|
IV этап — подготовка к допрофессиональной деятельностиЗадачи IV этапа: — изучение конкретных видов деятельности, доступных учащимся; — социальная значимость деятельности учащихся; — организация свободного времени; — развитие речи; — адресная подготовка на конкретное рабочее место. Вместо традиционной ориентации на получение одной профессии обучение должно быть направлено на знакомство и освоение практических навыков определенного ряда профессий, знание которых дает более широкие возможности. Для трудовой деятельности (освоение разнообразных практи-
ческих навыков происходит в соответствии с индивидуальными особенностями подростка). Обучение учащихся по программе СБА предусматривает формирование специальных знаний, выработку умений и навыков, необходимых для обслуживания себя и близких, ведения домашнего хозяйства; организацию собственного досуга; развитие социальных навыков поведения в общественных местах и коммуникативности. Данная программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений, она должна дать возможность воспитаннику приобрести как можно больше самостоятельности. Занятия направлены на коррекцию личности ребенка при практической подготовке к самостоятельной жизни и труду. В связи с этим в программу включены следующие разделы: — формирование жизненно необходимых навыков; — социальная адаптация; — организация свободного времени; — развитие речи. Занятия проводятся в специально оборудованной квартире, помещении (классе) для занятий, имитирующем домашние условия, которые позволяют развивать потенциальные творческие возможности воспитанников для самореализации. Комплекс помещений для занятий должен соответствовать нормальным условиям жизни воспитанников. Помимо этого используются возможности проведения занятий в мастерских школы, внешкольных учреждениях и др. Реализация программы осуществляется на основе практических работ, экскурсий, сюжетно-ролевых игр, бесед. На занятиях широко практикуется использование наглядных средств обучения, дидактического материала, модифицированных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями развития, например, «рука в руке», поэтапный анализ деятельности, обучение приемам анализа по образцу, самооценке, использование пиктограмм и т. д. Необходимым условием является создание ситуации успеха для каждого ученика. На занятиях, как правило, логически сочетаются все направления программы, поэтому количество часов на каждую тему заранее не определяется. В основу программы положен концентрический принцип — одни и те же темы рассматриваются каждый год с усложнением по видам деятельности и способам выполнения (в зависимости от имеющихся у учащихся навыков, умений и потенциальных возможностей). Приемы и формы обучения должны определяться педагогом с учетом способностей воспитанников (для каждого определяется «индивидуальный маршрут развития и обучения»). «Индивидуальные маршруты развития и обучения» согласовываются с родителями ребенка и корректируются по мере продвижения воспитанника (или отсутствия продвижения). Для каждого воспитанника определяется свой уровень в зависимости от его возможностей и индивидуальных особенностей. Уровни знаний, умений, навыков. Начальный уровень предполагает, что у воспитанника есть элементарное представление о навыке, которое используется им в конкретной деятельности (при устном напоминании). Навык применяется в совместной со взрослыми деятельности. Достаточный уровень предполагает, что ребенок имеет представление о навыке и использует его в тех ситуациях, в которых он отработан на занятиях. В незнакомой («непроиг-ранной») ситуации ребенок не может использовать имеющийся у него навык. Навык применяется при контроле и частичной помощи взрослого. Самостоятельный уровень — достаточно высокий уровень развития навыка. Предполагается, что воспитанник свободно использует его в деятельности даже в незнакомых ситуациях, самостоятелен, способен помогать другим. Навык применяется как самостоятельно, так и при частичном контроле взрослого (или при отсутствии такового).
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫХ НАВЫКОВ ТЕМА 1. ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА
Основные требования Все учащиеся должны иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья, профилактики заболевании. Учащиеся должны знать. На начальном уровне - правила мытья рук, ног, правила чистки зубов. На достаточном уровне — порядок мытья лица, рук, ног, периодичность мытья рук, правила охраны зрения, правила чистки зубов. На уровне самостоятельности — последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила мытья рук в течение дня, правила чистки зубов, периодичность мытья головы, периодичность принятия ванн, правила охраны зрения при выполнении письменных работ, чтении и просмотре телепередач. Учащиеся должны уметь. На начальном уровне — выполнять утренний и вечерний туалет с помощью старших, причесывать волосы, занимать рабочее место по устной инструкции учителя. На достаточном уровне — выполнять утренний и вечерний туалет под контролем старших (с частичной помощью), причесывать волосы, обращаться за помощью при стрижке ногтей на руках и ногах, выбирать рабочее место в соответствии с расположением источника освещения. На уровне самостоятельности — выполнять утренний и вечерний туалет самостоятельно или с частичным контролем со стороны взрослых, поддерживать чистоту рук в течение дня, правильно пользоваться зубной пастой, причесывать волосы, в зависимости от длины и густоты волос выбирать расческу, массажную щетку, подбирать средства для мытья головы и для ухода за кожей рук, правильно и своевременно стричь ногти на руках и ногах, устанавливать искусственный источник света (настольную лампу) и направлять свет на рабочую поверхность при чтении, письме, работе, правильно ухаживать за очками. ТЕМА 2. УХОД ЗА ОДЕЖДОЙ И ОБУВЬЮ
Основные требования Учащиеся должны иметь представление о том, для чего нужно содержать в чистоте и порядке одежду и обувь. Учащиеся должны знать. На начальном уровне — виды сезонной одежды и обуви правила ухода за обувью. На достаточном уровне — виды сезонной одежды и обуви, правила ухода за обувью и верхней одеждой, правила стирки хлопчатобумажных изделий. На уровне самостоятельности — виды одежды, обуви, головных уборов, правила ухода за одеждой, обувью, головными уборами, правила стирки изделий, санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми приборами и химическими средствами. Учащиеся должны уметь. На начальном уровне — в совместной деятельности с помощью старших: подбирать одежду в зависимости от погоды, сушить мокрую одежду и обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью, обращаться за помощью к взрослому при чистке верхней одежды и обуви, просить пришить пуговицу, заботиться о наличии чистого носового платка, готовить к стирке носовые платки, носки, трусики, различать чистые и грязные вещи. На достаточном уровне — с помощью и при поддержке взрослых: подбирать одежду в зависимости от сезона, сушить мокрую одежду и обувь, чистить щеткой верхнюю одежду, правильно ухаживать за резиновой обувью, пользоваться сапожными щетками для чистки кожаной обуви, сортировать изделия по цвету и видам, стирать носовые платки, трусики и пр., подбирать подходящие пуговицы, обращаться за помощью при «неполадке» в одежде. На уровне самостоятельности — самостоятельно или после консультации со старшими: подбирать одежду, головные уборы в зависимости от сезона и погоды, от ситуации (повседневную, праздничную, спортивную); сушить мокрую одежду, обувь, головные уборы, чистить легкое верхнее платье, пользоваться платяными щетками, подбирать чистящее средство и чистить кожаную обувь, правильно ухаживать за резиновой обувью (мыть, вытирать); убирать легкое платье в платяной шкаф, верхнюю одежду — на вешалку, правильно ставить обувь в отведенное место, стирать мелкие вещи, пришивать пуговицы.
ТЕМА 3. ГИГИЕНА ЖИЛИША
Методы и приемы работы
Практические работы: — повседневная уборка квартиры, учебной комнаты (сухая и влажная);. — уход за полом (в зависимости от покрытия: паркет, линолеум, дощатый пол); — чистка мягкой мебели, мытье подоконников, батарей, уборка кухни, санузла, ванной, мытье зеркал, поддержание порядка в спальне (застелить постель, разобрать и собрать диван-кровать), проветривание жилых помещений, чистка ковров, утепление окон, открытие окон весной, пользование бытовыми приборами (чайник, утюг, фритюрница, гриль и пр.); — пользование холодильником, стиральной машиной; - посещение мебельных салонов
расширение сферы обитания: экскурсии в прачечную, химчистку, мастерскую по ремонту обуви и пр. Моделирование ситуаций. Сюжетно-ролевые игры. Имитация действий. Просмотр рекламных проспектов ния, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки. На уровне самостоятельности — виды жилых помещении в городе и деревне, гигиенические требования к жилому помещению, правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки, правила техники безопасности при работе с инвентарем и электробытовыми приборами. Учащиеся должны уметь. На начальном уровне — застилать постель, проветривать помещение, вытирать пыль, мыть кафельную плитку. На достаточном уровне — кроме вышеизложенного: готовить мыльный раствор, производить сухую и влажную уборку комнаты, мыть двери и стены, покрытые масляной краской и кафельной плиткой; правильно пользоваться электроприборами (настольной лампой, бра, электрочайником), соблюдая правила техники безопасности. На уровне самостоятельности — кроме вышеизложенного, убирать и разбирать диван-кровать, производить сухую и влажную уборку мест общего пользования, мыть двери, стены, оконные рамы и подоконники, полы, покрытые масляной краской и линолеумом, пользоваться пылесосом, соблюдать правила техники безопасности при использовании бытовой техники. Основные требования Учащиеся должны знать. На начальном уровне — гигиенические требования к жилому помещению, последовательность уборки помещения. На достаточном уровне — гигиенические требования кжилому помещению, последовательность уборки помеще- КАРТЫ КОНТРОЛЯ Для оперативного наблюдения за реализацией программы используются карты контроля. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|