Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1 СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





Глава 1 СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие, цели и задачи

В Российской Федерации финансовый контроль осуществляет­ся в виде государственного финансового контроля и аудиторской деятельности. Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в субъектах России. Кро­ме того, на уровне местного самоуправления осуществляется му­ниципальный финансовый контроль.

Аудиторская деятельность {аудит) в России представляет со­бой предпринимательскую деятельность по независимой провер­ке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти организаций и индивидуальных предпринимателей (далее ауди­руемые лица) [1].

Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик, последователь) — лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности: по подходу к проверке докумен­тации; взаимоотношениям с клиентом; выводам, сделанным по результатам проверки, и т.д. Словом, аудит значительно шире та­ких понятий, как ревизия и контроль. Он обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, что не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяй­ственной деятельности в целях рационализации расходов и уве­личения прибыли. Аудиторская деятельность, помимо проверок, предполагает оказание различных сопутствующих услуг: ведение и восстановление учета, консультации по вопросам ведения уче­та, налогообложения, обучение и др. (см. подразд. 1.4).

Известный американский специалист в области теории и прак­тики аудита проф. Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит — это деятельность, направленная на уменьшение предпринимательского риска. По его мнению, аудит способствует уменьшению до при­емлемого уровня информационного риска для пользователей фи­нансовых отчетов. Можно примерно подсчитать (спрогнозировать)


этот риск и определить вероятность благоприятных событий. В то же время предпринимательский риск компании (фирмы, органи­зации) прямого влияния на аудиторов не оказывает.

Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской экспертизы. От­личие состоит в том, что аудит — это независимая проверка, а судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению су­дебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы про­является в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств, и применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе судебного исследо­вания совершенных хозяйственных операций. Аудит существует не­зависимо от наличия или отсутствия уголовного или гражданско­го процесса, в то время как судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, по­скольку представляет собой процессуально-правовую форму (пра­вовую сторону данного вида экспертизы).

Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, квалифицированный спе­циалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятель­но определяет методы исследования, так как несет ответствен­ность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Рос­сийской Федерации (УК РФ) не предусматривает каких-либо ог­раничений для аудиторов-специалистов в выполнении своих про­фессиональных обязанностей.

Цели и задачи аудиторской деятельности весьма многогранны. Общая классификация аудиторской деятельности представлена на схеме (рис. 1.1).

Исходя из приведенной классификации целесообразно подроб­нее рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности. Пре­имущество в этом отношении принадлежит именно внешнему аудиту. Его цель и основные задачи определены в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ и федеральных правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

Главная цель внешнего аудита — дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Достижению главной цели способствуют сложившиеся ныне требования к аудиторской деятельности. Прежде всего — это неза­висимость и объективность при проведении проверок, а также конфиденциальность, профессионализм, компетентность и доб­росовестность аудитора. Он использует методы статистики и эко­номического анализа, применяет новые информационные техно­логии. Аудитор обязан уметь принимать грамотные решения, да­вать рациональные рекомендации по данным аудиторской про­верки. Доброжелательность и лояльность аудитора по отношению к клиентам, ответственность за последствия рекомендаций и за-


 


ключений — обязательное условие его деятельности. Всегда и вез­де он обязан заботиться о росте авторитета аудиторской профес­сии. Все эти требования определяют особенности и нормы пове­дения аудитора.

Независимость аудитора обусловливается тем, что он не явля­ется сотрудником государственного учреждения, не подчинен кон­трольно-ревизионным органам и не работает под их контролем. Он строго соблюдает стандарты профессионального аудиторского объединения (ассоциации), не имея к проверяемым предприяти­ям никаких имущественных претензий или иных личных интере­сов. Его объективность обеспечивается также высокой профессио­нальной подготовкой, большим практическим опытом, глубоким знанием новейшей методической и другой специальной литера­туры.

Конфиденциальность — важнейшее требование при осуществ­лении аудиторской деятельности. Аудитор не может и не должен предоставлять кому бы то ни было каких-либо сведений о хозяй­ственной деятельности проверяемого им объекта. В случае разгла­шения секретов своих клиентов он наносит себе моральный ущерб и несет ответственность по закону, а если это предусмотрено до­говором, то к нему применяются и материальные санкции.

Аудитор обязан обладать необходимой профессиональной квали­фикацией, заботиться о поддержании ее на должном уровне, не­укоснительно соблюдать требования нормативных документов. Про­фессионализм не позволяет ему оказывать услуги в тех областях


экономики, в которых он не имеет достаточных профессиональ­ных знаний.

Применение методов статистики и экономического анализа по­зволяет организовать анализ проведенных проверок на высоком научном уровне, получить более объективные и достоверные дан­ные для принятия решений. То же самое можно сказать о новых информационных технологиях, предполагающих широкое исполь­зование вычислительной техники для организации аудиторской деятельности при проведении проверки, анализе отчетности, а также для ведения и восстановления учета.

По результатам проверки аудитор может сделать необходимые рациональные выводы, которые помогут клиенту в организации ра­боты, ведении бухгалтерского учета и анализе хозяйственной дея­тельности.

Ответственность аудитора состоит в том, что он отвечает за свое заключение о финансовых отчетах проверяемого предприя­тия. Ответственность за состояние и содержание таких отчетов несет руководство проверяемого предприятия.

Поскольку аудит — деятельность предпринимательская, направ­ленная на извлечение прибыли, аудиторы должны применять та­кие методы проверки, которые позволили бы максимально со­кратить время на проведение проверки, не снижая качества.

Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторски­ми фирмами с целью объективной оценки положения дел в сфе­ре бухгалтерского учета и финансовой отчетности экономическо­го субъекта. В качестве экономических субъектов могут выступать предприятия, кредитно-финансовые учреждения, страховые ком­пании, инвестиционные фонды, унитарные предприятия, бир­жи, внебюджетные фонды и др.

Внутренний аудит представляет собой независимую деятель­ность по проверке и оценке работы фирмы в интересах ее руково­дителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам органи­зации эффективно выполнять свои функции. Такую работу прово­дят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В не­больших организациях может не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизион­ной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия или его учре­дителей, или обязательным, если его проведение обусловлено пря­мым указанием в федеральном законе или постановлении Прави­тельства Российской Федерации.

Основная цель инициативного аудита — выявить недостатки в ведении бухгалтерского учета, составлении отчетности, в налого­обложении, провести анализ финансового состояния хозяйству­ющего объекта и помочь ему в организации учета и отчетности.


Он проводится обычно по решению руководства экономического субъекта. Цели инициативного аудита могут быть самыми различ­ными, например: контроль за состоянием бухгалтерского учета в целом или отдельных его разделов; изучение финансовой отчет­ности; организация делопроизводства по бухгалтерскому учету; оценка применяемых средств и методов автоматизации учета; оцен­ка состояния расчетов по налогообложению и др.

Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита. Так, многие предприятия, особенно экс-государственные, ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному конт­ролю, пройдя в последние годы процедуру приватизации и акци­онирования и превратившись в акционерные общества, лиши­лись привычного контроля со стороны специальных органов. Важ­ной причиной является текучесть бухгалтерских кадров, порож­денная многими обстоятельствами. Среди них — недостаточно вы­сокая оплата, нежелание руководства новых экономических струк­тур принимать главного бухгалтера как одного из основных конт­ролеров за законностью хозяйственных операций и др. Сюда до­бавляется низкая квалификация бухгалтерских кадров на некото­рых предприятиях, особенно на вновь образованных. Не случайно руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с такими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.

Инициативный аудит может быть как комплексным, так и те­матическим. В последнем случае контролю и анализу подвергаются только отдельные разделы и участки учета. Различной может быть и глубина проверки. Наиболее трудоемка и ответственна полная и сплошная проверка данных учета, начиная с первичных докумен­тов. Иное дело — проведение инвентаризации активов и обяза­тельств, выборочная проверка данных первичного учета или только данных, содержащихся в учетных регистрах и отчетности. Если же инициативный аудит носит комплексный характер, то охватывает все приведенные выше цели.

Методика проведения инициативного аудита не отличается от проведения обязательного аудита.

Обязательный аудит в нашей стране проводится в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ, в которой представлена сущность ежегодной обязательной аудиторской проверки ведения учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Аудит по специальным аудиторским заданиям проводится при проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, качествен­ного состояния имущества, при необходимости юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирую­щих гражданско-правовые отношения, при анализе эффективно-


сти использования капитала и в других случаях, непосредственно связанных с финансово-хозяйственной деятельностью экономи­ческого субъекта.

Цели и задачи сопутствующих аудиту услуг изложены в разд. 1.4.

В последовательном развитии аудита можно выделить три ста­дии: подтверждающую, системно-ориентированную и стадию, ба­зирующуюся на риске.

На подтверждающей стадии аудита при проведении проверки аудитор-бухгалтер проверял и подтверждал практически каждую хозяйственную операцию, параллельно с бухгалтером создавал собственные учетные регистры. В настоящее время такую услугу назвали бы восстановлением или ведением учета.

Системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции по функции учета. Раз­витие аудита на данной стадии привело к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается про­ведение внешнего аудита.

Аудит, базирующийся на риске, — такой вид аудита, когда про­верка, исходя из условий работы предприятия, проводится выбо­рочно. Анализируются в основном узкие места (критические точ­ки) в его работе. Сосредоточив аудиторскую проверку на областях с высоким риском, можно сэкономить время за счет отказа от проверки областей деятельности предприятия с низким риском. Те, кто полагается на суждение аудиторов, считают, что это обес­печивает достаточно эффективную проверку при экономии за­трат на оплату аудитора.

По объекту изучения принято выделять три вида аудита: финан­совый, на соответствие и операционный.

Финансовый аудит (аудит финансовой отчетности) предусмат­ривает оценку достоверности финансовой информации. В качестве критериев оценки обычно выступают общепринятые принципы организации бухгалтерского учета. Такой аудит проводится пре­имущественно независимыми аудиторами, результатом работы ко­торых является заключение относительно финансовых отчетов. По форме и содержанию финансовый аудит наиболее близок к ауди­ту, осуществляемому в России.

Аудит на соответствие предназначен для выявления того, как соблюдаются предприятием конкретные правила, нормы, законы, инструкции, договорные обязательства, которые оказывают воз­действие на результаты операции или отчеты. В процессе проверки на соответствие устанавливают, отвечает ли деятельность предпри­ятия требованиям его устава, правильно ли начисляются средства на оплату труда, безупречно ли производится начисление и уплата налогов и др. Проверки на соответствие требуют установления под­ходящих критериев для оценки финансовой отчетности.


Операционный аудит используется для проверки процедур и ме- тодов функционирования предприятия, оценки производитель- ности и эффективности. Его можно успешно использовать для про- верки выполнения бизнес-планов, смет, различных целевых про­грамм, работы персонала и др. Иногда его называют аудитом эф- фективности работы предприятия или деятельности администра­ции.

В зависимости от намеченных целей операционный аудит про- водится на межотраслевом, отраслевом, внутрихозяйственном уровнях, внешними или внутренними аудиторами, в интересах I внешних либо внутренних пользователей.

По периодичности осуществления аудиторских проверок разли­чают первоначальный и периодический аудит. Первоначальный аудит — это такая проверка, которая впервые осуществляется на данном предприятии (в организации). Периодический (повторяю­щийся) аудит проводится на данном предприятии, как правило, ежегодно. Это позволяет установить длительное сотрудничество между аудитором и клиентом, повысить качество проверок, дать более объективную оценку состояния экономического субъекта и характера его деятельности.

Приведенная классификация не является исчерпывающей. Рас- ширение и углубление сферы применения аудиторских услуг поз­волит определить новые виды и направления аудиторской дея­тельности.

Правовое регулирование

Всякий, кто знакомится с правовыми и законодательными документами, регулирующими аудиторскую деятельность в Рос­сийской Федерации, не может не обратить внимание на то, что в них сосредоточены положения по организации аудиторской де­ятельности, проведению аттестации и повышению квалифика­ции аудиторов, а также лицензированию фирм, занимающихся аудитом. К основным документам, обеспечивающим норматив­ное регулирование и функционирование системы аудиторской деятельности в Российской Федерации, относятся:

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.94 №51-ФЗ, часть вторая от 26.01.96 № 14-ФЗ);

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) (части первая и вторая);

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ;

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» от 25.09.98 № 158-ФЗ;

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11 96 № 129-ФЗ;

 


Постановление Правительства Российской Федерации «О воп-росах государственного регулирования аудиторской деятельности Российской Федерации» от 06.02.02 № 80;

Постановление Правительства Российской Федерации «О ме­рах по обеспечению проведения обязательного аудита» от 12.06.02

№ 409;

Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской

деятельности в Российской Федерации (утверждено Постановле­нием Правительства Российской Федерации «О лицензировании аудиторской деятельности» от 29.03.02 № 190);

Временное положение о системе обучения и повышения ква­лификации аудиторов в Российской Федерации (Приказ Мин­фина России от 12.09.02 № 93н;

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности;

Порядок представления отчета аудиторскими организация­ми и аудиторами, имеющими лицензии на осуществление ауди­торской деятельности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков (утверждены Приказом Минфина России от 27.10.99 № 69н).

Основным документом правового регулирования аудиторской деятельности является Федеральный закон «Об аудиторской дея­тельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ. Он включает в себя 22 статьи, в которых отражены основные понятия и аспекты аудиторской де­ятельности, сопутствующих аудиту услуг; приведено определение аудитора и аудиторской организации; рассмотрены права и обя­занности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц и (или) лиц, заключивших договор по оказанию аудиторских услуг.

В этом законе даны определение обязательного аудита и крите­рии его проведения, рассмотрены понятия аудиторской тайны, правил (стандартов) аудиторской деятельности, аудиторского за­ключения, включая заведомо ложное. Приведено понятие незави­симости аудиторов, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Определены принципы контроля работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, вопросы аттестации и лицензирования на право осуществления аудиторской деятельности.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ три статьи посвящены управлению аудитор­ской деятельностью, включая описание уполномоченного феде­рального органа государственного регулирования аудиторской де­ятельности, Совета по аудиторской деятельности при уполномо­ченном федеральном органе и аккредитованных профессиональ­ных аудиторских объединений. Отражена также ответственность за нарушение законодательства об аудите и порядок вступления в


 


силу данного закона. Законом приводятся в соответствие все нор­мативные акты по аудиторской деятельности (аттестации, лицен­зированию и др.).

Аудиторская деятельность в России организуется с учетом опы­та, сложившегося в мировой практике, в которой можно выде­лить две различные концепции регулирования аудиторской дея­тельности [3].

Первая получила распространение в таких европейских стра­нах, как Австрия, Испания, Франция, Германия. Здесь аудитор­ская деятельность строго регламентируется административными органами. На них фактически возлагаются функции государствен­ного контроля за аудиторской деятельностью.

Вторая концепция характерна для англоязычных стран (США, Великобритания), где аудиторская деятельность в определенном смысле саморегулируется. Аудит в этих странах ориентирован в основном на потребности акционеров, инвесторов, кредиторов и других хозяйствующих субъектов. Аудиторская деятельность в этих странах регулируется преимущественно общественными аудитор­скими объединениями.

В России система нормативного регулирования аудиторской де­ятельности находится в стадии становления. Среди представлен­ных концепций и систем регулирования наиболее целесообраз­ной представляется многоуровневая система нормативного регу­лирования аудиторской деятельности. Эта система включает в себя пять основных уровней (рис. 1.2). На схеме эти уровни расположе­ны сверху вниз и показывают виды документов, область регули­рования и степень их разработанности.

Уровень I включает в себя закон об аудиторской деятельно­сти, который является одним из основных законодательных актов. Закон определяет место аудита в финансово-хозяйственной дея­тельности в качестве ее необходимого равноправного элемента. Для России это особенно важно, поскольку исторически государ­ственный финансовый контроль превалировал над другими вида­ми контроля. Принятие закона позволяет считать, что становле­ние аудита в России состоялось.

К документам уровня II, регулирующим аудиторскую дея­тельность в Российской Федерации, относятся те, которые опре­деляют общие вопросы регулирования аудиторской деятельнос­ти, обязательные для исполнения субъектами рынка. Сюда вклю­чаются и федеральные правила (стандарты). В настоящее время разработано и утверждено 11 федеральных стандартов, поэтому до окончания разработки таких стандартов будут использоваться российские правила (стандарты), разработанные в 1996 — 2000 гг.

Уровень III системы нормативного регулирования аудитор­ской деятельности представлен внутренними стандартами (пра­вилами) аудиторских профессиональных объединений. Основное


назначение стандартов — установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной де­ятельности и, прежде всего, арбитражным судом. Часть этих стан­дартов разработано отдельными аудиторскими объединениями.

К уровню IV относятся нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила аудиторской деятельности и проведение аудита применительно к конкретным отраслям, орга­низациям и по отдельным вопросам налогообложения, финан­сов, бухгалтерского учета, хозяйственного права и др.


Уровень V включает в себя внутренние (внутрифирменные) стандарты аудиторской деятельности, которые разрабатывают ауди­торские организации и индивидуальные аудиторы на базе правил (стандартов) и практики аудита. Содержание и форма таких доку­ментов являются прерогативой аудиторских фирм, их ноу-хау. Они определяют качество и престиж аудиторских фирм.

Обязательный аудит

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, пря­мо установленных актами законодательства Российской Федера­ции, инициативная аудиторская проверка — по решению руко­водства экономического субъекта. Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, прово­дящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Рассмотрим причины необходимости проведения обязательно­го аудита. Субъекты обязательного аудита, как правило, работают с денежными средствами населения. Это банки, страховые организа­ции, негосударственные пенсионные фонды, открытые акционер­ные общества. Население не всегда умеет квалифицированно чи­тать бухгалтерскую отчетность, анализировать финансовые показа­тели, делать адекватные выводы. Аудитор в случае проверки таких экономических субъектов выступает посредником между проверя­емым экономическим субъектом и заинтересованным в его дея­тельности, но не квалифицированным пользователем бухгалтер­ской отчетности. Кроме того, устанавливая обязательность подтвер­ждения отчетности предприятий, имеющих большие объемы вы-ручки от реализации и размеры имущества, государство в лице ауди­тора контролирует деятельность этих предприятий как крупных налогоплательщиков.

К аудиторской организации, проводящей обязательную ауди­торскую проверку, предъявляются определенные требования. Та­кая проверка в отличие от контроля по специальному аудиторско­му заданию может быть только комплексной, охватывающей все сферы деятельности предприятия, все разделы и счета бухгалтер­ского учета, все виды имущества, оценку деятельности всех филиалов, подразделений и представительств экономического субъекта. Помимо этого, обязательная аудиторская проверка требует одно­значности главного вывода — можно ли и в какой степени пола­гаться на информацию, содержащуюся в представленной бухгал­терской отчетности.

Обязательная аудиторская проверка имеет следующие особен­ности:

 


1 Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельно-сти» от 07.08.01 № 119-ФЗ обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.

2. При проведении обязательного аудита в организациях, в устав-дых (складочных) капиталах которых доля государственной соб­ственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 %, заключение договоров оказания ауди­торских услуг должно осуществляться по итогам проведения от­крытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверж­дается Правительством Российской Федерации.

3. Аудиторская проверка аудируемых лиц, в финансовой (бух­галтерской) документации которых содержатся сведения, состав­ляющие государственную тайну, осуществляется аудиторскими организациями, которые имеют допуск к сведениям, составляю­щим государственную тайну.

4. Должны неукоснительно применяться (соблюдаться) все пра­вила (стандарты) аудита, определяющие действия аудиторов в кон­кретных ситуациях, возникающих при проведении аудита.

5. Руководство экономического субъекта, подлежащего обяза­тельному аудиту, не может определять круг вопросов, по кото­рым он нуждается в помощи аудитора, а также создавать ограни­чения тематики проверки.

6. Имея аудиторское заключение по результатам обязательной аудиторской проверки, руководство экономического субъекта не имеет права не ознакомить с его итоговой частью всех желающих пользователей бухгалтерской финансовой отчетности.

7. Получив перечень выявленных ошибок и нарушений, а так­же рекомендации по их устранению, руководство экономическо­го субъекта обязано принять меры к их исправлению.

8. Согласно ст. 13 Федерального закона «Об аудиторской дея-­
тельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ при проведении обязательного
аудита аудиторская организация обязана страховать риск ответ­-
ственности за нарушение договора.

В настоящее время в соответствии со ст. 13 Федерального зако­на «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность коммерческих организаций включает в себя бухгалтер­ский баланс, отчет о прибылях и убытках, приложения к ним, предусмотренные нормативными актами, аудиторское заключе­ние, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с Федеральными законами подлежит обязательному аудиту, и пояснительную записку.

Согласно ст. 7 Федерального закона «Об аудиторской деятель­ности» от 07.08.01 № 119-ФЗ обязательный аудит предусматривает ежегодную обязательную аудиторскую проверку ведения бухгал­терского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности органи­зации или индивидуального предпринимателя.

 

 


 


Обязательный аудит осуществляется в следующих случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форм; открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, страховое организацией или обществом взаимного страхования, товарное или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государствен­ным внебюджетным фондом, источником образования средств ко­торого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные исчисления, производимые физически­ми и юридическими лицами, фондом, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц;

 

3) объем выручки организации или индивидуального предпри­нимателя от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за один год превышает в 500 тыс. раз установленный зако­нодательством Российской Федерации минимальный размер опла­ты труда или сумма активов баланса превышают на конец отчет­ного года в 200 тыс. раз установленный законодательством Рос­сийской Федерации минимальный размер оплаты труда;

4) организация является государственным унитарным предпри­ятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют предыдущему пункту. Для муни­ципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

5) обязательный аудит в отношении каких-либо организаций или индивидуальных предпринимателей предусмотрен законода­тельством Российской Федерации.

Перечень законов, согласно которым организации подлежат обязательному аудиту, представлен в табл. 1.1.


 


В соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, полу­чаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудитор­ской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных пред­принимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и ока­зывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Аудитора

Права и обязанности

Аудиторы имеют право проводить проверки, оказывать услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (фи­нансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгал­терской (финансовой) отчетности, анализу хозяйственно-финан­совой деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогово­го, банковского и иного хозяйственного законодательства Рос­сийской Федерации, а также проводить обучение и оказывать дру­гие услуги по профилю своей деятельности.

Важной особенностью прав аудитора является его самостоя­тельность. Ее спектр достаточно широк для квалифицированного выполнения своей работы. Так, аудитор самостоятельно опреде­ляет формы и методы аудиторской проверки, исходя из требова­ний нормативных актов Российской Федерации, а также конк­ретных условий договора с экономическим субъектом. Он вправе проверять у экономических субъектов в полном объеме докумен­тацию о финансово-хозяйственной деятельности, наличие денеж­ных сумм, ценных бумаг, материальных ценностей, получать разъяснения по возникшим вопросам и дополнительные сведе­ния, необходимые для аудиторской проверки. По своему пись­менному запросу он получает всю необходимую для осуществле­ния аудиторской проверки информацию от третьих лиц. Аудитор имеет право привлекать на договорной основе к участию в ауди­торской проверке аудиторов, работающих самостоятельно или в Других аудиторских фирмах, а также иных специалистов. Нако­нец, он вправе отказаться от проведения аудиторской проверки в случае непредоставления проверяемым экономическим субъектом необходимой документации.

Как и всякий субъект хозяйственной деятельности аудитор имеет право обжаловать решение об отказе в выдаче лицензии и о ее аннулировании в установленном порядке в суд или арбитражный СУД. Он может также образовывать союзы, ассоциации и другие


объединения для координации деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Совершенно естественно, что ауди­тор имеет право на вознаграждение за добросовестно выполнен­ную работу.

В нормативных документах определены обязанности ауди­торских организаций. Первыми среди них являются неукоснитель­ное соблюдение требований законодательства Российской Феде­рации, в том числе Федерального закона «Об аудиторской дея­тельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ. Среди первейших обязанностей стоит и получение лицензии на осуществление аудиторской дея­тельности.

Аудитору надлежит квалифицированно проводить проверки иоказывать иные аудиторские услуги. Он обязан при этом строго соблюдать условия конфиденциальности, не предоставлять полу­ченные в процессе аудита сведения третьим лицам для использо­вания их в целях предпринимательской деятельности.

Аудиторские организации могут отказаться от проведения ауди­торской проверки, о чем должны поставить в известность заказчи­ка. Такие обстоятельства возникают, если аудиторские фирмы яв- ляются учредителями, собственниками, акционерами, кредитора­ми, страховщиками, дочерними предприятиями, филиалами (от- делениями), представительствами проверяемых экономических субъектов. Отказ от проверки обязателен и тогда, когда аудитор- екая организация имеет свою долю в капитале проверяемого пред- приятия, либо последнее участвует своими средствами в деятель- ности аудиторского учреждения. Запрет распространяется и на те случаи, когда данный аудитор оказывает проверяемому экономи- ческому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтер- ского учета, по составлению финансовой отчетности не менее чем за три финансовых года, предшествующих проведению проверки.

В обязанность аудиторской фирмы входит немедленно сооб- щать заказчику о необходимости привлечения к участию в про­верке дополнительных аудиторов (специалистов) в связи со зна- чительным объемом работы или какими-либо иными обстоятель­ствами, возникшими после заключения договора или получения поручения. Аудиторы призваны обеспечивать сохранность доку­ментов, получаемых и составляемых ими в ходе аудиторской про- верки, не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) проверяемого экономического субъекта, за ис­ключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Аудиторы обязаны предоставлять экономическому субъекту ис- черпывающую информацию о требованиях законодательства, ка- сающихся проведения аудиторской проверки, правах и обязанно­стях сторон, а также о нормативных актах, на которых основыва­ются аудиторские замечания и выводы.

 

 


Этика аудитора

Этика — это система норм нравственного поведения человека ли какой-либо общественной или профессиональной группы. Издавна известно такое понятие, как врачебная этика. Но аудитор — это тоже своеобразный врач. Только объектом его благотворного воздействия является не человек, а предприятие (организация). Этические нормы аудиторской деятельности укладываются в че­тыре главных принципа: независимость, компетентность, добро­совестность и объективность. Профессиональные организации раз­рабатывают кодексы профессиональной этики аудиторов очень подробно и скрупу







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.