Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Фонематические представления





Задача. Формировать фонематические представления.

Задания и упражнения

Й этап. Узнавание неречевых звуков

Упражнение 1. Педагог предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждой игрушки (бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и др.). Затем ребенку нужно на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой), определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество игрушек увеличивается постепенно, начиная с трех (максимальное количество — пять).

Упражнение 2. В одинаковые металлические баночки (из-под крема, леденцов и др.) помещаются сыпучие продукты Разной величины (гречневая крупа, горох, фасоль, сахар и др.). Сначала ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом взрослый, по очереди встряхивая каждую коробочку, просит ребенка отгадать, что в ней.

Количество используемых коробочек постепенно увеличивают, начиная с трех (максимальное количество — пять).

Й этап. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру

Упражнение 1. Педагог предлагает ребенку определить далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко — тихо). Например: «Дети кричат: “Ау”» (громко — тихо), «Собака лает: “Ав”» (громко — тихо). Воспроизвести, как кошка мяукает, корова мычит, петух поет, курица кудахчет, лягушка квакает, ворона каркает и др.

Упражнение 2. Педагог произносит один и тот же звук с изменением его характера, тембра и эмоцирнальной окраски, а затем просит ребенка воспроизвести образец.

Звук [а]: плачет, кричит девочка; показывают горло врачу; поет певица; качаем малыша; девочка укололась иголкой.

Звук [о]: удивилась мама; стонет бабушка; поет певица; потягивается папа; кричит охотник в лесу.

Звук [у]: гудит пароход; звучит дудочка; плачет мальчик.

Й этап. Имитация и узнавание звуков

Покажи (по возможности произнеси)

Как мама качает дочку?

Как стонет мальчик, когда у него болит зуб?

Как гудит паровоз?

Как воет волк? (Как шумит ветер?)

Как ржет лошадка?

Как шипит гусь?

Как кричит кукушка?

Как задуваем свечу?

 

Взрослый дает задание: «Хлопни в ладоши, если услышишь песенку комара (жука, шипение гуся и др.)». Затем произносит сначала ряд звуков, потом слогов, а далее слов. Ребенок должен среагировать (хлопнуть в ладоши) на конкретный звук.

Игры «Пчелки», «Жуки», «Поезд», «Лошадки», «Пильщики», «Жуки» ( например, в последней игре по сигналу логопеда «Жук полетел» ребенок, изображая полет жука, произносит звук [ж]).

Игра «Найди игрушки». Логопед прячет игрушки. Ребенок находит их и говорит: «Ам-ам» («Му-му», «Мяу-мяу» и др.).

 

Самостоятельная речь

Задача. Вызывать потребность подражать слову взрослого, животным, музыкальным инструментам, транспортным шумам.

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

 

Задача. Создавать ситуации, вызывающие потребность в речи.

Задания и упражнения

Педагог создает такие ситуации, в которых у ребенка возникает желание что-либо сказать. Например, при виде красивой куклы в кабинете у логопеда ребенок, вероятнее всего, произнесет: «Дай!»

Игра «Угадай, кого (чего) не стало?» Логопед кладет на стол 3—4 картинки или игрушки, ребенок запоминает их, потом отворачивается или закрывает глаза. Логопед убирает один из показанных предметов. Отгадывающий должен сказать, чего (кого) не стало.

 

Задача. Формировать умение называть имена детей и членов семьи, называть предметы (картинки) по лексическим темам на материале игр.

 

 

Задания и упражнения

Показать на фотографии или на картинке изображения отдельных членов семьи. Назвать их, отвечая на вопрос: «Кто это?» (Мама.) (И т. д.)

Игра «Скажи, кто ушел».

Игра «Ку-ка-ре-ку». Логопед раскладывает картинки и дает ребенку рассмотреть их. После этого показывает на одну из картинок и спрашивает: «Кто это? Как кричит?»

Игра «Угадай, что в руке». Дети достают из «чудесного мешочка» мелкие предметы и называют их.

 

Задача. Побуждать детей к договариванию фраз, начатых логопедом (на зрительной опоре).

Задания и упражнения. На усмотрение педагога. Задача. Формировать глагольный словарь (повелительное наклонение).

Задания и упражнения

Слова: идти — иди, дать — дай, нести — неси, брать — бери.

 

Задача. Формировать умение выражать состояние междометиями.

Задания и упражнения

Выражение эмоциональных состояний через игровые ситуации с использованием междометий «ох», «ай», «ой».

Задача. Формировать звуко-слоговую структуру слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных словах со слоговой структурой типа: а) согласный / гласный + согласный гласный («на», «да», «мама», «Каш»); б) гласный / согласный / гласный («иди», «усы»).

Задания и упражнения. На усмотрение педагога.

 

Моторика

Задача. Развивать моторику артикуляционного аппарата.

Задания и упражнения для губ и языка.

 

Задача. Развивать общую моторику.

Задания и упражнения

Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руку логопеда, стол, стул.

Прыжки на правой, левой ногах, поочередно.

Ходьба: шаг на месте, на носочках, как зайчики, на пятках, маршировка по кругу.

Ходьба с подниманием и опусканием рук.

Ходьба по узкой доске.

Прыжки через низко натянутую веревочку.

Игры с мячом: ловить, подбрасывать, ударять об пол, стену, катание по полу с попаданием в ворота.

Многократное сжимание и разжимание руки в кулак, работа с мозаикой.

Складывание мозаики из палочек, спичек и др. раскрашивание.

Одевание — раздевание. Застегивание — расстегивание. Работа с пластилином.

 

II этап. Первые формы слов

Цели:

ü формировать умение строить синтаксически и грамматически правильно двух- и трехсловные предложения;

ü расширять объем понимания чужой речи.

Понимание речи

Задачи: формировать умения: I) узнавать предметы по их назначению; 2) узнавать демонстрируемые игрушки или предметы по их описанию.

Задания и упражнения

1. Покажи то, чем ты будешь кушать (чистить зубы, чем ты нарисуешь домик). (И др.)

2. Игра «Кто (что) это?» («У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы. Кто это?»).

 

Задачи: формировать умения соотносить слова: 1)«один»— «мало» — «много» с соответствующим количеством предметов; 2) «большой — маленький» с величиной предлагаемых предметов

Задания и упражнения

1. Игра «Покажи количество».

2. Игра «Большой — маленький».

 

Задача. Формировать умение быстро переключаться по словесной просьбе с одного действия на другое: I) без предметов; 2) с предметом или предметами.

Задания и упражнения

1. Иди — стой, садись — встань, беги — стой.

2. Возьми мяч, подними его вверх, опусти вниз, отдай Кате.

 

Задача. Формировать умение различать утвердительные и отрицательные приказания, отличающиеся друг от друга частицей не: 1) без предмета; 2) с предметом.

Задания и упражнения

1. Иди — не ходи, садись — не садись, прыгай — не прыгай.

2. Возьми — не бери кубик, дай — не давай мяч.

 

Задачи: формировать умения различать: 1) к кому обращена команда — просьба (только для группы детей); 2) к кому обращены просьбы (к одному лицу или нескольким (для группы детей)) по форме глаголов повелительного наклонения.

Задания и упражнения

1. Вова, сядь. — Дети, садитесь.

2. Иди — идите, закрой глаза — закройте глаза.

 

Задачи: формировать умения различать грамматическую форму: 1) единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -ы (-и) (II склонение); 2) единственного и множественного числа существительных, оканчивающихся в именительном падеже множественного числа на -а (-я) (II склонение).

Задания и упражнения

1. Возьми (дай) шар — возьми (дай) шары; возьми мяч — возьми мячи.

2. Покажи, где нарисован(ы) дом(а).

 

Самостоятельная речь

Задача. Формировать умение называть знакомые лица, предметы или изображения на предметных картинках.

Задания и упражнения

Называть:

1) близких людей, название (имя) которых состоит из двух слогов:

а) одинаковых: мама, папа, баба, дядя и др.;

б) разных, с ударением на первом слоге: Вова, Таня, Катя, Коля;

2) односложные слова: мак, суп, гусь, кот, дом и др.;

3) двухсложные слова:

а) с ударением на первом слоге: вата, нога, и др.;

б) с ударением на втором слоге: пила, нога, рука и др.;

4) трехсложные слова:

а) с ударением на втором (среднем) слоге: машина, собака и др.;

б) с ударением на первом слоге: ягода, кубики, дерево и др.;

в) с ударением на последнем слоге: молоко, голова, сапоги, самолет и др.

 

Задача. Формировать умение наращивать слоги.

Задания и упражнения

Игра «Доскажи словечко».

Слова: му-ка, ру-ка, по-ка, щу-ка, баб-ка, дуд-ка, кош-ка, мыш-ка, юб-ка и др.

 

Задача. Формировать умение объединять усвоенные слова в двухсловные предложения типа: вопросительное слово (где) + именительный падеж существительного; указательные слова (это, вот, здесь, там, тут) + именительный падеж существительного.

Задания и упражнения

Где зайка? Вот зайка. Это ножка, тут пушка. Это малина, это машина.

 

Задача. Формировать умение отдавать команды (куклам, Игрушкам, своему товарищу), употребляя глаголы единственно числа повелительного наклонения. Задания и упражнения

Глаголы: иди, сиди, пой, неси и др.

 

Задача. Формировать умение объединять в одном предложении два слова: обращение + глагол повелительного наклонения 2-го лица единственного числа.

Задания и упражнения

Миша, лежи. Лежи, Миша. Прыгай, зайка.

 

Задача. Формировать умение объединять слова: обращение + глагол повелительного наклонения единственного числа + винительный падеж существительного: 1) винительный падеж существительного совпадает с формой именительного падежа; 2) винительный падеж существительного имеет окончание .

 

Задания и упражнения

1. Дай мяч. Неси кубики. Бери суп. Лови мяч.

2. Возьми вату.

Игра «Выбери игрушку» («Таня, дай палку»).







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.