Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сопутствующие аудиторские услуги





В настоящее время аудиторская деятельность включает в себя две компоненты: собственно аудит и сопутствующие аудиту услу­ги. При этом последние начинают занимать все больший удель­ный вес по количеству, видам и объемам реализации в аудитор­ских организациях. И это не случайно. Именно в аудиторских фир­мах работают наиболее квалифицированные специалисты в обла­сти бухгалтерского учета, права, налогообложения, анализа хо­зяйственной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской дея­тельности» от 07.08.01 № 119-ФЗ (ст. 1 п. 6) под сопутствующими аудиту услугами понимается оказание аудиторскими организаци­ями и индивидуальными аудиторами следующих услуг: постанов­ка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консуль­тирование; налоговое консультирование; анализ финансово-хо­зяйственной деятельности организаций и индивидуальных пред­принимателей, экономическое и финансовое консультирование; Управленческое консультирование, в том числе связанное с рест­руктуризацией организаций; правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым


и таможенным сборам; автоматизация бухгалтерского учета и вне­дрение информационных технологий; оценка стоимости имуще­ства; оценка предприятий как имущественных комплексов; оцен­ка предпринимательских рисков; разработка и анализ инвестици­онных проектов; составление бизнес-планов; проведение марке­тинговых исследований; проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской де­ятельностью и распространение их результатов; обучение в уста­новленном законодательством Российской Федерации порядке спе­циалистов в областях, связанных с аудиторской деятельностью; ока­зание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Для дальнейшей регламентации аудиторской деятельности, а также оказания помощи аудиторским организациям в их практи- ческой деятельности создан российский стандарт «Характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним». Целью этого стандарта было установление видов услуг, ко- торые могут оказывать аудиторы экономическим субъектам (кро­ме аудиторских проверок с выдачей аудиторского заключения в соответствии с федеральным правилом аудиторской деятельности «Аудиторское заключение о финансовой (бухгалтерской) отчет­ности»).

Для выполнения этой основной цели создания стандарта ре- шены следующие задачи: классифицированы сопутствующие ауди­торские услуги; дана характеристика работ и услуг, сопутству­ющих аудиту; определена специфика оказания аудиторскими орга- низациями сопутствующих аудиту работ, услуг и их оформления; выявлены особенности распределения ответственности между ауди- торской организацией и экономическим субъектом при оказании услуг. Понятно, что выполнение сопутствующих аудиту услуг тре­бует от исполнителей профессиональной компетентности в обла­сти аудита, бухгалтерского учета и экономического анализа, на­логообложения, хозяйственного права, экономики.

Стандарт классифицирует сопутствующие аудиту услуги по принципу их совместимости с различными видами аудита. К услугам, совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, относятся услуги: по оценке активов и пассивов, экономических и инвестиционных проектов, систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта; тестированию бухгалтерского персона­ла экономического субъекта и персонала аудиторских фирм, а так­же постановке бухгалтерского учета; улучшению ведения учета, составления отчетности и контролю за ведением учета и составле­нием отчетности; контролю начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; анализу хозяйственной деятельности, а также оценке активов и пассивов, экономических и инвестици­онных проектов, экономической безопасности, систем бухгалтеркого


учета и внутреннего контроля экономического субъекта; представлению интересов экономического субъекта по доверен­ности перед третьими лицами; проведению семинаров в целях повышения квалификации и обучению персонала экономичес­ких субъектов и, в частности, аудиторских организаций, а также научной разработке, изданию методических пособий и рекомен­даций по бухгалтерскому учету, налогообложению, анализу хо­зяйственной деятельности, аудиту, хозяйственному праву и т.д.; компьютеризации бухгалтерского учета, составления отчетности, расчетов по налогообложению, анализа хозяйственной деятель­ности, аудита и т.д.; консультированию по вопросам финансово­го налогового, банковского и иного хозяйственного законода­тельства, инвестиционной деятельности, менеджменту, маркетин­гу, оптимизации налогообложения, регистрации, реорганизации и ликвидации предприятий, информационному обслуживанию, консультационным услугам; экспертному обслуживанию; подбо­ру и тестированию бухгалтерского персонала экономического субъекта; подбору и тестированию персонала аудиторских орга­низаций и др.

К услугам, не совместимым с проведением у экономического субъекта обязательной аудиторской проверки, согласно стандар­ту, относятся услуги: по ведению бухгалтерского учета; восста­новлению бухгалтерского учета; составлению деклараций по на­логам; составлению бухгалтерской отчетности.

Стандарт классифицирует сопутствующие аудиту услуги по их содержанию на услуги действия, услуги контроля и инфор­мационные услуги.

Услуги действия — это услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ра­нее экономическим субъектом не созданных. К ним относится, например, восстановление бухгалтерского учета. Услуги контроля направлены на проверку документов по предмету их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с эконо­мическим субъектом. Сюда относятся также инициативный аудит, контроль ведения учета и составления отчетности, контроль на­числения и уплаты налогов и иных обязательных платежей, тес­тирование бухгалтерского персонала экономического субъекта и персонала аудиторских фирм. Информационные услуги представля­ют собой подготовку устных и письменных консультаций по раз­личным вопросам, проведение обучения, семинаров, «круглых сто­лов», информационное обслуживание, издание методических ре­комендаций и т.д.

Рассмотрим сущность некоторых сопутствующих видов ауди­торских услуг.

Ведение учета. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ в организации, не


имеющей бухгалтерской службы, бухгалтерский учет может осу­ществляться специализированной организацией или соответству- ющим специалистом на договорных началах. Аудиторские органи­зации (индивидуальные предприниматели) с успехом могут вы-Поднять роль указанной специализированной организации. Един- ственным ограничением для данного вида услуг является невоз­можность выдачи в таких случаях заключения о достоверности отчетности предприятия, на котором аудиторская организация (индивидуальный аудитор) ведет учет.

Для ведения учета аудиторская фирма разрабатывает клиентам учетную политику, формирует рабочий план счетов бухгалтерского учета, перечень субсчетов, проектирует состав аналитических сче- тов и регистров, рекомендует форму счетоводства. Сотрудники аудиторской фирмы, если предприятие на момент заключения договора не располагает необходимой оргтехникой (компьютера- ми, средствами связи), могут дать рекомендации по выбору при- емлемого для клиента комплекса технических средств, произвес- ти подбор, установку и настройку программного обеспечения, выполнить работу по наполнению баз данных.

По желанию клиента сотрудники аудиторской фирмы работа- ют непосредственно в офисе у заказчика, который берет на себя обязательства по предоставлению необходимого оборудования, организации рабочего места аудитора и др. Если клиент не распо- лагает достаточными средствами для приобретения оргтехники или считает нецелесообразным ее приобретение, не имеет условий для работы сотрудников аудиторской фирмы в своем офисе, то он может взять на себя обязательство только по своевременному пре- доставлению первичных документов. Все остальные функции — по доставке первичных документов в аудиторскую организацию (индивидуальному аудитору), обеспечению сохранности докумен- тов, обработке документов с помощью программного обеспече- ния, ведению регистров аналитического и синтетического учета, доставке первичных документов и составленных регистров бух- галтерского учета клиенту и другие — берет на себя аудиторская организация (индивидуальный аудитор).

Учет может вестись как по всем видам и участкам учета, так и по отдельным его участкам или разделам (наиболее сложным или трудоемким), например, расчетов по оплате труда, движению ма- териальных ценностей (такая услуга может потребоваться, если заказчик имеет складские помещения, отдаленные от центрального офиса) и др.

Поскольку у предприятия-заказчика отсутствует бухгалтерская служба, у него нет квалифицированного сотрудника, которому можно было бы поручить составление отчетности, заполнение налого­вых деклараций, защиту бухгалтерской отчетности и налоговых дек­лараций в инспекции Министерства Российской Федерации по

 


налогам и сборам (ИМНС) и других учреждениях. Поэтому клиент клкэчает в договор и такие виды услуг, как составление бухгалтер­ской (финансовой) отчетности, защита бухгалтерской (финансо­вой) отчетности и налоговых деклараций в ИМНС и т. п.

Восстановление бухгалтерского учета. Данная услуга носит ра­зовый характер. Залогом того, что такая работа будет выполнена своевременно и качественно, является предоставление заказчи­ком всех первичных и прочих необходимых документов, а также использование программного обеспечения с гибкой системой на­стройки для выполнения всего комплекса работ по восстановле­нию учета на персональных компьютерах. Гибкая система настройки позволяет устанавливать рациональные виды учетных решений на определенных этапах восстанавливаемого периода. Это относится, в частности, к определению момента начисления налога на до­бавленную стоимость, причитающегося к возмещению (на мо­мент оплаты материальных ценностей или на момент списания материальных ценностей в производство), а также к вопросу о предъявлении и вычету налога на добавленную стоимость (в тече­ние 24 месяцев, 6 месяцев или единовременно и т.д.).

Восстановление учета — довольно сложная процедура. Поэто­му методика ее проведения у каждого конкретного клиента разра­батывается наиболее квалифицированными специалистами ауди­торских фирм. Кроме того, для введения в память компьютера типовых хозяйственных операций привлекаются специалисты-опе­раторы.

Составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Данный вид работ может быть или следствием уже проведенного аудитор­ской организацией (индивидуальным аудитором) комплекса ра­бот по ведению бухгалтерских регистров, либо самостоятельным видом работ аудиторской организации (индивидуального аудито­ра), когда составляется отчетность по данным бухгалтерских ре­гистров, представленных заказчиком. Этот вид услуг предполагает также составление отчетов во внебюджетные социальные госу­дарственные фонды и статистической отчетности, необходимой для каждого конкретного клиента.

Защита бухгалтерской (финансовой) отчетности и налоговых деклараций в ИМНС. Сдача отчетности в ИМНС — процедура, требующая соответствующей квалификации специалиста и затрат времени. Так как бухгалтерская (финансовая) отчетность не при­нимается в ИМНС без отметки о сдаче в органы статистики уста­новленных статистических отчетных форм, а также отчетов во вне­бюджетные государственные фонды, то защита отчетности в ИМНС предполагает предварительно сдачу и защиту отчетов во всех госу­дарственных социальных внебюджетных фондах и сдачу статисти­ческой отчетности в органы статистики. Этот вид услуг неразрыв­но связан с предыдущим и выполняется в случаях, если отчет-


ность предварительно составлена для заказчика данной аудитор­ской организацией (индивидуальным аудитором). Успешная сдача и защита отчетности свидетельствуют о хорошей работе аудитор­ской организации (индивидуального аудитора) по составлению отчетности, повышают ее авторитет, что придает процессу со­трудничества аудиторской организацией (индивидуального ауди­тора) с клиентом законченность, а также служит залогом даль-нейшей совместной работы.

Совершенствование (модернизация) действующей системы учета. Этот вид аудиторской услуги предполагает ознакомление с дей­ствующей у клиента системой бухгалтерского учета. Аудитор изуча- ет обоснованность используемой учетной политики, принятых учет- ных решений по ее реализации. В соответствии с этим предлагается ее модернизация (в случае необходимости). К подобным услугам прибегают, как правило, рачительные хозяева и квалифицирован­ные бухгалтеры предприятий и организаций, которые в условиях калейдоскопического изменения законодательства испытывают чувство неуверенности. В этом случае сотрудники аудиторской орга- низации (аудиторы-предприниматели) после тщательного иссле-давания организации учета могут предложить переход к более со- вершенной форме учета, подобрать систему его автоматизации, вне- дрить передовые и малоизвестные пока в отечественной учетной практике методы учета.

Постановка бухгалтерского учета. Этот вид услуг включает в себя комплекс мероприятий и прежде всего определение долго- временной учетной политики, выбор формы бухгалтерского уче- та, подбор комплекса технических средств, формирование струк- туры бухгалтерской службы, разработку графика документообо-рота и должностных инструкций для бухгалтерского персонала и др. В результате проведения этих мероприятий принимается реше­ние об организации рациональной системы бухгалтерского учета у заказчика. Сама по себе данная услуга носит разовый характер, поэтому разработанная отдельными аудиторскими организация- ми (аудиторами-предпринимателями) типовая технология орга- низации бухгалтерского (финансового, управленческого, налого­вого) учета пользуется наибольшим спросом у вновь создаваемых предприятий.

Проведение экономического и финансового анализа. В последнее время спрос на данный вид услуг значительно возрос. Это связано с тем, что вновь созданные предприятия, хозяйствующие уже до­статочное время в новых экономических условиях, и старые (быв­шие государственные предприятия) желают разобраться в своем финансовом состоянии, наметить пути выхода из кризиса, опре-делите, какой вид продукции (работ, услуг) приносит доходы или убытки и т.д. Некоторые предприятия (в большинстве своем бывшие государственные, а в настоящее время акционерные об-

 


щества) находятся в бедственном положении и балансируют на грани банкротства. Работники экономических служб предприятий не владеют методами проведения анализа финансового состояния в условиях рыночной экономики, не имеют опыта составления бизнес-планов.

Консультационные услуги. Это наименее поддающийся точно­му определению вид услуг. Данные услуги включают в себя под­готовку разъяснений (в устной и письменной форме) по вопро­сам налогообложения, правильности наложения и расчета раз­меров штрафных санкций за нарушения налогового законода­тельства, рекомендаций по организации первичного учета, учет­ных решений, соответствующих заключенным предприятием (организацией, учреждением) хозяйственным договорам (кон­трактам).

В настоящее время все больший спрос наблюдается не на аудит как последующий вид контроля, а на предварительный и теку­щий (оперативный), виды контроля (например, консультирова­ние по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения). Возра­стание спроса на подобные услуги наблюдается перед сдачей от­четности и сразу после сдачи годовой отчетности. Дело в том, что по результатам проверок годовых балансов аудиторами обычно выявляются существенные ошибки в учете, которых можно было бы избежать. Но для этого аудитора следовало бы пригласить для совместной работы заблаговременно, до сдачи отчетности. Тогда можно было бы правильно отразить в учете существо сделок, не допустить отступлений от выбранной учетной политики, правильно исчислить и начислить налоги и т. д. Поэтому в большинстве слу­чаев фирмы и предприятия, которые пришли на отечественный ч рынок надолго, а не с явно видимым желанием «урвать и скрыть­ся», и желающие качественно, правильно и легитимно вести свой бизнес, заинтересованы в том, чтобы вновь заключаемые ими договоры, контракты и планируемые сделки были подвергнуты предварительной экспертизе.

Повышение квалификации бухгалтерского персонала предприя­тий (учреждений, организаций). В этих целях предусматривается про­ведение курсов лекций, семинаров, практических занятий, «круг­лых столов» специалистами аудиторами. К тому же аудиторскими организации привлекаются ведущие специалисты государственной налоговой службы, Министерства финансов Российской Федера­ции, преподаватели и сотрудники ведущих учебных заведений стра­ны. В отличие от услуг, связанных с обучением бухгалтерского пер­сонала, такой род услуг предполагает наличие у участников семи­наров определенной квалификации. Аудиторы-организаторы обра­щают внимание участников семинаров и курсов на произошедшие за определенный период изменения в гражданском, налоговом и Другом законодательстве, дают комментарии по нормативным ак-


там, касающимся ведения бухгалтерского учета, производят раз­бор типичных ошибок при ведении учета и составлении отчетнос­ти, отвечают на вопросы участников семинара.

Обучение бухгалтерского персонала. В отличие от предыдущего данный вид услуг не предполагает наличия у обучающихся специ­альных знаний в области бухгалтерского учета или налогообложе­ния. Он является скорее продолжением такого вида услуг, как по- становка бухгалтерского учета.

За определенный срок сотрудники аудиторской организации (аудитора-предпринимателя) подбирают и подготавливают для бух-галтерии предприятия штат сотрудников, начиная от бухгалтеров по отдельным участкам учета и кончая главным бухгалтером и финансовым директором. Естественно, что подбор осуществляет- ся в основном по деловым качествам. Для проверки будущего кол- лектива бухгалтерии на психологическую совместимость аудитор- ские организации (индивидуальные аудиторы) привлекают спе- циалистов-психологов. Данный вид услуг предназначен: для под- готовки и обучения бухгалтеров (начальный курс); обучения пер- сонала ведению бухгалтерского учета на персональных компьюте- pax; подготовки специалистов к сдаче экзаменов в целях получе- ния квалификационного аттестата аудитора.

Издание методических пособий. Такие пособия издаются по бух- галтерскому учету, налогообложению, анализу и аудиту. Этот вид услуг оказывается обычно наиболее крупными аудиторскими фир- мами, имеющими коллективы авторов для разработки методичес- кой, учебной и популярной литературы по заданной тематике и полиграфическую базу. Обычно в регионе (городе, области) дос- таточно одной-двух фирм для удовлетворения потребностей в спе- циальной литературе. Например, в Москве в этом направлении успешно работают аудиторские фирмы «ФБК», «ЦБА» и др.

Аудиторские фирмы оказывают клиентам услуги по подбору оп- тимального набора пособий. Таковы к примеру рекомендации по |подписке на периодическую литературу (еженедельники «Эконо- мика и жизнь», «Финансовая газета», региональные выпуски этих изданий, отраслевых и специализированных изданий АКДИ «Эко- номика и жизнь»). Это могут быть подборы справочно-правовых компьютерных систем — «Гарант», «Консультант-плюс» и др.

Автоматизация бухгалтерского учета. Это одно из перспектив- ных направлений деятельности аудиторских фирм. Автоматизация учета предполагает прежде всего выбор пакета прикладных про- грамм для автоматизации учета из имеющихся на рынке программ- ных средств и их адаптацию с учетом специфики деятельности клиента. Следующий этап — разработка или участие в разработке прикладных программ по автоматизации учета. Завершается эта работа внедрением пакетов прикладных программ. Как правило, услуги по подбору, внедрению и наладке системы автоматизации


учета тесно связаны с такими услугами, как обучение персонала работе на компьютере, постановка бухгалтерского учета, в част­ности подбор комплекса технических средств.

Мы рассмотрели основные, наиболее часто встречающиеся виды сопутствующих аудиту услуг. Приведенная характеристика свиде­тельствует о полезности и целесообразности проведения таких ра­бот как для аудиторских организаций, так и для экономических субъектов.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.