|
V этап. Расширение объема предложения.Сложное предложение
Цель. Развивать связную речь на основе выполнения практических заданий в учебно-коммуникативных ситуациях.
Понимание речи
Задача. Закреплять навык координации речи с движением. Задания и упражнения Упражнения «Кошачья зарядка». Выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения.
Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться. Я из блюдца молочко Полакаю язычком.
Задача. Формировать умение понимать разные виды словоизмений (с опорой на наглядный материал). Задания и упражнения
Упражнения «Вырастим слова», «Назови ласково», «Назови наоборот», «Из чего что сделано?», «Большой и маленький» и др. Лес — лесной, лесник, перелесок, лесок. Стул — стульчик. Сильный — слабый. Дерево — деревянный.
Задача. Расширять элементарные математические представления посредством формирования образов. Задания и упражнения Разыгрывание сказок «Три медведя», «Три поросенка» (настольный театр).
Задача. Развивать понимание предложно-падежных конструкций, межпредметных и временных связей. Задания и упражнения Упражнение «Сапожки для кошки». Сколько сапожек Оля купила, Чтоб кошка лапок не промочила? (Четыре) Упражнение «Один — много (чего?)». Упражнения на правильное употребление в речи предложно-падежных конструкций: «Где это находится?»," «Кто где спрятался?»
Задача. Расширять и укреплять словарный запас на понятийной и образной основах. Задания и упражнения Упражнения «Чей хвост, чья голова?», «Что забыл нарисовать художник?», «Что перепутал художник?» Игры «Доскажи словечко», «Найди ошибки», «Нелепицы», «Бывает— не бывает», «Что собрала Катя, а что собрал Ваня?», «Кто где живет?»
Общеречевые навыки
Задача. Развивать речевое дыхание и силу голоса. Задания и упражнения Чтение потешки (скороговорки, чистоговорки) на выдохе, акцентируя внимание каждый раз на разных словах.
Задача. Формировать умение говорить в спокойном темпе, координируя речь с движением. Задания и упражнения Произнесение медленно, отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке. Заучивание стихов (двустиший и четверостиший). Задача. Формировать умение определять повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию. Задания и упражнения Заучивание рассказов, сказок («Репка», «Колобок» и др.). Чтение песенок-долговорок. Кто вечно хнычет и скучает, Тот ничего не замечает, Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. (Если скучно стало, начинай сначала.) (Р. Сеф «Бесконечные стихи».)
Задача. Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики в играх и диалогах. Задания и упражнения Упражнение «Точка, точка, запятая...» Подбор различных интонаций для предложения. Лида читает интересную книгу. Лида читает интересную книгу? Лида читает интересную книгу! Упражнения «Развесели Пьеро», «Рассмеши Мальвину». Прочитать стихотворение весело, а затем грустно. Уточнить, какое прочтение эмоционально уместно.
Урожай с полей убрали, Листья пожелтели, Птицы в теплые края Снова улетели.
Задача. Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками. Задания и упражнения Речевые упражнения с отработанными звуками. Мы подуем высоко: с-с-с-с-с... Мы подуем низко: с-с-с-с-с... Мы подуем далеко: с-с-с-с-с... Мы подуем близко: с-с-с-с-с...
Фонематические представления
Задачи: формировать умения: 1) различать звуки, близкие по артикуляции; 2) преобразовывать слова путем замены или добавления звука; 3) находить слово, отличающееся от остальных по звучанию. Задания и упражнения 1. Слова: мак — бак — так; ком — дом — гном; дам - дом — дым; бык — бак — бок; ток — тук — так. 2. Слова-паронимы: точка — дочка — почка — ночка — бочка; коса — коза; игра — икра; крыса — крыша; дом — том; батон — бутон — бетон; ватка — ветка; кот — крот; рак — брак. 3. Упражнение «Четвертый — лишний». С л о в а: буфет — букет — буфет — буфет; билет — билет балет — билет; винт — винт — винт — бинт; утенок — котенок — котенок — котенок.
Задачи: совершенствовать умение выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным заданием. Задания и упражнения Игра «Доскажи словечко». Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки).
Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель).
Не дрожи, Сережка, Это ж наша... (кошка).
Загадки-обманки. Скачет наш котенок ловко, Очень любит он... (морковку?).
Все ребята точно знают Кошки очень громко.., (лают?).
Задача. Развивать умение находить слово с заданным звуком в определенной позиции (в начале, конце, середине слова). Задания и упражнения Назвать встречающиеся в рассказе слова со звуком [х]: «Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. Только на елках осталась хвоя».
Самостоятельная речь
Задачи: формировать умения образовывать: 1) однокоренные слова; 2) слова при помощи приставок, суффиксов. Задания и упражнения 1. Образовать однокоренные слова: чай — чайник — чайный — чаевничать — чаепитие. Образовать относительные прилагательные: золото—золотой, шерсть— шерстяной. Образовать прилагательные от наречий: быстро — быстрый, легко — легкий. Образовать степени сравнения прилагательных: холодный — холоднее, сильный — сильнее. 2. Образовать новые слова при помощи приставок: ехал — уехал — доехал — заехал — переехал — отъехал. Подобрать слова с противоположным значением, используя приставки от-,вы-: принести — вынести, отнести; привезти — отвезти, вывезти; вложить — выложить, отложить. Образовать новые слова при помощи суффиксов: человек — человечек — человечище; рука — ручка — ручища; глаза — глазик — глазище.
Задачи: развивать умения: 1) подбирать антонимы; 2) многоязычные слова с оттенками разных значений, близких по значению слов. Задания и упражнения 1. Подобрать слова с противоположным значением (по карликам): день — ночь, зима — лето, великан — карлик, полная - пустая, сильный — слабый, мягкое — твердое, открытое - закрытое, надевает — снимает, плачет — смеется. 2. Упражнение «Подбери, назови, запомни». Слова: нос (корабля, человека); крыло (птицы, самолета)-ножка (гриба, стула, ребенка). Подобрать слова, близкие по значению: трасса — дорога — шоссе; идет — бредет — марширует; бежит — мчится несется.
Задачи: формировать умения: 1) образовывать словосочетания с помощью разных частей речи; 2) составлять предложения с однородными членами. Задания и упражнения 1. Согласование прилагательных с существительными: розовая бумага — розовое платье — розовый шарик. Согласование местоимений с существительными: мой дом — моя кукла — мое пальто. Образовать словосочетания со словом «много»: много карандашей, много цветных карандашей. 2. Составить предложения, используя данные слова: белка, заяц, медведь, лось; читают, пишут, рисуют, считают; большое, вкусное, сочное, спелое; на крышах, на земле, на деревьях, на заборе.
Задача. Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзами я, и, или. Задания и упражнения Составить предложение с союзом а: «У Даши груша, а у Коли яблоки». Составить предложение с союзом и: «Мама купила хлеб и молоко». Составить предложение с союзом или: «Ты будешь рисовать или читать?»
Задача. Формировать умение распространять предложение, используя опорные слова, дидактический материал. Задания и упражнения Переделать предложение в распространенное, последовательно прибавляя по одному слову. Дети играют. Дети играют в футбол. Дети играют в футбол на стадионе. Летом дети играют в футбол на стадионе.
Задача. Формировать умение составлять предложения с различными предлогами. Задания и упражнения Составить предложение с предлогом в (с опорой на наглядный материал). Составить предложение, вставив пропущенный предлог.
Моторика
Задача. Формировать умение удерживать органы артикуляции в заданном положении. Задания и упражнения Вспомнить положение языка при произношении звука [р].
Задачи: развивать: 1) координацию движений рук с положениями языка; 2) подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и точность движений; 3) речевые и двигательные возможности ребенка; 4) имитационно-раздражительные движения, используя элементы логоритмики. Задания и упражнения 1. Выполнить артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: «Птенчики», «Лопатка», «Чашечка», «Моторчик» и др. 2. Вспомнить «Сказку о Веселом Язычке». 3. Изобразить кистями рук фигуру «Шарик» (пальцы обеих рук соприкасаются кончиками, изображая надувающийся шарик). 4. Упражнение на тренировку правильного дыхания.
Шарик тужился, пыхтел. Лопнул он и засвистел: «С-с-с».
Задача. Совершенствовать точность выполнения движений и согласованность движений пальцев рук с речью. Задания и упражнения Произносить стихотворение и выполнять в соответствии с текстом фигуры пальцами рук. Дом и ворота
На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем.
Упражнение на тренировку у детей умения ориентироваться в собственном теле.
Лоб, затылок, голова, Шея, плечи, пальцы, ногти, Кулаки, ладони, локти, Нос, живот, колени, пятки, Губы, бедра и лопатки...
Изобразить движения медведя, лисы, черепахи, кошки. Музыкальные перевоплощения. Заучивание стихов на «пальчиковой основе».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Моторная алалия — это своеобразное патологическое развитие речи, ее моторной функции. При работе над данным видом речевого нарушения очень важны комплексный подход к формированию речи, системная работа над речью и личностью ребенка, при которой учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и строения языка. В ряде случаев систематическая, длительная коррекционная работа дает средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда — только самую элементарную речь. Кроме того, логопедическая работа эффективна только при регулярной медикаментозной поддержке. Коррекция наиболее тяжелых нарушений речи у детей идет успешнее в условиях специальных коррекционных учреждений, где есть возможность целенаправленно осуществлять весь комплекс психолого-медико-педагогических мероприятий. При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии. Задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируются мотив, коммуникативное намерение, внутренняя диаграмма высказывания, его лексическая наполняемость, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций. В процессе работы с дошкольниками с моторной алалией авторы отметили типичные особенности, характерные для данной группы детей: • выраженные трудности в формировании звуковых образов слов (даже имея определенный пассивный словарь, ребенок испытывает стойкие затруднения в назывании слов); • специфическая трудность формирования слоговой структуры слов, трудности в произнесении даже хорошо знакомых и простых по артикуляции слов (обращает на себя внимание нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структура слова); • трудности в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов; • нарушение развития фразовой речи. Это связано со специфическими трудностями формирования при моторной алалии так называемого речевого стереотипа; • выраженная трудность в развитии звукопроизносительной и связной речи (чаще в дошкольном возрасте). Ребенок с моторной алалией отличается крайне низкой речевой активностью. При попытке вступления с ним в речевой контакт часто появляется негативизм. Организуя работу с такими детьми, надо иметь в виду, что этот речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразного развития личности ребенка. Нам приходилось встречать среди них детей с резко выраженными невротическими чертами поведения в виде заторможенности или, наоборот, повышенной возбудимости. У некоторых обнаруживаются склонность к аутизму, затрудненность контакта, повышенная сенситивность. Очень часто отмечается неспособность к длительному усилию. Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов: 1) раннее распознавание недоразвития; 2) своевременное предупреждение вторичных отклонений; 3) учет нормального онтогенеза; 4) системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития; 5) формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу; 6) единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом принципа дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка.
ЛИТЕРАТУРА 1. Агранович 3.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей / 3. Г. Агранович. СПб., 2001. 2. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. — СПб., 2003. 3. Жукова К. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург, 2005. 4. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990. 5. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. — СПб., 2006. 6. Кузьмина К. К. Воспитание речи у детей с моторной алалией/Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. — М., 1997. 7. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. — М., 1951. 8. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2007. Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / [авт-сост. С. Н. Шаховская и др.]. 9. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989. 10. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская, -гг М., 2010. — Ч. 1. 11. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. — М.,2010._ч. 2. 12. Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) / Пятница, Т. В. Башинская. — Мозырь: ООО «Белый ветер»> 2008. 13. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. — М., 2003.
Приложение 1 Логопедическое обследование ребенка с моторной алалией [1] Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|