Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: Патология энергетического и углеводного обмена. Роль нарушений обмена углеводов в развитии патологии зубо-челюстной системы.





Форма работы: Подготовка к практическим занятиям.

Вопросы для самоподготовки:

1. Нарушения всасывания углеводов в пищеварительном тракте, процессов синтеза, депонирования и расщепления гликогена, транспорта и усвоения углеводов в клетке.

2. Гомеостаз глюкозы. Гипо-, гипергликемия. Причины и механизмы возникновения. Гипогликемическая кома. Патогенетическое значение гипергликемии.

3. Механизмы действия инсулина и контринсулярных гормонов на углеводный, липидный и белковый обмены.

4. Сахарный диабет. Этиология, патогенез инсулинзависимого и инсулиннезависимого типов сахарного диабета. Диабет беременных.

5. Нарушения углеводного, жирового и белкового обменов при сахарном диабете. Клинические признаки, основные направления лабораторной диагностики.

6. Диабетические комы (кетоацидотическая, гиперосмолярная, лактацидемическая): особенности патогенеза.

7. Механизмы инсулинорезистентности.

8. Осложнения сахарного диабета. Профилактика и патогенетическое лечение сахарного диабета.

9. Изменения в полости рта у больных с сахарным диабетом.

 

Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. КАКОЕ НАРУШЕНИЕ ИГРАЕТ РОЛЬ ОСНОВНОГО ЗВЕНА ПАТОГЕНЕЗА ПРИ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЕ У ПАЦИЕНТА С СД ТИПА I

1) гипернатриемия

2) гипергликемия

3) гиперкетонемия

4) гиперкалиемия

Правильный ответ:3

2. УКАЖИТЕ ПРИЧИНУ ПОЛИУРИИ НА РАННЕЙ СТАДИИ СД

1) микроангиопатия почек

2) гипергликемия

3) кетонемия

4) гиперхолестеринемия

Правильный ответ:2

3. УКАЖИТЕ ВОЗМОЖНУЮ ПРИЧИНУ АГЛИКОГЕНОЗОВ

1) алиментарная гипогликемия при голодании

2) репрессия генов, кодирующих синтез гликогенсинтетаз, подавление активности гликогенсинтетаз

3) торможение синтеза гликогена из аминокислот в печени

4) глюкозурия

5) низкая чувствительность рецепторов к «контринсулярным» гормонам

6) высокая активность ферментов гликогенолиза

Правильный ответ:2

4. АЛИМЕНТАРНАЯ ГИПЕРГЛИКЕМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ

1) избытка инсулина

2) недостатка контринсулярных гормонов

3) глюкозурии

4) эмоционального возбуждения

5) приема углеводной пищи

Правильный ответ:5

5. ГЛЮКОЗУРИЯ ВОЗНИКАЕТ ПРИ

1) сахарном диабете

2) диабетической коме

3) алиментарной гипергликемии выше 8 ммоль/л

4) все ответы верные

Правильный ответ:4

6. ГИПОГЛИКЕМИЯ МОЖЕТ БЫТЬ СЛЕДСТВИЕМ

1) усиленной продукции глюкокортикоидов

2) повышения тонуса симпатоадреналовой системы

3) гликогеноза

4) инсулиновой недостаточности

5) эмоционального возбуждения

Правильный ответ:3

7. ГЛИКОГЕНОЗ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ

1) гипергликемией

2) генетическим дефицитом ферментов гликогенолиза

3) ослаблением гликогенеза

4) активацией гликолиза

5) уменьшением содержания гликогена в печени

Правильный ответ:2

8. КЕТОЗ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ ЯВЛЯЕТСЯ СЛЕДСТВИЕМ

1) ослабления липолиза

2) ослабления глюконеогенеза

3) ослабления β-окисления жиров в печени

4) ослабления окисления кетоновых тел в ЦТК

5) усиления утилизации кетоновых тел мышцами

Правильный ответ:4

9. ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛЮКОЗЫ С МОЧОЙ НАЗЫВАЕТСЯ

1) глюкозурия

2) протеинурия

3) гематурия

4) цилиндрурия

Правильный ответ:1

10. ПАДЕНИЕ АД ПРИ ЛАКТАЦИДЕМИЧЕСКОМ ВАРИАНТЕ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЫ ОБУСЛОВЛЕНО

1) накоплением кетоновых тел в крови

2) угнетением адренергических рецепторов сердца и сосудов

3) развитием гиповолемии

4) гипергликемией

Правильный ответ:2

11. ПРИ ИНСУЛИНОВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ГИПЕРГЛИКЕМИЯ ОБУСЛОВЛЕНА

1) уменьшением утилизации глюкозы тканями

2) уменьшением продукции глюкозы в печени

3) увеличением продукции глюкозы в мышцах

4) увеличением утилизации глюкозы тканями

Правильный ответ:1

12. ПОЛИУРИЯ ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ ВОЗНИКАЕТ ВСЛЕДСТВИЕ

1) повышения осмотического давления мочи

2) нарушения образования первичной мочи

3) повышения осмотического давления в тканях

4) активации РААС

Правильный ответ:1

13. УГЛЕВОДЫ НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫ ДЛЯ

1) нервной системы

2) дыхательной системы

3) моче-выделительной системы

4) эндокринной системы

5) системы кроветворения

Правильный ответ:1

14. В НОРМЕ ГЛЮКОЗА ПЛАЗМЫ КРОВИ НАТОЩАК КОЛЕБЛЕТСЯ В ДИАПАЗОНЕ

1) 1,22 – 2,34 ммоль/л

2) 3,58 – 6,05 ммоль/л

3) 2,35 – 3, 35 ммоль/л

4) 0,44 – 0,66 ммоль/л

5) 5,58 – 8,56 ммоль/л

Правильный ответ:2

15. ИНСУЛИНОРЕЗИСТЕНТНОСТЬ

1) синтез измененного инсулина

2) снижение синтеза инсулина

3) повышение синтеза инсулина

4) усиление эффектов инсулина

5) нарушение реализации эффектов инсулина на уровне клеток-мишеней

Правильный ответ:5

16. ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ КОМА – СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ГЛЮКОЗЫ

1) до 2,5 – 1,5 ммоль/л

2) до 3,5 – 2,5 ммоль/л

3) до 4,5 – 3,5 ммоль/л

4) до 5,5 – 4,5 ммоль/л

5) до 6,5 – 5,5 ммоль/л

Правильный ответ:1

17. ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКИЙ СИНДРОМ – СТОЙКОЕ СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ГЛЮКОЗЫ

1) до 3,3-2,5 ммоль/л

2) до 1,2-1,5 ммоль/л

3) до 1,5-2,3 ммоль/л

4) до 2,3-2,5 ммоль/л

Правильный ответ:1

18. ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ - ОСТРОЕ СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ГЛЮКОЗЫ ДО

1) 4,0-3,6 ммоль/л

2) 1,2-1,5 ммоль/л

3) 1,5-2,3 ммоль/л

4) 2,3-2,5 ммоль/л

5) 2,5-3,0 ммоль/л

Правильный ответ:1

19. ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

1) диарея, мышечная дрожь, тахикардия

2) высокий уровень глюкозы плазмы крови, легкое чувство голода, мышечная дрожь, тахикардия

3) низкий уровень глюкозы плазмы крови, легкое чувство голода, мышечная дрожь, тахикардия

4) низкий уровень глюкозы плазмы крови, легкое чувство голода, мышечная дрожь, брадикардия

5) тошнота, брадикардия, головная боль

Правильный ответ:3

20. ПРОЯВЛЕНИЯ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКОГО СИНДРОМА МОГУТ БЫТЬ

1) как адренергическими, так и нейрогенными

2) как холинергическими, так и нейрогенными

3) только адренергическими

4) только нейрогенными

5) только холинергическими

Правильный ответ:1

21. ВСАСЫВАНИЕ УГЛЕВОДОВ ПРОИСХОДИТ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ В

1) двенадцатиперстной и тощей кишке

2) полости рта

3) желудке

Правильный ответ:1

22. ГИДРОЛИЗ ГЛИКОГЕНА И КРАХМАЛА ПИЩИ НАЧИНАЕТСЯ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ ПОД ВЛИНИЕМ

1) α-амилазы слюны

2) β-амилазы слюны

3) γ-амилазы слюны

Правильный ответ:1

23. НАИБОЛЕЕ ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ ВСАСЫВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ТОНКОГО КИШЕЧНИКА ХАРАКТЕРНА ДЛЯ

1) глюкозы

2) фруктозы

3) лактозы

Правильный ответ:1

24. НАКАПЛИВАЮЩИЕСЯ ПРИ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ФЕРМЕНТОВ-ДИСАХАРИДАЗ В ПРОСВЕТЕ КИШЕЧНИКА ДИСАХАРИДЫ ОСМОТИЧЕСКИ СВЯЗЫВАЮТ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО ВОДЫ, ЧТО СТАНОВИТСЯ ПРИЧИНОЙ

1) диареи

2) обстипации

3) анурии

Правильный ответ:1

25. ГЛЮКОЗА ОСОБЕННО ВАЖНА ДЛЯ КЛЕТОК

1) мозга

2) селезенки

3) почек

Правильный ответ:1

26. ПРИ САХАРНОМ ДИАБЕТЕ

1) полиурия вторично обусловливает полидипсию

2) полидипсия вторично обусловливает полиурию

Правильный ответ:1

27. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИМ ЗВЕНОМ ГИПОГЛИКЕМИЧЕСКОЙ КОМЫ

1) углеводное и энергетическое "голодание" нейронов головного мозга;

2) углеводное "голодание" миокарда;

3) гипоосмия крови;

4) некомпенсированный кетоацидоз.

Правильный ответ:1

28. КАКОЕ НАРУШЕНИЕ ИГРАЕТ РОЛЬ ОСНОВНОГО ЗВЕНА ПАТОГЕНЕЗА ПРИ ДИАБЕТИЧЕСКОЙ КОМЕ У ПАЦИЕНТА САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА

1) гипернатриемия

2) гипергликемия

3) гиперкетонемия

4) гиперкалиемия

Правильный ответ:3

29. ОСНОВНОЙ ПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИАБЕТА 2-ГО ТИПА

1) блок превращения проинсулина в инсулин

2) дефицит, низкая аффинность к инсулину рецепторов эффекторных клеток - "мишеней"

3) гипергликемия

4) гиперкетонемия

Правильный ответ:2

30. ГЛИКОГЕНОЗ 1-ГО ТИПА (БОЛЕЗНЬ ГИРКЕ) ОБУСЛОВЛЕН ДЕФЕКТОМ

1) глюкозо-6-фосфатазы

2) альфа- 1,4- глюкозидазы

3) амило – 1,6-глюкозидазы

4)фосфоглюкомутазы

5)фосфофруктомутазы

Правильный ответ:1

31. ОСТРОЕ ОСЛОЖНЕНИЕ САХАРНОГО ДИАБЕТА

1) шок

2) кома

3) коллапс

4) острая почечная недостаточность

5) острая сердечная недостаточность

Правильный ответ:2

32. ПОЗДНИЕ ОСЛОЖНЕНИЯ САХАРНОГО ДИАБЕТА

1) ангиопатии

2) кома

3) шок

Правильный ответ:1

33. КОЛИЧИСТВО ГЛИКОГЕНА МИНИМАЛЬНО

1) в клетках нервной системы

2) в клетках печени

3) в клетках почек

Правильный ответ:1

34. ГЛИКОГЕНОЗ 2-ГО ТИПА (БОЛЕЗНЬ ПОМПЕ) ОБУСЛОВЛЕН ДЕФЕКТОМ

1) глюкозо-6-фосфатазы

2) альфа- 1,4- глюкозидазы

3) амило – 1,6-глюкозидазы

4)фосфоглюкомутазы

5)фосфофруктомутазы

Правильный ответ:2

35. ГЛИКОГЕНОЗ 3-ГО ТИПА (БОЛЕЗНЬ КОРИ) ОБУСЛОВЛЕН ДЕФЕКТОМ

1) глюкозо-6-фосфатазы

2) альфа- 1,4- глюкозидазы

3) амило – 1,6-глюкозидазы

4)фосфоглюкомутазы

5)фосфофруктомутазы

Правильный ответ:3

36. ГЛИКОГЕНОЗ 4-ГО ТИПА (БОЛЕЗНЬ АНДЕРСЕНА) ОБУСЛОВЛЕН ДЕФЕКТОМ

1) глюкозо-6-фосфатазы

2) альфа- 1,4- глюкозидазы

3) амило – 1,6-глюкозидазы

4) альфа-D-1,4 глюкан 6-альфа-глюкозилтрансферазы

5)фосфофруктомутазы

Правильный ответ:4

 

Самоконтроль по ситуационным задачам:

Задача №1.

Выйдя из дома, человек потерял сознание. Врач «скорой помощи» нашел в кармане книжку больного сахарным диабетом. Объективно: мышечный тонус повышен, кожные покровы влажные, пульс частый, напряженный. Периодически возникают судороги. Тонус глазных яблок повышен. Артериальное давление - 80/40 мм. рт. ст.

1. Какое состояние развилось у больного?

2. Каково главное звено патогенеза этого состояния?

3. Объясните механизмы указанных симптомов.

4. Какие исследования необходимы для уточнения состояния?

5. Каковы принципы лечебных мероприятий в данном случае?

Ответы:

1. Кома.

2. Гипогликемия (гипогликемическая кома).

3. Симптомы обусловлены дефицитом глюкозы в нейронах головного мозга и миоцитах, что приводит к нарушению в них электрогенеза и проводимости (повышение тонуса мышц и глазных яблок), а также активацией симпатоадреналовой системы (влажные кожные покровы, учащение и напряжённость пульса).

4. Внутривенное введение глюкозы с инсулином (человек должен прийти в сознание); биохимический анализ крови и мочи (уровень глюкозы, кетоновых тел).

5. Патогенетические (введение глюкозы и инсулина), симптоматические (улучшение мозгового кровотока).

Задача №2.

Больная Л., 52 лет, работница кондитерской фабрики обратилась к дерматологу с жалобами на кожный зуд и появление гнойничков. Считает себя больной в течение 2 лет. Больная повышенного питания. Из дополнительных жалоб отмечает повышенную утомляемость, сухость во рту. Врач назначил местное лечение, которое оказалось неэффективным.

1. К специалисту какого профиля надо направить больную на консультацию?

2. О каком заболевании следует думать в данном случае? Обоснуйте.

3. Какие исследования необходимы для подтверждения этого заболевания?

4. Объясните симптомы патологии у больной.

5. Какое лечение назначил врач с точки зрения принципов терапии данной патологии?

Ответы:

1. Эндокринологу.

2. Сахарный диабет II типа (инсулиннезависимый). Возраст (52 года), женский пол, род деятельности (работница кондитерской фабрики), симптомы сахарного диабета беспокоят только последние 2 года, особенности диеты (повышенное питание, не исключая кондитерские изделия).

3. Определение глюкозы, кетоновых тел, мочевины в крови и моче; тест на определение толерантности к глюкозе; оценка кислотно-щелочного состояния крови; исследование уровня ЛПОНП в крови.

4. Повышение концентрации глюкозы в интерстициальной жидкости приводит к усиленному размножению в ней микроорганизмов и сухости кожи, что проявляется кожным зудом и гнойничками; в крови – к повышению осмотического давления и поступлению воды из межклеточного пространства, что сопровождается сухостью во рту, утомляемостью (следствие обезвоживания).

5. Симптоматическое.

Задача №3.

Больной К., 7 лет, перенес вирусный паротит. Через 2 мес. мать ребенка отметила потерю в весе у сына на 3 кг, появление ночного энуреза, быструю утомляемость. Объективно: ребенок пониженного питания, кожа сухая с расчесами, сахар крови -12 ммоль/л.

Вопросы:

1. О каком заболевании можно думать в данном случае?

2. Какие предположения можно высказать об этиологии и патогенетических механизмах развития данного заболевания?

3. Объясните механизмы развития симптомов у ребёнка.

Ответы:

1. Сахарный диабет I типа (инсулинзависимый). Повышение уровня глюкозы в крови (12 ммоль/л), детский возраст (7 лет), перенесённая вирусная инфекция (паротит).

2. Этиология – вирус эпидемического паротита, тропный к β-клеткам поджелудочной железы. Патогенез заключается в выработке антител к антигенам данного вируса, перекрёстных с антигенами β-клеток поджелудочной железы, что приводит к развитию аутоиммунного поражения островков Лангерганса, сопровождающегося лизисом β-клеток и уменьшением инкреции инсулина в кровь.

3. Все симптомы – свидетельство обезвоживания и энергодефицита (ночной энурез – слабость сфинктера мочевого пузыря).

Задача № 4.

У больного с тяжелой диабетической нейропатией произошло образование трофических язв в дистальных отделах нижних конечностей. Отмечается выраженный болевой синдром в участках поражения.

1. Объясните патогенез образования трофических язв у больного.

2. Классифицируйте данные осложнения сахарного диабета.

3. Назовите принципы коррекции данных осложнений у больного.

Ответы:

1. Гликозилирование белков периферических нервов, образование к этим белкам антител и развитие аутоиммунных реакций. Гипоксия нервных структур с развитием энергодефицита и замедлением скорости проведения импульсов, следовательно, нарушение трофики тканей, иннервируемых данными волокнами, и развитие болевого синдрома.

2. Поздние осложнения (синдром диабетической стопы).

3. Патогенетический (пожизненный приём сахароснижающих препаратов), симптоматический (антисептики, анальгезирующие средства).

Задача №5.

Пациент М., 70 лет, страдает сахарным диабетом. С целью экономии препарата, назначенного ему эндокринологом, больной самостоятельно изменил режим его дозирования (уменьшил дозу лекарства и принимал его нерегулярно). В течение 10 дней отмечал незначительное ухудшение самочувствия: слабость, вялость, сонливость, сухость во рту, кожный зуд. Далее присоединились специфический запах изо рта, неврологическая симптоматика. Больной потерял сознание.

1. Какое состояние развилось у пациента?

2. Чем осложнилось данное состояние?

3. Классифицируйте состояние, развившееся у данного пациента. Каково ключевое звено его патогенеза?

4. Какие дополнительные исследования необходимы для уточнения патологии?

5. Назовите принципы терапии данного состояния.

Ответы:

1. Прекома.

2. Кома.

3. Диабетическая гиперосмолярная кома. Резкое повышение концентрации глюкозы в крови и увеличение её осмолярности, что приводит к обезвоживанию нейронов коры головного мозга.

4. Определение глюкозы, кетоновых тел, мочевины в крови и моче.

5. Патогенетическое (введение инсулина с глюкозой, коррекция кислотно-основного состояния), симптоматическое (улучшение мозгового кровотока).

 

Перечень практических умений:

- знать причины и ведущие патогенетические механизмы основных нарушений углеводного обмена, современные представления об этиологии, патогенезе, проявлениях и осложнениях, общих принципах лечения и профилактики сахарного диабета;

- иметь представление о необходимости комплексного подхода, включающего психотерапевтическую и информационно-разъяснительную работу с пациентами этого профиля.

- уметь решать практические задачи по данной теме.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.