|
Игры и игрушки для слабовидящего или слепого ребенка.Стр 1 из 7Следующая ⇒ Игры и игрушки для слабовидящего или слепого ребенка. Слепому ребенку нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие игрушки. Они должны издавать приятный, не резкий звук, чтобы ребенок не пугался. Малышам первого – второго года жизни лучше давать небольшие игрушки хорошо моющиеся. Мелкие игрушки и предметы меньше 9 см давать вообще не следует, поскольку дети не смогут различить их детали. Для слепых детей создаются и специальные дидактические игры и игрушки, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе относятся игрушки, рассчитанные, главным образом не на зрительное, а на тактильное, осязательное восприятие. Например, кубики с выпуклым рисунком. Ко второй группе относятся игрушки, способствующие полноценному развитию, как слепого, так и зрячего ребенка. Холодные материалы могут быть неприятны для осязания. Игрушки, выполненные из них, вызывают у детей отрицательную эмоциональную реакцию, и дети могут отказаться играть с ними. Напротив мягкие теплые материалы стимулируют познавательную активность. Слепого ребенка необходимо знакомить с различными материалами и их свойствами. Поэтому его следует знакомить и учить играть с игрушками, выполненными из ткани, дерева, резины, пластмассы. Неприемлемыми для игры слепых детей являются сюжетно – образные игрушки из очень мягких материалов, когда при нажатии на игрушку изменяется ее форма. Это значительно затрудняет создание у ребенка правильного образа игрушки. Слепые дети, особенно маленькие, при обследовании игрушки подносят ее ко рту, касаются губами, трогают языком, сжимают зубами. Поэтому игрушки должны отвечать определенным гигиеническим требованиям: краска, покрывающая игрушку, должна быть прочной, не токсичной, они должны легко мыться. Действия с мелкими игрушками способствуют формированию ручной умелости детей, развитию тонкой моторики. К трем годам основное значение приобретают соразмерные игрушки, с помощью которых дети познают окружающий мир и учатся действовать в нем. В воспитании слепого ребенка большое значение имеют погремушки, различные дидактические игрушки, строительные наборы и универсальные конструкторы. Все игрушки должны иметь четкую форму и быть окрашены в чистые, яркие и в то же время сочетающиеся друг с другом цвета. Некоторые игрушки, такие, как строительный материал, не следует окрашивать. Детали, предназначенные для украшения построек, напротив, должны быть яркими, красочными. Следует подчеркнуть, что все игрушки должны быть аккуратно выполнены. Существует целый ряд игрушек, помогающих развитию движения рук слепого ребенка, его осязательного восприятия, формированию умения соотносить предметы по величине в процессе действия с ними. К таким игрушкам, прежде всего, относятся пирамидки, матрешки, вкладные шары, кубики и стаканчики. Пирамидка должна состоять из 3-5 колец одного цвета. Развитию пальцев рук малышей с глубоким нарушением зрения способствует винтовая пирамидка. Это стержень с винтовой нарезкой, на который навинчиваются различные по форме и цвету элементы. Прежде всего, ребенок должен познакомиться с кубиками, научиться отличать их от других игрушек. Для игры слепого малыша с природным материалом (песком) необходимо иметь совочек, ведерко, формочки. Совочек не должен быть слишком широким, лучше, если он сужается к концу. Для игры с мячом можно подобрать озвученный мяч, а также резиновый средних размеров (35 – 50 см в окружности) Можно использовать игрушечные автомобили и мотоциклы – каталки, сидя на которых, дети передвигаются, отталкиваясь ногами от земли. Можно использовать заводные игрушки, но с осторожностью, т.к. такие игрушки могут испугать. Заводная машинка не годится. В тоже время ребенку можно предложить волчок, клюющего цыпленка, кувыркающуюся обезьянку. Значительную помощь в развитие ребенка оказывают музыкальные игрушки. Для игр и занятий можно использовать колокольчики, бубен, барабан, игрушечную дудочку, свистульки, металлофон, А также музыкальные каталки, пищащих птичек и т.д. Детей 3 года жизни нужно познакомить с куклой. Кукла должна быть среднего размера (20-30 см). Наиболее соответствуют требованиям осязательного восприятия куклы, изготовленные из мягкой пластмассы. Обучение действиям с предметами и игрушками Глубокое нарушение зрения, прежде всего, отрицательно складывается на развитии ориентировки ребенка в окружающем пространстве, на развитии действий с предметами. Отсутствие зрительной информации обедняет чувственный опыт, резко снижает возможности знакомства ребенка с предметами и явлениями и может привести к снижению психической активности. Однако правильное воспитание компенсирует недостатки психического развития, связанной со слепотой, содействует активному познанию внешнего мира. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня не только дисциплинирует, но и способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени, так как он склонен путать день, ночь. Огромное значение в развитии слепого ребенка приобретают игрушки. Слепому малышу нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайчики, собачки, кошки. Они должны издавать приятный не резкий звук. Обучая, незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине, весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать предмет. Сначала ребенок первое время будет недолго по времени просто манипулировать. Цели и упражнения 1. Управление головой. В первые месяцы жизни одна из целей – научить ребёнка поворачивать голову с тем, чтобы позднее он мог бы определить источник какого-либо звука. Ещё одна цель – научить ребёнка определять место нахождения соска матери после того, как он прикоснулся к материнской груди. Так необходимо стимулировать все привычки повседневной жизни и через эти уже развитые привычки прийти к упражнению рефлексов. Например, рефлекс всасывания важен не только как питательная функция само по себе, но также несёт в себе познавательное содержание. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик, а когда соглашаются, то при этом редко поднимают головку. Поднятие головы обычно достигается каким-либо зрительным побуждением в обстановке, окружающей ребёнка. В случае слепоты зрительное побуждение должно быть заменено каким-либо другим, которое ребёнок может воспринимать – звуковым, осязательным и т.д. В этом возрасте нет лучшего побуждения, чем общение с матерью через соприкосновение с её лицом, или общение с близкого расстояния. Если ребёнок поднимет голову, то получит в подарок ласковое материнское прикосновение, и постоянно будет стремиться получить эту ласку ещё раз. Умение поворачивать голову важно для всего физического развития, так как это необходимо для нахождения равновесия, в положении стоя, сидя, при ползании и при ходьбе. Упражнения. Среди наилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем назвать следующие. - Положение - лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом или голосом. - Положить ребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно разговаривать с ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рук по шее. - Положить ребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем, чтобы он выпрямлял голову и туловище. - Положить ребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекать его внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим определённые звуки. - Положить ребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременно разговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание. Ребёнок должен находиться в том же положении, что и в предыдущем упражнении. При этом нужно привлекать внимание ребёнка какой-либо звуковой игрушкой, напротив него. Цель – научить ребёнка прикасаться к игрушке, когда он научиться держаться за плечи взрослого. - Поставить ребёнка рядом с надувным мячом, поддерживая его, в то время как он держит руки на мяче, и вертеть мяч, привлекая внимание ребёнка ласковым прикосновением. Цель – научить ребёнка, опираясь на руки, поднимать голову, шею и спинку. - Положить ребёнка на спинку, затем медленно поднимать за руки. Сопровождать это действие устной командой “ подъём ”. - После того, как ребёнок овладеет предыдущим упражнением, положить его в то же самое положение, что и в предыдущем случае. Ноги ребёнка должны быть вытянуты или согнуты в коленях. Нужно сделать так, чтобы ребёнок схватился руками за большие пальцы взрослого, и побуждать его поднимать голову. - Посадить ребёнка на твёрдую поверхность, поддерживая его за пояс, медленно раскачивая тело ребёнка лёгким вращательным движением.
Упражнения. Желательно ставить ребёнка в различные положения. - Поставить ребёнка на пол для того, чтобы он смог свободно двигаться всем телом и двигать ногами. Положить на полу предметы, которые будут звучать, когда ребёнок соприкоснётся с ними руками или ногами. - Когда ребёнок лежит на спине, опускать и поднимать его ноги. - Положить ребёнка на животик. Очень важно, чтобы ребёнок каждый день несколько часов лежал на спине и несколько часов на животике. Это поможет развитию его мускулов. - Когда ребёнок лежит, подавать ему сигналы звуковой игрушкой или голосом для стимуляции вращательных движений головой. - Когда ребёнок лежит на животике, помогать ему вытягивать руки вперёд. Поднимать его ноги с тем, чтобы укрепить их. Таким образом, укрепятся мускулы, расположенные на задней поверхности его ног. - Положение ребёнка – лёжа на спине. Положим нашу правую руку на левое колено ребёнка и, будем поворачивать его направо. Одновременно нужно согнуть / мягко / его левую ногу, при этом важно, чтобы другая нога оставалась выпрямленной. - Левой рукой притягиваем правую руку ребёнка к его голове. Продолжаем сгибать ногу ребёнка. Руку ребёнка протягиваем ему под голову таким образом, чтобы ребёнок перевернулся на животик. - Согнуть правую руку ребёнка под его грудью, таким образом, будет чуть приподнято его правое плечо. Легонько подтолкнуть его направо и перевернуть его на спину / первоначальное положение на животике /. Взрослый всегда должен держать руку рядом с головой ребёнка для того, чтобы избежать ударов во время вращения. С каждым разом помощь взрослого должна становиться всё меньше для того, чтобы ребёнок научился переворачиваться самостоятельно. - Положить ребёнка на бок и побуждать его к тому, чтобы он повернулся на спину. Для этого необходима звуковая игрушка. Можно также слегка дуть на ребёнка или же разговаривать с ним. - Положение ребёнка лёжа на спине. Одно плечо ребёнка приподнимать, а другое опускать, чтобы осуществить вращение всего тела. - Положение ребёнка на спине. Головка лежит на коленях взрослого или на подушке. Взять ребёнка за руку и за предплечье другой руки и поворачивать его, двигая одновременно руку и плечо. - Положение ребёнка лёжа на животике. Прикоснуться к ребёнку звуковой игрушкой. Поддерживаем ребёнка рукой за подбородок. Двигаем игрушку медленно – вниз, вверх, в стороны. Помогаем ему поднимать голову, следить за звуком и взять игрушку. Это поможет ему изменить положение. Ребёнок садится. Когда ребёнок научится управлять головой, он сможет самостоятельно двигать руками и опираться на них. Сначала он будет держать только верхнюю часть тела, затем приведёт в движение всё тело, позднее ребёнок научится садиться и ползать на четвереньках. Между четвёртым и шестым месяцем жизни сочетание управления головой и умения опираться на руки даёт ребёнку возможность овладевать первыми элементами равновесия и возможность учиться качаться. Теперь можно начать учить его положению “ сидя ”. Упражняться в этом положении ребёнок будет, особенно во время еды. Упражнения. - Если в момент, когда мы поднимаем ребёнка, голова его падает назад, то нужно поддерживать его голову твёрдой подушкой в короткие промежутки времени. - Учить ребёнка хвататься за пальцы рук взрослого или за руки и тянуть его до положения “ сидя ”. Эти упражнения будут проводиться постепенно, и по мере того, как спина укрепляется – удлиняется время сидения ребёнка. - Помогать ребёнку, находиться в сидячем положении, держа его за руки. Затем положить ребёнка на спину, вновь поднять его в положение “ сидя ”. Поднимать ребёнка, поочерёдно держа его то за одну, то за другую руку. - Подушку держать в воздухе и на неё посадить ребёнка, придав подушке соответствующую форму. Это делается для того, чтобы у ребёнка создалось впечатление, что он сидит сам. - Посадить ребёнка на стул и наклонить стул, оставить сидеть ребёнка до тех пор, пока он не устанет. По мере того, как ребёнок сможет поднимать свою голову от спинки стула на несколько сантиметров, стул можно поднимать во всё более вертикальное положение. - Взять ребёнка за талию / ребёнок в положении стоя / так, чтобы спина ребёнка прислонялась к груди взрослого. Нужно при этом стараться, чтобы ребёнок держал спину прямо. Это упражнение поможет ребёнку укреплять спинные мышцы – обязательное условие для того, чтобы ребёнок мог сидеть. - Помогать ребёнку сохранять равновесие, когда он сидит на надувном мяче или на большой подушке. Положить ребёнка на спину на надувной мяч, поддерживая его за ноги. При этом в мягком мяче образуется вмятина. Нужно медленно вращать мяч по всем направлениям с той целью, чтобы облегчить ребёнку движение для того, чтобы он / ребёнок / мог сесть. - Посадить ребёнка на твёрдую поверхность с расставленными ногами в форме буквы “ у ”. Руки ребёнка поставить между расставленными ногами. Нужно помогать ребёнку подушками, создавая ему опору. - Посадить ребёнка на большой валик, поддерживая его за бёдра и за колени. Медленно вращать валик вперёд и назад для того, чтобы ребёнок пытался выпрямиться и остаться сидеть на валике. - Посадить ребёнка на маленький стул таким образом, чтобы его ступни полностью стояли на полу / ступни и голени образуют прямой угол /. Держать ребёнка за бёдра для того, чтобы он выпрямлял спину. Постепенно предоставлять ему возможность действовать самостоятельно. - Посадить ребёнка так, чтобы у него не было опоры для спины. Ноги должны быть расставлены в форме буквы “ у ” и между расставленными ногами он должен поставить свои руки. Взрослый одновременно должен разговаривать с ним. Постепенно нужно увеличивать время нахождения в таком положении, одновременно подавая ребёнку игрушки. - Посадить ребёнка без опоры на спину и с расставленными ногами. Положить руки ребёнка на бёдра и постараться, чтобы он удержался в этом положении. Как и в предыдущих упражнениях постепенно увеличивать время нахождения в этом положении до тех пор, пока ребёнок не привыкнет. - Посадить ребёнка без опоры на спину и предлагать ему спереди и с боков игрушки. Делать это нужно на высоте плеч для того, чтобы он мог более свободно действовать руками. Потом игрушки положить между его расставленных ног. - Посадить ребёнка на твёрдую поверхность так, чтобы он опирался на ладони, и начать сильно толкать его с левой и правой стороны. Это нужно для того, чтобы ребёнок научился опираться сначала на одну, затем на другую руку. - Посадить ребёнка на твёрдую поверхность. Толкать ребёнка таким образом, чтобы он был вынужден опираться на руки. Это нужно ребёнку, чтобы не упасть. Сначала взрослый может помогать ребёнку, поддерживая его своей рукой. Очень важно создать климат доверия для того, чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности и учился бы выполнять эти упражнения без опоры. - Когда ребёнок сможет самостоятельно сидеть, он попытается изменить это положение. Нужно проследить, сможет ли ребёнок вновь сесть. - Когда ребёнок научится управлять головой и шеей, посадить его на пол с расставленными ногами. Взрослый должен сесть напротив ребёнка / лицом к лицу / в том же самом положении. Взрослый должен дотянуться до его рук и взять их в свои руки. Одновременно взрослый должен петь или издавать какой-либо звук. Когда ребёнок подрастёт, попросить его, чтобы он потянул взрослого за руки, чтобы встать. - Упражнение проводится на свежем воздухе. Посадить ребёнка на землю и сесть рядом с ним. Помочь ребёнку почувствовать падающие с деревьев листья, почву, воду, камни и т.д. Помочь ребёнку дотянуться до интересующих его предметов с тем, чтобы он их нюхал и трогал. - Положить ребёнка на спину. Попытаться сделать так, чтобы он сел, держась за руку взрослого или за какую-нибудь мебель. Поначалу можно помочь ребёнку, поддерживая его под спинку. - Положить ребёнка на спину. Побуждать его к тому, чтобы он сел. Для того, чтобы он сел, нужно слегка вращать его туловище, а другой рукой придерживать его за вытянутые ноги. - Посадить ребёнка в положении “на коленях” на колени взрослого / или же тело взрослого в лежачем положении /. Или посадить ребёнка так, чтобы он мог держаться за какую-нибудь мебель. Увеличивать постепенно время нахождения в таком положении по мере того, как ребёнок научится удерживаться в данном положении. Упражнения. - Положить ребёнка на животик. Взять какую-нибудь звуковую игрушку и извлекать из неё звуки для того, чтобы привлечь внимание ребёнка. Дать ему потрогать игрушку. Убрать игрушку или отставить на такое расстояние, чтобы ребёнок не мог до неё дотянуться. Если ребёнку нужна помощь, то помочь ему двигаться, поддерживая его за ноги. - Если ребёнок при ползании опирается на животик, то ему нужно помочь подняться при помощи его собственных рук и колен. Одну руку подставить под его животик. Другой рукой приподнять его спину так, чтобы ребёнок встал на колени. - Поставить ребёнка на четвереньки и дать ему почувствовать, что он держится на своих собственных руках и ногах. В этом упражнении можно опираться на ногу взрослого, сидящего на полу. Можно также использовать подушку, валик и т.д. - Когда ребёнок уже находится в положении готовом для ползания / на четвереньках/, подставим одну руку под его животик, другой рукой будем поддерживать ребёнка за спину. Таким образом, поможем ребёнку сохранить равновесие, / чтобы он не отрывал руки и ноги от пола /. - Ребёнок в том же положении, что и в предыдущем упражнении. Поддерживать ребёнка за талию и раскачивать его тело вперёд и назад. - Показать ребёнку игрушку, которую он сможет толкать. Помочь ребёнку: сильно подтолкнуть ребёнка сзади. Потом подтолкнуть игрушку вперёд и побудить ребёнка к тому, чтобы он пополз к игрушке, чтобы появилось желание дотянуться до неё. Похвалить ребёнка, если он достанет игрушку. - В то время, когда ребёнок стоит на четвереньках, побуждать его к игре с игрушками, которые его окружают. - Ребёнок в положении на четвереньках. Побуждать ребёнка к движению голосом или звуковой игрушкой. - Положение ребёнка лёжа на животике. Ноги не обуты. На расстоянии, недостижимом для ребёнка, положить звуковую игрушку. Побудить его взять эту игрушку. Помочь ему, сгибая одну ногу ребёнка и давая ему крепкую опору для другой ноги. - Положить ребёнка на животик. Взять ребёнка за щиколотки и приподнять его приблизительно на 20 см. / приподнять ноги и животик /. Держать ребёнка в таком положении в течение нескольких секунд, затем положить ребёнка в первоначальное положение для того, чтобы он опирался на руки. - Поставить ребёнка на колени и подтолкнуть его к полу так, чтобы он опёрся на руки, / чтобы не упасть /. Если он не делает этого сам, то взять его руки на уровне локтя и поставить их впереди. /Протянуть их вперёд /. - Положение лёжа на животике. Приподнять тело ребёнка, держа его за талию. Побуждать его к движению с помощью рук. Обратить внимание на то, чтобы он поочерёдно опирался то на одну, то на другую руку. - Ребёнок в положении на четвереньках. Побуждать ребёнка к движению. Помогать ему, поставив одну его руку впереди, а также подталкивая сзади ногу / противоположную руке, которая впереди / на уровне колена. Постепенно предоставлять ребёнку больше самостоятельности. Следует иметь в виду, что указания, сделанные в отношении ползания на четвереньках, не могут быть полностью приняты для слепых детей, так как обычно слепые дети не следуют этим указаниям. Таким образом, образуется пустота в процессе их развития. На седьмом – девятом месяце жизни ребёнка стимуляция автоматических рефлексов на уровне психики обогащается знанием и умением применять на практике эти знания ребёнка о своём теле, которые он приобретает. Это идеальное время, когда родители могут помогать ребёнку в его развитии через телесные игры. Так как ребёнок растёт, всё более становятся возможными игры “ тело – к телу ”, можно играть с ребёнком на полу, используя вращение, попытки ползания и т. д. Другими словами, играть с ребёнком так, как любые родители: беря его за ноги, поднимая ребёнка на плечи, подбрасывая его в воздух, прячась под столом, игра, когда ребёнок проходит между расставленными ногами взрослого и т.д. Овладение положением “ сидя ” помогает ребёнку высвободить руки и будит в нем познавательный, исследовательский интерес. Важно научить ребёнка динамике движения в переходе от сидячего положения к положению на коленях и стоя. Это составляет целую динамическую и увлекательную игру, доставляющую удовольствие ребёнку и людям, которые его окружают. Важно отметить, что родители должны воспитывать в ребёнке уверенность в себе. Обычно возникает следующая проблема – родители передают детям свой страх. Это боязнь того, что ребёнок может упасть, ударится о какие-либо предметы. Страх этот обычно выражается такими восклицаниями: “ Осторожно! Упадёшь! ” и сопровождается повышением голоса и криками, наполненными мучительным беспокойством. Всё это пугает ребенка, причём не только в данной конкретной ситуации, но и в последующих ситуациях. Всё это будет препятствовать активности ребёнка, направленной на развитие движения и самостоятельности. Нужно иметь в виду, что удары и падения естественны для этого этапа развития. Обучение всегда содержит в себе невыраженную ошибку, это необходимо для овладения наукой. Когда ребёнок падает и ударяется, лучше всего просто не обращать внимания. Умение стоять и ходить. Когда ребёнок впервые встанет на ноги, постепенно он начнёт привыкать к этому положению и научится держаться стоя. Понемногу он начнёт двигаться, держась за руку взрослого и за мебель. В положении стоя или при ходьбе ребёнок научится сохранять равновесие на практике. Позднее ребёнок будет готов к тому, чтобы научится бегать, прыгать, лазить и т.д. Это идеальный этап для того, чтобы родители могли что-то подсказывать ребёнку / стимулировать его / через телесные игры. Так как ребёнок уже немного подрос, то для родителей становится более возможным отношение “ тело к телу ”. Они смогут играть с ребёнком на полу, крутясь и вращаясь, на четвереньках и т.д. Известно, что слепой ребёнок часто начинает ходить позднее, чем зрячий, и это усложняется, когда нет подходящего воспитания. Несмотря на то, что он учится ходить, он не совершает значительных успехов. Это происходит из-за того, что он слишком часто пользуется манежем, что замедляет развитие его самостоятельности. Однако манеж может быть полезен для начального этапа обучения ходьбе, а так же для укрепления мышц ребёнка. К десятому месяцу закрепляются первые опыты самостоятельности.
Пользование рукой для того, чтобы держаться, для того, чтобы ходить, держась за мебель, приобретает большую важность, так как от этого зависит возможность самостоятельного движения. Ребёнок теперь не настолько зависит от взрослого, но более зависит от своих желаний, собственных интересов. Поэтому взрослый не должен ограничиваться одними положениями и перемещениями, а должен помогать ребёнку делать то, что он хочет. Например, взрослый должен помочь ребёнку встать, если тот хочет достать какую-либо игрушку.
Упражнения. - Когда ребёнок уже может стоять и держаться на ногах, взять его за пояс и побуждать к мелким прыжкам. Нужно стараться, чтобы эти прыжки превратились в некую игру. - Привязать какую-нибудь звуковую игрушку к кроватке ребёнка или любой другой мебели на высоте рук ребёнка. Привязать нужно так, чтобы игрушка привлекала его внимание. Побуждать ребёнка к тому, чтобы он тянулся к игрушке и взял её. - Побуждать ребёнка к тому, чтобы он опирался на какую-нибудь мебель. - Ребёнка поставить на ноги и дать ему приказ “ иди ”. Одновременно взять его за бёдра и побуждать к движениям, чтобы он начал делать шажки. - Ребёнок в положении стоя, мы берём его подмышки для того, чтобы он делал маленькие шажки. Слегка приподнимаем ребёнка за одну подмышку с тем, чтобы он поочерёдно переносил свою тяжесть с одной ножки на другую, таким образом, высвобождая ту ножку, которая впереди. - Побудить ребёнка идти к человеку, который находится близко от него. Ребёнок может двигаться с помощью опоры, если это необходимо. Это может быть, например, палка, которую держат горизонтально два человека. - Посадить ребёнка таким образом, чтобы его ноги слегка соприкасались с полом. Это упражнение поможет ребёнку укреплять ноги. В то время как он так сидит, нужно давать ему возможность играть, подавая ему игрушки. - Когда мы заметим, что ребёнок уже в достаточной степени может управлять своим телом, сохраняя при этом равновесие, то можно попробовать вести ребёнка, держа его за руку. Для того, чтобы избежать возможных аномалий походки, нужно стараться вести ребёнка то за одну, то за другую руку. - Предоставить ребёнку возможность играть на низком столике для того, чтобы играя он мог одновременно опираться на стол. - Для выполнения упражнения “ движение вперёд “ ребёнок может держаться за манеж и толкать его вперёд. - Если ребёнок не успел овладеть упражнениями “ движение вперёд “, то нужно помогать ему. Нужно встать сзади, взять ребёнка за руки, ноги взрослого находятся под ногами ребёнка. Ходить нужно начинать медленно. Это помогает ребёнку приобрести понятие о ходьбе. Также необходимо осуществлять связь ходьбы с другими видами движений. Позднее нужно учить ребёнка поднимать одну ногу, при этом держаться на другой, сохраняя равновесие. - Не позволять ребёнку ходить самостоятельно до тех пор, пока он не будет к этому готов. - Некоторым детям легче ходить боком. Ребёнок держится за мебель. Нужно привлекать его внимание звуковой игрушкой или хлопками. Стараться, чтобы ребёнок шёл за звуком. Если это необходимо, то взять одну его ножку и направить её в направлении источника звука. В ту же сторону направить руки ребёнка. - Для того, чтобы ребёнок при ходьбе поворачивался в сторону, где стоит взрослый, необходимо разговаривать с ним. Ребёнок должен пойти по направлению к голосу. Также нужно привлекать внимание ребёнка другими звуковыми средствами: текущей водой, шумом уличного движения, стуком различных предметов, звуками, которые издают различные животные. Это должно помочь ребёнку различать направление каждого из звуков. - Через всю комнату натянуть верёвку на уровне пояса ребёнка. Можно помогать ребёнку двигаться держась за верёвку. - Когда ребёнок научится ходить, он будет готов к тому, чтобы подниматься и спускаться по лестнице. Сначала он будет спускаться сидя, затем стоя, держась за перила, спустится с одной ступеньки на другую и таким же образом поднимется. - Нужно подниматься или спускаться по лестнице, держа ребёнка за руку. Ребёнок другой рукой должен держаться за стенку или за перила лестницы. - Слепые дети должны научиться приседать. Когда ребёнок стоит, показать ему звуковую игрушку, сказать, чтобы он её потрогал. Затем бросить игрушку на пол под его ноги. Ребёнку необходимо будет присесть, чтобы поднять игрушку. - Для того, чтобы ребёнок приседал, нужно использовать каждодневные ситуации. Ситуации, когда ребёнок должен поднять с пола вещи, дотронуться до своих ботинок, прикоснуться к ногам взрослого и т.д. - Предоставить ребёнку возможность ходить по различным поверхностям: песку, траве, снегу и т.д. Так же по типичным поверхностям в квартире, доме: паркету, линолеуму, мозаике и т.д. Поначалу ходьба за пределами квартиры будет непривычна ребёнку. Некоторые практические советы о том, как научить ребёнка ходить свободно и безбоязненно. Нужно придумать игру в “ падение ”, предупреждая ребёнка, когда будет падение. Когда ребёнок научится падать без повреждений, то нужно побуждать его увеличивать время ходьбы. Нужно стараться, чтобы мебель была / по возможности / на одном и том же месте, чтобы ребёнок не боялся упасть или удариться. Если ребёнок хочет взять какую-то определённую игрушку, то надо показать ему место, в котором эта игрушка находится. Важно сделать так, чтобы ребёнок старался искать игрушку и чтобы он нашёл её. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок помогал в размещении игрушек, в распоряжении ими. Слепой ребёнок, как и всякий другой, начинает ходить с широко расставленными, для равновесия ногами. Нужно иметь в виду, что менее опасно упасть назад, чем вперёд, и соответственно поддерживать ребёнка. Отличительная черта слепого ребёнка при ходьбе – это странное и спонтанное движение рук. Некоторые дети ходят, вытянув руки перед собой. При исправлении этих недостатков необходимо терпение и хорошее настроение. Большая ошибка – это ничего не делать для исправления недостатков. Иногда слепой ребёнок очень боится окружающего мира, у таких детей наблюдается повышение адреналина в крови, что создаёт напряжение мышечной системы. Такое положение исправляется сразу, как только проходит страх. Лучший способ избавления от страха – придавать ребёнку как можно больше уверенности в себе, знакомя его с окружающей средой. Это не значит избежать опасных препятствий, а научить его пользоваться осязанием, слухом и т.д. Так реальное восприятие окружающего мира придаст ребёнку больше уверенности в себе и будет содействовать уменьшению напряжения. Кинестезия Кинестезия – это способ применения двигательного аппарата. Она касается чувства движения и положения различных частей тела, особенно конечностей. Сухожилия и ткани содержат в себе рецепторы, которые стимулируются внешней средой. Развитие этого чувства зависит от зрительного восприятия. У слепых детей нужно развивать кинестетическое чувство. Необходимо развить у них определённое количество моделей заданных движений. Слепые дети могут подражать тем образцам движения, которым учат их взрослые. Сначала взрослые выполняют эти движения вместе с ними, позднее ребёнок учится каждому движению отдельно, а затем будет связывать их между собой. Преследуется цель – чтобы слепой ребёнок, так же, как и зрячий, мог бы внутренне ощущать движение. Нужно иметь в виду, что слепой ребёнок начинает движение с приобретением опыта о собственном теле. Важно, чтобы ребёнок сознавал, какие движения он совершает, поэтому надо говорить ему: “ Видишь, как ты двигаешь руки вперёд, назад, вверх, вниз и т.д. ”. То же самое нужно говорить ребёнку о движениях головой, ногами и т.д. Также ребёнок должен внутренне чувствовать то движение, которое он совершает по отношению к неподвижному предмету. Например, скольжение по полу, ползание на четвереньках, проведение рукой по стене, по перилам и т.д. Нужно иметь в виду также движение тех предметов, к которым он не может прикоснуться / движущаяся машина / и предметов, движущихся по кругу или вращающихся. Для того чтобы ребёнок смог почувствовать такое движение, была разработана система“ ”. Эта система утверждает, что если ребёнком внутренне усвоены эти движения, то позднее он может отождествлять эти движения с предметами реальной жизни, недоступными ему. Например, движение самолёта, автомашины и т.д. К движению предметов ребёнок может относиться с двух разных позиций. Он может стоять неподвижно и наблюдать, как предметы двигаются или же может двигаться вместе с предметом в том же или противоположном направлении, может двигаться вокруг него и т.д. Когда ребёнок освоит символическую функцию через подражание каким-либо животным или, изображая определённый предмет, он добивается внутреннего усвоения этого движения, которое совершают эти животные или предметы. Например, взрослый начинает осуществлять своим телом движение, которое выполняет змея, кот, лягушка, ветряная мельница, самолёт и т.д. Ребёнок прикасается к взрослому, чтобы понять механизм того или иного движения. Взрослый просит ребёнка выполнить это движение. Упражнения. Нужно стараться, чтобы ребёнок приобретал свободу во всех движениях, которые он совершает своим телом. Процесс всегда одинаковый. Слепой ребёнок научится координировать свои действия через подражание взрослым. Взрослый должен давать ребёнку больше возможности подражать ему, причём делать это нужно через телесное прикосновение: техника зеркала. Все упражнения, которые ребёнок проделывает головой, телом, конечностями, помогут ему приобрести представления о собственном теле. - Вращение головой в любом направлении. - Движение туловищем налево и направо. - Движение туловищем вперёд и назад. - Вращение туловищем. - Движение ногами. - Сгибание ног в коленях. - Лёжа на спине поднимать туловище вместе с ногами. - Лёжа на животе поднимать ноги. - Стучать ногой по полу. - Прыгать на двух ногах, затем на одной ноге поочерёдно. - Бег вперёд, бег назад - Садиться на колени. - Плавание.
Список игрушек - погремушки и любые игрушки, которые издают приятные звуки, - резиновые игрушки, которые пищат, - ложки и чашки из пластмассы, алюминия и т.д., - банки и коробки, - скрепки для белья, - большие пуговицы, - поезда с вагонами, машины, грузовики, - мячи, - кастрюли с крышками, - ксилофон, - игрушечное пианино, - музыкальная шкатулка, - лопатка для песка, - пластилин,_глина, - различные пирамиды, - мешочки с различными семенами, овощами, - различная бумага, - шары. Исследовательская игра. Как возбуждать у слепого ребёнка интерес к исследовательской игре? Прежде всего, нужно учить его исследовать. Дети не рождаются со способностями, необходимыми для исследования своего мира. Безусловно, ребёнок ничему не научится, если он будет целый день пассивно лежать в своей кроватке. Поэтому с первых недель жизни ребёнка необходимо вешать в его кроватке погремушки, бубенчики и другие игрушки, которые помогут развивать у ребёнка слух, осязание, обоняние. Подвешенные игрушки. Важно предоставить ребёнку возможность играть с игрушками, подвешенными на палочке или трубочке, также подвешенной в свою очередь. Нужно, чтобы ребёнок мог дотянуться до любой игрушки. Можно подвешивать погремушки, резиновые колечки и т.д. Это необходимо для того, чтобы пробуждать в слепом ребёнке исследовательские способности, желание изучать то, что его окружает. Игрушки можно подвешивать рядом с ребёнком для того, чтобы привлечь его внимание, и для того, чтобы он начал двигать руками, протягивать их за игрушками, развивая в себе двигательные способности. Следует иметь в виду, что сначала, вручив ребёнку игрушку, например погремушку, взрослый сделает так, что ребёнок сначала ухватится за неё одной рукой, затем обеими руками и сделает так, что погремушка зазвучит рядом с ребёнком. < Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|