|
Растительные жертвоприношения
Девушка-прислужница, закутанная в белую мантию, опускается перед алтарем на колени. Ее окружают другие посвященные, одетые в легкие накидки. Вперед выходит женщина и набрасывает на плечи девушки священную ожу — белоснежную шаль. Другая ставит на полу перед ней белый таз. Тишину нарушает доносящийся откуда-то голос, произносящий заклинания, и все присутствующие один за другим присоединяются к нему. Посвященная медленно покачивается взад-вперед, словно загипнотизированная, при этом голова ее склоняется над тазом. Вдруг вперед выходит иалориша с сосудом, до краев наполненным темно-зеленой жидкостью, и медленно выливает ее на голову медиума. Жидкость, стекающая с головы, впитывается в белую ожу. Амаси (омовение головы) должно укрепить связь между новой посвященной и ее ведущим оригиа, который называется «ориша ее головы». Получив такое подкрепление, она готова практиковать магию. Когда посвященный готовит травяной концентрат, он всегда осознает, что это жертвоприношение. Из трав извлекается сок — при помощи ступки и пестика из них готовится кашица, которая затем заливается холодной водой. Этот сок представляет живую кровь растений, или данную им от природы энергию. Когда эта субстанция выливается на тело человека, запах субстанции смешивается с его запахом и дурной запах человека уходит в землю. Считается, что Мать Земля чутко улавливает запахи и питается ими. Смешение человеческого и растительного запаха представляет из себя мини-жертву, которая умиротворяет землю и оттягивает то время, когда человеческое тело, разлагаясь после смерти, превратится в корм для земли уже в буквальном смысле. Все растительные жертвы приносятся под покровительством Осайе, Властелина Леса. Такое представление о жертвоприношении, как вы уже знаете из главы 5, распространяется и на животных. Приверженцы афро-бразильских религий приносят в жертву не только травы — они могут предлагать богам пищу, приготовленную из животных, чтобы поддержать равновесие между людьми и природой во имя общего блага. В глазах верующего этот ритуал почтительного жертвоприношения помогает поддерживать естественные циклы земли, а значит — поддерживать жизнь.
Сбор лекарственных растений
Если бы вы вдруг решили отправиться в бескрайние тропические леса Бразилии, чтобы собрать травы для лечебных или ритуальных целей, афро-бразильские травники посоветовали бы вам соблюдать следующие правила. Возьмите с собой сверток табачных листьев и немного меда, чтобы оставить их у подножия фигового дерева в качестве дароприношения Осайе. Если вы этого не сделаете, он может скрыть от вас необходимое вам растение и вы вернетесь домой с пустыми руками. Никогда не заходите в священный лес, не будучи чистым. Это означает, что в течение двадцати четырех часов, предшествующих сбору трав, вы не должны вступать в половые сношения, курить табак и употреблять алкоголь, а если вы женщина, то не должны собирать или готовить травы во время менструации. Вы должны точно знать оригиа, которому принадлежат собираемые вами травы. Согласно традиции, сбор растений, которые принадлежат «неправильному» божеству, или сбор в неурочное время может привести к фатальным последствиям: вы рискуете навлечь на себя гнев оригиа. Начиная с 6:00 и до полудня собираются травы, связанные с богом Ошалой и богиней Наной. От полудня до 6:00 вечера собираются травы, принадлежащие Огуну, Шанго, богине Ошун и Иансе. Вечерние часы, вплоть до полуночи, принадлежат эшу, помба-жирам и Омулу. От полуночи до 6:00 утра — время сбора трав Ошоси, Осайе и Ироко. Готовя травы, не забывайте петь песни, прославляющие хорошие качества и силу каждого растения. В знак уважения к агие растений не закрывайте помещение, в котором вы их готовите, и, закончив работу, покидайте место, где вы этим занимались, лицом к растениям, как если бы вы выходили из королевских покоев. Следует ли использовать данное растение в магических или лечебных целях; какому оригиа оно принадлежит; когда, как и в сочетании с какими другими растениями его нужно использовать — все это секреты, ревностно охраняемые духовными вождями. И все же информация о растениях понемногу становится достоянием публики. В приложении В приведен ряд таких растений вместе с именами оригиа, с которыми они связаны, и общими рекомендациями по их использованию в целительстве и магии.
Благовония
С того момента, когда Нельсон переехал в крошечную однокомнатную квартиру в Ботафугу, все в его жизни пошло вкось и вкривь. Девушка, с которой он встречался пять лет, неожиданно оставила его, заявив, что он ее больше не интересует. Фирма, где он работал продавцом, наложила на него взыскание за недостаточно активный сбыт товаров. Чтобы смягчить удар, босс посоветовал ему проверить свое здоровье, потому что у него «нездоровый вид». Если говорить правду, Нельсон действительно не чувствовал себя на высоте, и чем больше он бродил в тоске по квартире, тем глубже становилась его депрессия, особенно когда он работал в ареа — дворике рядом с кухней, где служанки стирают белье, выбивают ковры и делают другие работы по дому. В бразильских домах обычно бывает маленькая комнатка для служанки, размером не больше туалетной, которая втискивается между ареа и еще более крошечной ванной комнатой. Так как Нельсон не мог себе позволить держать служанку, он делал все домашние работы сам. Кроме того, у него было хобби — изготовление домиков для птиц, и свой верстак для работ по дереву Нельсон поставил в комнате для служанки. Но сейчас он просто не мог собраться с силами, чтобы войти в эту комнату, и слонялся без дела. Даже после непродолжительных занятий домашними работами в ареа он чувствовал головокружение, дрожь в руках и приступ непреодолимой жалости к себе. Естественно, врач не нашел у него никаких отклонений. Он только посоветовал ему взять на две недели отпуск и поехать в горы. «Легко давать такие советы, когда ты богат!» — подумал Нельсон. Однажды в воскресный день он встретил свою сестру, которая затащила его к себе на обед. Веселая возня четырех племянниц и оживленный разговор зятя немного подняли его дух. Родственники были потрясены видом Нельсона, и сестра не нашла ничего лучше, как сказать, что он выглядит как высушенный лист. Однако Гил, его зять, дал весьма дельный совет: — Почему бы тебе не попробовать пригласить к себе пай-ди-саиту из нашего террейру? Может быть, он сможет предложить тебе какие-нибудь травы или что-то еще. Пай-ди-санту Гила, сеу Томаш,
--------------------------- Сочетание слова сеу с именем человека выражает уважение, иногда с нежным или дружественным оттенком. Слово сеу — сокращенное синьор («господин»).
оказался дородным лысеющим господином, исполненным жизненных сил и добрых слов. В свой первый визит он сразу же отправился в ареа, где установил для себя складной стул, а на полу перед собой поставил стакан с соленой водой и зажженную свечу. После пятиминутной медитации он вбежал в кухню и торжественно обратился к Нельсону: — Вот оно! Я знаю, в чем причина. Тебе не дает покоя дух служанки, которая работала тут много лет назад и прямо здесь, в своей спальне, покончила с собой. Бедная душа все еще цепляется за это место и, чтобы сохранить свое существование, вытягивает из тебя силы. Прежде чем испуганный Нельсон смог промолвить хоть слово, медиум исчез, пообещав прийти опять на следующий день в полдень, чтобы разрешить эту «небольшую проблему». Сеу Томаш сдержал слово и явился на следующий день, принеся с собой еще один стакан соленой воды, мешочек с благовониями, две курильницы для благовоний и угли. Меньшую курильницу он установил на кофейном столике, а большую — в ареа и зажег в ней семь быстро загоревшихся углей.
Рис. 5. Так окуривается комната для изгнания злых духов.
— Так как она работала во всех комнатах этого жилища, я вынужден окурить все комнаты, а не только ту, где она ушла из жизни, — объяснил он, проворно высыпая душистые сухие листья и смолы на раскаленные докрасна угли. Потом он прочитал «Отче наш» и три раза «Аве Мария» и приступил к работе. Начав с задней части, он как следует окурил всю квартиру ароматным дымом, облака которого вздымались над курильницей. Эту процедуру сеу Томаш повторил в каждой комнате. Сначала он останавливался в центре комнаты и протягивал курильницу прямо перед собой, затем проводил ею прямую линию по направлению к углу и возвращал курильницу к центру. Так он окурил все углы, а затем стал проводить линии от центра комнаты к середине каждой стены (см. рис.). В продолжение всего ритуала он повторял молитву:
Я очищаю этот дом и все, к чему подхожу с этой ку -рильницей, я освобождаю все, что меня окружает, от всех видимых и невидимых вредных потоков. Итак, Божьей милостью Нельсон Визира освобождается от всех опасностей во имя Святой Троицы — Олору -на, Ошалы и Ифы.Да будет так.
Сеу Томаш закончил свои действия перед входной дверью. Потом он окурил Нельсона, сначала спереди — от головы до пальцев ног, потом точно так же сзади. Он вынес стакан с водой и курильницу в холл. Нельсон глубоко вдыхал дым, как велел ему сеу Томаш. Он испытывал легкое головокружение, но при этом чувствовал себя удивительно посвежевшим. Медиум зажег еще один уголь в курильнице, стоящей на кофейном столике, брызнул на него благовонием с более резким запахом и вознес молитву Огуну. После этого сеу Томаш сообщил Нельсону, что ритуал завершен и Нельсон теперь свободен от вселившегося в него духа служанки. Он отказался от какой бы то ни было платы за оказанную услугу, но предложил Нельсону сделать пожертвование в пользу террейру, чтобы оплатить израсходованные материалы, а также пожертвование головному ориша сеу Томаща, Огуну, который с благодарностью примет вознаграждение. Вскоре после ухода духовного вождя Нельсон стал чувствовать себя лучше. Как будто большая тяжесть свалилась с его плеч и он испытал облегчение. Его дела опять пошли в гору. К нему вернулась его девушка, и вскоре они поженились. В конце года он получил дополнительное вознаграждение за то, что продал больше товаров, чем любой другой продавец в фирме. Нельсон из любопытства попытался узнать, действительно ли покончившая с собой служанка жила в этой квартире. Предыдущие жильцы ничего об этом не знали, но сказали, что вынуждены были съехать, потому что место казалось им жутким. Хозяин дома тоже ничего не слышал об этом происшествии, но дом принадлежал ему только последние пятнадцать лет. Однажды жена Нельсона разговорилась с маленькой седой женщиной, которая жила этажом ниже, и соседка вспомнила случившееся со всеми подробностями, как будто это произошло вчера. В конце 30-х годов квартиру снял тихий одинокий человек и, как было принято в те дни, нанял служанку, которая стала жить в той же квартире. Это несчастное создание было уродливым, как обезьяна, и ненавидело свою жизнь. Но при этом служанка обладала большими амбициями и рассказывала каждому встречному, что заставит своего нанимателя на ней жениться. Когда в один прекрасный день тот объявил о своем обручении с другой женщиной, служанка впала в глубокую депрессию. Утром в день свадьбы, закрывшись в своей спальне, она в отчаянии лишила себя жизни. Жилец и его невеста никогда больше не возвращались в эту квартиру.
Смысл окуривания
Одним из назначений окуривания является избавление окружающей среды и людей от вселившихся духов и дурных флюидов. Афро-бразильские шаманы верят, что аромат благовоний оказывает влияние на астральном, ментальном и духовном планах. Сжигание благовоний высвобождает агие (силы), заключенные в растениях, и привлекает положительную энергию. Оно также помогает развитию медиумических способностей, настраивая ум на вибрации, излучаемые духами, и помогая укрепить связь между медиумом и его головным оригиа. Искусство сжигания благовоний задействует три первоэлемента, а также дух. Земля представлена глиняной курильницей и самими сжигаемыми растениями, огонь — процессом горения и пламенем, воздух — дымом. Кроме того, дым привлекает духовные сущности. Поставьте рядом с курильницей стакан воды, чтобы улавливать грязные флюиды, и вы получите все четыре первоэлемента плюс духовный элемент.
Виды благовоний
Для мирян посвященные готовят особые таблетки, которые можно сжигать в домашних условиях. Считается, что непосвященные не могут использовать просто измельченную траву. Сжигание благовоний, которые не предназначены для данного конкретного случая, привлекает к тому, кто это делает, злые силы. Одна из разновидностей благовоний, которые могут быть использованы кем угодно, — ароматические палочки ана-нока. Это благовоние испускает семь различных ароматов, которые любому доставят удовольствие. Рекомендуется жечь в доме ана-ноку для привлечения любви. Это же полезно делать в приемных врачей и дантистов, а также в салонах красоты, потому что запах снимает напряжение и создает приятную атмосферу. В храмах различные благовония сжигаются во время общих публичных сессий, медиумических ритуалов, церемоний посвящения, а также в качестве приношений различным ориша. Точный состав благовоний для вызывания каждого из оригиа — тщательно охраняемый секрет, но некоторые общие данные о том, какие травы связаны с конкретными ориша (а значит, и входят в состав их благовоний), вы можете найти в приложении В. Кроме того, ниже дается перечень сущностей, которым подносятся приношения в виде благовоний, с указанием, когда это делается (помимо «создания головы» и медиумических актов) и для чего эти приношения предназначены. Итак, благовония, посвящаемые: Эшу — при сжигании перед началом сессии по понедельникам и субботам очищают террейру и окружающую среду. Используются перед сжиганием очистительных благовоний в любом ритуале. Обязательно должны зажигаться отдельные угли; Иансе — делают неотразимыми женщин, которые хотят выйти замуж, и связывают их с Иансой, чтобы она нашла им пару; Ибежи — помогают детям до четырнадцати лет в учебе или во время болезни; духам-кабоклу умбанды — применяются в начале и в конце сессий милосердия, а также пригодны для сжигания в жилых домах, транспортных средствах и служебных помещениях; Йеманже — при сжигании перед поездкой защищают путешественников; прекрасный запах для невест; скрепляют заклинания умбанды; Огуну — изгоняют духов, вселившихся в сильно перегруженную атмосферу или людей; Огуну Леса — физически защищают полицейских, солдат и всех тех, чья работа связана с физической опасностью; Огуну Морского Берега — привлекают ундин и наяд; предназначены для террейру, расположенных в прибрежных городах; защищают мореплавателей; восточным духам — при сжигании на встречах спиритов и умбандистов создают возвышенную, физически уравновешенную атмосферу; Ошале — в случае когда духовный вождь — мужчина, открывают сессии; очищают служебные помещения (сначала сжигается ладан); Ошоси — защищают тех, кто работает с лесными людьми; Ошуну — приносят здоровье, успех и любовь, а также гармонию в доме; Шанго — помогают судьям, адвокатам, законодателям, лингвистам, профессорам, переводчикам и писателям (перед и после сжигания этих благовоний сжигается бензойная смола,
-------------------- Смола, выделяемая стволом дерева ликвидамбар. — Прим.
в разных курильницах или на других углях). Для кабоклу, прету еелью, эшу и помба-жир требуется табак, чтобы они могли окуривать пациентов и избавлять их от различных болезней. Критики обычаев ма-кумбы и умбанды заявляют, что потворство курению табака только увековечивает курение. Приверженцы же этих традиций возражают, что курение табака, если им рассудительно пользоваться при совершении ритуала, очищает и придает энергию. Они утверждают, что вне храма медиумы обычно не курят и что запрещение практики окуривания табаком разрушило бы важную связь между медиумом и сущностью. Кабоклу и прету велъю предпочитают трубки. Прету велъю иногда смешивают свой табак с лавандой, корицей, розмарином и рутой. Кабоклу могут курить слабые сигары; эшу отдают предпочтение более сильным маркам табака; помба-жиръг любят курить легкие сигареты и сигариллы.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|