Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос № 25. Трансформация либеральной традиции во второй половине XX века. Основные авторы,





 

Неолиберализм, стремящийся учесть и отразить в своих теориях все новые процессы и явления второй половины XX века (глобализация экономических процессов и распространение плюралистической демократии, кооперативность как принцип международных отношений, интеграционные процессы, нетрадиционные акторы и угрозы в международных отношениях), существенно отличается от классической либерально-идеалистической парадигмы.

Во-первых, он выдвигает в центр всех своих концептуальных положений проблемы безопасности.

Во-вторых, акцентирует внимание на экономических проблемах.

В-третьих, фактически переносит центр тяжести на моральные нормы как побудительную силу, основу и критерий регулятивных действий в международной политике.

Наконец, в-четвёртых, сближается по ряду позиций с неореализмом.

В частности, вслед за неореалистами неолибералы утверждают, что государство – не единственный и далеко не всегда главный актор на международной сцене, которая всё в большей степени доступна для транснациональных финансовых и промышленных групп, различных НПО, террористических и криминальных организаций, профессиональных ассоциаций и даже отдельных индивидов. Сегодня любой из этих новых участников МО может внести в них серьёзные изменения, вынудить государства на непредусмотренные действия и даже вступить с ними в прямое соперничество.

Отличие неолибералов заключается в том, что они не только усиливают это положение, но и делают его исходной точкой для нового понимания безопасности. Возросшие возможности общения, обменов, передвижения, повышение уровня и качества жизни людей сопровождаются нарастающими опасностями из-за утраты прежних и отсутствия новых рычагов регулирования мирового порядка. К числу таких опасностей относятся «хаос и затрагивающие огромные массы людей бедствия, порожденные насильственным распадом многонациональных государств; состояние стресса, в котором находятся традиционные союзы, сопровождающееся разногласиями относительно того, как реагировать на распад государств и как включить бывшие коммунистические государства в новые структуры безопасности; международная преступность и терроризм; нестабильность, связанная с возможностью распространения ядерного оружия…» (Ротфельд). Бедность и нищета, этнические конфликты, увеличивающаяся деградация окружающей среды – все это и многое другое формирует начала грядущей анархии, требующие немедленного реагирования со стороны мирового сообщества. В качестве наиболее подходящей для решения вставших перед мировым сообществом задач предлагается концепция кооперативной безопасности. Таким образом, в полном соответствии с канонами классической либерально-идеалистической парадигмы международное сотрудничество рассматривается как не только возможное, но и необходимое условие для достижения стабильности, социального прогресса и мирового порядка.



Кроме того, вопреки мнению сторонников политического реализма, неолибералы утверждают, что МО развиваются (распространение либеральной демократии и индивидуальной свободы, взаимозависимость, рост образования и новые технологии). К этому прогрессу приводит, по их мнению, все тот же рост международного сотрудничества.

Либерализму всегда было свойственно отдавать приоритет в оценке характера МО и в рекомендациях по их регулированию нормам морали и права, а также созданию с этой целью институтов, призванных выполнять роль гарантов соблюдения указанных норм. При этом право и мораль не противопоставлялись: право рассматривалось как свод ряда кодифицированных, формализованных моральных принципов и критерий оценки международных событий и как основа регулирования взаимодействий международных акторов.

Существенно важным отличием неолиберализма в этой области является смещение акцентов в соотношении права, институтов и морали. «…Деятельность новых институтов часто оказывается бесплодной и не способствует решению назревших проблем…Их функции часто дублируются, что ведет к излишним расходам. То же самое относится к действующим нормам и процедурам». (Ротфельд). В данной связи подчеркивается необходимость регулирования МО на основе прагматических решений, создаваемых ими прецедентов и процедур. Таким образом, предпочтение отдается моральным принципам, а в качестве главных критериев моральности выдвигается либеральная демократия и права человека. При этом важно отметить, что неолиберализм не только продолжает, но в отдельных аспектах даже усиливает традиции рассмотрения внутригосударственных отношений как вторичных по сравнению с мировым социумом, с одной стороны, и отдельным индивидом – с другой. Именно мировому социуму и индивиду должен поэтому отдаваться приоритет при принятии тех или иных решений в области МО.

Неолиберализм, также как и неореализм, называют рационалистическими подходами: и те, и другие ставят в центр своего рассмотрения рационального политика, руководствующегося расчетом в принятии политических решений. Для неореалистов это расчет, определяемый соображениями власти, для неолибералов – соображениями материального благосостояния и безопасности. Никаких иных факторов не существует. Борьба за реализацию властных и экономических интересов и определяет характер международно-политических процессов.

О содержании спора неореализма и неолиберализма см. учебник Цыганкова, страницы 136 – 140.

Из лекции.

Общие постулаты неолиберализма:

· Государство – главный, но не единственный игрок;

· Государства рациональны и стремятся увеличить свое влияние;

· Государства увеличивают свое влияние через сотрудничетсво;

· Создаваемые институты нейтральны к своим участникам, своей деятельностью они стремятся амортизировать потери.

Два направления неолиберализма – академический (социологический - приоритет экономической проблематики; моральные нормы как побудительная сила и основа действий, часть рациональности; государство – основной, но не единственный актор) и политический (экономический, республиканский – принципы свободного рынка; теория демократического мира – демократии не воюют друг с другом).

Взаимозависимость возникает из существующих мировых реалий и одним своим присутствием требует сотрудничества государств. Посредниками для такого сотрудничества становятся создаваемые институты.

Английская школа:

· Введение понятия международное общество;

· Анархия и отсутствие правительств не означают невозможность управляемости в принципе;

· Нормы – не моральные, а результат деятельности государства;

· Понятие «зрелой анархии» - анархия сохраняется, но приобретает зрелый характер, а действия государств и взаимодействие урегулированы.

 

Основные авторы неолибералистской парадигмы: Эрнст Хаас (1966 – государство – главный игрок), Давид Митрани, Ротфельд, Э. Линклейтер, Майкл Дойл, Джеймс Ли Рэй, Брюс Рассет (3 последних – теория демократического мира), Фукуяма («конец истории»). John Duffield, Robert McCalla – институционалисты.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.