Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







V этап. Расширение объема предложения.





Сложное предложение

 

Цель. Развивать связную речь на основе выполнения практических заданий в учебно-коммуникативных ситуациях.

 

Понимание речи

 

Задача. Закреплять навык координации речи с движением. Задания и упражнения

Упражнения «Кошачья зарядка». Выполнение движений в соответствии с текстом стихотворения.

 

Осторожно, словно кошка,

От дивана до окошка

На носочках я пройдусь,

Лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться,

Распрямиться, потянуться.

Я из блюдца молочко

Полакаю язычком.

 

Задача. Формировать умение понимать разные виды словоизмений (с опорой на наглядный материал).

Задания и упражнения

 

Упражнения «Вырастим слова», «Назови ласково», «Назови наоборот», «Из чего что сделано?», «Большой и маленький» и др.

Лес — лесной, лесник, перелесок, лесок.

Стул — стульчик.

Сильный — слабый.

Дерево — деревянный.

 

Задача. Расширять элементарные математические представления посредством формирования образов.

Задания и упражнения

Разыгрывание сказок «Три медведя», «Три поросенка» (настольный театр).

 

Задача. Развивать понимание предложно-падежных конструкций, межпредметных и временных связей.

Задания и упражнения

Упражнение «Сапожки для кошки».

Сколько сапожек Оля купила,

Чтоб кошка лапок не промочила?

(Четыре)

Упражнение «Один — много (чего?)».

Упражнения на правильное употребление в речи предложно-падежных конструкций: «Где это находится?»," «Кто где спрятался?»

 

Задача. Расширять и укреплять словарный запас на понятийной и образной основах.

Задания и упражнения

Упражнения «Чей хвост, чья голова?», «Что забыл нарисовать художник?», «Что перепутал художник?»

Игры «Доскажи словечко», «Найди ошибки», «Нелепицы», «Бывает— не бывает», «Что собрала Катя, а что собрал Ваня?», «Кто где живет?»

 

Общеречевые навыки

 

Задача. Развивать речевое дыхание и силу голоса.

Задания и упражнения

Чтение потешки (скороговорки, чистоговорки) на выдохе, акцентируя внимание каждый раз на разных словах.

 

Задача. Формировать умение говорить в спокойном темпе, координируя речь с движением.

Задания и упражнения

Произнесение медленно, отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова.

Было весело на горке Сане, Соне и Егорке.

Заучивание стихов (двустиший и четверостиший).

Задача. Формировать умение определять повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию.

Задания и упражнения

Заучивание рассказов, сказок («Репка», «Колобок» и др.). Чтение песенок-долговорок.

Кто вечно хнычет и скучает,

Тот ничего не замечает,

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

(Если скучно стало, начинай сначала.)

(Р. Сеф «Бесконечные стихи».)

 

Задача. Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики в играх и диалогах.

Задания и упражнения

Упражнение «Точка, точка, запятая...» Подбор различных интонаций для предложения.

Лида читает интересную книгу.

Лида читает интересную книгу?

Лида читает интересную книгу!

Упражнения «Развесели Пьеро», «Рассмеши Мальвину». Прочитать стихотворение весело, а затем грустно. Уточнить, какое прочтение эмоционально уместно.

 

Урожай с полей убрали,

Листья пожелтели,

Птицы в теплые края

Снова улетели.

 

Задача. Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками.

Задания и упражнения

Речевые упражнения с отработанными звуками.

Мы подуем высоко: с-с-с-с-с...

Мы подуем низко: с-с-с-с-с...

Мы подуем далеко: с-с-с-с-с...

Мы подуем близко: с-с-с-с-с...

 

 

Фонематические представления

 

Задачи: формировать умения: 1) различать звуки, близкие по артикуляции; 2) преобразовывать слова путем замены или добавления звука; 3) находить слово, отличающееся от остальных по звучанию.

Задания и упражнения

1. Слова: мак — бак — так; ком — дом — гном; дам - дом — дым; бык — бак — бок; ток — тук — так.

2. Слова-паронимы: точка — дочка — почка — ночка — бочка; коса — коза; игра — икра; крыса — крыша; дом — том; батон — бутон — бетон; ватка — ветка; кот — крот; рак — брак.

3. Упражнение «Четвертый — лишний».

С л о в а: буфет — букет — буфет — буфет; билет — билет балет — билет; винт — винт — винт — бинт; утенок — котенок — котенок — котенок.

 

Задачи: совершенствовать умение выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным заданием.

Задания и упражнения

Игра «Доскажи словечко».

Как-то вечером две мышки

Унесли у Пети... (книжки).

 

Не полезет Влад на ель,

У него в руках... (портфель).

 

Не дрожи, Сережка,

Это ж наша... (кошка).

 

Загадки-обманки.

Скачет наш котенок ловко,

Очень любит он... (морковку?).

 

Все ребята точно знают

Кошки очень громко.., (лают?).

 

Задача. Развивать умение находить слово с заданным звуком в определенной позиции (в начале, конце, середине слова).

Задания и упражнения

Назвать встречающиеся в рассказе слова со звуком [х]: «Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. Только на елках осталась хвоя».

 

Самостоятельная речь

 

Задачи: формировать умения образовывать: 1) однокоренные слова; 2) слова при помощи приставок, суффиксов.

Задания и упражнения

1. Образовать однокоренные слова: чай — чайник — чайный — чаевничать — чаепитие.

Образовать относительные прилагательные: золото—золотой, шерсть— шерстяной.

Образовать прилагательные от наречий: быстро — быстрый, легко — легкий.

Образовать степени сравнения прилагательных: холодный — холоднее, сильный — сильнее.

2. Образовать новые слова при помощи приставок: ехал — уехал — доехал — заехал — переехал — отъехал.

Подобрать слова с противоположным значением, используя приставки от-,вы-: принести — вынести, отнести; привезти — отвезти, вывезти; вложить — выложить, отложить.

Образовать новые слова при помощи суффиксов: человек — человечек — человечище; рука — ручка — ручища; глаза — глазик — глазище.

 

Задачи: развивать умения: 1) подбирать антонимы; 2) многоязычные слова с оттенками разных значений, близких по значению слов.

Задания и упражнения

1. Подобрать слова с противоположным значением (по карликам): день — ночь, зима — лето, великан — карлик, полная - пустая, сильный — слабый, мягкое — твердое, открытое - закрытое, надевает — снимает, плачет — смеется.

2. Упражнение «Подбери, назови, запомни».

Слова: нос (корабля, человека); крыло (птицы, самолета)-ножка (гриба, стула, ребенка).

Подобрать слова, близкие по значению: трасса — дорога — шоссе; идет — бредет — марширует; бежит — мчится несется.

 

Задачи: формировать умения: 1) образовывать словосочетания с помощью разных частей речи; 2) составлять предложения с однородными членами.

Задания и упражнения

1. Согласование прилагательных с существительными: розовая бумага — розовое платье — розовый шарик.

Согласование местоимений с существительными: мой дом — моя кукла — мое пальто.

Образовать словосочетания со словом «много»: много карандашей, много цветных карандашей.

2. Составить предложения, используя данные слова: белка, заяц, медведь, лось; читают, пишут, рисуют, считают; большое, вкусное, сочное, спелое; на крышах, на земле, на деревьях, на заборе.

 

Задача. Упражнять в составлении сложносочиненных предложений с союзами я, и, или.

Задания и упражнения

Составить предложение с союзом а: «У Даши груша, а у Коли яблоки».

Составить предложение с союзом и: «Мама купила хлеб и молоко».

Составить предложение с союзом или: «Ты будешь рисовать или читать?»

 

Задача. Формировать умение распространять предложение, используя опорные слова, дидактический материал.

Задания и упражнения

Переделать предложение в распространенное, последовательно прибавляя по одному слову.

Дети играют.

Дети играют в футбол.

Дети играют в футбол на стадионе.

Летом дети играют в футбол на стадионе.

 

Задача. Формировать умение составлять предложения с различными предлогами.

Задания и упражнения

Составить предложение с предлогом в (с опорой на наглядный материал).

Составить предложение, вставив пропущенный предлог.

 

Моторика

 

Задача. Формировать умение удерживать органы артикуляции в заданном положении.

Задания и упражнения

Вспомнить положение языка при произношении звука [р].

 

Задачи: развивать: 1) координацию движений рук с положениями языка; 2) подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и точность движений; 3) речевые и двигательные возможности ребенка; 4) имитационно-раздражительные движения, используя элементы логоритмики.

Задания и упражнения

1. Выполнить артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: «Птенчики», «Лопатка», «Чашечка», «Моторчик» и др.

2. Вспомнить «Сказку о Веселом Язычке».

3. Изобразить кистями рук фигуру «Шарик» (пальцы обеих рук соприкасаются кончиками, изображая надувающийся шарик).

4. Упражнение на тренировку правильного дыхания.

 

Шарик тужился, пыхтел.

Лопнул он и засвистел: «С-с-с».

 

Задача. Совершенствовать точность выполнения движений и согласованность движений пальцев рук с речью.

Задания и упражнения

Произносить стихотворение и выполнять в соответствии с текстом фигуры пальцами рук.

Дом и ворота

 

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

 

Упражнение на тренировку у детей умения ориентироваться в собственном теле.

 

Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы, ногти,

Кулаки, ладони, локти,

Нос, живот, колени, пятки,

Губы, бедра и лопатки...

 

Изобразить движения медведя, лисы, черепахи, кошки.

Музыкальные перевоплощения.

Заучивание стихов на «пальчиковой основе».

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Моторная алалия — это своеобразное патологическое развитие речи, ее моторной функции. При работе над данным видом речевого нарушения очень важны комплексный подход к формированию речи, системная работа над речью и личностью ребенка, при которой учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и строения языка. В ряде случаев систематическая, длительная коррекционная работа дает средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда — только самую элементарную речь. Кроме того, логопедическая работа эффективна только при регулярной медикаментозной поддержке. Коррекция наиболее тяжелых нарушений речи у детей идет успешнее в условиях специальных коррекционных учреждений, где есть возможность целенаправленно осуществлять весь комплекс психолого-медико-педагогических мероприятий.

При работе используются разные приемы, методы, которые следует рассматривать не изолированно, а в комплексе, как имеющие общую направленность в коррекционно-воспитательном воздействии. Задачи и содержание работы определяются в зависимости от речевых возможностей ребенка. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируются мотив, коммуникативное намерение, внутренняя диаграмма высказывания, его лексическая наполняемость, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. Для обогащения речевой практики развиваются умения в сознательном использовании знаний, вырабатывается овладение моделированием речевых операций.

В процессе работы с дошкольниками с моторной алалией авторы отметили типичные особенности, характерные для данной группы детей:

• выраженные трудности в формировании звуковых образов слов (даже имея определенный пассивный словарь, ребенок испытывает стойкие затруднения в назывании слов);

• специфическая трудность формирования слоговой структуры слов, трудности в произнесении даже хорошо знакомых и простых по артикуляции слов (обращает на себя внимание нестойкость и разнообразие нарушений слоговой структура слова);

• трудности в назывании предметов, картинок и даже в повторении за взрослым отдельных слов;

• нарушение развития фразовой речи. Это связано со специфическими трудностями формирования при моторной алалии так называемого речевого стереотипа;

• выраженная трудность в развитии звукопроизносительной и связной речи (чаще в дошкольном возрасте).

Ребенок с моторной алалией отличается крайне низкой речевой активностью. При попытке вступления с ним в речевой контакт часто появляется негативизм.

Организуя работу с такими детьми, надо иметь в виду, что этот речевой дефект проявляется обычно на фоне своеобразного развития личности ребенка. Нам приходилось встречать среди них детей с резко выраженными невротическими чертами поведения в виде заторможенности или, наоборот, повышенной возбудимости. У некоторых обнаруживаются склонность к аутизму, затрудненность контакта, повышенная сенситивность. Очень часто отмечается неспособность к длительному усилию.

Положительная динамика при алалии выявляется при учете следующих факторов:

1) раннее распознавание недоразвития;

2) своевременное предупреждение вторичных отклонений;

3) учет нормального онтогенеза;

4) системность воздействия на все компоненты речи с преимущественным акцентом на преодоление лексико-грамматического недоразвития;

5) формирование речи с одновременным воздействием на сенсорно-интеллектуальную и аффективно-волевую сферу;

6) единство формирования речевых процессов, мышления и познавательной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом принципа дифференцированного подхода к обучению и воспитанию ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович 3.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей / 3. Г. Агранович. СПб., 2001.

2. Волкова Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учеб.-метод. пособие / Г. А. Волкова. — СПб., 2003.

3. Жукова К. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. — Екатеринбург, 2005.

4. Жукова Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1990.

5. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления / В. А. Ковшиков. — СПб., 2006.

6. Кузьмина К. К. Воспитание речи у детей с моторной алалией/Н. И. Кузьмина, В. И. Рождественская. — М., 1997.

7. Левина Р. Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина. — М., 1951.

8. Логопедия. Методическое наследие: пособие для логопедов: 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. — М.: ВЛАДОС, 2007. Кн. III: Системные нарушения речи: Алалия. Афазия / [авт-сост. С. Н. Шаховская и др.].

9. Логопедия: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дефектология» / Л. С. Волкова и др.; под ред. Л. С. Волковой. М.: Просвещение, 1989.

10. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская, -гг М., 2010. — Ч. 1.

11. Пятница Т. В. Система коррекционного воздействия моторной алалии / Т. В. Пятница, Т. В. Башинская. — М.,2010._ч. 2.

12. Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) / Пятница, Т. В. Башинская. — Мозырь: ООО «Белый ветер»> 2008.

13. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. — М., 2003.

 


Приложение 1

Логопедическое обследование ребенка с моторной алалией [1]







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.