|
Обучение действиям с предметами и игрушкамиГлубокое нарушение зрения, прежде всего, отрицательно складывается на развитии ориентировки ребенка в окружающем пространстве, на развитии действий с предметами. Отсутствие зрительной информации обедняет чувственный опыт, резко снижает возможности знакомства ребенка с предметами и явлениями и может привести к снижению психической активности. Однако правильное воспитание компенсирует недостатки психического развития, связанной со слепотой, содействует активному познанию внешнего мира. Для выполнения слепыми детьми любой деятельности необходимо с первых шагов самостоятельной жизни приучать их к организованности, порядку, строгой дисциплине. Особое внимание нужно уделять режиму дня. Четкий распорядок дня не только дисциплинирует, но и способствует лучшей ориентации слепого малыша во времени, так как он склонен путать день, ночь. Огромное значение в развитии слепого ребенка приобретают игрушки. Слепому малышу нужны озвученные игрушки: погремушки, резиновые пищащие зайчики, собачки, кошки. Они должны издавать приятный не резкий звук. Обучая, незрячего ребенка хватанию, необходимо давать ему в руки предметы, различные по форме, величине, весу. На первых порах надо направлять руки ребенка и поддерживать предмет. Сначала ребенок первое время будет недолго по времени просто манипулировать. Упражнения для развития речи слепых детей раннего возраста. У слепых детей при нормальном развитие интеллекта и отсутствии органических поражений речевых центров «речь развивается примерно в те же сроки, что и хорошо видящих детей», так как глубокое нарушение или отсутствие зрения не препятствует появлению у ребенка речи. Хотя в развитии разговорной речи слепого ребенка имеются специфические особенности. Первой особенностью являются трудности в овладении правильным произношением и артикуляцией звуков речи. Это связно с тем, что ребенок лишен возможности, наблюдать за движением губ говорящего взрослого, за его мимикой, соответствующей определенной интонацией, с которой произносится каждая фраза. Поэтому речь слепого ребенка обычно бывает мало выразительной, невнятной, мало разборчивой. Артикуляционный аппарат (губы, язык) его бывает недостаточно подвижен. Встречаются трудности в произношении отдельных звуков, особенно шипящих, свистящих, а также звуков «р», «л». Второй наиболее важной особенностью речевого развития слепого ребенка является несоответствием между словом, употребляемым ребенком в активной речи, и пониманием его значения. Эта особенность непосредственно связана с развитием познавательной деятельности ребенка. Малыш лишен зрительной информации об окружающих предметах и явлениях, а информация, получаемая им с помощью осязания, слуха и, если оно имеется, остаточного зрения, еще очень скудна. Он еще не научился в достаточной мере использовать свои сохранные органы чувств. Поэтому узнаваемые им новые слова далеко не всегда имеют для него ясное значение. Однако ни в коем случае нельзя останавливать ребенка, если он употребил в речи, то или иное слово формально. На основе использования этих слов он постоянно участвует в речевом общении с окружающими, где, кроме того, усваивает и много доступных ему сведений, способствующих развитию мышления, памяти, воображения. Обучая малыша произношению того или иного слова, произносите его четко. При этом можно провести его руками по своему лицу, губам. Незрячим детям свойственно с усилием нажимать на предмет, с которым они знакомятся или действуют. Поэтому обратить внимание ребенка на то, что прикасаться к лицу нужно легкими движениями. Обучению правильной артикуляции, произношению и мимике способствует игра, в процессе которой взрослый просит ребенка показать, как он спит, плачет, радуется. Развитию разговорной речи детей способствуют специальные дыхательные упражнения, в процессе которых формируется правильная постановка дыхания. С этой целью можно провести с малышом такие игры, как «Подуем на кашку», «Подуем, как ветер». Чтобы ощутить «ветер», ребенок дует на руку. Теперь вновь обратимся ко второй особенности развития речи слепого ребенка. Чем лучше у ребенка развиты осязание, слух и другие сохранные анализаторы (включая и остаточное зрение), чем больше он знакомится с окружающей действительностью, тем богаче его чувственный опыт и тем меньше разрыв между запасом его слов и пониманием их значения. Поэтому родители должны уделять особенно большое внимание ознакомлению ребенка с окружающим его миром, обучению осязательному обследованию предметов, развитию слухового восприятия. Особое внимание следует обратить на следующее. Установлено, что «уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развитие тонких движений пальцев рук». В отношениях слепого ребенка развитие тонких движений пальцев рук важно еще и потому, что без этого невозможно формирование правильных приемов осязательного обследования предметов, поскольку чуткие пальцы рук для слепого так значимы, как глаза для зрячего. Учитывая это, к развитию тонких движений пальцев рук ребенка следует приступать с раннего возраста. Большую помощь в этом оказать игры – потешки, такие, как «Сорока - белобока», «Пальчик – мальчик». Знакомя ребенка второго – третьего года жизни с различными предметами, необходимо отчетливо называть их и просить ребенка повторять сказанное слово. Однако, давая предмет ребенку, не следует называть его сразу. Сначала надо спросить: «Что это» и дать одну - две минуты манипулировать с ним. Это очень важно, так как впоследствии ребенок обязательно должен будет научиться самостоятельно, задавать эти вопросы, как взрослому, так и самому себе. Только в этом случае будет активно осуществлять Цели и упражнения 1. Управление головой. В первые месяцы жизни одна из целей – научить ребёнка поворачивать голову с тем, чтобы позднее он мог бы определить источник какого-либо звука. Ещё одна цель – научить ребёнка определять место нахождения соска матери после того, как он прикоснулся к материнской груди. Так необходимо стимулировать все привычки повседневной жизни и через эти уже развитые привычки прийти к упражнению рефлексов. Например, рефлекс всасывания важен не только как питательная функция само по себе, но также несёт в себе познавательное содержание. Слепые дети часто отказываются от того, чтобы их клали на животик, а когда соглашаются, то при этом редко поднимают головку. Поднятие головы обычно достигается каким-либо зрительным побуждением в обстановке, окружающей ребёнка. В случае слепоты зрительное побуждение должно быть заменено каким-либо другим, которое ребёнок может воспринимать – звуковым, осязательным и т.д. В этом возрасте нет лучшего побуждения, чем общение с матерью через соприкосновение с её лицом, или общение с близкого расстояния. Если ребёнок поднимет голову, то получит в подарок ласковое материнское прикосновение, и постоянно будет стремиться получить эту ласку ещё раз. Умение поворачивать голову важно для всего физического развития, так как это необходимо для нахождения равновесия, в положении стоя, сидя, при ползании и при ходьбе. Упражнения. Среди наилучших упражнений по воспитанию навыка управлять головой мы можем назвать следующие. - Положение - лёжа на животике в кроватке. Привлечь внимание ребёнка звуковым сигналом или голосом. - Положить ребёнка на животик. Придерживать его за шею и одновременно разговаривать с ним. Каждый раз, когда он будет поворачивать голову, ласкать ребёнка движениями рук по шее. - Положить ребёнка на животик на коврик на столе и гладить его по спине с тем, чтобы он выпрямлял голову и туловище. - Положить ребёнка на животик на твёрдой поверхности, поддерживая его за руки и привлекать его внимание разговором с ним или каким-либо предметом, издающим определённые звуки. - Положить ребёнка на животик на колени или на плечо взрослого и одновременно разговаривать с ребёнком, привлекая этим его внимание. Ребёнок должен находиться в том же положении, что и в предыдущем упражнении. При этом нужно привлекать внимание ребёнка какой-либо звуковой игрушкой, напротив него. Цель – научить ребёнка прикасаться к игрушке, когда он научиться держаться за плечи взрослого. - Поставить ребёнка рядом с надувным мячом, поддерживая его, в то время как он держит руки на мяче, и вертеть мяч, привлекая внимание ребёнка ласковым прикосновением. Цель – научить ребёнка, опираясь на руки, поднимать голову, шею и спинку. - Положить ребёнка на спинку, затем медленно поднимать за руки. Сопровождать это действие устной командой “ подъём ”. - После того, как ребёнок овладеет предыдущим упражнением, положить его в то же самое положение, что и в предыдущем случае. Ноги ребёнка должны быть вытянуты или согнуты в коленях. Нужно сделать так, чтобы ребёнок схватился руками за большие пальцы взрослого, и побуждать его поднимать голову. - Посадить ребёнка на твёрдую поверхность, поддерживая его за пояс, медленно раскачивая тело ребёнка лёгким вращательным движением.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|