|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГРВ реабилитации детей с проблемами в развитии особую роль играют театрализованные занятия. Предлагаем читателю пример из опыта работы с очень сложной группой детей от 8 до 15 лет. Кроме серьезных проблем в психическом развитии, у них имелась такая патология, как детский церебральный паралич, хромосомные нарушения и др. Большинство детей ранее нигде не обучалось. Дети были совершенно не готовы к процессу обучения. Так, например, Саша Л. так боялся ходить в школу, что его приводили в класс силой. Вова Б. мог находиться в коллективе не больше 20—30 минут. Маме Володи приходилось уводить сына в парк, чтобы снять его нервное возбуждение, а потом вновь приводить на занятия. Время пребывания детей в школе было ограничено двумя—тремя часами. Все занятия носили только игровой характер. Занятия по обучению детей математике и чтению проходили только индивидуально: пока педагог-дефектолог занималась с одним ребенком, Воспитатель-дефектолог играла с остальными детьми. У всех детей были выявлены: — неразвитая, нечистая, монотонная речь. Дети отвечали на вопросы одним словом; — несформированность навыков самообслуживания (некоторые дети не умели самостоятельно даже мыть руки); — отсутствие трудовых навыков; — эмоциональная нестабильность, частые неадекватные эмоциональные реакции; — отсутствие коммуникативных навыков: дети не умели общаться с посторонними людьми — они либо замыкались в себе, либо вели себя вызывающе. Дети не могли общаться и играть вместе. В связи с этим педагоги поставили перед собой следующие задачи: — научить детей играть друг с другом. Научить их элементарным навыкам взаимодействия с людьми; — создать атмосферу групповой сплоченности; — развивать внимание детей; — научить детей культуре поведения в общественных местах; — научить детей элементарным навыкам личной гигиены и самообслуживания. Педагоги заметили, что дети охотно поддерживают игры, в которых присутствует пение, хороводы, элементы актерской игры, и решили попробовать использовать в работе театрализованные игры. Важно отметить, что в начале работы педагоги заручились поддержкой родителей учеников, рассказали о своих идеях, смогли их заинтересовать, наметили план совместной деятельности. Без помощи родителей было бы чрезвычайно трудно адаптировать детей к незнакомому и сложному для них миру школы. Поставив во главу угла интерес детей, ожидание ими чего-то нового, педагоги-дефектологи наметили для себя долгосрочную программу работы. Первый год обучения. Для развития коммуникативных навыков, сплочения группы, а также для развития речи и общей координации движений педагоги использовали игры-хороводы, сопровождающиеся пением (часто повторяющимися словами). Часто слу-
шали грамзаписи детских песенок, музыки к детским фильмам, любимой пластинкой у детей стали «Бременские музыканты». Старались многие песни иллюстрировать движениями, мини-драматизациями. Такие занятия очень нравились детям и подготавливали их к другим сферам деятельности. На первом году обучения педагоги уделяли большое внимание развитию у детей моторных навыков и умений, так как ребята не умели держать ручку, карандаш, кисточку. Для этого использовались такие игры, как «Сорока-белобока», «Втыка-лочки», перекладывание камешков, нанизывание крупных бусинок, перебирание пуговиц, поиск предметов на ощупь, собирание и перекладывание желудей. Такие игры сопровождались мини-драматизациями и развевали не только мелкую и общую моторику, но и тактильную и кинестетическую чувствительность детей. На занятиях по изодеятельности педагоги знакомили детей с кисточкой, красками, бумагой — многие из них не знали, что это такое. Обучали ребят рисованию вертикальных и горизонтальных линий. Поскольку движения детей были плохо скоординированы, педагогам приходилось в начале обучения поддерживать руку ребенка своей рукой. Таким образом, дети учились координировать собственные движения. Кроме того, они увидели, что у них что-то, получается, стали радоваться своим успехам и общению друг с другом. На протяжении всего первого года работы родители шли рука об руку с детьми и педагогами, четко выполняли все их рекомендации. Однако дома не все родители (по разным причинам) могли заниматься со своими детьми. Для того чтобы им помочь, педагоги давали открытые занятия и консультации для родителей, на которых рассказывали и показывали приемы развития элементарных навыков самообслуживания. Важным фактом в укреплении триады ребенок—педагог-родитель стала практика совместного празднования детских дней рождения. Эти праздники сопровождались чаепитием, концертом, в котором принимали участие и родители, и дети. Родители принимали живое участие в школьной жизни своих детей, могли наблюдать их в непривычной обстановке, видели положительную динамику в развитии ребят. Они не могли даже предположить, что их дети смогут достаточно легко себя чувствовать в присутствии большого количества новых людей. Совместные праздники стали большим психологическим подспорьем для родителей. Они больше уже не чувствовали себя отверженными и одинокими в решении своих проблем, могли увидеть своего ребенка среди других детей, получили возможность осознания того, что их ребенок больше не изгой. Родители получили удивительную возможность общения друг с другом, взаимной поддержки и наблюдения за динамикой развития не только своего ребенка, но и других детей. Таким образом, к концу первого года обучения педагоги совместно с родителями пришли к следующим результатам. Дети полюбили школу и стали ходить на занятия с удовольствием. У них появилась радость общения друг с другом. Значительно увеличилось время пребывания детей в школе. У детей улучшалось внимание, они привыкли к занятиям. Теперь, когда процесс адаптации к школе был в основном, завершен, педагоги смогли приступить непосредственно, к реализации программы театрализованных игр. Второй год обучения. На втором году обучения педагоги поставили перед собой две основные задачи: — воспитание личности ребенка посредством театрализованных игр; — обучение элементарным трудовым навыкам и навыкам самообслуживания. Педагоги начали работу с подбора небольших сказок и потешек. Первой театрализованной игрой стала потешка «Заинька». Процесс подготовки к драматизации оказался важным моментом в развитии и адаптации детей. Педагоги вместе с детьми рассмотрели чучело зайца, рисунки; читали стихи, рассказы и потешки про зайцев; не-
однократно проводили хороводную игру «Заинька» («Заинька, попляши, серенький, попляши... вот так попляши, поклонись, топни ножкой и пр.»), давая детям возможность изучить различные виды и способы движений, невербальной коммуникации, а также возможность «вжиться» в образ Зайца. Для постановки «Заиньки» были сшиты специальные передники с изображением зайца и других животных (медведя, волка, кошки, мышки), были подобраны соответствующие маски. Потом воспитатель и педагог-дефектолог разыграли перед детьми потешку «Заинька». Детям потешка очень понравилась. Тогда педагоги обратились к ним с предложением: «Может быть, кто-то хочет побыть Заинькой?» Это было довольно непростое для детей предложение, однако Вова Б. вызвался «сыграть» Заиньку. Ему одели передник и маску Заиньки, педагоги пропевали текст потешки, а Вова повторял те движения, которые демонстрировали и пропевали педагоги. Ребенок смог удержать внимание и действовал в соответствии с сюжетом. Текст потешки «Заинька» Хор. Ты куда, серый Зайка, ты куда, побегайка, По кустам, ай-яй-яй, вечерком крадешься? Заинька. В огород я, ребятки, в огород, голубятки. Там растет, ай-яй-яй, вкусная капуста. Хор. Неходи, серый Зайка, не ходи, побегайка. Там барбос, ай-яй-яй, стережет капусту. Заинька. Не боюсь я, ребятки, не боюсь, голубятки. Я его, ай-яй-яй, сам перепугаю. Во время пения дети учились невербальному выражению различных эмоций и состояний: копировали движения и интонации педагогов (грозили пальцем, топали ножкой, ставили руки на пояс, выставляли ногу и пр.) Инициатива Вовы Б. вызвала у детей желание попробовать себя в роли актера — исполнителя Заиньки. Таким образом, был преодолен страх «первого шага». Игры-драматизации развивают: — внимание, — выдержку, — творческие артистические способности, — речь, — способность связывать слово с соответствующим движением, — умение понимать мир других людей: важно выразить в движении характер героя, его настроение, отразить его желания и возможности, — способность к коллективному взаимодействию, — общую координацию движений. Каждый ребенок «окрасил» своего героя по-разному, несмотря на общий характер движений и текст. Детям очень нравится спектакль. В процессе постановки и репетиций пришлось отказаться от масок, так как они, съезжая на глаза, доставляли детям множество неудобств. Сценическими костюмами стали красочные передники с изображением Заиньки и других героев постановки. Важно отметить, что сам процесс облачения в костюм создает у детей серьезный настрой на творчество, способствует концентрации внимания и настраивает на сопереживание происходящему. Кроме того, процесс одевания. костюма развивает чувство взаимной поддержки, мелкую моторику рук и навыки самообслуживания. В процессе общего творчества не было капризов, таких как: «Я хочу быть Заинькой!» и пр. Ощущение общего дела заставляло детей забывать о личных амбициях, они подчинились естественной дисциплине спектакля. Таким образом, понимание норм и правил поведения и взаимодействия пришло само собой. Дети увидели, как важно помогать друг другу. Работа над «Заинькой» продолжалась несколько месяцев. На материале этой потешки педагоги искали и разрабатывали оптимальную методику театрализованных игр для детей с проблемами интеллектуального и психического развития. Последующие постановки были осуществлены значительно быстрее. Следующим спектаклем стал «Теремок». Было принято решение подготовить постановку к Новому году. Спектакль «Те-
ремок» педагоги решили показать в школьном зале на родительском собрании. Сценарий спектакля предполагал музыкальное сопровождение. Педагоги начали подготовительную работу с отработки движений под музыку: дети «вживались» в образы животных, имитировали их манеру двигаться, подражали их голосу. При распределении ролей учитывались характер, артистические возможности, внешний вид и индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагоги несколько раз прочитали детям сказку «Теремок», рассмотрели иллюстрации к ней, показали детям спектакль на фланелеграфе и спектакль с куклами. Потом сами разыграли эту сказку по ролям. Для того чтобы все дети участвовали в спектакле, педагоги ввели в сценарий новых действующих лиц: Кисоньку-Мурысоньку и Козочку. Эти роли были задуманы специально для двух девочек — Оли К. и Ксюши Р. Первая девочка малоподвижна, любит сидеть на одном месте, плохо говорит — она могла только пассивно участвовать в спектакле в роли Кисоньки-Мурысоньки. Вторая девочка, несмотря на ДЦП, очень изящна, любит двигаться, но не может говорить. Ей было приятно участвовать в спектакле в роли Козочки (педагог водила ее за руку). После того как дети хорошо узнали сказку и привыкли к ней, педагоги распределили роли. Многие родители опасались, что в большом зале, при зрителях дети испугаются, поведут себя неадекватно. Однако опасения оказались напрасными. Дети, как истинные артисты, которых мобилизует и питает публика, с большие удовольствии отыграли спектакль. Родители были потрясены — они не ожидали от своих детей таких способностей. Важно, что и дети, и их родители получили дополнительную уверенность в себе, в своих возможностях. На третьем году обучения педагоги-дефектологи решили усложнить задачу и поставить музыкальный спектакль «Гости в огороде». К процессу подготовки спектакля были привлечены родители, которые вместе с детьми изготовили костюмы, декорации, реквизит. В этой постановке каждый ребенок имел свой предметный атрибут, который он дер- жал в руках и выполнял определенные действия. Это само по себе сложно для таких детей. Однако в ходе спектакля дети как будто забывали о том, что им обычно бывает сложно. В новом спектакле дети уже сами исполняли свои партии, помощь педагогов была минимальной. Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|