|
Социально-бытовое ориентированиеКритерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования: — знание и умение называть части тела человека; — знание своего адреса и полного имени членов семьи; — знание частей помещения и умение в нем ориентироваться; — знание условий своего быта; — ориентация на улице; — знание особенностей флоры и фауны; — ориентация во времени (дни недели — времена года — часы); — усвоение социальных норм и правил поведения. на улице и дома. Знает только места приема пищи. «3—5» — знает части тела, может их показать на себе или кукле. Знает состав семьи, знает назначение отдельных бытовых предметов, различает день и ночь, знает название и назначение отдельных частей помещения. Может самостоятельно выполнить некоторые бытовые задания (накрыть на стол, убрать посуду, вытереть пыль и пр.). Может назвать свой адрес. Ориентируется на улице: различает тротуар и проезжую часть, знает их назначение. Может назвать некоторые профессии, некоторые дорожные знаки и пр. Знает и часто соблюдает правила поведения на улице и в общественных местах. Знает названия некоторых растений и животных. При посещении культурных мероприятий может понимать смысл происходящего. «6—8» — пользуется дома бытовыми приборами, звонит по телефону, знает, что и где находится (необходимое дляего жизни и жизни близких: поликлиника, почта и пр.). Может обратиться за помощью к представителям социальных служб, достаточно свободно ориентируется и действует в знакомом пространстве и ситуации. Переносит освоенные умения и навыки в незнакомую ситуацию. Знает социальные нормы поведения и старается их выполнять, может самостоятельно ухаживать за животными и растениями. Осознает то, что происходит вокруг него, и может справиться с неожиданными ситуациями, самостоятельно перемещаться по городу, может выполнять различные поручения, делать покупки. Способен как-либо обозначить свое имя на бумаге, документе. «9—10» — социально-бытовое ориентирование на уровне взрослого дееспособного человека. УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ В данном разделе оценивается уровень достижений ребенка в чтении, письме и счете. Каждый пункт (чтение, письмо, счет) оценивается по отдельной 10-балльной подшкале. Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам. В разделе «Комментарий» можно поместить подробную информацию о том, какими учебными навыками ребенок владеет. ТРУДОВЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ В данном разделе по 10-балльной шкале оценивается уровень сформированности трудовых умений и навыков. В раз- деле программы «Комментарий» помещается информация о том, что ребенок умеет и любит делать. «1—2» — ребенок ничего не умеет делать. «3—5» — ребенок может выполнять элементарные трудовые операции: убирать игрушки, вытирать доску, накрывать на стол, мыть посуду, поливать цветы, убирать на место после работы предметы труда, стирать и гладить кукольное белье, подметать пол, делать влажную уборку (самостоятельно и с помощью). «4—5» — умеет работать с ножницами, клеем, может раскатать тесто. «6—8» — ребенок обладает специфическими трудовыми навыками по домоводству (приготовление пищи, шитье, вышивание), может мастерить что-либо полезное своими руками, собирать что-либо из отдельных комплектующих и пр. «9—10» — индивидуальная специализация по наиболее предпочтительному виду деятельности. КОММУНИКАТИВНОСТЬ В данном разделе исследуется общительность ребенка. Оценка производится по критерию замкнутость—общительность в пределах 10 баллов. «1—2» — явная интровертированность, замкнутость, ау-тичность. «3»— тенденция к интровертированности, крайняя избирательность в контактах. «4—6» — биверт, тянется к общению, достаточно избирателен в контактах. «7—8» — экстраверт, любит общаться как со знакомыми, так и незнакомыми; легко вступает в контакт, знакомится с людьми и пр.; «9—10» — крайняя экстраверсия. В разделе программы «Комментарий» помещается информация об особенностях общения ребенка, таких как: — характер общения с незнакомыми и знакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими;
— способы установления контакта с данным ребенком; — стратегия поведения ребенка в процессе общения и пр. Данная методика позволяет выявить потенциал реабилитации ребенка; описать личность в целом; увидеть направление психолого-педагогического воздействия и при повторном обследовании оценить динамику развития функций; учитывает взгляды и опыт различных специалистов и родителей ребенка. СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ (СБА) ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление к ежедневной жизни людей, к стилю жизни в обществе. Программа СБА ориентирована на подростков в возрасте 16—18 лет, обучавшихся по индивидуальным маршрутам на протяжении 5 лет, не усвоивших минимально необходимый уровень знаний, нуждающихся в дальнейшей всесторонней педагогической поддержке для адаптации в микросоциальной среде. Каждый из учащихся, исходя из своих возможностей, уже проходил обучение по программе социально-бытовой ориентации. Однако неполное усвоение отдельных разделов программы не позволяет ребенку с комплексными нарушениями в развитии успешно адаптироваться в окружающем мире. Основной задачей курса является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижению уровня опеки со стороны близких и окружающих подростка людей, а также формирование для каждого ребенка максимально возможного уровня самостоятельности. Программа направлена на удовлетворение потребностей каждого учащегося в формировании жизненно важных практических навыков. Вместо ориентации на урок или комплексное коррекционное занятие работа по реализации программы предусматривает нетрадиционную форму занятий — моделирование жизни семьи, где семья — это педагоги и учащиеся. Необходимым условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения. Учащимся предлагается совместная с педагогами и сверстниками деятельность как игрового, так и трудового характера, соответствующая уровню их развития и индивидуальным особенностям. Поддерживается активность детей, пресекаются агрессивные отношения между ними. Оценка знаний и умений производится лишь по результатам индивидуальных достижений. Особое внимание обращается на: — самостоятельность в элементарных хозяйственно-бытовых делах в семье; — посильную помощь семье в уборке, закупке продуктов; — умение ориентироваться в окружающей действительности; — умение организовывать свой досуг; — способность позаботиться о себе в отсутствие взрослых; — развитие речи (речевое общение, отражение в словах и фразах своих действий: от проговаривания того, что делает или будет делать, к речевому оформлению способов действий). Программа является коррекционно-развивающей, рассчитана на 2 года, предусматривает 4 этапа и подразумевает привлечение различных специалистов (педагогов, психологов, психиатров, медиков), а также людей, близких к ребенку (родителей, членов семьи, друзей, соседей). Помимо коррекционно-развивающих, программа помогает решить психодиагностические задачи. Наблюдая за каждым ребенком в течение 1—2 лет, специалисты составляют рекомендации по дальнейшему маршруту его развития, определяют «зону ближайшего развития».
I этап — ориентировочный Задачи 1 этапа: — определение начального уровня знаний, умений и навыков, полученных в предыдущие годы обучения, а также выявление степени сформированности навыков практической деятельности учащихся для обеспечения жизни в семье; — совершенствование психомоторики, закрепление простейших качественных связей и зависимостей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза, классификации и систематизации через специально организованные предметно-манипуляторные игры; — составление «индивидуальных маршрутов развития» для каждого учащегося. Условия для реализации: — установление эмоционально-позитивного контакта с учащимися; — ориентирование в обстановке помещения, правилах и нормах поведения; — установление позитивных взаимоотношений в группе. II этап — переход от предметно-манипуляторной игры к сюжетно-ролевой Задачи II этапа: — формирование отношений «особых» детей с близкими — совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков; — совершенствование социально-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов; — оперативный (ежемесячный) контроль за развитием учащихся (в сентябре и октябре — еженедельный). Условия реализации: — совместные действия со взрослыми, формирование — действия с определенным уровнем самостоятельности III этап — переход к самостоятельным действиям Задачи III этапа: — широкое использование продуктивных видов деятельности; — обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях — как при социально-бытовых, так и при микросоциальных контактах; — сотрудничество с близкими к учащемуся людьми, перенос нового позитивного опыта, приобретенного учащимся, в реальную жизнь. Условия реализации: — выполнение действий по правилам; — выполнение действий с самооценкой на основе сравнения с образцом (с помощью взрослых); — обучение самоотчету о выполненной работе; — взаимодействие с членами семьи и сверстниками; — обеспечение успешной деятельности; — выявление перцептивных навыков и умений. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|