Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мотивация учебной деятельности





Подшкала отражает заинтересованность ребенка в учеб­ном процессе: нравится ли ребенку ходить в школу, выполнять учебные задания и пр. Оценка «1» — полное нежелание ребенка ходить в школу и учиться, агрессивное отношение к школе и преподавате­лям, полное отрицание учебного процесса и всего, что с ним связано.

«2» — отрицательное отношение к школе, учебному про­цессу, преподавателям и одноклассникам.

«3—5» — характеризуют отношение к школе от прохлад­но-равнодушного до отношения как к необходимости, кото­рую нельзя избежать.

«6—8» — позитивное отношение к школе, положитель­ный эмоциональный и волевой настрой на учебную дея-


тельность, на общение с преподавателями и одноклассни­ками.

«9—10» — ребенок относится к школе как к сверхценнос­ти, «днюет и ночует» в школе, старается не только выполнять школьные задания, но и брать, как можно больше поручений домой. Тяжело переживает даже недолгие перерывы в обще­нии с преподавателями и одноклассниками.

Мотивация трудовой деятельности

Подшкала характеризует отношение ребенка к труду, как в школе, так и дома.

Оценка «1» — полное нежелание ребенка трудиться в школе и дома, отвращение к домашним обязанностям, край­няя леность, деструктивное реагирование на призывы выпол­нять какую-либо работу.

«2» — показывает неприязненное отношение ребенка к трудовым поручениям, отказ от работы, избегание пору­чений.

«3—5» — достаточно прохладное отношение к трудовой деятельности, желание при первой же возможности улизнуть от выполнения задания, выполнение задания «лишь бы от­делаться». Ребенок не получает удовольствия от процесса труда.

«6—8» — характеризуют положительную мотивацию тру­довой деятельности, желание помогать другим, радость от результатов своего труда, любовь к различным видам трудо­вой деятельности.

«9—10» — гиперлюбовь к труду: это трудоголики, которые не могут расслабиться и отвлечься от работы, они постоянно чем-то заняты, делают работу через «не могу», стремятся взять на себя как можно больше работы, не доверяют ее другим из-за опасения, что другие сделают работу хуже.

Тенденция к самостоятельности

Шкала отражает желание ребенка совершать самостоя­тельные действия.

Оценка «1» — полная беспомощность и дезадаптирован-ность ребенка, страх самостоятельно сделать хотя бы шаг.


 




«2» — беспомощность и несамостоятельность ребенка, постоянное ожидание помощи со стороны, отказ от самосто­ятельного выполнения задания.

«3—5» — средний уровень самостоятельности ребенка, выполнение заданий при наличии поддержки и подсказки. Ребенок опасается самостоятельно исследовать что-то новое, на улице старается держаться поближе к взрослому или к тому, кто может его защитить. Пробует выполнять задания самостоятельно (при поддержке педагога).

«6—8» — высокий уровень самостоятельности ребенка, желание независимо действовать, взять на себя «шефство» над более слабыми, помогать тем, кто не способен справить­ся с ситуацией. Предложение своих творческих решений.

«9—10» — гиперсамостоятельность на грани нигилизма: может отрицать способы действий и мнение других, непри­ятие каких-либо советов или помощи.

Тенденция к ответственности

Подшкала характеризует уровень ответственности, лич­ностной зрелости ребенка. В данном аспекте рассматривает­ся ответственность за себя (за свой внешний вид, состояние здорова.к, чувства и поступки), ответственность за других (тех, кто находится в прямой эмоциональной и социальной зависимости от ребенка), за их чувства и действия, ответст­венность за порученное дело, ответственность за тот кусочек внешнего мира, который его окружает — люди на улице, животные, растения, обстановка и пр.

Оценка «1» — полная безответственность и моральная опущенность, безразличие к себе и другим, отсутствие зна­чимых других и пр.

«2» — низкий уровень ответственности: ребенку ничего нельзя поручить, он небрежен и неаккуратен, создает ситуа­ции, в которых окружающие чувствуют себя крайне диском­фортно, безразличен к общему делу, ему «ни до чего нет дела».

«3—5» — средний уровень ответственности. Ребенок ста­рается быть аккуратным, не совершать деструктивных по­ступков, помнит о том, что ему поручено.


«6 – 8»— высокий уровень ответственности, ребенок пока­зывает определенную личностную зрелость, ответственность за себя и общее дело, за самочувствие значимых других; сформированность у ребенка понятий о чести и порядочности, осознание того, что судьба зависит от его собственных дейст­вий и поступков.

«9—10 характеризуют гиперответственность, ощущение, что он, как Атлант, держит на себе весь мир, острое чувство вины, если что-то не получается — неврастения, завышен­ные требования к себе.

Тенденция к целенаправленным действиям

По данной подшкале оценивается степень желания ре­бенка доводить дела и задания до конца; наличие внутренней тяги к завершенности какого-либо процесса.

Оценка «1» — полное отсутствие целенаправленных дей­ствий, их беспорядочность, «скользящее внимание».

«2» — беспорядочные, часто бесполезные действия, не со­ответствующие характеру и цели задания.

«3—5» — средний уровень целенаправленности действий. Действия ребенка соответствуют цели задания только тогда, когда он очень заинтересован. В этом случае он даже может довести дело до конца.

«6—8» — ребенок умеет доводить дело до конца, получает удовлетворение от проделанной работы и результата. Может выбирать оптимальную стратегию действий и поведения, не переключается с одной работы на другую, не закончив дела.

«9—10» — крайняя целенаправленность, «зацикленность», навязчивость.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ

В этом разделе исследуются индивидуальные особенности и состояние психомоторной сферы. Количественная оцен­ка производится в пределах 10 баллов по трем подшкалам: «мелкая моторика рук»; «общая координация движений»; «мимика».


 




Мелкая моторика рук


Мимика


 


Объект наблюдения — движение пальцев и кистей рук.

Оценка «1» — практически полностью парализованы ки­сти рук и пальцы.

«2» — ребенок может только шевелить пальцами, но не может делать ими захват предметов, не может удержать даже достаточно легкий не мелкий предмет.

«3—5» — средний уровень развития мелкой моторики: ре­бенок может захватывать крупные предметы, начинает рвать и вырезать, может сжимать и разжимать резиновые предметы (от мягкого резинового мяча до эспандера) и пр.

«6—8» — хорошее состояние мелкой моторики: ребенок может писать, рисовать, вырезать и плести.

«9—10» — мелкая моторика фокусника: необычайная гиб­кость и ловкость пальцев и суставов.

Общая координация движений

Данная подшкала заполняется на основании наблюдений за общим состоянием двигательных возможностей.

Оценка «1» соответствует возможностям практически па­рализованного тела.

«2» — ребенок самостоятельно не передвигается, полный инвалид.

«3—5» — средние двигательные возможности. Ребенок может передвигаться с помощью взрослого и самостоятельно. Может сохранять равновесие при ходьбе, немного бегает, может подниматься и спускаться по лестнице самостоятель­но или с помощью. Может играть с мячом, подпрыгивать, выполнять элементарные гимнастические упражнения (под­нять и развести руки, присесть, отвести ногу назад, накло­нить голову и пр.). Может пройти на цыпочках.

«6—8» — хорошие двигательные возможности и ко­ординация движений. Ребенок легко передвигается, бега­ет, прыгает, катается на велосипеде, занимается спортом и пр.

«9—10» — координация движений и двигательные воз­можности спортсменов и акробатов.


Данная шкала позволяет оценить способность ребенка к адекватному мимическому выражению.

Оценка «1» соответствует «каменному» лицу.

«2» — чрезвычайно малая подвижность мышц лица. Ре­бенок может только совершать движения глазами и ртом. Не улыбается.

«3—5» — средняя подвижность лица. Ребенок может улыбаться, вращать глазами, поднимать брови, поджимать губы.

«6—8» — хорошо развитая мимика, умение выразить аде­кватную эмоциональную реакцию на лице. Оттенки улыбки. Может мимически выражать основные эмоциональные со­стояния (радость, печаль, удивление, испуг, горе, замеша­тельство, восторг, пренебрежение, сомнение и др.).

«9—10» — артистическая мимика. Ребенок может без слов все выражать мимикой.

В разделе «Комментарий» можно отразить наличие инди­видуальных мимических особенностей (характерная грима­са). Наличие негативных моторных явлений (покачивание, ковыряние в носу, сосание пальцев, карандашей, тики и пр.). Если ребенок недавно начал улыбаться или выполнять ка­кие-либо новые движения, важно отметить, когда и при ка­ких обстоятельствах это произошло.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ

В данном разделе исследуется актуальное состояние и ди­намика развития у ребенка социальных умений и навыков, уровень его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагаются две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка вносится в общую шкалу. В раз­дел программы «Комментарий» заносится информация о до­стижениях и трудностях ребенка, о формировании новых на­выков и пр.


 



2-1637



 

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслу­живания:

— личная гигиена;

— одевание и раздевание;

— прием пищи.

Оценки «1—2» — делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно.

«3—5» — может с многим справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.

«6—8» — справляется самостоятельно.

«9—10» — справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.