|
Мои проблемы и проблемы моей семьи.⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 1. Знакомство с членами группы; с тем, как они характеризуют своего ребенка и членов своей семьи (с применением различных психологических игр). 2. Исследование проблем семьи с помощью проективных графических методов. Слушателям выдается бумага, цветные карандаши, фломастеры, и они должны нарисовать следующие рисунки: «Дом—дерево—человек» (на одном листе). «Моя семья в образах животных». «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни?» «Самое счастливое событие». «Моя жизнь через 5 лет». «Карта моей жизни». «Человек». «Человек под дождем». «Самое любимое место на Земле». И другие тематические рисунки. На одном занятии рисуется и обсуждается 1—2 рисунка. 3. Формирование образа «желаемой» жизни с применением метода «песочной терапии». Построение членами группы «картин» из песка и мелких фигурок, обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций. В зависимости от проблем членов группы этой теме посвящается от 15 до 20 занятий. Сказочный путь. Теоретический курс возрастной и педагогической психологии. 1. Предмет возрастной психологии. Понятие возраста. Психологический, физиологический, духовный возраст. Понятие личностной зрелости. 2. Проблема сознательного и бессознательного. Разум и интуиция. 3. Понятие нормы и патологии. «Особые» дети — особенности развития. 4. Элементы специальной психологии. 5. Психосоматические заболевания. 6. Основные этапы развития личности и их образное отображение в сказках. 7. Этапы формирования человека — от зачатия до подросткового периода. 8. Индивидуальные нормы и темпы развития. 9. Психологические и педагогические задачи и приемы воспитания «особых» детей.
10. Поощрения и наказания. Проблема «нормирования» ребенка. 11. Воспитание сексуальной культуры «особых» детей. 12. Детские капризы — их природа, способы преодоления.
13. Типичные психолого-педагогические ситуации и варианты их разрешения. 14. Рисунки «особых» детей: о чем они могут говорить. 15. Экзистенциальные проблемы различных возрастов. Модель Э. Эриксона. 16. Развитие социальных навыков у «особых» детей. Рекомендации родителям. 17. Развитие познавательных функций у «особых» детей — что может сделать семья. Обсуждение конкретных рекомендаций педагогов и психологов. 18. Родители как сценаристы судеб своих детей. 19. Проблема детских страхов и способы их преодоления. 20. Творчество как способ самовыражения и адаптации «особых» детей. Совместное творчество с детьми. В зависимости от запросов и проблем слушателей семинаров количество занятий может колебаться от 20 до 30.
Сто вопросов — сто ответов. Тренинг ситуаций. В ходе этой части курса разбираются конкретные актуальные для слушателей ситуации; анализируются и проигрываются модели и способы поведения. Используются приемы психодрамы, гештальт-терапии, плэй-бэк театра. Количество занятий зависит от запроса и характера проблем участников семинаров. Тайм нашей души. Тренинг уверенности. Впрограмму тренинга входит 40-часовой курс телесно-ориентированной терапии, направленный на снятие мышечного напряжения, общую энергетизацию организма. А также 40-часовой курс тренинга уверенности, направленный на интеграцию личности, усиление внутренней уверенности в своих силах, раскрытие творческих возможностей. В процессе занятий возникает тесная взаимосвязь родителей с педагогами и воспитателями их детей, с детским психологом и психиатром. Таким образом, обеспечивается и развитие «особых» детей, и стабилизация внутреннего состояния их родителей. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ К сожалению, многие родители не имеют достаточных знаний о специфике развития и восприятия «особых» детей. Часто именно недостаток знаний приводит к тому, что родители начинают применять «нетрадиционные» методы лечения. Комплекс знаний по специальной психологии и педагогике, психолого-педагогические практикумы необходимы для того, чтобы коррекционная работа продолжалась не только в учебном заведении, но и дома. В рамках просветительского направления 2—4 раза в месяц проводятся семинарские занятия в «школе для родителей». Программу семинаров можно варьировать в зависимости от проблем конкретных родительских групп. Темы семинаров. «Особый» ребенок и «особое» отношение. История вопроса. Типичные трудности взаимодействия с «особым» ребенком. Теоретические и практические аспекты семейной педагогики. Онтогенез «особого» ребенка. Система развития представлений об окружающем мире. Приемы формирования навыков самообслуживания. Детское творчество. Эстетическое воспитание ребенка: способы знакомства с шедеврами музыкального, живописного, поэтического искусства. Сказкотерапия как методология развития представлений об окружающем мире. Психосексуальное развитие «особых» детей. Роль домашнего воспитания. Домашняя юридическая консультация. Правовое обеспечение «особых» детей и их родителей. Постшкольная жизнь «особых» детей: планы и перспективы. Занятия в «школе для родителей» помогают родителям глубже познакомиться со своим ребенком, подкрепить инту-
итивные знания о нем научными разработками, разрешить сложные ситуации. Кроме того, на занятиях родители перестают чувствовать себя одинокими, находят единомышленников, людей с такими же проблемами. Все это делает их более уверенными в себе. Подготовленный родитель уже может идти рука об руку с творческим педагогом, разделить с ним нелегкий груз социальной реабилитации «особого» ребенка. Сегодня мы знаем немало случаев, когда хорошо подготовленная родительская общественность творит чудеса. По инициативе родителей проходит множество мероприятий (совместный отдых, конференции, закупка медикаментов и пр.). И главное, родители не чувствуют себя изгоями, они становятся активными общественными деятелями, находят свою социальную «нишу». Таким образом, происходит социальная интеграция не только детей с проблемами, но и их родителей. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., вступ. ст. и библиография Т. М. Лифанова. М., 1995. А. В. Гнездилов / Сб. Практикум по сказкотерапии. СПб., 2000. Если у вашего малыша синдром Дауна. Книга для родителей / Ассоциация Даун-синдром. М, 1997. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. Замский X. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб., 1998. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зоди-акалии / Сб. Тренинг по сказкотерапии. СПб., 2000. Катаева А. А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников / Книга для учителя. М., 1993. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома-интернаты. СПб., 1996. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями / Под ред. Л. Б. Баряевой. СПб., 1996. Леб-система. Система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми. Минск, 1997. Маллер А. Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М., 1990. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 1996. Маллер А. Р. Программа спецкурса «Воспитание, обучение и интеграция в общество детей с глубокими нарушениями интеллекта». М., 1998. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М., 1988. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира. Хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. СПб., 1997. Планы поддержки для умственно отсталых детей. Инструкция указаний и советов. Минск, 1997. Программы обучения глубоко умственно отсталых детей / Сост. НИИ дефектологии АПН СССР. М., 1983. Специальное образование в развитии / Под науч. ред. К.ван Рейсвейка, Н.Формана и Л. М. Шипицыной. СПб., 1996. Человек и общество. Программы по социальной адаптации детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. Человек и природа. Программы по обучению здоровому образу жизни детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., Ш6. Человек и труд. Программы по трудовому обучению детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. Шипицына Л.М., Иванов Е. С, Данилова Л. А., Смирнова И. А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб., 1995. Шипицына Л. М., Иванов Е. С, Асикритов В. Н. Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта. СПб., 1996. Шипицына Л. М.у Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. СПб., 1998. СОДЕРЖАНИЕ Введение...................................................................................... 3 Особенности коррекционно-развивающей работы................. 8 Психолого-педагогическая диагностика............................. 11 Социально-бытовая адаптация (СБА).................................... 38 Специфика логопедической работы....................................... 52 Трудовое воспитание и развитие сенсорно-перцептивной сферы........................................................................................ 57 Эстетическое воспитание и развитие эмоционально-волевой сферы........................................................................................ 78 Новые коррекционные технологии....................................... 102 Система работы с родителями.............................................. 111 Рекомендуемая литература................................................... 125 Методическое издание Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|