Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос № 3. Сила в работе Э. Карра «20 лет кризиса: 1919-1939. Введение в изучение международных отношений».





Когда разгораются страсти войны, было бы фатальным упрощением списывать причины катастрофы только на счет амбиций и высокомерия небольшой группы лидеров.

Э. Карр «20 лет кризиса…» цитата была на лекции

Сначала всё про Карра, что было на лекции:

Э. Карр. Кадровый специалист МИДа в Англии, историк, с хорошим образованием, «20 лет кризиса» написал по истории СССР. Сухой реализм без каких-либо моральных целей и ориентиров превращается в старинную и финишную политику, не способную отвечать на вызовы. Либерализм\утопизм без привязки к реальности превращается в абстрактные умозаключения и не позволяет влиять на реальную политику. Карр усиливает положения Макиавелли об этике и морали. Этика в политике – политическая мораль. Политика – это не следствие этики, а сама этика. Мораль – это продукт силы. Сильные навязывают свою мораль для продвижения собственных интересов. Карр ставит в центр своей философии ресурс (в том числе идеологический). Политика – канал обладания этими ресурсами. Равенство – идеология неимущего.

Карр приходит к выводу, что необходимым инструментом управления является сила. Интернационализация управления в реальности означает интернационализацию силы. Международное управление государством, предоставляющим такую силу.

В классической работе Эдварда Карра мы не находим даже сомнений в том, что военная сила первична по отношению к остальным факторам, определяющим позиции государств. Карр пишет в этой связи: «Экономическая сила всегда была инструментом политической власти, пусть даже через ее связь с военными возможностями».

Эдвард Карр отмечает, что «сила является необходимым инструментом управления… и в той степени, в какой предполагаемая гармония интересов хоть сколько-нибудь приближается к реальности, она создается подавляющей силой привилегированной группы».



Признавая значимость фактора силы в международных отношениях (однако, постоянно оговариваясь, что данные отношения бессмысленно сводить только к силовому противостоянию), Карр настаивает на значимости различных взаимосвязанных составляющих могущества. Кроме военной мощи, по его мнению, в международной политике чрезвычайно важны экономическое могущество, а также сила идей, власть над общественным мнением. (Таким образом, аккуратнее с соотношением у Карра военной и экономической мощи).

Карр предполагает в каждой конкретной политической ситуации поиск диалектического единства реализма и утопизма. По его словам, утопично игнорировать фактор силы, однако нереалистичен реализм, игнорирующий роль морали в международных отношениях. Невозможно полагаться только на силу, поскольку против грубой неприкрытой силы люди будут восставать.

 

Вопрос № 4. Опишите особенности политической системы средневековья, укажите на причины ее кризиса и возникшие в этой связи политические вызовы.

Облик политической системы Средневековья формировался согласно системе сюзеренитета-вассалитета. Средневековый правитель обладал непосредственной властью только в своем наследном владении – домене. Прочие графства, герцогства или сеньории принадлежали по наследству его более или менее независимым вассалам, обязанным своему государю лишь клятвой верности, военной службой и денежной помощью в строго определенных случаях. Королевская политика сводилась к тому, чтобы постепенно поглотить их и присвоить их прерогативы. Клятва верности – оммаж, действовала только непосредственно между монархом и его вассалом. На зависимых же от последнего она не распространялась. Вассал моего вассала – не мой вассал, - основной принцип построения средневековой политической системы. Итог – феодальная раздробленность, государства, «состоящие из государств».

Огромная роль римской католической церкви. Церковь – крупнейший землевладелец. Римские папы навязывают свою волю светским правителям. «Доктрина двух мечей»: меч светской власти и меч власти духовной. Императоры священной римской империи коронуются папами в Риме. Церковь – главный идеолог и инициатор крестовых походов.

Причины кризиса средневековой системы:

1. Начало эпохи великих географических открытий. Поток ресурсов из новообразованных колоний способствовал развитию производства в Европе и накоплению капитала. Рост городов.

2. Реформация в Европе. Мартин Лютер и Жан Кальвин – главные идеологи, основатели новых течений в христианстве (лютеранства и кальвинизма). Общество не устраивала политика католической церкви, лидеры религиозных движений призывали вернуться к первоначальным религиозным канонам. Итог – раскол церкви на католическую и протестантскую. Кризис церкви как символ кризиса средневековой системы.

3. Войны, 100-летняя, 80-летняя, показавшие неэффективность средневековой системы управления.

 

Вопрос № 5. Основные положения трактата «Государь».

(можете учить не все, а по нескольку понятий из каждого раздела. На самом деле, достаточно один раз этот билет прочитать и все будет норм)

Трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя. Трактат был написан около 1513 года, но опубликован лишь в 1532 году, через пять лет после смерти Макиавелли. Материалы не устарели до сих пор: принципы, описанные в книге, актуальны и поныне. В первую очередь книга содержит описание принципов прихода к власти и удержания её в условиях монархии и республики.

1. Политика: сфера действия реального, а не желаемого. Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.

Макиавелли отделил политику от морали:

• политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;

• мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. "Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";

Принципы политики:

• политическая мудрость: наименьшее зло есть благо;

• политика должна учитывать интерес человека - его выгоду и ограничивать ее принуждением государства и законом;

• принудительная сила государства - выражение интереса государства;

• закон - выражение интереса общества граждан. Макиавелли выделяет в государстве: Князя (имеет свой интерес + интерес государственного единства), знать/богатые (имеют свой интерес), народ (интерес всех) сдерживает знать. Противостояние народ - знать обеспечивает интерес граждан, а держаться собственной выгоды - это свойственно каждому от природы.

• христианское положение, что всем правит Бог и судьба привело к утрате свободы воли индивида. На самом деле расклад такой: 1/2 воля человека + 1/2 судьба.

• народ должен чувствовать опасность - для того, чтобы ощущать необходимость в Князе и в своем государстве, это должно быть необходимо для сохранения их собственных благ. Никто не соглашается на новый закон, который установит новый порядок в городе, если не чувствует необходимость этого в связи с опасностью;

• творцу законов необходимо заранее считать всех людей злыми и предусмотреть, что люди поступают хорошо только по необходимости;

• безопасность собственности и гарантированность своего будущего: Князь должен обеспечить своим гражданам ощущение уверенности в владении своим имуществом в будущем, в неотчуждаемости имущества, гарантировать свободную торговлю, ремесло, земледелие;

• политические действия должны руководствоваться опытом и реальной целью, а не "недосягаемым наилучшим".

Свобода:

• определенная правителем граница участия граждан в государственной жизни; • основа свободы граждан: более-менее гарантированное властью и законом ощущение неотчуждаемости/гарантированности сохранения частной собственности.

Республика:

• в торговой республике - как Венеция, Флоренция - зарождается гражданское общество (у Макиавелли нет такого термина), основа которого - собственность и тогда частная особа, владеющая имуществом, имеет влияние на политику;

• в хорошо устроенных республиках все общество - богато, а отдельные граждане - бедны. Таким образом, средний класс - основа политической стабильности республики;

• основа республики: равноправие буржуазии, республика - быстрый путь к благополучию людей. Основа монархии: феодализм - каждый прикреплен к своему сословию, дворяне - бездельники, которых необходимо вешать

• Республиканское устройство - источник гражданских свобод. Если республика хочет распространяться (как Древний Рим), она должна установить свободу торговли, гарантию частной собственности, должно быть большое количество хорошо вооруженных граждан, институционное пространство для расхождений (a la Сенат - Трибунат).

Национальное единство:

• национальная идея способна объединить Италию вместо римской курии;

• нация может подчинить себе религию.

• нация должна быть независимой от других наций.

• Единственная обязанность Князя, которую он не может переложить на другого: военное дело.

Практические советы Князю:









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.