Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представления о собственном теле.





Как только ребёнок начнёт ходить и говорить, и даже ещё до этого, он приобретает своё собственное представление о своём теле. Ему нужно знать всё о своём теле, и он нуждается в помощи для того, чтобы развивать отношения с окружающим миром –людьми, предметами.

Естественным образом в повседневной жизни, когда взрослый разговаривает с ребёнком и отвечает на его вопросы, то ребёнок получает знания и начинает узнавать разные части тела – глаза, нос, уши, волосы и т.д. С помощью своего тела он научится ориентироваться в пространстве / вниз, вверх, сбоку, напротив, сзади /, научится понимать расположение предметов по отношению к своему телу и двигать их – поставить стул сзади, затем напротив, надеть ботинки, надеть на голову шляпу.

Больше движений, которые он может совершать своим телом, включая движения вперёд, назад, прыжки.

Образ мышления является важнейшим элементом при образовании представления о своём теле и его пространственном расположении. Необходимо уточнить термин “представление о своём собственном теле ”, так как он может обозначать:

- узнавание собственного тела,

- представление о собственном теле,

- отношение субъекта с окружающей его средой.

Всё это и составляет представление о собственном теле, но, что более важно, это “осознание самого себя ”, что не тождественно представлению о самом себе.

Первый предмет, который познаёт ребенок - это собственное тело. На первых неделях жизни деятельность ребёнка рефлективна, его ответы общего характера, он отвечает полностью всем своим телом. Через несколько недель он начинает делать примитивные движения, которые постепенно перестают быть рефлективными, превращаются в движения руками и ногами. Надо пользоваться этими движениями для того, чтобы стимулировать ребёнка и давать ему необходимую информацию через кинестезию, чтобы постепенно у него создавалось представление о своём собственном теле. Этим

мы даём ребёнку возможность узнавать пространство в тех трёх точках, где двигаются его конечности. Те части тела, о которых мы скажем ниже, ребёнок должен узнать и составить представление о самом себе.

Рот, рука, голова, нога, щиколотка, спина, грудь, пальцы, голень, щека, ладонь, плечо, подбородок, шея, ухо, локоть, глаз, бровь, язык, рёбра, ресницы, лицо, ногти, лоб, волосы, животик, пояс, большой палец, бедро, мизинец, колено, зубы, кулак, кожа, указательный палец, губы.

 

Слепой ребёнок должен получить представление о своём собственном теле, понять отношение между своим телом и окружающими его предметами. Узнавание должно происходить постепенно для того, чтобы он мог понять один предмет по отношению к другим предметам: внутри, снаружи, вверху, внизу, далеко, близко, впереди, сзади, напротив, посередине, через, вокруг, конец, закрыто, открыто, левое, правое, над, под, высокое и т.д.

Ребёнок должен узнавать и понимать не только своё тело, но и тело другого человека.

Нужно давать ему возможность узнавать тело другого человека с помощью рук – он должен трогать, чувствовать, сравнивать. Когда ребёнок научится называть каждую часть собственного тела, тогда нужно просить его описывать части тела другого человека. Всё это можно делать в игре.

Трудно говорить об описании тела, о мимике слепому ребёнку. Нужно терпеливо объяснять ему выражение счастья, грусти, движения глаз и т.д. Таким образом, он научится понимать выражение лиц людей, когда они говорят, шутят, грустят и т.д. При этих выражениях нужно взять руку ребёнка и дать ей прикоснуться к лицу в различные моменты. И у себя, и у него, и у других. Некоторые вещи необходимо детально объяснять словами. Для этого можно использовать предметы повседневной жизни.

Например, слово “ под ” можно объяснить, поставив ребёнка под кровать.

Упражнения.

Нужно стараться, чтобы ребёнок приобретал свободу во всех движениях, которые он совершает своим телом. Процесс всегда одинаковый. Слепой ребёнок научится координировать свои действия через подражание взрослым. Взрослый должен давать ребёнку больше возможности подражать ему, причём делать это нужно через телесное прикосновение: техника зеркала.

Все упражнения, которые ребёнок проделывает головой, телом, конечностями, помогут ему приобрести представления о собственном теле.

- Вращение головой в любом направлении.

- Движение туловищем налево и направо.

- Движение туловищем вперёд и назад.

- Вращение туловищем.

- Движение ногами.

- Сгибание ног в коленях.

- Лёжа на спине поднимать туловище вместе с ногами.

- Лёжа на животе поднимать ноги.

- Стучать ногой по полу.

- Прыгать на двух ногах, затем на одной ноге поочерёдно.

- Бег вперёд, бег назад

- Садиться на колени.

- Плавание.

 

Список игрушек

- погремушки и любые игрушки, которые издают приятные звуки,

- резиновые игрушки, которые пищат,

- ложки и чашки из пластмассы, алюминия и т.д.,

- банки и коробки,

- скрепки для белья,

- большие пуговицы,

- поезда с вагонами, машины, грузовики,

- мячи,

- кастрюли с крышками,

- ксилофон,

- игрушечное пианино,

- музыкальная шкатулка,

- лопатка для песка,

- пластилин,_глина,

- различные пирамиды,

- мешочки с различными семенами, овощами,

- различная бумага,

- шары.

Исследовательская игра.

Как возбуждать у слепого ребёнка интерес к исследовательской игре? Прежде всего, нужно учить его исследовать. Дети не рождаются со способностями, необходимыми для исследования своего мира. Безусловно, ребёнок ничему не научится, если он будет целый день пассивно лежать в своей кроватке. Поэтому с первых недель жизни ребёнка

необходимо вешать в его кроватке погремушки, бубенчики и другие игрушки, которые помогут развивать у ребёнка слух, осязание, обоняние.

Подвешенные игрушки.

Важно предоставить ребёнку возможность играть с игрушками, подвешенными на палочке или трубочке, также подвешенной в свою очередь. Нужно, чтобы ребёнок мог дотянуться до любой игрушки.

Можно подвешивать погремушки, резиновые колечки и т.д. Это необходимо для того, чтобы пробуждать в слепом ребёнке исследовательские способности, желание изучать то, что его окружает.

Игрушки можно подвешивать рядом с ребёнком для того, чтобы привлечь его внимание, и для того, чтобы он начал двигать руками, протягивать их за игрушками, развивая в себе двигательные способности.

Следует иметь в виду, что сначала, вручив ребёнку игрушку, например погремушку, взрослый сделает так, что ребёнок сначала ухватится за неё одной рукой, затем обеими руками и сделает так, что погремушка зазвучит рядом с ребёнком. То же самое нужно проделывать с другими игрушками до тех пор, пока ребёнок не попробует сделать это сам.

Поэтому давайте пробуждать в ребёнке интерес к исследовательской игре, наполняя его мир различными предметами и событиями. Важно, чтобы он мог прикасаться, слушать, нюхать, чувствовать. Таким образом, мы пробудим в нём любопытство и желание собственных открытий.

Что это там звучит? Шумы и звуки, которые слышит ребёнок, могут быть короткими и повторяемыми, например удар двери при закрывании, шум проходящей машины и т.д.

Ребёнку может понадобиться помощь для того, чтобы привыкнуть к звукам, которые его окружают. Поэтому важно, чтобы у ребёнка была возможность испробовать широкую гамму шумов, важно, чтобы ребёнок привык к каждому звуку, чтобы каждый звук часто повторялся.

Таким образом, ребёнок научится понимать их значение и происхождение. И тогда ребёнок, услышав совершенно новый звук, проявит большее любопытство.

Для слепого ребёнка важно, чтобы он научился соотносить звуки, которые он слышит, с реальными вещами. Для этого ему нужно объяснять шумы и звуки, издаваемые в доме, которые обычно повторяются / шум льющейся воды и т.д. /, для того, чтобы ребёнок научился различать их в дальнейшем.

Мы можем начать с того, чтобы ребёнок слушал наш голос, голос взрослого. Голос будет раздаваться то слева от него, то справа. Каждый раз будем говорить ему о том, чтобы он изменил положение. С практикой ребёнок научится локализовать источник звука / голоса /, научится узнавать, откуда звучит голос. Но помните о том, что речь идёт об игре; нужно награждать ребёнка чем-либо каждый раз, когда он угадает. Звучание

голоса используется не только для развития слуха, но и для того, чтобы ребёнок имитировал / подражал / родителей в интонации. Поэтому нужно разговаривать с ребёнком громким, тихим голосом, петь ему песни, рассказывать сказки, читать стихи и т.д.

Если ребёнок уже научился следовать нашему голосу, то мы можем начать показывать ему другие звуки – свист, шуршание бумаги. Метод тот же, который мы описали, но после того, как ребёнок воспринял звук, нужно дать ему подержать предмет в руках.

 

Обоняние, осязание и вкус.

Если ребёнок не будет двигаться, то ему трудно будет развивать и упражнять чувство обоняния, осязания и вкуса. Услышать то, что звучит на некотором расстоянии от него, он может, но осязание и вкус требуют непосредственного прикосновения. Для того, чтобы что-то понюхать, ребёнок должен находиться достаточно близко к предмету, источающему запах. Очень важно дать понять ребёнку, что его мир заполнен не только различными звуками, но также различными запахами и звуковыми ощущениями. Для слепого ребёнка эти ощущения имеют большое значение.

В каждом доме обычно множество предметов различных на ощупь – твёрдых и мягких, сухих и влажных, горячих и холодных. Пусть ребёнок как можно больше экспериментирует.

Если поверхность большая и в комнате тепло, то можно раздеть ребёнка и сажать его на различные поверхности. Летом сад или парк предоставляют большое количество разновидностей поверхностей, и, следовательно, ощущений, связанных с ними. Но даже ребёнку, лежащему в кроватке, мы можем дать почувствовать большое разнообразие предметов.

Чем пахнет? Запахи распространяются и исчезают мгновенно, поэтому и надо использовать все возможности для того, чтобы приучить ребёнка к новым запахам.

Запах травы после дождя, запахи цветов и, конечно, запахи кухни. Пока мы готовим, ребёнок может сидеть на кухне. Кроме того, чтобы дать ребёнку понюхать то, что мы готовим, мы можем подносить к нему банки с травами и приправами. Самое важное – это подносить предметы близко к его носу для того, чтобы он по – настоящему почувствовал каждый запах.

“ Нравится тебе? ” Пока ребёнок наслаждается всеми запахами кухни, ему можно дать кое-что попробовать: кусок сыра, хлеб, печенье, кусочек яблока или моркови. Таким образом, расширяется гамма его вкусовых ощущений, так как обычно он пробует все эти блюда в смешенном виде, а здесь он сможет попробовать их отдельно.

Музыкальные митенки.

Пришить по одному бубенчику на каждой перчатке ребёнка. Сначала оденем одну перчатку, а вторую руку оставим свободной, чтобы при движении руки раздавался звук.

Вскоре он начнёт двигать рукой именно для того, чтобы услышать, как раздаётся этот звук. Ребёнок начинает искать, откуда исходит этот звук. Для этого он меняет ритм движения. Возможно, что ребёнок будет искать источник звука другой рукой до тех пор, пока не найдёт бубенчик / это важное достижение /.

Важно побуждать ребёнка к тому, чтобы он использовал обе руки. Для этого мы наденем перчатку снова только на одну руку. Начнём игру, взяв его за одну руку и потряхивая ей. Позже сделаем это с обеими руками.

Звон. Привяжем один конец шнурка к руке ребёнка, а другой конец к какой-нибудь из висящих игрушек. Самое лёгкое движение руки будет достаточным для того, чтобы игрушка двигалась

Исследовательская деятельность.

Начиная с шести месяцев ребёнок уже умеет садиться. Он уже понемногу научился тому, чтобы протягивать руки и брать предметы. Здесь уже начинается настоящая игра с предметами, появляется стуканье.

Для слепых детей, поначалу, когда ребёнок сидит в парке, на полу или же в кроватке, ему нужно положить игрушку между его расставленными ногами. Таким образом, ребёнок легче отыщет игрушку. Когда пальцы ребёнка будут соприкасаться с различными игрушками, различными поверхностями, у него возникнет предпочтение к некоторым игрушкам.

Любопытство – для того, чтобы знать, отчего произошло или может произойти то или иное событие. Это очень важный стимул исследовательской деятельности, для всего, чему учится ребёнок. Наш познавательный процесс построен на отношениях причины и

следствия. Но у ребёнка это происходит иначе. Его начальный мир наполнен странными и случайными событиями. Только тогда, когда ребёнок сам влияет на окружающие предметы, он начинает замечать эти причинные отношения. Можно вызвать любопытство ребёнка, а, следовательно, его желание узнавать мир, показывая ему причины и их последствия. Теперь он уже умеет пользоваться своими руками и с большей лёгкостью начинает познавать мир через игры, в которых какое-либо его действие приводит к заметному последствию в окружающем мире.

Примеры игр.

Ребёнок сидит перед игрушкой, подвешенной на резинке. Если ребёнок не решится ударить игрушку, то нужно помочь ему для того, чтобы он понял, что вслед за его действиями последует движение игрушки. Для этого взрослый садится рядом с ребёнком и держит его за локоть. Взрослый слегка даёт импульс руке ребёнка, и ребёнок ударяет по игрушке, которая сразу же приходит в движение. Если ребёнок пользуется только одной рукой, то нужно её удержать для того, чтобы стимулировать использование ребёнком другой руки. То же самое нужно сделать, если ребёнок ударяет только в одном направлении.

Другая разновидность этой игры заключается в том, чтобы ударить ту же игрушку, но теперь палкой, с целью воспроизвести различные звуки, ударяя о разные поверхности.

Движение.

На девятом месяце ребёнок уже перестаёт ползать на четвереньках и становится настоящим исследователем. Он начинает передвигаться сам, без посторонней помощи.

Его нужно оставлять одного, чтобы он совершал свои открытия. Не нужно заставлять ребёнка, не нужно оказывать на него давление для того, чтобы он достиг новых высот, но нужно его стимулировать для новых достижений. Это очень важный этап развития для каждого, а особенно для слепого ребёнка.

 

Игры по поиску.

Эта игра должна ограничиваться пространством, которое ребёнок начинает узнавать. Нужно создать ему ощущение безопасности и доверия.

“ Где находится эта вещь? “ Например, мяч, кукла и т.д. Можно помогать ребёнку в поисках, указывая ему: “ ищи здесь, ищи там ”. Важно предоставить ему широкий опыт для того, чтобы он находил игрушки в разных местах.

Может быть проведено также следующее упражнение: “ Где мама? ”, “ Почему ты не хватаешь меня? ”.

После первых достижений самостоятельной деятельности богатый опыт,

приобретенный в играх и исследованиях, подготавливает ребёнка к тому, чтобы выполнять более сложные виды деятельности. Это произойдёт уже на втором году жизни / строительные игры, звуковые игрушки и т.д. /.

Для того, чтобы слепой ребёнок интересовался играми и предметами, его

окружающими, люди, которые живут вместе с ним, должны помогать ему во всех новых открытиях. Очень часто, если ребёнок на что-то не решается сам, родители должны начать играть для того, чтобы вызвать у ребёнка любопытство.

Физические упражнения.

Физическая игра помогает ребёнку стать активным исследователем окружающей его среды, так как если ребёнок не умеет двигаться сам, то он зависит от других в приобретении нового опыта. Поэтому, как только ребёнок начинает двигаться, вырастает его самостоятельность, независимость. Важно, чтобы ребёнок развивал свою способность к движению, что одновременно ускоряет познание им окружающего мира,

помогает ребёнку контролировать своё тело, то есть уметь двигать руки и ноги в нужном направлении. Всё это помогает ребёнку в том, чтобы части его тела работали координировано и гармонично.

Здесь важно заметить, что для ребёнка самая важная игрушка – это его собственное тело. Поэтому очень важно играть с ребёнком потряхивая его, танцуя с ним, прихлопывая. Для таких игр не нужны никакие игрушки.

Деятельность, направленная на развитие движения.

Упражнения должны проводиться под музыку для того, чтобы ребёнку было веселее, одновременно ему нужно помочь поймать ритм.

- Качание. Ежедневно нужно немного раскачивать ребёнка по сторонам, вверх – вниз, на спине и на животике.

- Движение на различных поверхностях: твёрдых, как пол, мягких, как матрац, подушки и мячи.

Важно побуждать ребёнка к тому, чтобы он дрыгал руками и ногами.

- Качалка. Когда ребёнок двигается, качалка двигается вместе с ним, это побуждает ребёнка двигаться с большей силой.

- Вращение – это, наверное, первая сильная игра, которую совершает ребёнок. В этой игре ребёнок учится не только двигаться, но и лежать в различных положениях.

Поначалу ребёнку нужно во всём помогать, далее попытаемся сделать так, чтобы он сам выполнял часть движений, до тех пор, пока он сам не научится всё делать самостоятельно. Эти упражнения можно выполнять на матраце.

- Положение ребёнка лёжа на животике. Грудью он лежит на валике. Взять ребёнка за бёдра и слегка подталкивать его таким образом, чтобы валик крутился. Затем нужно слегка потянуть его назад, а ещё позднее положить в начальное положение

- Как и прежде, положить ребёнка на валик, держать его за руки, ноги ребёнка должны оставаться свободными. Движение, что и в предыдущем упражнении. Эти упражнения развивают мускулы ребёнка, побуждают его потягиваться, позволяют ему чувствовать движение валика под животиком и готовят его к ползанию на четвереньках. Предыдущие упражнения можно делать также, положив ребёнка на спину.

- Взять ребёнка за руки и за ноги и мягко двигать их в разные направления – по кругу, вниз, вверх, вовнутрь и наружу, брать за обе руки и по одной.

- Играть в хлопки / хлопать в ладоши /. Эту игру почувствует каждый ребёнок.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.