности государства

*Войны для защиты имущества

Несправедливые войны представляют собой противоправное состояние:

*Захватнические войны

*Войны в целях овладения чужим имуществом

* В целях покорения других народов

Учение Гроция было ориентировано на формирование нового типа мирового сообщества, основанного на принципах равенства, сотрудничества и взаимодействия между людьми, народами, государствами. Его учение оказало существенное влияние на последующее развитие политико-правовой мысли и формирование теоретических основ учения о естественном праве, волеустановленных формах государства и о договорном происхождении государства.

Лига Наций, по мнению Вильсона, должна была стать гарантом соблюдения всеми государствами универсальных норм международного права и одновременно инструмента профилактики конфликта, своеобразного предохранительного клапана клапана для «выпуска пара» в случае угрозы вооруженного столкновения между государствами. Лига Наций явилась практическим воплощением парадигмы политического идеализма, первой в истории международной организацией, целью которой было сохранение мира и предотвращение вооруженных конфликтов путем правового регулирования международных отношений, распространения на них норм нравственности и справедливости, способствование расширению взаимовыгодного сотрудничества и обмена между государствами.

 

Вильсон добивался создания в Европе системы коллективной безопасности, основанной на сочетании верности принципу самоопределения наций с наличием сильного механизма международного управления в лице Лиги Наций. 28 апреля 1919 г. Устав Лиги Наций был одобрен на конференции в Версале и вошел в качестве составной части во все мирные договоры с Германией и ее европейскими союзниками – Версальский, Сен-Жерменский, Трианонский и Нейиский. Этот документ был рассчитан на превращение Лиги Наций в главный инструмент установления и регулирования нового мирового порядка. В преамбуле Устава провозглашались основные принципы международного сотрудничества для достижения мира и безопасности: противодействие войне; развитие открытых, справедливых отношений на основе признания принципов международного права, строгого уважения и выполнения всех обязательств, вытекающих из международных договоров. Одна из ключевых статей Устава (10-ая) устанавливала, что государства- члены Лиги принимали на себя обязательства «противодействовать агрессии, уважать территориальную целостность и существующую политическую независимость членов Лиги». В случае любой агрессии или опасности ее возникновения Совет Лиги должен был определить средства и коллективные действия, с помощью которых можно было выполнить указанные выше обязательства. Однако четких гарантий или порядка действий в случае угрозы агрессии статья не предусматривала, да и самого определения агрессии в документе не было.

В Уставе Лиги Наций был заложен механизм разрешения конфликтов между государствами, но он оказался неэффективным, поскольку все споры передавались в международный третейский суд или на рассмотрение Совета, которые могли в течение 6 месяцев рассматривать споры и выносить решения, что было достаточно длительным сроком в условиях хаоса и нестабильности международных отношений.

 

Как показал ход событий в течение стрех с лишним десятилетий существования Лиги Наций, она оказалась неспособна регулировать наиболее острые противоречия в международных отношениях. В 1931 г. была предпринята неудачная попытка Лиги применить санкции к Японии, напавшей на Маньчжурию, затем проявлена неспособность влиять на события в ходе итальянской агрессии против Эфиопии. Эти и другие неудачи Лиги Наций продемонстрировали потенциальным агрессорам, в первую очередь, Германии, слабость механизма применения силовых решений Лиги. Но самое главное, Лига Наций не смогла предотвратить страшную катастрофу – Вторую мировую войну. В критические дни, предшествовавшие сентябрю 1939 г., ни одна из стран не прибегла к помощи Лиги, к январю 1940 г. Лига прекратила свою деятельность по урегулированию политических вопросов. На последней сессии Ассамблеи 18 апреля 1946 г. было принято решение о передаче имущества и материальных ценностей Лиги Организации Объединенных Наций, а ее социальные и экономические функции были объединены с деятельностью Экономического и Социального Совета.

 

А что там с наукой?

Увидев ужасную бойню, все ужаснулись. В 1919 году в Оксфорде основана кафедра истории и теории МО. В 1920 г появляется центр исследований МО в Нью-Йорке. В 1921 г – В Великобритании основывают Королевский институт изучения МО. Все хотели узнать: «как мы допустили такую ужасную войну?». После ПМВ начинается складываться наука МО. Полностью она складывается в 20-30 годы прошлого века. Появляются труды Нибора, Карра, Моргентауна и т.д. «Предмет» становится наукой, когда в нем есть теории, исследования, споры, дискуссии.

Термин «МО» - ввел в оборот Иеремия Бентам (юрист, философ, либерал).

 

Из лекции.

Общие постулаты неолиберализма:

· Государство – главный, но не единственный игрок;

· Государства рациональны и стремятся увеличить свое влияние;

· Государства увеличивают свое влияние через сотрудничетсво;

· Создаваемые институты нейтральны к своим участникам, своей деятельностью они стремятся амортизировать потери.

Два направления неолиберализма – академический (социологический - приоритет экономической проблематики; моральные нормы как побудительная сила и основа действий, часть рациональности; государство – основной, но не единственный актор) и политический (экономический, республиканский – принципы свободного рынка; теория демократического мира – демократии не воюют друг с другом).

Взаимозависимость возникает из существующих мировых реалий и одним своим присутствием требует сотрудничества государств. Посредниками для такого сотрудничества становятся создаваемые институты.

Английская школа:

· Введение понятия международное общество;

· Анархия и отсутствие правительств не означают невозможность управляемости в принципе;

· Нормы – не моральные, а результат деятельности государства;

· Понятие «зрелой анархии» - анархия сохраняется, но приобретает зрелый характер, а действия государств и взаимодействие урегулированы.

 

Основные авторы неолибералистской парадигмы: Эрнст Хаас (1966 – государство – главный игрок), Давид Митрани, Ротфельд, Э. Линклейтер, Майкл Дойл, Джеймс Ли Рэй, Брюс Рассет (3 последних – теория демократического мира), Фукуяма («конец истории»). John Duffield, Robert McCalla – институционалисты.

Различия

· В отличие от традиционного марксизма, неомарксизм не может быть охарактеризован как экономический детерминизм: придавая важную, часто первостепенную роль экономическим структурам, представители оного не рассматривают МО как «вторичные» или «третичные», не упоминают о «надстроенном» характере культуры или же институтов

· Также неомарксисты при анализе взаимосвязи и взаимодействия отдают предпочтение внешней политике, а не внутренней как традиционные марксисты

· Еще одно важное отличие неомарксизма заключается в том, что его сторонники считают необходимой разработку специальной и автономной теории МО, чему традиционные не придают особого значения.

Конструктивисты настаивают на взаимообусловленности мирового сообщества и его составных частей (государств), кроме того, считают, что эволюция международной системы преемственна, способна претерпевать и революционные перемены.

С точки зрения конструктивистов, анархия – не внутренний атрибут межгосударственной системы, а продукт веры и воли лиц, принимающих решения. Основные проблемы МО определяются нормами и верованиями, которыми руководствуются представляющие их политические лидеры. Как следствие, суверенитет, безопасность, оборона и т.д. зависят от культуры в широком смысле слова.

Последствия отсутствия верховной власти могут быть исправлены при помощи международных режимов, права, норм, экономической взаимозависимости, образования или институтов.

 

Билеты по ТМО.

Вопрос № 1. В чем на ваш взгляд значение применения теоретических инструментов при анализе международных отношений?

 

Теория международных отношений (ТМО) представляет собой одну из научных и учебных дисциплин, направленных на изучение такого многопланового объекта исследования как международные отношения. Появлению в науке о международных отношениях этой самостоятельной отрасли научных знаний способствовал ряд обстоятельств. В частности, такие события первой половины ХХ века как две разрушительные мировые войны и создание ядерного оружия, привели к объективной необходимости теоретического осмысления международных отношений, выявлению внутренней логики и закономерностей международных отношений, знание которых позволило бы повысить предсказуемость изменений, происходящих в данной сфере социальных отношений, и управляемость международно-политическими процессами.

Таким образом, теория международных отношений стала формироваться как «сумма» множества теорий о том, что представляют собой система международных отношений, участники международных отношений, их цели, закономерности поведения и т.д. Центральную методологическую роль в формировании теории играет идеализированный объект (его идеальная модель) ‑ модель исследуемой части реального мира в совокупности важнейших для этой реальности связей. Создание в рамках ТМО систематизированного знания об объекте исследования (международных отношениях) и предмете исследования (теориях МО) вызвало появление целого ряда спорных вопросов.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.