Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Книга для педагогов и родителей





Санкт- Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС»

 


ББК74.3

3-63


Научный редактор

действительный член Международной

кадровой академии ЮНЕСКО

и Нью-йоркской академии наук,

доктор биологических наук,

профессор Л. М. Шипицына.

Рецензенты:

доктор медицинских наук,

профессор Института специальной педагогики

и психологии Д. Н. Исаев,

кандидат психологических наук,

доцент кафедры специальной психологии

СПбГУ В.М.Сорокин.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., НисневичЛ.А.
3-63
Как помочь «особому» ребенку. Книга для педа-

гогов и родителей. 3-е издание.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.- 128 с.

ISBN 5-89814-128-6

В книге представлены традиционные и нетрадиционные приемы обучения, воспитания, социальной адаптации и интегра­ции в обществе детей и подростков с глубоким нарушением интеллекта в сочетании с другими формами патологии. Описываются новые подходы к психолого-педагогической диагностике и сопровождению развития «особых» детей.

Книга рассчитана на педагогов, дефектологов, психологов, студентов и родителей детей с проблемами в развитии.

ББК 74.3

© Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л. А., 2001

© Оформление. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001

© Институт специальной педагогики
и психологии им. Р. Валленберга,
ISBN 5-89814-128-6 2001


ВВЕДЕНИЕ

Работая с «особыми» детьми, педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия конкретных программ обучения и вос­питания детей с глубокой степенью умственной отсталости. Существующие программы весьма схематичны, и это дает возможность практикам применять их творчески, адаптиро­вать к конкретному составу обучаемой группы.

Дети с «особыми нуждами» — сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из ко­торых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго, с детьми не установить «обратной связи», как с их нормально развиваю­щимися сверстниками. Для того чтобы получить, «почувст­вовать» результат, педагогам приходится комбинировать в своей работе различные методы и приемы — как традицион­ные, так и нетрадиционные.



Современные исследования в области специальной педа­гогики, изучение особенностей детей с глубоким наруше­нием интеллекта, диагностика, организация коррекционно-воспитательной работы ведутся в основном в учреждениях социального обеспечения (А. А. Еремина, М. И. Кузьмицкая, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото и др.). Например, система помощи таким детям в условиях дома-интерната описана в методи­ческом пособии «Социально-трудовая реабилитация и адап­тация детей с глубоким нарушением интеллекта» (Л. М. Ши­пицына, Е.С.Иванов, В. Н. Асикритов, 1996).

Система работы с детьми данной категории в условиях специальной (коррекционной) школы отражена в пособии


 


1*



«Коррекционно-образовательная программа для детей с вы­раженными интеллектуальными нарушениями» (под ред. Л. Б. Баряевой, 1996).

В новом тысячелетии складываются новые психолого-пе­дагогические подходы и технологии работы. Традиционное переплетается с нетрадиционным. И во главу угла ставится принцип личностно-ориентированного обучения, коррекции и развития. Реализация этого принципа влечет за собой не только развитие личности и социальную интеграцию «особо­го» ребенка, но и профессиональное и личностное совершен­ствование педагога, родителя, всей семьи.

Именно такой подход лежит в основе работы специаль­ной (коррекционной) школы № 4 Василеостровского района Санкт-Петербурга по созданию реабилитационного ком­плекса, реализующего принципы преемственности, взаимо­действия, организации жизнедеятельности учащихся под де­визом: «Без границ и стереотипов».

В 1993 году в школу была принята группа детей, в кото­рой, помимо глубоких интеллектуальных нарушений, 27% де­тей имели нарушения зрения, 42,5% — нарушения опорно-двигательного аппарата, аллергическими заболеваниями стра­дали 17,5%, сердечно-сосудистыми — 45% детей.

В число «особых» вошли дети в возрасте от 8 до 18 лет. Причем 87% из них нигде ранее не обучались, не имели контактов вне дома ни с детьми, ни со взрослыми.

Педагогический коллектив школы понимал, что для по­мощи этим детям необходим комплексный подход и долго­временная система коррекционно-восстановительной рабо­ты, направленная на социализацию детей и подростков. Было очевидно, что традиционная система обучения в шко­лах VIII вида результатов не даст. Встал вопрос о новом подходе, о комплексе мероприятий по реабилитации «осо­бых» детей и подростков.

Понимая, насколько каждый ребенок исключителен и нуждается в помощи, в начале работы педагогический кол­лектив определил для себя следующую задачу: с учетом «зо­ны ближайшего развития» и потенциальных возможностей ребенка разработать дифференцированные планы обучения


и программы развития и социализации. Исходя из психофи­зических возможностей ребенка, программы должны обеспе­чивать его всестороннее развитие.

Для выполнения этой задачи в школе была создана служба медико-психолого-педагогической диагностики. Принципы работы педагогического коллектива школы № 4 не отличают­ся от принципов работы любого коррекционного учреждения (индивидуальный и дифференцированный подход, работа по авторским программам и пр.), однако формы работы имеют свои «изюминки». Они содержатся в самой методологии ра­боты с детьми и подростками, имеющими комплексные нару­шения развития.

Школа решает задачу построения новых Отношений меж­ду «особым» ребенком, взрослым и обществом; ищет оп­тимальные пути социализации и социальной защиты чело­века.

Каждый человек должен жить по-человечески, получить необходимое образование и воспитание. Демократизация и гуманизация образования означают отказ от единообразия и стремление обеспечить каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизических особен­ностей, способностей и склонностей.

В Декларации ООН о правах инвалидов (с. 2.1) сказано: «Выражение „инвалид" означает любое лицо, которое не мо­жет самостоятельно обеспечить, полностью или частично, потребности нормальной личности или социальной жизни в силу недостатка, врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных способностей». В статье 2.5 отмечено: «Инвалиды имеют право на меры, предназначен­ные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность».

Перед школой и родителями очень остро стоит проблема будущего выпускников групп «Особый ребенок». Вопрос об организации Центра социальной реабилитации для молодых людей старше 20 лет с тяжелыми ограничениями жизнедея­тельности естественно вытекает из проводимой школой по­литики социальной адаптации, коррекции и развития лич­ности «особых» детей. В настоящий момент идея постшколь-


ного образования людей с глубокими проблемами интеллек­та уже реализована.

Центр социальной адаптации для лиц старше 20 лет ре­шает следующие вопросы:

— сохранение и дальнейшее развитие потенциала, со­циальных и профессиональных возможностей выпускников групп «Особый ребенок»;

— стабилизация эмоционально-психологического клима­та в семьях выпускников групп «Особый ребенок»;

— накопление опыта конструктивного сотрудничества органов образования, социальной защиты и финансовых структур;

— реализация системы поддерживающего трудоустройст­ва молодых людей с комплексными нарушениями развития.

Вовлечение молодых людей в разнообразную социально значимую и доступную им деятельность, создание условий для активного труда, включая профессиональную подготовку, мо­жет явиться базой для дальнейшего практического внедрения идеи постшкольного образования — создание Дома само­стоятельного проживания и производственных мастерских. В России это направление является новым. Важно подчерк­нуть, что основным принципом работы с такими молодыми людьми является признание их равных со всеми прав (прин­цип нормализации), а целью — улучшение качества их жизни.

Важнейшей задачей работы школы является создание еди­ного комплекса дошкольно-школьно-постшкольной интегра­ции людей с ограниченными возможностями развития в жизнь.

В настоящем методическом пособии обобщен научно-практический и методический опыт работы педагогов, пси­хологов, дефектологов, логопедов с детьми с глубокими на­рушениями интеллекта (иногда в сочетании с другой пато­логией) и родителями таких детей. Приводятся конкретные примеры различных занятий. Причем впервые в нашей стра­не применяются новые технологии коррекционной работы с этой категорией детей, такие как сказкотерапия, арттерапия, продуктивная творческая деятельность с глиной, песком, тестом и т.д.

 

6
Авторы благодарят администрацию специальной (коррек­ционной) школы № 4 Василеостровского района Санкт-Пе­тербурга — А. В. Панюкова, Л. А. Командирову, Э. А. Ники­тину, Г. П. Кожара за возможность творческих и научных экспериментов; коллектив ищущих педагогов — Н. И.Дмит­риеву (материал о занятиях ручным трудом), Н.Л. Кочневу (работа с куклами), Н. И. Козюру и В. А. Третьяк (музыко- и арттерапия), Н. П. Миронову и Г. В. Глыбовскую (театра­лизованные игры и песочная терапия), Л. Е. Усачеву и А. Г. Прословскую (дидактические сказки), М. Б. Медведеву и Т. П. Бабич (работа с тестом и организация праздника), С. Н.Андрееву (логопедическая работа) — за любезно предо­ставленные для данного пособия разработки занятий, наблю­дения за обучением и поведением детей, практические сове­ты по работе с родителями.

Авторы надеются, что эта книга будет полезной не только для практических работников специальных (коррекционных) школ и родителей, но и для преподавателей вузов и студен­тов факультетов специального образования.


ОСОБЕННОСТИ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЫ

На основании данных психолого-педагогической диа­гностики (уровень развития различных психических функ­ций, индивидуальные особенности, состояние здоровья и пр.) педагогический коллектив школы определил следующие направления работы по оказанию разносторонней помощи «особым» детям, подросткам и их родителям:

— образовательно-коррекционное направление;

— медико-психолого-педагогическая диагностика и кор­рекция;

— лечебно-оздоровительное направление;

— социально-трудовая реабилитация;

— социальная защита.

Эти направления представляют собой комплексную сис­тему воздействия на детей и их родителей и отражают це­лостность процесса интеграции и социализации.

Первичная реабилитация и последующая социализация носят совокупный характер, т. к. сама методология предпо­лагает воздействие на личность ребенка в целом и включает в себя пять взаимосвязанных блоков, объединенных единой целью: «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из возмож­ностей ребенка»:

— развитие навыков социального ориентирования;

— развитие навыков самообслуживания;

— развитие позитивной коммуникации;


– обучение бытовому ручному труду;

— обучение грамоте и счету.

Каждое занятие включает задачи из всех пяти блоков.

Дети с комплексными нарушениями требуют индивиду­альной работы, специального отношения и ухода. Именно по­этому в группах «Особый ребенок» работают 2 специалиста-дефектолога: учитель-дефектолог и воспитатель-дефектолог. Количество детей в группах не более 8-ми человек. Присут­ствие двух специалистов вызвано следующими причинами:

— нестабильностью эмоционального состояния детей, его зависимостью от погоды, атмосферного давления, физиче­ского самочувствия, количества людей, присутствия чужих в группе, а также от эмоционального состояния самих педа­гогов;

— частыми аффективными вспышками: неожиданными приступами истерики, гнева, буйства. В этом случае один педагог работает над стабилизацией состояния невротизиро-ванного ребенка, другой психологически «защищает» и ра­ботает с остальными детьми;

— индивидуальным подходом к каждому ребенку;

— нетрадиционным подходом к организации обучения: учебный класс представляет собой «домашнюю гостиную», в которой находятся все элементы быта (мягкие кресла, игро­вой уголок, столовая, учебный класс с доской, уголок отдыха и психологической разгрузки, уголок с утварью и пр.).

Основное внимание при воспитательной и коррекцион-но-развивающей работе уделяется повседневной жизни детей и достижению максимально возможных положительных ре­зультатов в их социально-бытовой адаптации.

В рамках эксперимента специальные педагоги отошли от привычной поурочной системы. Уроки стали называться за­нятиями. Они строятся по индивидуальному плану в зависи­мости от особенностей развития и имеющихся навыков ре­бенка. Главное отличие занятий — атмосфера доверия и вза­имопонимания между педагогом и учеником. Только в этой атмосфере ребенок может почувствовать уверенность и за­щищенность, что является обязательным условием для вос­приятия и понимания материала занятия. На основе эмоци-


 




онального контакта с учеником накапливается опыт «прожи­вания», переживания событий, который впоследствии со­здает эффект длительного положительного взаимодействия между ребенком и педагогом.

Занятия включают все педагогические моменты — от ухо­да за ребенком до обучения общеобразовательным предме­там. Они носят комбинированный характер: педагоги, чув­ствуя, что внимание детей истощается, гибко «переключают» их на другой вид деятельности (с учетом индивидуальных особенностей). Так, занятие по математике может сочетаться с прослушиванием музыки или рисованием и пр. На заня­тиях, направленных на формирование навыков социальной адаптации, совместно проигрываются ситуации приветствия, расставания, завтрака, общей игры и другие. При этом пе­дагоги создают атмосферу активного взаимодействия между учениками. Приобретенные детьми навыки общения и соци­ально-трудовой адаптации закрепляются на практике. Сна­чала дети выполняют что-либо при поддержке взрослого, а затем пробуют это делать самостоятельно.

Значительное место в системе развития «особых» детей занимают индивидуальные занятия. Их продолжительность зависит от возможностей и способности ребенка к деятель­ности. Такие занятия проводятся по совместно разработан­ной педагогом, психологом и психиатром индивидуальной программе.

Все занятия — коллективные и индивидуальные — про­ходят в игровой форме. При моделировании игры использу­ются любимые детьми образы и персонажи (животные, ска­зочные герои, машины и пр.). Учебная и развивающая на­грузка сочетается с отдыхом, релаксацией.

Группы «особых» детей, как правило, комплектуются не по возрастному принципу, а в зависимости от года обучения, с учетом психологических особенностей, уровня развития и умений детей. Ребята посещают школу 5 раз в неделю и занимаются с 9 до 14 часов. Возраст детей — от 7 до 20 лет.

Главная идея обучения и воспитания «особых» детей — это развитие личности в целом, а не коррекция и тренировка отдельных функций ребенка.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.