Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Игра «Угадай, какой звучит музыкальный инструмент?»





Игра «Какой предмет издает такой звук?»

Игра «Шумовые коробочки». Предлагаются 5 пар одинаковых коробочек с разными наполнителями (песок, скрепки, крупа, бумажные шарики, мелкие камешки). Ребенок выбирает одинаково звучащие коробочки.

 

Задача. Развивать умение различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Задания и упражнения

Игра «Угадай, кто позвал «Ау»? Ребенок-водящий определяет, кто из играющих кричит «Ау!»

Игра «Где гудит пароход?» Звук [у] произносится длительно и тихо (пароход далеко) или длительно и громко (пароход близко).

Игра «Кто сказал „мяу"?» («Кто сказал „му-у"?», «Кто сказал „бе-е"?»). Логопед произносит звукоподражание то низким, то высоким голосом. Ребенок показывает картинку с изображением животного или его детеныша.

 

Фонематическое восприятие

 

Задача. Формировать умение различать слова, близкие по звуковому составу.

Задания и упражнения

Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши (поднять зеленый кружок), если он услышит правильное название того, что изображено на картинке.

Цепочка слов: вакон — фагон — вагон — вагом — факон — вагон.

На наборном полотне выставляются картинки с изображениями, названия которых звучат очень похоже: рак, мак, лак, бак, со/с, сук, дам, ком, коза, коса и др. Ребенку предлагается отобрать названные картинки.

 

Задачи: формировать умения: 1) отвечать на вопросы, поставленные к несложным сюжетным картинкам; 2) подбирать названия предметов к названным действиям.

Задания и упражнения

1. Вопросы: «Кто (что) это? Что (он, она) делает?» Ответы «Папа. Папа сидит (идет, стоит)». «Девочка. Девочка прыгает (плачет, читает)». «Мама. Мама шьет (варит, гладит, пишет, читает)».

 

2. Игра «Кто быстрее принесет картинку?» На столе разложены картинки с изображениями действий (девочка читает, кошка сидит и др.). Логопед выбирает двух детей. Затем четко произносит, кому какую картинку принести. Отдавая картинку, дети отвечают на вопросы: «Кто (что) это?», «Что он (она) делает?»

Глаголы: идет, стоит, сидит, бежит, прыгает, висит, летит, едет, читает.

Ребенку предлагается из предметных картинок, на которых изображены собака, девочка, кошка, паровоз, мальчик: а) отобрать того, кто умеет читать; б) найти в комнате, что висит, что стоит, а что летит; в) посмотреть на улицу и сказать, кто идет, кто (что) едет, а кто бежит.

 

Самостоятельная речь

 

Задачи: формировать умения: 1) употреблять возвратную форму глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени; 2) различать вопросы «Что делает?» («Что делают?») и давать ответы на поставленные вопросы с правильным оформлением грамматической формы слова; 3) сопоставлять грамматические формы одних и тех же глаголов: повелительного наклонения 2-го лица единственного числа и изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоящего времени; 4) договаривать слова, словосочетания в разучиваемых стихотворениях.

Задания и упражнения

1. Мальчик (девочка) моется, купается, катается, качается, одевается, раздевается, обувается, умывается, вытирается, причесывается.

2. Мальчик идет — мальчики идут.

Мальчик бежит — мальчики бегут.

Девочка стоит — девочки стоят.

Мальчик спит — дети спят.

Девочка поет — дети поют.

3. Логопед предлагает одному из детей отдать команду другому ребенку что-либо выполнить. Например: «Коля, дай команду Тане: „Таня, спи". Другой ребенок констатирует: «Таня спит».

4. Дети самостоятельно договаривают строки стихотворения.

 

Дождик, дождик —... (кап да кап!)

Мокрые дорожки. Нам нельзя... (идти гулять),

Мы промочим... (ножки).

 

Светит солнышко... (в окошко),

Светит в нашу... (комнатку).

Мы захлопаем... (в ладошки),

Очень рады... (солнышку).

 

Я люблю... (свою лошадку),

Причешу ей шерстку... (гладко),

Гребешком... (приглажу хвостик)

И верхом... (поеду в гости).

 

Задачи: упражнять: 1) в произнесении заданного количества одинаковых слов и выполнении соответствующего количества движений; 2) в последовательной смене слов и движений.

Задания и упражнения

1. Ребенок на носках легко ступает по разложенным на полу листочкам-«черепицам» и произносит слова «топ-топ-топ».

Кто там топает по крыше?

Топ-топ-топ.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Топ-топ-топ.

Я теперь усну едва ли.

Топ-топ-топ.

Может, кошек подковали?

Топ-топ-топ.

 

2. Ребенок произносит выделенные слова и выполняет характерные действия.

 

Дождик-дождик… Указательными пальцами стучит по столу

Кап-кап.

И по грядкам… По столу стучит всеми пальцами

Тяп-тяп.

И по дорожке… Указательными пальцами стучит по столу

Топ-топ.

И по лужам… Ладошками шлепает по столу

Шлеп-шлеп.

 

Задача. Формировать умение вставлять нужное слово в произносимый педагогом текст, развивать чувство ритма и рифмы.

Задания и упражнения

Пальчиковая гимнастика. Выделенные слова произносит ребенок.

 

Меж еловых мягких лап   Поглаживание подушечками пальцев поверхности стола.
Дождик кап-кап-кап. Постукивание пальцами по столу.
Где сучок давно засох — Касание стола первым и пятым
Серый мох, мох, мох. пальцами раскрытой кисти рук.
Где листок к листку прилип, Поднимание рук над столом, пальцы
Вырос гриб, гриб, гриб. то складываются вместе, то раздвигаются широко.
Кто нашел его, друзья? Касание указательным пальцем правой руки поочередно всех пальцев левой руки.
Это я, я, я! Сжимание всех пальцев левой руки кроме мизинца. Показывают мизинец
   

 

 

Координация речи с движением

 

Задача. Упражнять в подборе и использовании движения для стимуляции собственной речи.

Задания и упражнения

Подвижная игра.

 

Испугались зайца Показать рукой на себя.
Мы.  
Ходили Три шага.
По грибы Руками сделать гриб.
Зайца испугались, Руками изобразить уши зайца и на каждый слог наклоняться и подниматься.
Убежали за дубы, Ладони на уровне лица.
Потеряли Резко разжать кулаки и имитировать движение броска.
Все Помахать раскрытыми ладонями.
Грибы Руками изобразить гриб.
А потом смеялись, «Нарисовать» пальцами улыбку до ушей.
Что зайца испугались Руками изобразить уши зайца и шевелить «ушами» на каждый слог.

 

Задача. Укреплять мышцы пальцев рук при помощи массажа.

Задания и упражнения

Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца: растирают сначала подушечку пальца, а затем медленно поднимаются к основанию.

Массаж с помощью четок: перебирать четки пальцами, сочетая со счетом.

Массаж с помощью шестигранного карандаша: «Утюжок» (прокатывать карандаш по поверхности стола); «Добывание огня» (прокатывать карандаш между ладонями от кончиков пальцев к запястьям); «Горка» (скатывать карандаш с тыльной поверхности кисти руки, придерживая его другой рукой).

Задача. Упражнять в соотнесении одноименных пальцев рук.

Задания и упражнения

 

Упражнение «Ладошка» (пальцы рук, а потом ладони «здороваются»).

Игра «Пианино» (логопед «играет» пальцем ребенка на пианино, отпускает палец, ребенок играет на пианино одноименным пальцем второй руки).

 

Задачи: развивать: 1) силу и точность движений пальцев;
2) автономность движения каждого пальца — загибать (разгибать) пальцы без помощи второй руки.

Задания и упражнения

1. Игры со счетными палочками, выкладывание узоров из фасоли на пластилиновой поверхности.

2. Пальчиковая гимнастика

 

Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальцы.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья березы, Первое слово произносит ребенок,
Листья рябины, загибая пальцы, начиная с большого,
Листья тополя, остальной текст произносит логопед.
Листья осины,  
Листья дуба мы соберем,  
Маме осенний букет отнесем.  

 

Упражнение «Кулачки». Выделенные слова произносит ребенок.

 

Кулачки мы вместе сложим, Кулаки прижаты друг к другу.
Нашим пальчикам поможем  
Разогнуться и подняться. Пальцы постепенно разжимаются, ладони прижаты друг к другу и направлены вверх.

 

Упражнение «Пальчики здороваются». На одной руке большой палец «здоровается» с указательным, средним, безымянным, мизинцем. Затем «здороваются» одноименные пальцы двух рук.

 

Мелкая моторика

 

Задача. Развивать синхронность движения пальцев, расширять спектр кинестетических ощущений пальцев рук.

Задания и упражнения

Пальчиковая гимнастика «Ладушки». Выделенные слова произносит ребенок. Руки лежат на столе.

 

Ладушки, ладушки! Попеременно показывать то ладонь,
  то ее тыльную сторону.
Пекла бабушка оладушки. Ладонь одной руки накрывает ладонь другой руки.
Маслом поливала,  
Детушкам давала: Руки поставить на локти, пальцы
Даше — два, Паше —два, обеих рук выпрямлены и загибаются по два: указательный и средний, безымянный и мизинец.
Ване — два, Тане — два. Показать большие пальцы.
Хороши оладушки У нашей бабушки!  

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.