Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социально-бытовое ориентирование





Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

— знание и умение называть части тела человека;

— знание своего адреса и полного имени членов семьи;

— знание частей помещения и умение в нем ориентиро­ваться;

— знание условий своего быта;

— ориентация на улице;

— знание особенностей флоры и фауны;

— ориентация во времени (дни недели — времена года — часы);

— усвоение социальных норм и правил поведения.
Оценки «1—2» — не знает частей тела, не ориентируется

на улице и дома. Знает только места приема пищи.

«3—5» — знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бы­товых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоя­тельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и


проезжую часть, знает их назначение. Может назвать неко­торые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в обществен­ных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего.

«6—8» — пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое дляего жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Мо­жет обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в зна­комом пространстве и ситуации. Переносит освоенные уме­ния и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самосто­ятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожи­данными ситуациями, самостоятельно перемещаться по го­роду, может выполнять различные поручения, делать покуп­ки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, до­кументе.



«9—10» — социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека.

УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ

В данном разделе оценивается уровень достижений ре­бенка в чтении, письме и счете. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет.

ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

В данном разделе по 10-балльной шкале оценивается уро­вень сформированности трудовых умений и навыков. В раз-


деле программы «Комментарий» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать.

«1—2» — ребенок ничего не умеет делать.

«3—5» — ребенок может выполнять элементарные трудо­вые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место по­сле работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятель­но и с помощью).

«4—5» — умеет работать с ножницами, клеем, может рас­катать тесто.

«6—8» — ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вы­шивание), может мастерить что-либо полезное своими рука­ми, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр.

«9—10» — индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности.

КОММУНИКАТИВНОСТЬ

В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка производится по критерию замкнутость—общитель­ностьв пределах 10 баллов.

«1—2» — явная интровертированность, замкнутость, ау-тичность.

«3»— тенденция к интровертированности, крайняя изби­рательность в контактах.

«4—6» — биверт, тянется к общению, достаточно избира­телен в контактах.

«7—8» — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.;

«9—10» — крайняя экстраверсия.

В разделе программы «Комментарий» помещается ин­формация об особенностях общения ребенка, таких как:

— характер общения с незнакомыми и знакомыми людь­ми, сверстниками, младшими и старшими;


 

— способы установления контакта с данным ребенком;

— стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр.

Данная методика позволяет выявить потенциал реабили­тации ребенка; описать личность в целом; увидеть направле­ние психолого-педагогического воздействия и при повтор­ном обследовании оценить динамику развития функций; учитывает взгляды и опыт различных специалистов и роди­телей ребенка.



СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА)

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ

Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе.

Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16—18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциаль­ной среде.

Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориен­тации. Однако неполное усвоение отдельных разделов про­граммы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире.

Основной задачей курса является целенаправленная под­готовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со сто­роны близких и окружающих подростка людей, а также фор­мирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных прак­тических навыков.


Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие работа по реализации программы пред­усматривает нетрадиционную форму занятий — модели­рование жизни семьи, где семья — это педагоги и уча­щиеся.

Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками дея­тельность как игрового, так и трудового характера, соответ­ствующая уровню их развития и индивидуальным особеннос­тям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрес­сивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных дости­жений.

Особое внимание обращается на:

— самостоятельность в элементарных хозяйственно-бы­товых делах в семье;

— посильную помощь семье в уборке, закупке продук­тов;

— умение ориентироваться в окружающей действитель­ности;

— умение организовывать свой досуг;

— способность позаботиться о себе в отсутствие взро­слых;

— развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривания того, что де­лает или будет делать, к речевому оформлению способов действий).

Программа является коррекционно-развивающей, рас­считана на 2 года, предусматривает 4 этапа и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психоло­гов, психиатров, медиков), а также людей, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей).

Помимо коррекционно-развивающих, программа помога­ет решить психодиагностические задачи. Наблюдая за каж­дым ребенком в течение 1—2 лет, специалисты составля­ют рекомендации по дальнейшему маршруту его развития, определяют «зону ближайшего развития».


 




I этап — ориентировочный

Задачи 1 этапа:

— определение начального уровня знаний, умений и на­выков, полученных в предыдущие годы обучения, а так­же выявление степени сформированности навыков практи­ческой деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье;

— совершенствование психомоторики, закрепление про­стейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, класси­фикации и систематизации через специально организован­ные предметно-манипуляторные игры;

— составление «индивидуальных маршрутов развития» для каждого учащегося.

Условия для реализации:

— установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися;

— ориентирование в обстановке помещения, правилах и нормах поведения;

— установление позитивных взаимоотношений в группе.

II этаппереход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой

Задачи II этапа:

— формирование отношений «особых» детей с близкими
взрослыми, т.е. коррекция межличностных отношений, ­
общения, совместной деятельности в условиях проживания в
семье;

— совершенствование навыков самообслуживания, лич­ной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков;

— совершенствование социально-бытовых навыков, рас­ширение сферы социально-бытовых контактов;

— оперативный (ежемесячный) контроль за развитием учащихся (в сентябре и октябре — еженедельный).

Условия реализации:

— совместные действия со взрослыми, формирование ­
ролевого поведения;


— действия с определенным уровнем самостоятельности
(с помощью, под контролем, с частичным контролем, ­
самостоятельно).

III этап — переход к самостоятельным действиям

Задачи III этапа:

— широкое использование продуктивных видов деятель­ности;

— обучение адекватным формам поведения в проблем­ных ситуациях — как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах;

— сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, пе­ренос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизнь.

Условия реализации:

— выполнение действий по правилам;

— выполнение действий с самооценкой на основе срав­нения с образцом (с помощью взрослых);

— обучение самоотчету о выполненной работе;

— взаимодействие с членами семьи и сверстниками;

— обеспечение успешной деятельности;

— выявление перцептивных навыков и умений.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.